Расцерковление… Игумен Петр Мещеринов: отрицает он не Евангелие, а субкультуру, коммерцию, манипулирование людьми и прямую дурь

Мне хотелось бы обозначить проблему, которая, на мой взгляд, определяет несколько важных и, казалось бы, разноплановых явлений. Явления эти следующие:

первоеотрицательное отношение к нашей Церкви многих искренних, нравственных, мыслящих людей. Это отрицательное отношение не уменьшилось, а, пожалуй, только увеличилось в последнее время.
 
Стало быть, второе явление, которое придётся затронуть – это наши миссионерские усилия, которое вовсе не тормозят этот процесс.
 
И третье – вещь, так сказать, «обратная» миссии: «расцерковление», разочарование в Церкви и отход от неё достаточно большого количества людей – и особенно молодых людей, получивших церковное воспитание в своих семьях.
Давайте рассмотрим всё это по порядку.

Я имею многих друзей и знакомых среди людей искусства, правозащитников и журналистов, которых в православной среде презрительно именуют «либеральными».

На знакомых мне «везёт»: могу свидетельствовать, что все эти люди (не лишённые, разумеется, тех или иных человеческих слабостей, немощей и заблуждений) обладают очень верной нравственной интуицией, «чувством правды», а главное – все они, даже те, кто позиционирует себя в качестве «агностиков», с огромным уважением относятся к образу Христа.

Но большинство из них «на дух» не переносят Русскую Православную Церковь.

Их образ мыслей весьма отчётлив: наша Церковь имеет ко Христу весьма малое отношение. Примеров этого рода такое множество, что мне нет нужды приводить цитаты: я думаю, что читатель сходу может вспомнить десяток-другой подобных высказываний. Причём здесь надо отметить, что это вовсе не частное настроение сотни-другой человек: такое отношение к Церкви – весьма значимая часть общественного сознания, во всяком случае в культурно-интеллектуальной его части.

 
Как к этому относиться нам, членам Русской Православной Церкви? Здесь есть два варианта.

Первый – который в 99% случаев и используется: ругать всех этих людей, поносить их, уничижать, отказывать им в праве на свой взгляд на мир, считать их «людьми второго сорта», не способными увидеть, понять и принять высоту и глубину нашего Православия. А вдобавок, разумеется, обвинить их в том, что они являются оплачиваемой иноземными спецслужбами «пятой колонной» гнилого Запада, только и радеющего о том, чтобы уничтожить Православную Россию.

Второй вариант совершенно непривычен сегодняшним российским православным.

Первейший и важнейший христианский принцип покаяния с очевидностью требует от нас: когда мы выслушиваем обвинения в свой адрес, пусть эти обвинения и неверны – нам нужно остановиться и задуматься: а какой мы сами даём повод, что ради нас имя Божие хулится у язычников (Рим. 2, 24)?

«Ещё чего!», слышу я немедленное возражение.
«Они – враги России и Русской Церкви; нужно не прислушиваться к ним, а бороться с ними и уничтожать их!».

Не так смотрит на это дело Священное Писание. Апостол Павел говорит о добром свидетельстве от внешних (1 Тим. 3, 7), которое надлежит иметь епископу, а в его лице – и всей возглавляемой им христианской общине. Во 2-м послании к Коринфянам Апостол тщательно подчёркивает свою щепетильность в делах финансовых, для свидетельства их чистоты специально поставляет особенного, уважаемого всеми человека и заканчивает свои рассуждения по этому поводу так: ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми (2 Кор. 8, 21).

Следовательно, христиане не вправе отвергать негативное суждение о Церкви со стороны внешних; нужно обязательно понять, в чём заключаются наши ошибки, промахи, упущения – хотя бы для того, чтобы не дать повода ищущим повода (2 Кор. 11, 12).

 
Итак, если мы пойдём по тому единственно правильному, а стало быть – православному пути, который нам предписывает и Евангелие, и Церковь, и сегодняшняя необходимость миссии, – то нам придётся сделать вывод: люди, обвиняющие Церковь, по-своему правы. Они не видят в нашей церковной жизни Христа. Они не видят в церкви Церкви.

И в этом вина не их, а наша – мы не смогли быть так открыты их совестям (2 Кор. 5, 11), чтобы они, увидев наше чистое, богобоязненное житие, без слов приобретаемы были (1 Петр. 3, 2;1).

