Протоиерей Феодор Зисис

Протоиерей Феодор Зисис

 

Протоиерей Феодор Зисис. «Благое непослушание или худое послушание?»

p-Feodoros-Zisis-πρωτοπρ-Θεόδωρος-Ζήσης-2015

Глава 1   ВСЛЕД ЗА ЭКУМЕНИЗМОМ ПРИШЕЛ ГОМОСЕКСУАЛИЗМ

 

Объективно оценивая положение, в котором оказалась сегодня Церковь, следует признать, что она сильно уклонилась от Предания, участвуя в еретическом экуменическом движении *. Следствием чего стали и другие отклонения. Так, в церковной среде наблюдается стремительное падение нравов, многие клирики совершенно оставляют евангельский и святоотеческий образ жизни, а немалая часть епископата окружила себя роскошью, зачастую превосходя в этом даже светских персон.

 


 
 

Θεσσαλονίκη, 2006
Русский перевод с греческого
Издательский дом «Святая Гора», Москва, 2009
(здесь на сайте - эта глава дана с небольшими сокращениями)

Комментарии


Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение:


Заголовок:
Можете оставить здесь свои координаты, чтобы при необходимости мы могли бы с Вами связаться (они НЕ ПУБЛИКУЮТСЯ и это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО):

E-mail:
  Ваш адрес в соцсети или сайт:

Прошу ОПОВЕЩАТЬ меня на указанный выше e-mail - ТОЛЬКО при ответах в ветке ЭТОГО коммента!

Об авторе книги «Благое непослушание или худое послушание?» - священнике Феодоре Зисисе, профессоре-богослове

Писатель, публицист и священник Феодор Зисис (Πρωτοπρεσβύτερος Θεόδωρος Ζήσης), профессор Фессалоникийского университета имени Аристотеля (далее: ФУА)¹, родился 20.01.1941 на острове Tacoc² в селении Панагия² (читается: Панайия), в семье местного священника. В 1945 году семья переселилась в село Меси близ Комотини во Фракии, где Федя окончил начальную школу в 1953 году. Тамже, во Фракии, в городе Ксанти, Федор Зисис окончил в 1961 году и церковную школу. Был он там лучшим учеником.

 

Ниже приводим список самых значимых его работ:

 


ПРИМЕЧАНИЯ

Протоиерей Феодор Зисис. Ныне попирается Евангелие и отвергается Истина, и молчанием предаётся Бог - страха ради архиерейска...

Протоиерей Феодор Зисис. «Благое непослушание или худое послушание?»

 

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

 

В 2005 году Элладская Церковь пережила серьёзный кризис: разоблачения в отношении некоторых архиереев и скандалы, в которых они были замешаны, затронули не только её саму, но имели пагубные последствия и для древнейшей, первой по старшинству, Иерусалимской Церкви. Всё это пошатнуло доверие верующих к духовным лицам и наполнило ядовитыми стрелами колчаны врагов Церкви.

К сожалению, священноначалие было не в силах противостоять кризису, поскольку полностью дискредитировало себя. Большинство же архипастырей пребывали в страхе и нерешительности, не дерзая предпринять какие-либо шаги по преодолению кризисной ситуации. Один серьёзный и рассудительный владыка объяснял своё бездействие (равно как и других иерархов) боязнью различных нападок со стороны тех, кто привёл Церковь к такому плачевному состоянию.

Что же касается приходского духовенства, состоящего в основном из женатых клириков, то оно, глубоко обеспокоенное уничижением священного сана недостойными пастырями, не смело высказывать своего мнения о сложившемся положении страха ради архиерейска. Малодушные служители Христовы оправдывали свою безучастность послушанием епископам.

Однако в данной ситуации довод этот был совершенно неуместен и даже неприемлем, поскольку сковывал всякое желание противиться злу и предательски усыплял совесть. Ведь в то время когда попирается Евангелие и отвергается истина, безмолвствию и бездействию нет оправдания, ибо, воистину, молчанием предаётся Бог. Поэтому Писание и говорит о том, что есть «время молчать, и время говорить» (Еккл. 3, 7).

 
И судя по сложившемуся в то время (2005 год) положению, тогда настал именно тот час, когда следовало не молчать, но говорить. Посему мы и стали выступать, анализировать, предлагать выход из кризиса.

 
Подобное дерзновение имело вполне предсказуемые последствия: архиепископ Христодул подверг нас прещению, запретив в служении *. Тем самым было совершено неканоничное деяние, поскольку подобные действия в отношении клирика, находящегося в юрисдикции другой Церкви (в данном случае Константинопольской), не входили в сферу церковной компетенции предстоятеля Элладской Церкви **, и посему мы никоим образом не могли подлежать его суду. Безусловно, владыка делал это не без молчаливого согласия самого Вселенского патриарха, которому также не по душе православное слово, согласное с Преданием...

