Протоиерей Феодор Зисис. Весь епископат Константинопольской Церкви покорился императору и патриарху, поддерживающих еретиков

Протоиерей Феодор Зисис. «Благое непослушание или худое послушание?»

 

Глава 4.4   СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ПОСЛУШАНИИ - Преподобный Максим Исповедник

 

«Вся сила небесная не убедит меня подчиниться вам,
ибо что я буду приводить в свое оправдание, (имею в виду не Богу, но своей совести),
если ради славы человеческой, которая есть ничто,
отрекусь от спасительной для меня веры?»

 
4) Преподобный Максим Исповедник⁵⁵

Святой Максимус⁵⁵, справедливо именуемый Исповедником, являет нам пример той ответственности в борьбе за сохранение веры, которую несут, в первую очередь, конечно, священнослужители, а затем уже и монашествующие с мирянами.

В те времена повсюду царила ересь монофелитства⁵⁶ (ныне же везде, к сожалению, господствует наихудшая из ересей — экуменизм) и весь епископат могущественной Константинопольской Церкви покорился императору и патриарху, поддерживающим еретиков. Непокорным был только один инок — преподобный Максим. (Наверняка, он тоже слыл бунтарём и непослушливым, как и сегодня противников экуменизма обвиняют в том, что своим словом они будоражат и смущают паству.)

Патриарх Пётр⁵⁷ порицал святого Максима за неповиновение Церкви и угрожал ему прещением. Преподобный же на это отвечал, что

Церковь - есть правое исповедание веры, (та истина Церкви, от которой он никогда не отпадёт),
и что в послушании Церкви не пребывает как раз тот, кто предаёт истину, изменяет ей,
а не тот, кто её защищает.

Приведём небольшой отрывок этого диалога.
Патриарх обратился к исповеднику со словами:

«Какой Церкви ты? - Византийской, Римской, Антиохийской, Александрийской или Иерусалимской? Вот все [эти Церкви] с подвластными [им] епархиями объединились [между собою]. Итак, если ты, как говоришь, принадлежишь к кафолической Церкви, то соединись [со всеми], чтобы, вводя в жизнь новый и странный путь, не подвергнуться тому, чего не ожидаешь».

Святой Максим ответил ему достойно своих мудрости и благочестия:

«Бог всяческих объявил кафолическою Церковью правое и спасительное исповедание веры в Него, назвав блаженным Петра за то, что он исповедовал Его. Впрочем, я хочу узнать условие (исповедание), на котором состоялось единение всех Церквей, и если это сделано хорошо, я не стану отчуждаться».

 
Семьсот лет спустя святитель Григорий Палама, безусловно, зная такую позицию преподобного Максима, ещё строже утверждал, что к Церкви принадлежат лишь те, кто принимают истину Церкви; те же, кто непослушны этой истине, никоим образом не могут составлять Церковь, не имеют к ней никакого от ношения. Такие люди занимаются самообманом, даже если и именуют себя иереями или архиереями. Христианство, подлинное и истинное, характеризуется и определяется не личностями, но непреложной истиной и непреклонностью в вере:

«И те, кто от Церкви Христовой, суть от истины, а те, кто не от истины, те и не от Церкви Христовой, сколь бы они не возводили о себе лжи, когда называют самих себя святыми пастырями и архипастырями и так зовутся другими. Ведь мы помним, что христианство определяется не внешним видом, но истинностью и точностью веры».

 
Внимательно изучая деятельность преподобного Максима и его взгляды, можно многое почерпнуть по интересующей нас теме, но мы обратимся лишь к тем фактам, которые являют яркие примеры благого непослушания.

 
Святой Максим «рыдал и был охвачен глубочайшей скорбью», видя, как поддерживаемая государственными и церковными властями ересь монофелитства распространяется на Запад и Восток. Посему он покинул пределы Царьградской Церкви и прибыл в Римскую, не осквернённую сей ересью, «чистую от такого позора». «Оставив здешние места, он прибывает туда, защищая учение и последуя тамошним православными, не без труда, не без усталости и мучения проделал такой путь» .