 
Весьма сходные процессы происходят и с теми людьми, которые из Церкви уходят. Особенно, повторю, это касается молодых людей. Впору вводить уже специальный термин – ДВР («дети верующих родителей»); опыт свидетельствует, что не менее 2/3 детей, воспитанных в Православии от младенчества, при наступлении юношеского возраста сбрасывают с себя церковность как обузу. Но здесь хоть более или менее понятно:

церковность в сегодняшних постсоветских семьях подчас бывает лишена подлинного христианского содержания,
представляя собой своеобразную смесь идеологии, магизма и «советских» комплексов,
мимикрировавших под православный обиход
(безответственность под видом «послушания»,
неуважение к себе и к другим людям – под видом «смирения»,
разобщённость и злоба под видом «борьбы за чистоту Православия»,
и т.д.).

Дети просто не получают подлинного христианского духовного и нравственного воспитания, не происходит их встречи со Христом; поэтому когда они приходят в тот возраст становления личности, в котором все авторитеты подвергаются сомнению – «церковь без Христа» этой проверки не выдерживает.

 
Но Церковь оставляют и люди, много лет старавшиеся честно жить православной церковностью - в её сегодняшнем варианте (разумеется, мы здесь говорим о людях искренних и ищущих Бога, которые вошли в Церковь по прямым религиозным, а не каким-то иным, прикладным, побуждениям). И их уход – гораздо более серьёзная и трагическая вещь, нежели непонимание и недоверие к Церкви людей внешних. Последние наблюдают за нами со стороны; а каково человеку, сознательно вошедшему в Церковь, от многого отказавшемуся, взявшему на себя многие подвиги, порой вплоть до радикальной перемены своей жизни, принятия священного сана или монашествапосле многих лет церковной жизни убедиться в том же, что благодаря здравому нравственному чувству видят без всяких подвигов люди нецерковные?

 
Что же за процесс заставляет христиан «расцерковляться»?

Происходит это тогда, когда церковность превращается в рутину, из неё уходит радость...

[Очень знакомые рассуждения о "застывшей обрядовости" и пустая демагогия "об обшинности, жизни во Христе и любви" - здесь опущены]

 
... В результате этого получается, что человек, много лет подвизавшийся в церковной жизни,
обретает в Церкви не подлинную церковность, выявляющуюся, повторю ещё раз,
в личном возрастании во Христе и в евхаристической общинной жизни,
в любви у Бога и у человеков (Лк. 2, 52),
а совершенно иные вещи:
субкультуру, идеологию, политиканство, коммерцию, манипулирование людьми, неуважение к личности, обскурантизм, магизм, кликушество, а то и прямую дурь.

Нравственное чувство на всё это реагирует неприятием, христианская совесть ясно говорит: «в этом нет Христа» – и человек из Церкви уходит.

[Опущены "стандартные" обличения патриотичности и обрядоверия русских верующих людей]

 
А на другом полюсе церковной жизни мы видим активизацию миссии. Откликаясь на миссионерский призыв Святейшего Патриарха Кирилла, многие взялись за работу – и работа эта как-то сама собою отлилась в две формы:

массовые мероприятия
и контакты с субкультурами...

 
Вернёмся к трём рассмотренным выше явлениям. Негативная реакция людей внешних на Церковь исходит прежде всего из того, что, по их наблюдениям, Церковь действует во многом теми же методами и средствами, что и секулярный мир; а религиозной сути христианства, в том числе проявляемой и в социальной сфере, и в области нравственно-правовой оценки жизни, они не видят.

«Расцерковляющиеся» христиане на опыте убеждаются, что внутри Церкви не то что общин нет, но отношения подчас не только почти такие же секулярные, как и в миру, но бывают ещё и хуже...

Наконец, миссия наша пошла именно к субкультурам потому, что нынешняя русская православная церковность, увы, по большей части сама представляет собою не что иное, как субкультуру – подобное тянется к подобному. А субкультура – прямое воплощение секулярного: её задача – «выгородить» себе некую зону в земной жизни и отчаянно защищать её.

 
Что делать? – естественно возникает этот вопрос. Его я хочу предложить на обсуждение читателям.

