Жизнь отца Василия Борина † 1994, праведника, экзорциста, безкровного мученика, "негодного попишки"

Жизнь священника Василия Борина

протоиерей Сергий Бельков

Протоиерей Василий БОРИН († 1994) служил настоятелем церкви святого пророка Илии в эстонском поселке Васьк-Нарва

Когда война будет? - Она идет давно уже – против Бога!

Протоиерей Василий БОРИН († 1994) служил настоятелем церкви святого пророка Илии в эстонском поселке Васьк-Нарва, расположенном в 25 км от Пюхтицкого монастыря на берегу Чудского озера. Батюшка был известен тем, что в богоборческие советские времена отчитывал страждущих от нечистых духов.


    Отец духовный (о.Сергия Белькова)

Воспоминаниями о своем духовном отце делится петербургский священник Сергий БЕЛЬКОВ.
    Об отчитках и экзорцизме - читайте ниже
    Об исцелении наркозависимых - читайте внизу
    (К наркоманами чин изгнания бесов не применяется, ибо они не бесноватые, а одержимые. Отличие серьезное…)

 

СЛОВО СТАЛО СВОИМ

Об отце Василии я впервые услышал в 1985 году. К тому времени у меня накопилось много вопросов об экзорцизме, и, получив адрес, я поехал в Васьк-Нарву. Сразу попал на отчитку, и увиденное произвело на меня такое сильное впечатление, что я дал себе слово вернуться сюда вновь в отпуск, потрудиться (на восстановлении обители) и задать вопросы, которые меня волновали. Так и сложилось. Познакомившись с отцом Василием, я стал приезжать к нему по несколько раз в год. Проводил там половину отпуска, трудясь на послушаниях и духовно окормляясь.

Со слов отца Василия я знаю, что он рано женился, странствовал с семьей, хотел юродствовать, но духовник (отец Симеон из Печор) его не благословил, сказав, что у него другой дар - пастырства. В семинарию он поступил поздно, начал служить в Псковской епархии.

Через какое-то время ему был голос, сказавший, что он должен восстанавливать церковь в Сыренце. Благочинным Тартуского округа был тогда протоиерей Алексей Ридигер, будущий Патриарх. Встретившись с ним, отец Василий рассказал о случае с ним. «Это местечко в моем округе, поселок Васьк-Нарва на берегу Чудского озера, бывший Сыренец. Там есть разрушенный храм Ильи пророка». (Как раз в Сыренце из Чудского озера вытекает на север к Балтийскому морю - река Нарова. На другом берегу Наровы - уже русская деревня Скамья, тут теперь проходит граница России с Эстонией).

Некогда это был большой рыболовецкий поселок, а в последнее время людей жило немного. Когда отец Василий появился там, местные жители сказали ему: «Ты уезжай, батюшка: тут живет молодая женщина, которая занимается колдовством. Уже извела нескольких людей, не даст покоя и тебе». И действительно, колдунья пришла, принесла молоко (заговоренное): «Испей, батюшка».

А надо сказать, что отец Василий с особым благовением относился к Кресту, к правильному наложению крестного знамения, всегда со слезами пел тропарь Честному и Животворящему Кресту Господню. Ему была открыта сила этого оружия нашего спасения, поэтому он печалился, когда люди небрежно накладывали на себя крест, делал замечания об этом. Так и в этот раз, приняв молоко колдуньи он благословил его: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь», и выпил у нее на глазах. Так повторялось несколько раз. Тогда колдунья сама уехала из тех мест.

 
Церковь пророка Илии пророка была построена в XIX веке. Когда батюшка прибыл, она была разрушена. Отец Василий взялся восстанавливать храм. На отчитки к нему приезжало немало людей, многие исцелялись, средства у прихода были. Можно было нанять строителей, но отец Василий считал, что церковь должна восстанавливаться руками болящих. Среди них были и архитекторы, и художники, и строители. (Но были и отдельные наемные мастера, когда не хватало добровольцев-профессионалов). Вокруг церкви было много помещений и сарайчиков, где останавливались люди (власти не разрешали строить новые дома, - так о.Василий строил "гаражи", "хозяйственные постройки", в которых везде жили приезжие паломники, даже на чердаках. Так что часто на небольшой прилегающей территории храма размещалось до 150-200 "насельников" - прим.Паломника).