По пути в Рим преподобный посетил и церковные общины в Африке для того, чтобы поддержать и укрепить православных, общался с местными архиереями, укрепляя в них Халкидонскую веру⁵⁸, вооружая аргументами против еретиков, передавая свои знания и опыт. Ведь он прекрасно понимал: чтобы противостоять еретикам недостаточно церковного сана, — необходимы богословские знания и богатый оныт. (Ныне же некоторые полагают, что после епископской хиротонии они становятся искусными богословами и поэтому требуют абсолютного послушания себе.)

Будучи простым иеромонахом, он в премудрости и рассудительности превосходил любого архипастыря. Потому иерархи и слушались его.

«Ведь если они были выше по положению, то мудростью и разумом были ниже, не говоря о других добродетелях и доброй славе, которой пользовался у всех этот муж. Поэтому они уступали его словам и беспрекословно подчинялись иным увещеваниям и советам, заключавшим в себе столь великую пользу».

Вступив в 654 году во второй раз на Константинопольскую кафедру, монофелитский патриарх Пирр⁵⁹ вновь вернулся к своим еретическим убеждениям, хотя прежде, после своей беседы с преподобным Максимом, публично осудил ересь. Теперь же он всячески пытался сломить волю святого, «думая, что если он его подчинит, то подчинит и всех остальных».

Поэтому, невзирая на преклонные годы подвижника (в то время ему было 80 лет), святого Максима подвергли неописуемым унижениям и мукам, а вместе с ним и ученика его Анастасия, а также римского папу, святителя Мартина⁶⁰, и других западных иерархов, которых насильно доставили в Царьград.

С помощью ложного, грубо состряпанного обвинения, на многократных заседаниях архиереи-еретики пытались сломить исповедника, запугать его, но все их старания были тщетны. Угрозы и лесть вперемежку с допросами не устрашили и не обольстили преподобного, который остался верным истине и «всецело непреклонным, твёрдым и непоколебимым духом».

Поэтому еретик, епископ Кессарийский Феодосий, предпринял ещё одну попытку убедить святого, заявив, что с ним они полностью согласны и что вероучения они нисколько не изменяют, но действуют так исключительно из соображений икономии⁶¹. «Появившееся ради экономии не следует принимать как истинный догмат, так же как и ныне предлагаемый нам типос появился под предлогом экономии, а не в соответствии с догматами».

На это преподобный Максим ответил, что в вопросах веры нет места икономии и компромиссу, и те, кто пытаются своё уклонение от чистоты православного учения оправдать икономией, суть лжецы, которых не только не следует слушаться, но, наоборот, необходимо всячески отвращаться, дабы через общение с ними не соучаствовать в их нечестии.
«Таковое происходит от лжеучителей и обманщиков, которым следует не доверять, а уклоняться от них, насколько возможно, и отдаляться, чтобы от общения с ними мы не стали жертвой какого-либо зла».

Никакие приёмы и ухищрения не смогли сломить святого, заявившего:

«Вся сила небесная не убедит меня подчиниться вам,
ибо что я буду приводить в свое оправдание, (имею в виду не Богу, но своей совести),
если ради славы человеческой, которая есть ничто,
отрекусь от спасительной для меня веры?
»

(А сегодня еретичествующие иерархи в погоне за человеческой славой, совершенно забыв о Боге и своей совести, призывают нас к беспрекословному послушанию, принуждая покориться экуменизму.)

И последнее: в житии преподобного Максима рассказывается о том, как с началом распространения ереси — «уходит от правильного учения император, а вместе с ним и Церковь, и немалая часть народа повернулась к противоположному».

В конце концов, единственным из патриархов, верным Православию, остался лишь святитель Софроний Иерусалимский⁶², вокруг которого и смогли сплотиться православные, клирики и миряне: «Вокруг него собирается всё священство и православный народ».

(Дай-то Бог, чтобы и в наши дни Господь явил миру хотя бы одного патриарха или двух-трёх епископов, незапятнанных позором экуменизма, дабы возле них смогли бы объединиться «священство и православный народ».)

В заключение хочется подчеркнуть тот огромный вклад, который внесли святые отцы в формирование здоровых отношений Церкви и Византийского государства — в первую очередь, их усердие по недопущению цезарепапизма⁶³ и старания по установлению симфонии⁶⁴ между Церковью и государством.