Безусловно, что нужно каким-то образом созидать общины;
разумеется, что как воздух необходима подлинная церковная пастырская педагогика.
Конечно, ни в коем случае нельзя позволять,
чтобы вселенская неотмирная Христова Церковь, соединяющая Небо и Землю,
превращалась в узкую и душную субкультуру,
все интересы которой – в политике, идеологии, коммерции и прочих стихиях падшего мира.

Но как это сделать? что именно предпринимать? как меняться сердцем и умом? Ответ за вами, прочитавшими эти мои очень болезненные для меня и горькие размышления.

 


 

Расцерковление - Как мне остаться в Церкви? Священник Андрей Кордочкин: Церковь - это ты сам, а потому уходить тебе некуда

Расцерковление - Павел Троицкий: в Русской Православной Церкви вообще потеряли ориентиры,церковная организация поглощает Церковь

 


 

22.09.2010, 16:52 - Ольга_К
Статья на злобу дня . Грустно. Муж у меня неверующий, раньше был хотя бы сочувствующий. Говорит, что когда узнал церковь изнутри - потерял веру. Хотя он неглупый человек, и чувство "правды" у него есть. В спорах приводит мне тысячу доводов, что наша церковь - это коммерческая структура и т.д и т.п. и любви там нет... На некоторые аргументы мне, к сожалению, сказать нечего.

 
22.09.2010, 18:49 - Владимир Захар

Люди с верной нравственной интуицией, «чувством правды», с огромным уважением(не верой) относятся к образу Христа. И эти люди(культурно-интеллектуальная часть) «на дух» не переносят Русскую Церковь.

А еще бурное и скандально публичное обсуждение учебника истории.
А еще строительство мечети в Текстилщиках.
А еще поздравление Патриархом Лужкова.
И во всем этом участвуют люди "верной нравственной интуиции", «чувством правды», культурно-интеллектуальная часть.

Какой дерижер пытается создать симфонию разрушения нашего государства
и как тысячелетнюю основу его - Русскую Православную Церковь?
Вот такие мысли приходят мне после прочтения подобных статей.

 
22.09.2010, 18:59 - Дмитрий Гр
Сразу не соглашусь вот с чем
(Цитата: ... в православной среде презрительно именуют «либеральными»... Но – с миссионерской точки зрения: а что, нашей Церкви не нужны интеллектуалы? ,,,)
То есть все интеллектуалы - либералы ? И если мы либералов потеряем , то останутся одни люмпены?
Но ладно, это к слову.
(Цитата:Но как это сделать? что именно предпринимать? как меняться сердцем и умом?)
А меня вопрос к вам, игумен Петр. Вы тут на каких позициях?
Сами хотите меняться и не знаете как, или вся проблема в том чтоб изменить других?
Так рецепт прост - своим живым примером. Расскажите о своей общине, о своих мыслях наконец. Не о том как победить нелибералов, а о себе. И заражайте своим правильным православием всех остальных.

Вот я воцерковленный, причем осознанно, я реально видел и вижу красоту православия в людях и не только в людях, при этом я не царебожник, не урапатриот, не обрядовер, не либерал, то есть весь ваш обличительный пафос мимо меня. Ну и?

Что вы мне можете показать? Красоты этой я в вас не вижу. Все ваши выступления, которые мне довелось слышать, строятся по одной кальке. Как все плохо и как все неправильно (занимает 99%), а потом общие слова про Христа, пустота.

Приходит на ум такая аналогия. Человек приходит в больницу, там вместо врача фельдшер - умеет только мазать зеленкой, но зато зеленки не жалеет - мажет где надо и не надо, при этом ругает больницу, мол лекарств не дают и т.д, и пациентов - бестолковые. Примерно этим вы и занимаетесь (без обид, но в сми это выглядит именно так).

Вы уже давно говорите на эти темы и размышляете, причем разуму вы отводите доминирующую роль, друзей думающих у вас тоже много, ну и, почему нет результата?

22.09.2010, 19:06 - Марина, супер-модератор
Сообщение от Дмитрий Гр - поддерживаю полностью.

 
22.09.2010, 19:28 - Марина, супер-модератор
... и Церковь отнюдь не безнравственна и не бескультурна в целом, и люди церковные - не серость и убожество и грубость. И честности, и света, и самоотверженности, и доброты просто человеческой, и покоя - всего этого в Церкви много, очень много.