Сложно оправдать то, что не имеет никакого оправдания. Посему и тот факт, что те лица, которые погрузили Церковь в пучину скандалов, до сих пор не наказаны, вызывает праведное возмущение и, отчасти, недоумение. Ведь и по сей день к ответу не призваны виновные, явившиеся прямым источником соблазна или же в силу своего безмолвствования и бездействия сопричастные скандалам, — а это, главным образом, само священноначалие.

Зато с лёгкостью были наказаны те, кто, указывая на ужасающее положение дел в Церкви, призывал к пробуждению, к тому, чтобы виновные в скандалах или замешанные в них, взяли на себя ответственность за происходящее. Но, милостью Божией и благодаря горячей поддержке многих наших братьев во Христе, ближних и дальних, мы выстояли и не изменили своим позициям.

 
Малым плодом сей неустанной борьбы за чистоту Православия явилась эта небольшая брошюра, освящающая тонкую и болезненную для многих тему подлинного послушания — того послушания, о котором учат святые отцы, но которое, к сожалению, до сих пор у нас пренебрегаемо и малоизвестно. А если предать полному забвению учение об истинном послушании, то восторжествуют лжеучители и лжепастыри, которые поведут паству неверным путём, увлекая её за собой в пропасть вечной погибели.

Июнь 2006 Протоиерей Феодор Зисис

 


ПРИМЕЧАНИЯ
 

* Прещение (запрет в священнослужении) было наложено на отца Феодора в июне 2005 года. Однако возмущение по этому поводу церковной полноты (всех верующих, народа) и горячая поддержка многих клириков (священников, диаконов и других членов церковного притча) способствовали тому, что в сентябре 2005 года прещение было уже снято.

 
** Территория Греции поделена между двумя православными юрисдикциями: Константинопольским Патриархатом (Церковью) и Элладской Церковью. В частности, Святая Гора Афон, сохраняя большую самостоятельность, - не подчиняется, но поминает Вселенского (то есть Константинопольского) Патриарха.

 
Протоиерей Феодор Зисис (Πρωτοπρεσβύτερος Θεόδωρος Ζήσης),
профессор Фессалоникского университета имени Аристотеля
«Благое непослушание или худое послушание?» ("Κακή υπακοή και αγία ανυπακοή")
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Θεσσαλονίκη, 2006
Русский перевод с греческого
Издательский дом «Святая Гора», Москва, 2009

Протоиерей Феодор Зисис. Великая добродетель Послушания многими понимается неправильно - Верующие теряют свою свободу во Христе

Протоиерей Феодор Зисис. «Благое непослушание или худое послушание?»

p-Feodoros-Zisis-πρωτοπρ-Θεόδωρος-Ζήσης-1997


Великая добродетель Послушания многими понимается неправильно.
Верующие теряют свою свободу во Христе.
Протопресвитер Феодор Зисис - Ο Πρωτοπρεσβύτερος Θεόδωρος Ζήσης

 

Глава 2   СВЯТОЕ НЕПОСЛУШАНИЕ ИЛИ ХУДОЕ ПОСЛУШАНИЕ?

 
По ряду причин великая добродетель послушания, к большому сожалению, многими понимается неправильно. Из-за этого верующие теряют свою свободу во Христе, свой внутренний, духовный потенциал и всякую способность к борьбе и подвигу. И в руках некоторых, на вид благочестивых, «духовников» часто превращаются в безвольные и несвободные создания, в этаких бессловесных и безропотных рабов...

Серьёзно обратиться к теме послушания нас подвигла проблема, давно существующая в Церкви: большинство из нас, зачастую, отождествляют священноначалие, предстоятеля и епископат — с самой Церковью, отдельных личностей — с целым институтом, каковым, несомненно, является Церковь. И поэтому проявление непослушания в каких-то вопросах кому-либо из этих лиц воспринимается как непослушание самой Церкви.

 

Но что же на самом деле значит - послушание Церкви?

 

Послушание ли главе Церкви, архиереям и иереям как физическим лицам — не взирая на то, добрые ли они пастыри или же наёмники, бросающие овец на произвол судьбы или даже в объятья волков? Несмотря на то, послушны ли они сами истине православной веры, являются ли «верно преподающими слово истины» (2 Тим. 2, 15)? Вне зависимости от того, согласно ли всё, что они говорят и делают, с православным учением или же представляет собой заблуждение? И надлежит ли нам следовать за любыми духовными лицами и слушаться их всех, добрых и злых, соблюдая всё, чему они учат, не разбирая, истина это или ложь?
Безусловно, - нет!