Так, святой Максим, порицаемый за свои слова о том, что «неправедно и нелепо называть царя священником», поясняет, что на самом деле он лишь несколько иначе сформулировал и выразил позицию Церкви по этому вопросу, согласно которой

«принимать определения и рассуждать о догматах более подобает священникам, чем царям. Так как им дозволено совершать обряд помазания и рукополагать, совершать приношение хлеба и предстоять перед жертвенником и всё остальное ещё более божественное и тайное исполнять».

 
 


ПРИМЕЧАНИЯ
 

⁵⁵ Преподобный Максим Исповедник (ок. 580 - 662) - византийский богослов, главный противник монофелитов, в том числе императора Ираклия I (610 - 641) и патриарха Константинопольского Сергия I (610 - 638).

Отцом его был ремесленник-самарянин, а матерью - рабыня-персиянка, принявшие крещение. При рождении получил имя Мосхион. После смерти родителей в десятилетнем возрасте он был передан в один из палестинских монастырей на воспитание, где его нарекли Максимом. Нашествие персов на Палестину и захват ими Иерусалима (614), вынудили преподобного покинуть Святую Землю.
Так он оказался в столице империи, где стал секретарем императора Ираклия, но вскоре оставил службу и ушёл в один из монастырей вблизи Константинополя, однако нашествие персов и аваров (626) заставило его покинуть город. Побывав на Крите и Кипре, он некоторое время прожил в Северной Африке, затем в Палестине и Сирии. В 641 - 645 гг. преподобный снова подвизался на севере Африки, где в 645 г. в диспуте с монофелитами в Карфагене он победил бывшего константинопольского патриарха Пирра (639 - 641 и 653 - 654). В том же году он отправился в Рим и, близко сойдясь с папой, святителем Мартином (649 - 653), выступил главным инициатором проведения Латеранского собора (649), на котором были провозглашены анафемы главным ересиархам монофелитов.
Святой доказывал, что воля и энергия присущи естеству или природе, и, следовательно, во Христе, при наличии двух природ, должны пребывать как Божественные воля и действование, так и человеческие.
За это в 653 году святой Максим, как и римский папа, был арестован, осуждён и сослан. За свою непримиримую позицию в 662 г. преподобный был ещё раз привезён в столицу, вновь осуждён, подвергнут урезанию языка и отсечению десницы и сослан в Лазику (Западная Грузия), где в крепости Шемари вскоре умер и был погребён (662). Учение святого Максима восторжествовало на VI Вселенском Соборе (680).

 
⁵⁶ Монофелитство (греч. единоволие - от слов: μόνος - одна и θέλημα - воля) - ересь, сложившаяся в VII в. и представляющая собой видоизменение монофизитства. Согласно монофелитам, Христос при наличии двух природ - Божественной и человеческой, имеет единую волю - Божественную. Монофелитам удалось склонить к ереси большинство иерархов Египта, Сирии и Византии - её поддерживали все восточные патриархи (кроме святителя Софрония Иерусалимского; 580 - 638), а также папа Гонорий I (625 - 638).
Стремясь вернуть в Церковь и присоединить к Империи монофизитские области - Египет, Сирию и Армению, царь Ираклий I (610 - 641) поддержал моноэнергизм - компромиссное учение ересиарха патриарха Сергия (610 - 638) о том, что во Христе наличествуют две природы, но только одна Божественная энергия, действование. Затем моноэнергизм перерос в монофелитства.
Преподобный Максим (580 - 662) доказывал, что воля, как естественное хотение, есть непременное выражение природы, а не ипостаси и, следовательно, у двух природ одной воли быть не может - без двух воль не может быть и двух природ во Христе. Монофелиты верили, что признание во Христе двух воль равносильно признанию в Нём склонности как к добру, так и ко злу. Но у безгрешного Христа эти два естественных хотения (воли) не вели к нравственному конфликту, так как одно (человеческое) пребывало в полном согласии с другим (Божественным). Монофелитства приводило к монофизитству, отрицающему полноту вочеловечения Слова Божия.
Начатые гонения укрепили православных, а захват арабами восточных областей империи (Египет и Сирия), где находились центры монофелитства, прекратил богословские споры. Vl Вселенский Собор (680) постановил, что во Христе пребывают две энергии и две воли, из которых человеческая в совершенном согласии следует или подчиняется Божеской, но не уничтожается ею.
Император из армян Филиппик Вардан (711 - 713), желая примирить своих соотечественников с Империей, попытался отменить решения VI Вселенского Собора, но возобновившаяся полемика была заглушена первыми вспышками иконоборчества.