Если искать в земной Церкви совершенства - то, разумеется, его и не найти, поскольку мы на Земле живем, и Церковь - это и совершенный Христос и несовершенные все мы. А если этого совершенства искать с категоричностью, нетерпимостью и злобой (а, главное, с желанием найти плохое), то и вообще вся картина исказится предвзятостью критика. Церковь культурой, нравственностью и интеллектом не измеряется. Убеждена, что здесь не место для размежевания люмпенов и элиты. Если элита может учить не-элиту собственным примером терпения, доброты, сочувствия - слава Богу. Пока видно лишь превозношение, порой - хамское.

То, что элита с большим благоговением относится ко Христу и, напротив, с презрением и негодованием - к христианам и к Церкви, по-моему, совсем не говорит о том, что вся причина - исключительно в нашей неправильной церковности. Это может быть и элементарная ревность к тем, кто, будучи "ниже" элиты, дерзает лезть в сферу, которая, по мысли элиты, по высоте и красоте идей подходит как раз именно ей... это и самое настоящее превозношение над теми, кто ниже.

22.09.2010, 23:23 - Марина, супер-модератор
... Кто же говорит, что этих болезней нет в Церкви! Это все и изнутри видно. Но я очень сомневаюсь, что все эти болезни так уж эффективно могут быть излечены каким-то специальным, особым, целевым привлечением в Церковь интеллектуально-культурной элиты. Вернее, почти не сомневаюсь, что эти болезни не пройдет (может быть, уйдет на второй план), зато появится масса доморощенных новаций под предлогом борьбы с церковными атавизмами.

Вместо бесклассового хамства старушек в Церкви появится классовая заносчивость элиты...

 
23.09.2010, 13:37 - Петроний
А я думаю, что мы на войне. Мы, христиане - на передовой. Каждый день нашей жизни - настоящая жесть: взрывы, стоны раненых, сотни трупов - бойня...
Я много раз думал о возможном обновлении Церкви, о переводе молитв, о совершенствовании сложных и непонятных обрядов. Но эти традиции существуют сотни лет. Они - как надёжное, проверенное оружие. Да сложное, да не всегда достаточно эффективное и точное. Но работающее и не рассыпающееся в песок, как рассыпается современное оружие многих других христиан.
И последнее. Многие отцы, многие старцы говорят сейчас: "Конец близок!", "Грядёт Спаситель!". Значит кульминация великой битвы уже совсем рядом. Разве мы имеем право экспериментировать сейчас?

 
24.09.2010, 10:30 - Дмитрий Гр
...
1. Настоящий путь христианина такой - Терпение, потом Долготерпение, а потом Смирение. Настоящее же смирение это и есть спасение.
2. Если твой родственник или знакомый не жаждет приобщиться к церкви, так это потому что ты человечек так себе. Может и не хуже прочих, но и не святой (некоторые с достоинством так и говорят - "я не монах и не святой"). Соответственно это молчаливый ответ в таком духе - "ну ты в церковь ходишь, ну и что?" Из этого нужно делать личные выводы, а не исправлять системные ошибки в церкви (в духе православие-перезагрузка)...
PS Хочу поделиться своим наблюдением. Самая любимая тема, на которую с готовностью говорят незнакомые люди (знакомые часто тоже), это обсуждение чужих недостатков. Разговор строится по схеме - сначала я расскажу о своем и ты осудишь за компанию, потом я увАжу тебя и буду поддакивать тебе. Обсуждения личных качеств друг друга всячески избегается. Это самый простой способ поговорить за жизнь и не расстаться врагами.
Второй аспект - по этой же причине, часто, если что то не нравится в собеседнике, критикуется не он напрямую, а то, к чему он имеет отношение (ситуационно или как-то еще ). Та же схема работает при обсуждении церкви. Так что просьба переживающим, что их знакомые не любят церковь - не обольщаться на свой счет.