Болящие ехали отовсюду, со всего Советского Союза. По-разному Господь призывал людей и направлял к батюшке. Очень много бывало людей из Ленинграда. Приехать тогда в Васькнарву было в некотором смысле подвигом. И милиция делала рейды часто, и КГБ, - проверяли документы, записывали паспортные данные. Местные жители часто доносили, что здесь собираются сумасшедшие. Писали в разные инстанции, хотя никому мы не мешали, церковная территория была обнесена оградой. Так враг действовал. Но отец Василий не боялся никого.

 
Бес изгоняется постом и молитвой. Это лежало в основании жизни прихода отца Василия. Богослужение было неспешное, уставное. Там всегда была атмосфера Великого поста, глубокого покаяния, что давало духовные силы на целый год. (Для сравнения, в Пюхтице душа приобщается пасхальной радости, Светлого Христова Воскресения). Пища была очень простая, скудная (но голодным никто не оставался), а трудиться приходилось много (и стоило потрудиться один день, как пища становилась очень вкусной). Как только приезжаешь - холоден ты или голоден - сразу идешь на послушание (т.е. специально только-что прибывших не угощали).

Отец Василий старался привести людей к Богу через покаяние и смирение. Порою юродствовал с вновь приехавшим человеком, мог сказать: «Ой, Марина, не разбойница ли ты? Наверняка в шайке какой-нибудь состоишь…», или что-нибудь в этом роде. Человек смущался, конечно. Так он проверял смирение. (Еще испытал и такой прием о.Василия: вдруг очень похвалит тебя, и если ответишь как-либо, то он скажет: "Вот и погордился". На подобные хвальбы - надо молчать, понимая, что они не имеют к тебе никакого отношения (а отказ, отнекивание - признак внутреннего приятия похвалы). Прим.Паломника)

Мог обличить человека, который жертвовал деньги, внутренне тщеславясь или с небрежностью, словно делая одолжение. Он никогда не брал таких денег. Мог накричать, даже швырнуть их назад (но обычно говорил, чтобы опускали деньги в храмовые ящики для пожертвований, - тайно надо благотворить, а Бог все знает, и воздаст жертвователям). Обличал человека в присутствии других, чтобы сбить с него спесь. Кто действительно нуждался в помощи, те оставались. Ведь в этом - тоже послушание.

 
Увы, многие привыкли считать, что послушание - это насилие над личностью. А на самом деле это совсем другое. При послушании мы добровольно признаем, что наш опыт меньше, чем опыт другого человека, родителя, старшего друга. Послушание рождается из доверия и любви. Если человек говорит: не надо этого делать, можно его и не послушать, а если у меня есть к нему доверие и любовь, я послушаю его и не совершу ошибку, от которой он меня предостерег. Через послушание мы впитываем опыт мудрых, чтобы потом хоть чуть-чуть приблизиться к их мере, возрасти.

Учитывая, что отцу Василию приходилось иметь дело с таким непростым народом, как бесноватые, без послушания никак было не обойтись. Со стороны могло показаться, что таким обращением пастырь теряет паству. Приняли кого-то неласково, он мог обидеться и уехать. А кто-то - оставался.

Надо сказать, что батюшка сам давал пример смирения. Иногда бесы пытались через людей смутить его: «Ты, отец Василий, известный человек…», - «Да я негодный попишко, но тебя все равно выгоню». Часто уничижал себя перед всеми: «Да я семинарию-то с грехом пополам закончил».

 
Когда приезжал священник, отец Василий обязательно исповедовался ему. Это очень важно, потому что причащаются священники часто, а исповедуются редко. Это наносит ущерб духовной жизни батюшек. Его не смущало, что он, известный старец, исповедуется вчерашнему семинаристу.