 
⁵⁷ Пётр (654 - 666) - последний монофелитский патриарх Константинополя, приемник Пирра (639 - 641 и 653 - 654). Председательствовал на суде над святителем Мартином (649 - 653) и преподобным Максимом Исповедником (580 - 662).

 
⁵⁸ Халкидонская вера в неслитное, неизменное, нераздельное и неразлучное ипостасное единство двух природ во Христе; это догматическое определение («орос») было принято на IV Вселенском Соборе в Халкидоне (451); согласно нему во Христе две различные природы - человеческая и Божественная - образовали одну ипостась (личность); первые два определения направлены против монофизитов, последние - против несториан. (Святая царица Пульхерия (398 - 453) и император Маркиан (450 - 457) объявили о созыве нового собора в октябре 451 г. в Никее. К назначенному сроку прибыло свыше 500 епископов - ни на один собор до сих пор не собиралось такого количества участников. Маркиан был занят военными заботами - отражением новой волны гуннов, поэтому он приказал провести Собор поближе к столице. Было решено провести его в Халкидоне (Халкедоне) - городе на противоположном от Константинополя, азиатском берегу Босфора. В настоящее время это район Стамбула - Кадыкёй.)

 
⁵⁹ Пирр (☦ 655) - патриарх Константинопольский (639 - 641 и 653 - 654), приемник Сергия I (610 - 638), убеждённый монофелит, один из идеологов ереси. Ещё будучи игуменом, Пирр переписывался с преподобным Максимом (580 - 662) по вопросу моноэнергизма - учения патриарха Сергия о том, что вследствие ипостасного единства природ, во Христе возможно наличие лишь одной богочеловеческой энергии (действия). Затем в 638 г. Сергий и Пирр составили монофелитский «Эктесис» (Изложение веры), за подписью царя Ираклия I (610 - 641) распространяемый по Империи и затем провозглашённый Пирром официальной доктриной Церкви.
По смерти Ираклия Пирр оказался замешанным в династической борьбе. Тогда же обострились его отношения с властной августой Мартиной, поэтому он был арестован, низвергнут [патриархом стал другой монофелит - Павел II (641 - 653)] и сослан в Карфаген. Здесь в 645 г. у него состоялся богословский диспут с преподобным Максимом, после чего Пирр публично признал себя побеждённым и, вернувшись в Православие, отбыл в Рим, где принёс покаяние папе Феодору I (642 - 649). Однако вскоре, находясь в Равенне, Пирр отправил папе отречение от своего воссоединения с Церковью и вернулся к монофелитству. Папа Феодор анафематствовал Пирра, этот акт в 649 г. был закреплён Латеранским собором, осудившем ещё патриархов Сергия и Павла. Vl Вселенский Собор (680) к их именам добавил и приемника Пирра по кафедре, патриарха-монофелита Петра (655 - 666), отлучив всех их от Церкви. Скончался Пирр в 655 г. в Константинополе во время переговоров с представителями папы о восстановлении церковного общения.

 
⁶⁰ Святитель Мартин I Исповедник (649 - 653; ☦ 655) - папа Римский. Для борьбы с ересью монофелитов, получившей широкое распространение (даже император Констант II (641 - 668) и Константинопольский патриарх Павел II (641 - 653) были её приверженцами), святой созвал в Риме Латеранский собор (649), по авторитету близкий ко вселенскому, на котором осудил монофелитства. За это в 653 г. он был арестован и тайно отправлен в Константинополь. По надуманному обвинению в тайном общении с врагами империи-сарацинами, хулении Богородицы и неканоническом вступлении на папский престол (он был избран после двухмесячной вакансии, без утверждения византийским императором), святой в 654 г. был осужден и претерпел годичное заточение. В 655 г. он был призван на суд в Константинополь и по клеветническим обвинениям приговорён к смерти, но по ходатайству патриарха, казнь была заменена ссылкой на Крымский полуостров, куда его тайно отправили. Здесь в лишениях святой Мартин провёл последние два года своей жизни.