 
30.09.2010, 12:33 - ГалинаКа
...
Мне удалось найти общий язык с "братом моим".Очень аккуратно,деликатно,не
касаясь какое-то время вопросов веры,просто - разговоры "за жизнь".
Он первый спросил меня,давно ли я в Церкви.
Второй вопрос звучал примерно так:"А не надоело еще....
" и - комментарий:"...хотя Вы еще только в начале пути...". Как припечатал.
Я старалась как можно мягче,без "фанатизьма",без давления объяснить свою точку
зрения,свое понимание веры.Беседа протекала вполне миролюбиво,спокойно.
Несмотря на дружественный тон,я не могла не заметить как он смотрел на меня.
Он смотрел на меня и общался - как с больной. Он жалел меня!
Как жалеют человека, который не видит своих заблуждений и живет в иллюзорном мире.
Он принял для себя решение,сделал свой выбор и ничто не могло это решение поколебать или изменить.
Разговор этот врезался мне в память еще и потому,что человек раскрылся очень
глубоко (он открыл такие моменты своей жизни,о которых не знали даже друзья).
Так вот,почти дословно суть его умозаключений:
"Я тоже по началу загорелся,было интересно,много читал,много размышлял,а потом понял,чтобы вести духовную и безгреховную жизнь - надо уходить в монастырь.
А просто ходить в церковь,зная,что ничего изменить не можешь, - не вижу смысла.
И у Вас это пройдет...."

Вот так вот !
Что ж тут поделаешь,ну никудышний из меня благовествователь-миссионер.
И проповеди говорить Бог ума не дал.

30.09.2010, 12:51 - Марина, супер-модератор
в том-то и дело. Слова наши - будучи абсолютно верными по сути! - так и останутся пустым сотрясением воздуха, если произносящий их неубедителен "молча", то есть самой своей жизнью. Убедиться самому и убедить, что слова - это не заблуждение, можно только практикой своей жизни. Понятно, что сразу человек в Церкви не изменится, но все-таки хоть что-то в нас самих, ходящих в Храм, должно так меняться, чтобы не мы были видны, а Христос в нас виден был.


Игумен Петр (Мещеринов) "Размышления о расцерковлении", pravmir.ru/razmyshleniya-o-rascerkovlenii
Православие и Мир, 22 сентября, 2010 (приводим в сокращении)

Комментарии


Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение:


Можете оставить здесь свои координаты, чтобы при необходимости мы могли бы с Вами связаться (они НЕ ПУБЛИКУЮТСЯ и это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО):

E-mail:
  Ваш адрес в сети:
Прошу ОПОВЕЩАТЬ меня на указанный выше e-mail - ТОЛЬКО при ответах в ветке ЭТОГО коммента

Расцерковление. А вообще, что такое Церковь? Это не что иное, как школа? Ведь, что сделал Иисус Христос, придя в мир? Он не просто сказал, что смерти нет. Он показал путь, по которому человеку нужно идти, а еще Он дал те азы этого учения, которые усовершенствовали Святые Отцы, водимые Духом Святым.

Вот и получается, что в Церкви мы должны учиться. Возникает естественный вопрос – чему учиться? Ответ прост – тому же, чему учились и в обычной школе. Прилежанию, терпению, трудолюбию, общению, ну и плюс к этому еще и тем качествам, которые нам так понадобятся в Царствии Небесном: любви, радости, миру, долготерпению, благости, милосердию, вере, кротости, воздержанию.(Гал.5.22-23)

Для того, чтобы учиться терпению, вовсе не обязательно быть в монастыре, и здесь хватает случаев, приводящих к нетерпению, тут их несравненно больше, чем в монастыре. Но, научившись всему «здесь», необходимо усовершенствование, тогда и монастырь подойдет, правда, если будет на то, воля Божья. Может быть, Господь уготовит другую стезю человеку, не монастырь.

И вере мы не научимся, если не будем чего-то бояться. В миру страхов-то тоже не мало, в монастыре они изощреннее.

А уж милосердию мы не научимся, если не будем с-низходить до немощи ближних.

Вот и получается, что мы не войдем в Царство Небесное, если не будем находиться в терниях и волчцах(Быт.3.18). Конечно же, я не смогу в столь кратком комментарии изложить весь опыт Церкви, и охватить все области жизни человеческой. Но путь решения проблемы расцерковления, думаю, лежит именно в этой плоскости.

Забыли мы, что необходимо учиться покаянию, которого нет у человека, стали просто ходить на исповедь – так надо. И всё, начались разговоры о том, что не надо так часто на исповедь ходить, и каяться в одних и тех же грехах. Дошло до того, что уже предлагают частную исповедь упразднить. На этом пути у нас есть много, чему мы должны научиться от Святых Отцов.