 
Если бы в Церкви одержало верх такое искажённое представление о послушании, тогда бы в ней и поныне царила бы ересь, ибо святые должны были бы пребывать в послушании еретичествующим патриархам и иерархам; тогда бы в ней навеки утвердились николаизм ²² вкупе с гомосексуализмом...

Послушание Церкви — это послушание вовсе не каким-то конкретным личностям (ибо людям, как известно, свойственно заблуждаться), но непреложной истине Церкви, как она явлена в Евангелии и непреходящем многовековом святоотеческом Предании.

 

О послушании священноначалию - послушание только Пастырям добрым, радеющим об овцах

 

Всё, что Священное Писание и святые отцы говорят о послушании священнослужителям, подразумевает послушание пастырям добрым, неусыпно радеющим об истине и спасении верных. Классический тому пример — отрывок из Послания святого апостола Павла к Евреям:

«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны» (Евр. 13, 17).
Однако необходимым условием такого послушания он считает, в первую очередь,
неусыпную заботу пастырей о душевном спасении пасомых:
«Ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» (Евр. 13, 17).
Апостол также побуждает верующих поминать наставников.
Но каких наставников? Тех, кто примером своей жизни учит слову Божию:
«Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие,
и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7).

 
То же относится и к словам святителя Игнатия Антиохийского ²³ о послушании священноначалию. К его посланиям совершенно опрометчиво апеллируют многие поборники епископоцентричной экклесиологии, пытаясь найти законное основание или оправдание безраздельной власти епископов, которая зачастую принимает формы самодурства и тирании ещё и похлеще папских.

Действительно, в своих посланиях святой Игнатий побуждает проявлять полное послушание архипастырю. Но всякому ли? Отец Георгий Металлинос ²⁴, присутствуя на различных собраниях духовенства, где, со ссылкой на святителя, обосновывается необходимость беспрекословного и абсолютного послушания архиерею, всегда замечает, что при этом следовало бы ещё уточнять, какими достоинствами он должен обладать, чтобы требовать послушания себе. Ведь далеко не всякий владыка соответствует тем высоким критериям, которым должен отвечать истинный епископ.

А в своих посланиях святой Игнатий Богоносец, безусловно, подразумевает послушание как раз архипастырю доброму, каким, вне всякого сомнения, являлся он сам. Многие ли из нынешних иерархов, подобно святителю, являют собой пример для подражания — своим смирением, подвижническим характером и активной деятельностью против ересей, а также своим исповедничеством и готовностью пострадать за истину - даже до смерти? Но ведь именно таких достойных епископов, верно преподающих слово истины, поминает Церковь во время совершения Евхаристии.

 

Можно ли слушаться священнослужителей, ведущих паству к погибели?

 

Мыслимо ли слушаться священнослужителей, не проповедующих истину Евангелия и примером своей жизни ведущих паству в пропасть погибели или же оправдывающих ересь ересей — экуменизм? И чему в образе жизни таких клириков стоило бы подражать?

Святое непослушание совершенно необходимо тогда, когда ересь и моральное разложение принимают колоссальные размеры, когда Церковь в лице священноначалия впадает в заблуждение, как это происходит в наши дни в отношении архи-ереси экуменизма...

 

Архиереи, не возвышая против нечестия свой голос, разделяеют вину апостатов ...

 

Ересь оскверняет и поражает всё тело Церкви, и поэтому неважно, что понтифик посетил только Афины или что ВСЦ заседало в пределах митрополии Аттики ²⁵. В вопросах веры нет такого понятия, как «в моём ведении» или «в чужой компетенции». Так, еретик Арий ²⁶ объявился в далёкой Александрии ²⁷, а бороться с новым лжеучением стали каппадокийские отцы ²⁸; или, например, в Константинополе начал свою еретическую проповедь Несторий ²⁹, но борьбу с ним вёл,' главным образом, Александрийский святитель Кирилл ³⁰.

Таким образом, ни для кого из архиереев не может служить оправданием тот факт, что нога папы не ступала в пределы их епархий, или что конференция ВСЦ проходила не в их митрополии, или что лично они не совершали совместных молитв с католиками и протестантами.

Раз они тому не противились, никак не противодействовали, не протестовали и не возвышали свой голос против этого нечестия, значит, наравне со всеми, причастными к ереси экуменизма, разделяют ответственность и несут вину за то, что вершилось, и в равной степени с другими причастны к этому заблуждению.

Ведь, по слову святого Иоанна Златоуста ³¹, епископ должен радеть не только о своей епархии, но и обо всей Вселенской Кафолической ³² Церкви в целом: «Предстоятелю следует заботиться не только о Церкви, вверенной ему Духом, но и о Вселенской»*.