 
⁶¹ Из созидательного понимания икономии вытекает то, что невозможно из соображений экономии отходить от учения Церкви, от истины, ибо разрушение фундамента Церкви, умаление истины, противоречило бы основному значению домостроительства - созиданию.
Поэтому Святые отцы могли, ради икономии, отступать лишь от внешней формы правил или даже Таинств, но не от самой истины, к которой они стремились привлечь как можно больше душ человеческих. Ибо знали, что не всякое стояние за каноническую правду соответствует священным канонам, а может рассматриваться и как противное их духу и основной цели - созиданию, когда приводит к раздроблению Церкви.
Но икономия, ни при каких обстоятельствах, не может позволить или оправдать греховный поступок, не может объявить грех «не бывшим». По словам святителя Иоанна Златоуста (398 - 404), «домостроительно только то, что не беззаконно».
Греху нет места в Церкви - она не может допустить грех внутрь себя, не может и не должна на себе нести ересь, бесчиние, пренебрежение канонами и заповедями. Всё, что касается установлений Духа, должно быть соблюдено со всей точностью и тщательностью.
Церковь всегда примет кающегося грешника - отпустит грех, исцелит, уничтожит его благодатью, но никогда не скажет, что греха не было.
Церковь готова принять людей, поодиночке и общинами, но никогда не примет греховных, еретических учреждений, никогда не смирится с чуждым догматом. Посему тот, кто, находясь в еретическом сонмище и полагая себя крещёным, приступает к Церкви, то получает благодать Крещения, которую ранее не имел, либо когда крестится истинным Крещением, либо, по икономии, в самом присоединении - через Покаяние или Миропомазание. Как и тот, кто получил сан от руки еретика или схизматика, принимается в сущем сане, получая благодать хиротонии в том Таинстве, посредством которого он принимается в Церковь.
Поэтому принцип церковной икономии нисколько не противоречит догматическому учению о единственности Церкви, ибо не даёт ни малейшего основания утверждать, что вне Церкви может преподаваться спасительная благодать и что подобные «таинства» могут быть действительным (или имеющими некоторую долю действительности) и благодатными.

 
⁶² Святитель Софроний I (Премудрый) (ок. 580 - 638) - патриарх Иерусалимский (634 - 644), известен как непримиримый противник монофелитской ереси (к 630 г. остальные патриаршие престолы на Востоке оказались занятыми еретиками). Он автор слов в похвалу преподобной Марии Египетской и святых Кира и Иоанна (поводом к составлению послужило его чудесное исцеление от болезни глаз). Вместе со святым Иоанном Мосхом (Евиратом) (545 - 619) составил «Лимонарь» или «Луг духовный» (Синайский патерик) - собрание житий и поучений современных ему подвижников. Пересмотрел и исправил Устав монастыря преподобного Саввы Освященного. Автор многих трипеснцев на дни Четыредесятницу, не вошедших позже в Студийский устав (этот устав он ввёл в общее употребление в Палестине). Ему же принадлежит чин Великих часов на Рождество, не совсем сходный с нынешним. Ему, вероятно, следует приписать и окончательное образование чина Великого водоосвящения. Из богословского наследия наиболее известно окружное послание, изданное при его вступлении на кафедру, где он предлагает подробное исповедание веры ввиду появившейся монофелитской ереси. Впоследствии, на VI Вселенском Соборе (680), оно было принято, как точное изложение веры. Проповеди святителя интересны теми историческими деталями, которые позволяют представить себе жизнь Церкви в завоёванном арабами Иерусалиме (638). Сохранились также его гомилии, изложенные в стихотворной форме.

 
⁶³ Цезарепапизм (цезаропапизм) (от лат. caesar - цезарь и papa - папа) - религиозно-политическая модель, при которой в руках светского правителя сосредоточена как светская, так и духовная власть - либо непосредственно, либо через полное подчинение церковной иерархии. При цезарепапизма правитель воспринимается как наместник Христа на земле, хотя, как правило, это относится к должности, а не к личности. Этот условный термин был введён западными историками (И. Хергенрётером и др.) для обозначения системы взаимоотношений светской и церковной власти, характерной для Византии, где императоры, по существу, управляли Церковью, соединяя в одном лице главу государства и Церкви, присваивая себе верховные права в церковном управлении и ставя себя выше власти патриархов, подчиняя Церковь своими интересам. Проявлениями цезарепапизма было отмечено правление императоров Феодосия II (408 - 450), святого Юстиниана I (527 - 565), Ираклия I (610 - 641), Константа II (641 - 668) и Мануила I (1143 - 1180), а затем императоров-иконоборцев.
Аналогичные отношения возникли после реформации в протестантских странах, где государи присвоили себе власть высших епископов. Некоторые историки усматривают нечто подобное и в тех отношениях между монархом и Церковью,что установились в России со времени уничтожения патриаршей власти (1721).

