Протоиерей Феодор Зисис. Плох тот мир, который отдаляет нас от Бога, но похвальна та война, которую мы ведём против лжи и греха

Протоиерей Феодор Зисис. «Благое непослушание или худое послушание?»

 

Глава 4.3   СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ПОСЛУШАНИИ - Святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

 

«...Никого я так не боюсь, как епископов, — исключая немногих». Святитель Иоанн Златоуст

 
3) Святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

Святые Иоанн Златоуст³¹ и Григорий Богослов⁵³ в своих трудах неустанно воспевают величие священного сана⁵⁴. Поистине несравненным образом изображая высоту пастырского служения, высочайшие духовные качества и чистоту клириков, они вместе с тем изобличают падение и непостоянство многих из них — для того, чтобы было понятно различие между добрыми и злыми пастырями.

Во многих их творениях часто упоминается и о худых епископах. Но это не значит, что тем самым они впадают в грех осуждения или поношения. Единственное их желание — предостеречь и оградить верных чад от злых архиереев, которым такое обличение также принесёт пользу, естественно, если те смиренно и бесстрастно захотят услышать правду, тем самым являя подлинную мудрость, ибо сказано в Писании: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Притч. 9, 8).

Святитель Григорий, претерпевший многие гонения и ссылки от плохих иерархов, пишет, что он не страшится ничего: ни нападок со стороны людей, ни нападений диких зверей. Единственное, чего он боится и желал бы избежать, так это злых епископов: «Одного избавь меня, злых епископов»".

Ибо архипастыри, поставленные быть учителями, вместо этого стали делателями всяческих злодеяний и многоразличного порока: «Стыдно говорить, как есть, но я скажу: поставленные быть учителями благого, мы есть источник всех зол».

Подобную же мысль мы встречаем и у святого Иоанна Златоуста:
«...Никого я так не боюсь, как епископов, — исключая немногих» ("Письма к Олимпиаде").

У святителя Григория Богослова есть также мудрые слова о том, что плох тот мир, который отдаляет нас от Бога (то есть когда мы соглашаемся с тем, что неугодно Ему, либо участвуем в том, что противно Его святой Воле), но похвальна та война, которую мы ведём против лжи, заблуждения и греха.

Пo аналогии с этим скажем:

как существует Благое и худое Послушание,
так есть худое и Благое Непослушание.
 
И как святитель Григорий, рассуждая о мире и войне, говорит, что
«брань лучше мира, разлучающего с Богом»,
 
так и мы дерзнём утверждать, что
Непослушание бывает лучше послушания, разлучающего нас с Господом.

 
 


ПРИМЕЧАНИЯ
 

³¹ Святитель Иоанн I Хризостом (Златоуст) (354 - 407) (греч. Ιωάννης ο Χρυσόστομος) - архиепископ Константинопольский (398 - 404), один из величайших отцов Церкви. За проповеди против роскоши, которые императрица Евдоксия (☦ 404), супруга Аркадия (395 - 408), приняла на свой счёт, святой был отправлен в ссылку, но последовавшее затем землетрясение сподвигло царицу вернуть его в столицу. Проповеди против пороков высшего общества привели к новому гонению на святителя (из шести лет патриаршества, три он провёл в ссылках). Умер святой Иоанн в изгнании под Команами (Абхазия), по дороге в Питиунт (Пицунду). Перенесение мощей святителя в Константинополь произошло в 438 г. За свои проповеди (ок. 1000) - святого Иоанна, начиная с VI века, стали именовать Златоустом (Хризостомом). Оставил толкования на многие книги Священного Писания и почитается Церковью как великий экзегет. Он составил последование (чин) Литургии, носящей его имя, ввёл в церковное употребление Крестные ходы.

 
⁵³ Святитель Григорий I Богослов, или Назианзин {ок. 300 - ок. 391), - выдающийся богослов, один из трёх вселенских учителей Церкви.
Друг и сподвижник святителя Василия Великого (330 - 378); сын святого Григория (Старшего), епископа Назианза. Был епископом Сасима (Каппадокия), но, скорее всего, он никогда не литургисал в пределах своей епархии. После смерти отца унаследовал кафедру Назианза (Каппадокия), а затем был избран патриархом в арианствующий Царьград (379 - 381).
Председательствовал на II Вселенском Соборе (381), способствовав утверждению христологии и православного понимания Святого Духа как третьего Лица Троицы. Автор многих богословских сочинений, среди которых особенно выделяются «Пять слов о богословии», за что Церковь и именует его Богословом.

Его автобиографические поэмы «О моейф жизни», «О моей судьбе» и «О страданиях моей души» стоят в том же ряду, что и «Исповедь» блаженного Августина (354 - 430).

 
⁵⁴ Имеются в виду Слово 2-е (в русском переводе 3-е) святого Григория [Богослова] (300 - 390), а также «Шесть слов о священстве», написанные святителем Иоанном [Златоустом] (354 - 407) по следующему поводу:
ему и святому Василию (330 - 378) стало известно, что собравшиеся в 374 г. в Антиохии епископы вознамерились поставить их обоих архипастырями.

Святитель Иоанн, представляя высоту иерейского, а тем паче архиерейского служения и считая себя неприготовленным к надлежащему исполнению обязанностей пастыря, скрылся тайно ото всех и даже от своего собрата Василия, который и был возведён во епископа (вероятно, Рафаны Сирийской, близ Антиохии).

Вскоре, увидевшись со святым Иоанном, святитель Василий высказал ему свои дружеские упрёки за уклонение от священного сана, блистательным ответом на которые и служат эти слова о священстве, написанные между 374 и 386 гг., когда святитель Иоанн уже был рукоположен во пресвитера.

 
 
Протоиерей Феодор Зисис (Πρωτοπρεσβύτερος Θεόδωρος Ζήσης),
профессор Фессалоникского университета имени Аристотеля
«Благое непослушание или худое послушание?» ("Κακή ὑπακοή καί ἁϒία ἀνυπακοή")
Глава 4.3 СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ПОСЛУШАНИИ - Святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

Θεσσαλονίκη, 2006
Русский перевод с греческого
Издательский дом «Святая Гора», Москва, 2009

Комментарии


Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение:


Заголовок:
Можете оставить здесь свои координаты, чтобы при необходимости мы могли бы с Вами связаться (они НЕ ПУБЛИКУЮТСЯ и это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО):

E-mail:
  Ваш адрес в соцсети или сайт:

Прошу ОПОВЕЩАТЬ меня на указанный выше e-mail - ТОЛЬКО при ответах в ветке ЭТОГО коммента (снимите галку в квадратике, если это не нужно)