 

Все мы в ответе за Церковь, а не только одни архиереи и священники

 

Поскольку мы не видим, чтобы кто-либо из церковной иерархии боролся с экуменизмом, выступал против него, как-то противостоял натиску католичества и антиправославной деятельности ВСЦ, то мы сами вынуждены возвысить свой глас. Но тотчас умолкнем, лишь только просветит Господь архипастырей, и они начнут хоть что-то делать в сложившейся плачевной ситуации. А пока этого не произойдет, заниматься этим придётся нам, простым клирикам и монахам.

Все мы в ответе за Церковь, а не только одни архиереи, ибо Церковь — это не чья-то частная собственность. Епископ вкупе с духовенством, а также миряне, как единое тело с главой — Христом, несут ответственность за неё, каждый в своей мере. Нередко было, когда в заблуждение впадали патриархи и иерархи, на защиту Церкви от всевозможных ересей становились как раз простые пресвитеры и иноки, а верующий народ - испокон веков, вообще, признаётся стражем Православия.

 

Богословские диалоги ни к чему не приводят и ускоряют общую Апостасию

 

И последнее: неоднократно представляя Вселенскую патриархию и Элладскую Церковь на межхристианский конференциях, мы наглядно убеждались в том, что подобные богословские диалоги не только ни к чему не приводят, но, напротив, ведут к апостасии ³³, к отпадению от Православия.

Экуменисты из числа православных, участвуя в подобных встречах, нисколько не свидетельствуют об истине нашей веры, хотя именно эту цель они декларируют и якобы преследуют — на самом же деле, этой целью они просто прикрываются, используя как аргумент для оправдания своего участия в ВСЦ и других подобных организациях, и не более того.

 


ПРИМЕЧАНИЯ

Протоиерей Феодор Зисис. Священное Писание дает чёткое различие между добрыми пастырями и наёмниками, волками в овечьих шкурах

Протоиерей Феодор Зисис. «Благое непослушание или худое послушание?»

p-Feodoros-Zisis-πρωτοπρ-Θεόδωρος-Ζήσης-2015


Священное Писание дает чёткое различие
между добрыми пастырями
и наёмниками, волками в овечьих шкурах.
Протопресвитер Феодор Зисис - Ο Πρωτοπρεσβύτερος Θεόδωρος Ζήσης

 

Глава 3   СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О ПОСЛУШАНИИ

 

Писание делает чёткое различие между добрыми пастырями и злыми наёмниками;
истинными и подлинными служителями Божиими, учителями, пророками — с одной стороны,
и лжесвященниками, лжеучителями и лжепророками — с другой.

 
Приведём цитаты из книги святого пророка Иеремии³⁴, которые использует и святитель Григорий Палама³⁵ применительно к современным ему лжепастырям-еретиками:

«Изумительное и ужасное совершается в сей земле: пророки пророчествуют ложь,
и священники господствуют при посредстве их» (Иер. 5, 30-31).
«Пастыри сделались бессмысленными и не искали Господа, а потому они и поступали безрассудно, и всё стадо их рассеяно» (Иер. 10, 21).
«Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой;
любимый участок Мой сделали пустою степью; сделали его пустынею» (Иер. 12, 10-11).

 
Сам Христос чётко разделяет пастырей на добрых и злых, побуждая слушаться только хороших, а отнюдь не плохих — наёмников, которых интересует лишь собственная выгода и которые отнюдь не намерены жертвовать собой ради овец, оставляя их беззащитными при нападении волков:

«Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
А наемник, (не пастырь, которому овцы не свои),
видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит;
и волк расхищает овец, и разгоняет их»

(Ин. 10, 11-12).

 
Многие лжепастыри проникли в овчарню не через двери, то есть не благодатью Божией,
но «инуде», а именно посредством многоразличной СИМОНИИ³⁶.
И посему они,
как замечает в своём «Увещательном руководстве» преподобный Никодим Святогорец³⁷,
не суть богоизбранные сосуды Божии, и даже не ставленники народа,
а просто-напросто САМОЗВАНЦЫ.

 
Оттого то овцы и глядят на них как на чужаков, не слушаются их и не идут им вслед — ведь они следуют лишь за истинными пастырями:

«Истинно, истинно говорю вам:
кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник;
а входящий дверью есть пастырь овцам.
Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его,
и он зовёт своих овец по имени и выводит их.
И когда выведет своих овец, идёт перед ними;
а овцы за ним идут, потому что знают голос его.
За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса»

(Ин. 10, 1-5).