 
⁶⁴ Симфония властей (от греч. συμφωνία — «созвучие», согласие, консенсус) - в Византии уже при святом Константине (306 - 337) материальная мощь государства и духовная сила Церкви впервые объединились по принципу «симфонии» этих двух властей. Впервые эти идеальные гармонические отношения между Церковью и государством сформулировал в «Шестой новелле» святой император Юстиниан I Великий (527 - 565), найдя для новых отношений «священства и царства» подходящий термин: «Если то (священство) будет во всём безупречно и причастно дерзновения к Богу, а это (царство) будет правильно упорядочивать вручённое ему общество, то будет благая некая симфония...»
Противоположностью симфонии являются цезарепапизм и папоцезаризм. Обе эти модели нарушают принцип правильных отношений Церкви и государства - в первой системе превалирует государство, во второй - Церковь.

 
 
Протоиерей Феодор Зисис (Πρωτοπρεσβύτερος Θεόδωρος Ζήσης),
профессор Фессалоникского университета имени Аристотеля
«Благое непослушание или худое послушание?» ("Κακή ὑπακοή καί ἁϒία ἀνυπακοή")
Глава 4.4 СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ПОСЛУШАНИИ - Преподобный Максим Исповедник

Θεσσαλονίκη, 2006
Русский перевод с греческого
Издательский дом «Святая Гора», Москва, 2009

Комментарии


Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение:


Можете оставить здесь свои координаты, чтобы при необходимости мы могли бы с Вами связаться (они НЕ ПУБЛИКУЮТСЯ и это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО):

E-mail:
  Ваш адрес в сети:
Прошу ОПОВЕЩАТЬ меня на указанный выше e-mail - ТОЛЬКО при ответах в ветке ЭТОГО коммента

Игумен Евфимий (Моисеев): «Неблагое непослушание» издательства «Святая гора»

...Книга же «Благое непослушание или благое послушание» получила, как я уже сказал, отрицательный отзыв рецензента. Помимо достаточно сомнительных с богословской точки зрения идей, высказываемых в ней, в этой книге также содержатся прямые выпады против священноначалия Константинопольской и Элладской Церквей.

Мы изучили эту ситуацию и выяснили, что протопресвитер Феодор Зисис открыто полемизирует со священноначалием Элладской Православной Церкви, клириком которой является, не подвергаясь при этом каким-либо прещениям, хотя это внутреннее дело этой Церкви.

Наша Церковь (РПЦ МП) считает для себя неприемлемым на официальном уровне поддерживать высказываемые им взгляды.

Интересным образом (совпадение ли это – не знаю) идеи, содержащиеся в книге «Благое непослушание или благое послушание» во многом перекликаются с содержанием заявления так называемых «ижевских раскольников». То, что подобные издания способствуют распространению идей, которые в конечном итоге могут спровоцировать раскол в церковной среде, думаю, совершенно очевидно.

...В отношении издательства «Святая гора» со своей стороны мы сделали все что в наших силах, для того чтобы предотвратить развитие ситуации по тому сценарию, который, к сожалению, привел к столь печальному для этого издательства результату. Мы пытались наладить рабочий контакт со «Святой горой», приглашали генерального директора этого издательства И.Л. Кварталова для беседы в Издательский Совет, чтобы выяснить обстоятельства данного дела. Но, к сожалению, от нашего приглашения этот издатель уклонился...

26 мая 2011 - Михаил Тюренков - Полностью тут: taday.ru/text/1071140.html

Какое лукавство - считать сектантом любого, чья позиция не соответствует официальной позиции иерархов РПЦ! Обратите лучше внимание на борьбу с ересями, описанными в этой книге! Как говорится, правда глаза колет.

Спаси Господи протоиерея Феодора Зисиса за борьбу за чистоту Церкви, за то, что не боится прещения еретиков. Не в силе Бог, а в правде!

После посещения церкви 7 мая 2015г. появились три красные точки по диагонали на равном расстоянии. Что это значит?