Когда отец Василий отчитывал, то дозволял приезжающим священникам читать некоторые заклинательные молитвы. Когда я спросил, зачем он это делает, батюшка сказал: «Чтобы они почувствовали, какая сила стоит против них». Ни для кого это не проходило безследно. Бесы мстили. И человек, особенно если он был горделив, реально ощущал различные нападения бесовских сил. (Жил как-то долго у о.Василия священник, получивший в миру "легкого" беса (проявлялся этот бес лишь в том, что страждущий священник лаял в алтаре - и конечно он не мог служить). Так вот этого очень смирившегося священника о.Василий неоднократно приводил всем в пример, как трудолюбивого кровельщика, обличая попутно обыкновенных батюшек-гостей, уже "не способных" к физическому труду и подобным послушаниям.)

 
На отца Василия нападения были и физические. Несколько раз бесноватые пытались его убить. Избивали и бесы (этого удостаиваются лишь немногие подвижники, особо ненавистные темным силам, что свидетельствует о духовном уровне и силе о.Василия).

На проповедях он приводил примеры из Патериков, тогда духовной литературы было крайне мало, и было очень интересно слушать. Приводил примеры из собственной жизни. Обличал грех, ведь очень часто люди становятся бесноватыми по своим грехам, по грехам родителей. Но заканчивал всегда словами: «Деточки мои милые, голубушки, я ведь вас жалею, поэтому и обличаю».

Исповедовал батюшка очень мягко, с большой любовью, несмотря на всю свою строгость. Люди не боялись ему исповедоваться.

Отец Василий был очень простым и открытым. Проповеди говорил длинные, но в обычном разговоре был краток. Был не ученым богословом, а простецом.

И советы давал простые, но мудрые. Когда игуменью Пюхтицкого монастыря матушку Варвару должны были положить на операцию, она спросила совета у отца Василия: «Как быть батюшка, соглашаться или нет? Может, я умру, а надо восстанавливать монастырь…» - «Варварушка, да если ты Богу нужна в монастыре, так не помрешь, а если не нужна, так и без операции помрешь. Поезжай на операцию».
Такое и было у него рассуждение: простое и правильное.

 
Отчитки порою затягивались часов до пяти утра (а начинались поздним вечером, когда уже было темно). Поначалу бывало страшновато. Когда обычный человек, которого ты видел днем, вдруг зарычит или захрюкает и взгляд его станет страшен…

Однажды приехала одна семья. Отец богатырского телосложения с такими же крупными дочерьми. Во время совершения чина бесо-изгнания священник окропляет страждущих святой водой. Я стоял неподалеку от этих людей и видел, что после того, как капли святой воды упали на лицо одной из дочерей, она присела, словно от удара, отшатнулась, не удержалась на ногах и упала. Ее подняли, и я увидел ее лицо: горящие нечеловеческой злобой глаза, выражение лица - жуткое. Батюшка спросил ее отца: «Вы в церковь-то не ходите, наверное, молитвослов или Евангелие есть в доме?» Тот ответил, что жена против Церкви и хотела выбросить Библию, а ему стало жалко, и он закрыл книгу в комнате, где жила эта бесноватая. Она это услышала и говорит громоподобным голосом, тыча пальцем в меня: «А, теперь я поняла, почему мне плохо. Евангелие - это гроб, гроб». Я человек не робкий, но от страха даже обмер, потому что вижу: она способна на что угодно. А батюшка спокойно говорит: «Это для тебя, бес, гроб, а для нас - спасение. Выйдешь, выйдешь». Она постепенно успокоилась. Я видел ее еще несколько раз, уже разумную, спокойную, молящуюся. В этом случае оказалось достаточно одной отчитки.

Никогда батюшка не отказывался выезжать в различные города служить молебны в местах, стужаемых от нечистых духов. Хотя в те времена совершать требы вне Церкви было запрещено властями.

 
Отец Василий был очень рачительным хозяином. Теперь, став настоятелем и строителем храма, я это очень хорошо начал понимать. Если видел где-нибудь оставленные гвозди, веревки - он все собирал, ведь это было приобретено на деньги людей, отданные Богу.

Бывал недоволен, если без причин ломали ветки деревьев, рвали цветочки. «Вы же не сажали их, зачем сорвали? Они для всех растут»...

Батюшка очень горячо и искренне служил Богу. Хоть не было у него ни особого голоса, ни слуха, это был небольшого роста старичок, но во время богослужения он совершенно преображался, становясь другим человеком, словно неземным. Один человек рассказывал, что ему показалось, будто у отца Василия большая белая окладистая борода, а когда подошел после богослужения, то оказалось, что она реденькая.