 
Однако, если овцы, то есть верующие, по какой-либо причине всё же последуют за худым пастырем, то ответственность за этот шаг будут нести они сами.

Об этом ясно сказано в Апостольских постановлениях³⁸:

миряне не могут утверждать,
что они всего лишь послушные овцы, что сами они ничего не решают
и что вся ответственность лежит сугубо на пастыре, который и даст за всё ответ.
Мыслить так пагубно, ибо овцу поджидает верная смерть не только тогда,
когда она не идёт вслед за добрым пастырем и потому бывает задираема волками,
но и тогда, когда следует за злым — за лжепастырем.

В заключение Апостольские постановления предлагают следующий совет, который во все времена звучит актуально: «Посему, надобно бегать пастырей-губителей».

 
Невозможно упомянуть всё, что в Новом Завете говорится о лжеучителях, лжепророках и лжепастырях. Приведём лишь слова святого апостола Павла, обращенные к пресвитерам Ефесским³⁹, которых он призвал в Милит⁴⁰, возвращаясь в Иерусалим из своего последнего апостольского путешествия.
Он предупреждает их о том, что вскоре появятся пастыри — волки в овечьих шкурах — еретики, которые сделают всё, чтобы рассеять паству. Однако и из среды самих пресвитеров выйдут те, кто, извратят Евангелие, чтобы привлечь к себе слушателей и постараться сделать их своими приверженцами:

«Итак внимайте себе и всему стаду,
в котором Дух Святый поставил вас блюстителями,
пасти Церковь Господа Бога нашего,
которую Он приобрел Себе Кровью Своею.
Ибо я знаю, что, по отшествии моём,
войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
и из вас самих восстанут люди,
которые будут говорить превратно,
дабы увлечь учеников за собою»

(Деян. 20, 28-30).

 
И последнее: Апостол языков (Апостол Павел) предупреждает верных, что в вопросах веры и послушания необходимо проявлять такую осторожность и рассудительность, что даже если бы он сам или же ангел начали учить чему-то иному, неведомому прежде, то не следовало бы их слушаться:

«Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8)

 


ПРИМЕЧАНИЯ

Протоиерей Феодор Зисис. Возведя икономию в разряд правила и даже закона, иерархи-апостаты полностью пренебрегают акривией

Протоиерей Феодор Зисис. «Благое непослушание или худое послушание?»

 

Глава 4.1   СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ПОСЛУШАНИИ - Святитель Афанасий Великий

 

Прежде чем привести в качестве примера некоторые высказывания Святых - в отношении:
Благословенного Послушания архиереям, верно преподающим Слово Истины
и Святого Непослушания еретикам и еретичествующим, - отметим следующее:
 
Многие Святые Отцы, основываясь на Священном Писании, прямо и откровенно говорили о злых пастырях, решительно высказываясь в пользу изгнания таковых из Церкви, особенно когда те своим поведением соблазняют Народ Божий.
 
Ныне же, искажая и упраздняя Евангелие, опровергая и ниспровергая Святых Отцов, подобные лжепастыри не только не выдворяются вон, дабы наступил столь желанный и долгожданный катарсис *, но, напротив, они удостаиваются ещё и беспрекословного послушания.
 
Тех же, кто отказывается слушаться извращающих Евангелие, кто изобличает являющихся источником соблазна, называют дерзостными смутьянами и устраивают над ними суды с целью извергнуть из Церкви. Не являет ли это собой нечто нелепое, странное и не вполне разумное?

 
1) Святитель Афанасий Великий

 
Итак, согласно мнению святителя Афанасия Великого, существует праведное, непредосудительное неповиновение — святое божественное непослушание,которое допустимо и даже необходимо в тех случаях, когда церковное священноначалие неверно преподаёт слово Христовой Истины.

 


ПРИМЕЧАНИЯ

Протоиерей Феодор Зисис. Не имеет никакого значения, кто требует от нас послушания - тот ли, кто выше нас по чину или кто ниже

Протоиерей Феодор Зисис. «Благое непослушание или худое послушание?»

p-Feodoros-Zisis-πρωτοπρ-Θεόδωρος-Ζήσης-2016


Не имеет никакого значения, кто требует от нас послушания
- тот ли, кто выше нас по чину или кто ниже.
Протопресвитер Феодор Зисис - πρωτοπρ.Θεόδωρος Ζήσης

 

Глава 4.2   СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ПОСЛУШАНИИ - Святитель Василий Великий

 

Многие Святые Отцы, основываясь на Священном Писании, прямо и откровенно говорили о злых пастырях, решительно высказываясь в пользу изгнания таковых из Церкви, особенно когда те своим поведением соблазняют Народ Божий.

 
2) Святитель Василий Великий

 


ПРИМЕЧАНИЯ

Протоиерей Феодор Зисис. Плох тот мир, который отдаляет нас от Бога, но похвальна та война, которую мы ведём против лжи и греха

«...Никого я так не боюсь, как епископов,
- исключая немногих».
Святитель Иоанн Златоуст

Протоиерей Феодор Зисис. «Благое непослушание или худое послушание?»

p-Feodoros-Zisis-πρωτοπρ-Θεόδωρος-Ζήσης-2017


Плох тот мир, который отдаляет нас от Бога,
но похвальна та война, которую мы ведём против лжи и греха.
Протопресвитер Феодор Зисис - Ο Πρωτοπρεσβύτερος Θεόδωρος Ζήσης

 

Глава 4.3   СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ПОСЛУШАНИИ - Святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

 

«...Никого я так не боюсь, как епископов, — исключая немногих». Святитель Иоанн Златоуст

 
3) Святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

Святые Иоанн Златоуст³¹ и Григорий Богослов⁵³ в своих трудах неустанно воспевают величие священного сана⁵⁴. Поистине несравненным образом изображая высоту пастырского служения, высочайшие духовные качества и чистоту клириков, они вместе с тем изобличают падение и непостоянство многих из них — для того, чтобы было понятно различие между добрыми и злыми пастырями.

Во многих их творениях часто упоминается и о худых епископах. Но это не значит, что тем самым они впадают в грех осуждения или поношения. Единственное их желание — предостеречь и оградить верных чад от злых архиереев, которым такое обличение также принесёт пользу, естественно, если те смиренно и бесстрастно захотят услышать правду, тем самым являя подлинную мудрость, ибо сказано в Писании: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Притч. 9, 8).

Святитель Григорий, претерпевший многие гонения и ссылки от плохих иерархов, пишет, что он не страшится ничего: ни нападок со стороны людей, ни нападений диких зверей. Единственное, чего он боится и желал бы избежать, так это злых епископов: «Одного избавь меня, злых епископов»".

Ибо архипастыри, поставленные быть учителями, вместо этого стали делателями всяческих злодеяний и многоразличного порока: «Стыдно говорить, как есть, но я скажу: поставленные быть учителями благого, мы есть источник всех зол».

Подобную же мысль мы встречаем и у святого Иоанна Златоуста:
«...Никого я так не боюсь, как епископов, — исключая немногих» ("Письма к Олимпиаде").

У святителя Григория Богослова есть также мудрые слова о том, что плох тот мир, который отдаляет нас от Бога (то есть когда мы соглашаемся с тем, что неугодно Ему, либо участвуем в том, что противно Его святой Воле), но похвальна та война, которую мы ведём против лжи, заблуждения и греха.

Пo аналогии с этим скажем:

как существует Благое и худое Послушание,
так есть худое и Благое Непослушание.
 
И как святитель Григорий, рассуждая о мире и войне, говорит, что
«брань лучше мира, разлучающего с Богом»,
 
так и мы дерзнём утверждать, что
Непослушание бывает лучше послушания, разлучающего нас с Господом.

 


ПРИМЕЧАНИЯ

Протоиерей Феодор Зисис. Весь епископат Константинопольской Церкви покорился императору и патриарху, поддерживающих еретиков

Протоиерей Феодор Зисис. «Благое непослушание или худое послушание?»

 

Глава 4.4   СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ПОСЛУШАНИИ - Преподобный Максим Исповедник

 

«Вся сила небесная не убедит меня подчиниться вам,
ибо что я буду приводить в свое оправдание, (имею в виду не Богу, но своей совести),
если ради славы человеческой, которая есть ничто,
отрекусь от спасительной для меня веры?»

 
4) Преподобный Максим Исповедник⁵⁵

Святой Максимус⁵⁵, справедливо именуемый Исповедником, являет нам пример той ответственности в борьбе за сохранение веры, которую несут, в первую очередь, конечно, священнослужители, а затем уже и монашествующие с мирянами.

 


ПРИМЕЧАНИЯ

Протоиерей Феодор Зисис. Развод и второй брак запрещаются Евангелием и церковными канонами - обличал царя ромеев святой Феодор

Протоиерей Феодор Зисис. «Благое непослушание или худое послушание?»

 

Глава 4.5   СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ПОСЛУШАНИИ - Преподобный Феодор Студит

 

Жития святых Максима и Феодора⁶⁵ в чём-то схожи.
Преподобный Феодор Студит⁶⁵ также был простым иеромонахом.

(Впрочем, как и святой Иоанн Дамаскин⁶⁶, который сокрушил иконоборцев — патриархов и иерархов. Может, кто-нибудь полагает, что и он (Иоанн Дамаскин) тоже не был послушен Церкви?).

Но именно преподобному Феодору Студиту пришлось отстаивать истину в двух важных и серьёзных церковных и богословских вопросах того времени, тогда как официальная Церковь в лице патриарха и синода в разрешении этих проблем шла на компромисс и уступки, тем самым упраздняя и ниспровергая Евангелие, Священные каноны и Предание в целом.

  • Первая проблема возникла в связи со вторым браком автократора (самодержца) Константина VI⁶⁷,
  • а вторая - вследствие иконоборческой⁶⁸ политики императоров Льва V⁶⁹ и Михаила II⁷⁰...

 

 


ПРИМЕЧАНИЯ

 

Протоиерей Феодор Зисис. Высказывания и уроки жизни преподобного Симеона Нового Богослова и святителя Марка Евгеника (Ефесского)

Протоиерей Феодор Зисис. «Благое непослушание или худое послушание?»

 

Глава 4.6   СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ПОСЛУШАНИИ - Преподобный Симеон Новый Богослов и святитель Марк Евгеник

 

И, наконец, приведём мнения преподобного Симеона Нового Богослова⁸⁴ и святителя Марка Ефесского⁸⁵ по интересующей нас теме.
 

 

 


ПРИМЕЧАНИЯ

 

Протоиерей Феодор Зисис. Церковь заполонили лжеучители и во всю здесь хозяйничают, им сегодня позволено всё!

Протоиерей Феодор Зисис. «Благое непослушание или худое послушание?»

 

Глава 5   ИМЕЕМ ЛИ МЫ ПРАВО ГОВОРИТЬ?

 

В настоящее время, к сожалению, положение дел в Церкви таково: священноначалие заставляет молчать тех, кто твёрдо придерживается церковного Предания и православных традиций — для того чтобы полностью восторжествовали доводы экуменистов и обновленцев; чтобы народ оставался непросвещенным, без какого бы то ни было руководства; чтобы не существовало подлинного диалога, обмена мнениями и аргументами, благодаря которым сразу бы открылась истина.

Церковные власти не приемлют даже конференций, организуемых нами в университетской среде; они полагают, что и их нельзя проводить без благословения, поскольку втайне желают, чтобы мы, проявив послушание, перестали проповедовать и свидетельствовать слово истины, которое во все времена раздражало и до сих пор продолжает раздражать тех, кто не хочет ему следовать.

Но если руководствоваться подобной логикой, то, наверное,
и Христу, чтобы говорить с народом,
надлежало иметь дозволение Анны и Каиафы, книжников и фарисеев?

Быть может, Ему и ученикам Его следовало пребывать в послушании первосвященникам?
Ведь архиереи запрещали апостолам проповедовать Христа,
как и сегодня многим возбраняют говорить о святом Православии:
«Приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса» (Деян. 4, 18).

 
В истории Церкви еретичествующие патриархи и иерархи (епископы) не раз отправляли в темницы и ссылки исповедников веры, дабы господствовало только их «богословское» мнение.

Так, святитель Григорий Богослов вынужден был служить в небольшой домовой церкви святой Анастасии, в то время как остальные храмы Константинополя были в руках ариан — епископов и духовенства, которые проповедовали в них нечестие. Что же, и святому Григорию следовало брать разрешение на произнесение своих замечательных богословских слов и на то, чтобы вернуть православное учение в захваченный арианами Царьград?

 
Не кажется ли вам, что и в наши дни Церковь заполонили лжеучители и во всю здесь хозяйничают? Что и сегодня в храмах редко услышишь православное слово — подлинное, без каких-либо примесей и привношений извне? Что в Церкви ныне орудуют еретики - экуменисты, и получается, что у них мы должны брать разрешение или благословение на то, чтобы освободить Церковь от экуменического пленения?

 
Православие — единая истинная вера, которая проповедует и возвещает подлинное имя Христово. Все иные вероисповедания, как говорил священномученик Косьма Этолийский *, суть ложные учения, заблуждения и ереси. Но именно им сегодня позволено всё, созданы все условия для того, чтобы посредством всевозможных средств массовой информации (СМИ), печатных изданий и телевидения делать своё грязное дело — вести борьбу против Евангельской истины и святого Православия.

Тем, кто пытается уничтожить, предать забвению, запретить православное учение, мы хотим адресовать слова, с которыми в своё время святые апостолы обратились к иудейским архиереям, как видно, продолжающим существовать и в наши дни, однако в несколько ином обличии:
 
«Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5, 27 — 29)!

 


ПРИМЕЧАНИЯ
 

* Равноапостольный священномученик Косма Этолийский (1714 - 1779; память 11/24 авг.) - один из духовных вождей Греции периода османского ига; родом из области Этолия (в центральной части Греции, к северу от Пелопоннеса); окончил Афонскую духовную школу, пострижен на Афоне в монастыре Филофей. Будучи рукоположен во пресвитера, вёл активную проповедническую деятельность, за что принял мученическую кончину. 20 апреля 1961 г. канонизирован Константинопольской Церковью.

 
Протоиерей Феодор (Федор) Зисис (Πρωτοπρεσβύτερος Θεόδωρος Ζήσης),
профессор Фессалоникского университета имени Аристотеля
«Благое непослушание или худое послушание?» («Κακή Υπακοή και Αγία Ανυπακοή»)
Глава 5 ИМЕЕМ ЛИ МЫ ПРАВО ГОВОРИТЬ?

Θεσσαλονίκη, 2006
Русский перевод с греческого
Издательский дом «Святая Гора», Москва, 2009

Уважаемый ортодокс

Приведите мне каноны, которые говорят о послушании, вне монашества в каноническом устройстве церкви.

Вся штука в том, что требования к священнослужителям ясно высказаны в посланиях апостола Павла. Они должны соблюдать Св. Писание и чтить постановления Церкви, в том числе и каноны. А о каком-то послушании епископу речи нет.

Это в монашестве, имеет свой определенный смысл.

Посему и писания о.Федора Зисиса не имеют особого смысла. Человек должен следовать Богу, а не человеку.

Когда-то стал собирать мысли о послушании - читайте здесь.

Игумен Евфимий (Моисеев): «Неблагое непослушание» издательства

Игумен Евфимий (Моисеев): «Неблагое непослушание» издательства «Святая гора»

...Книга же «Благое непослушание или благое послушание» получила, как я уже сказал, отрицательный отзыв рецензента. Помимо достаточно сомнительных с богословской точки зрения идей, высказываемых в ней, в этой книге также содержатся прямые выпады против священноначалия Константинопольской и Элладской Церквей.

Мы изучили эту ситуацию и выяснили, что протопресвитер Феодор Зисис открыто полемизирует со священноначалием Элладской Православной Церкви, клириком которой является, не подвергаясь при этом каким-либо прещениям, хотя это внутреннее дело этой Церкви.

Наша Церковь (РПЦ МП) считает для себя неприемлемым на официальном уровне поддерживать высказываемые им взгляды.

Интересным образом (совпадение ли это – не знаю) идеи, содержащиеся в книге «Благое непослушание или благое послушание» во многом перекликаются с содержанием заявления так называемых «ижевских раскольников». То, что подобные издания способствуют распространению идей, которые в конечном итоге могут спровоцировать раскол в церковной среде, думаю, совершенно очевидно.

...В отношении издательства «Святая гора» со своей стороны мы сделали все что в наших силах, для того чтобы предотвратить развитие ситуации по тому сценарию, который, к сожалению, привел к столь печальному для этого издательства результату. Мы пытались наладить рабочий контакт со «Святой горой», приглашали генерального директора этого издательства И.Л. Кварталова для беседы в Издательский Совет, чтобы выяснить обстоятельства данного дела. Но, к сожалению, от нашего приглашения этот издатель уклонился...

26 мая 2011 - Михаил Тюренков - Полностью тут: taday.ru/text/1071140.html

Какое лукавство - считать сектантом любого

Какое лукавство - считать сектантом любого, чья позиция не соответствует официальной позиции иерархов РПЦ! Обратите лучше внимание на борьбу с ересями, описанными в этой книге! Как говорится, правда глаза колет.

Шикарная книга! Храни Господь

Шикарная книга! Храни Господь раба Божьего протоиерея Феодора! Крепости духа ему!

Спасибо!

Слава Богу, что находятся такие люди как протоиерей Феодор Зисис. Надо бороться за чистоту веры, да поможет нам Бог!

Не в силе Бог, а в правде!

Спаси Господи протоиерея Феодора Зисиса за борьбу за чистоту Церкви, за то, что не боится прещения еретиков. Не в силе Бог, а в правде!

Глава Церкви - Христос!

Да хранит Вас Господь, протоиерей Феодор Зисис, истинный пастырь!
Да спасет и избавит Христос Святую Православную Церковь от еретиков в священноначалии!
Глава Церкви - Христос, а не Патриарх, как сейчас пытаются внушить верующим.

Да поможет нам Бог в борьбе за чистоту Православия!

Благодарим за книгу! Спаси Господь автора о.Феодора и администрацию сайта за правдивую информацию!
Да поможет нам Бог в борьбе за чистоту Православия!

Вопросы-ответы за месяц