Его молитва была очень сильна. Он не торопился отвечать на множество вопросов, которые ему задавали, а по каждому делу испрашивал ответа у Господа. Был сильным молитвенником и рано или поздно получал ответ от Бога.

Однажды, в засушливое лето, когда отец Василий был уже сильно болен и другой священник служил водосвятный молебен, но безуспешно, батюшка вышел из келейки и слезно взмолился. Дождь пошел сразу.

 
Когда строилась церковь, ему говорили: «Отец Василий, вот вы строите, а умрете, никто же сюда ездить не будет». Место-то очень удаленное. Он отвечал: «Здесь монастырь будет». В то время в это верилось с трудом. После его смерти слова эти не сбылись. Но в мой последний приезд в Пюхтицу я заехал и в Васкнарву. Очень хотелось послужить там, ведь когда я приезжал к отцу Василию, то был еще мирянином. Что вы думаете, нас встретил инок… Не исключено, что со временем, здесь устроится монастырь (и впоследствии обитель стала Ильинским скитом Пюхтицкого монастыря, в 2005 году там было 10 насельниц, в 2010 - восемь).

Одной рабе Божией батюшка сказал: «Я умру, но ты не уезжай, бес из тебя выйдет». Женщина осталась, исцелилась, приняла постриг и живет сейчас там.

Ему было присуще юродство. Иногда говорил: «Скоро я в Америку поеду». Это было непонятно, но сестры пюхтицкие сказали, что сейчас в США, действительно, вышла книга о батюшке. Так что добрался он и до Америки.

На портрете, который хранится у меня, отец Василий сфотографирован с посохом. Но он - белый священник, не должно у него быть посоха… (Видно, что фотография сделана в Пюхтицком монастыре. Возможно, что его просто попросили так сфотографироваться, а он по смирению согласился)

Но рассказали мне такую историю. Одна женщина, которая ездила к отцу Василию, в день его смерти во сне услышала голос: «Игумен преставился». Стала узнавать, не умер ли какой-нибудь игумен. А потом ей стала известна дата смерти отца Василия. Быть может, он и в самом деле в каком-то смысле игумен. Ведь основатель будущего монастыря в Васк-Нарве - он, может, и сегодня уже каким-то образом управляет им.

 
Отец Василий учил, что нечистую силу можно называть только так, как в Священном Писании: «бес», «сатана». Не разрешал употреблять распространенное короткое слово, начинающееся с буквы «ч». Даже колдуны избегают произносить это слово, так как оно является прямым призыванием нечистого духа для общения с ним.

Бесноватые и сейчас никуда не делись. Бывает, в церкви закричит кто-нибудь нечеловеческим голосом. Прихожане пугаются, стараются отойти. Отец Василий говорил об этом: «Не бойтесь, это не грипп, не заразитесь. Не перейдет к вам бес».

Священников, совершающих чин бесоизгнания, мало. Это очень тяжкий крест. Поэтому меня особенно поразила книга профессора А.И.Осипова «Путь разума в поисках истины», в которой экзорцизм включен в главу «язычество». Алексей Ильич Осипов считает, что в Русской Православной Церкви не было традиции бесоизгнания, святые изгоняли бесов кратким молитвословием. Из уст профессора Духовной Академии, находящейся в Троице-Сергиевой лавре, это узнавать особенно удивительно. Ведь житие святого преподобного Сергия Радонежского описывает нам, по крайней мере, два случая бесоизгнания. Например, чтобы освободить одного страждущего купца, преподобный со всей братией молился полдня. Профессор А.И.Осипов основывается на том, что заклинательные молитвы читаются над человеком еще во время таинства Крещения (и уже не нужны более). Но и елеопомазание совершается при Крешении (в виде "миропомазания"), и мы же не отменяем елеопомазывания на полиелее и на соборовании. Следуя логике профессора А.И.Осипова, - жизнь отца Василия, те тридцать лет, которые он избавлял страждущих - прожиты зря? А ведь экзорцизм считают безкровным мученичеством…

† † †

Очень жалею, что не удалось увидеть отца Василия перед смертью. Последний раз я приехал с родными, по их просьбе. Собирались прожить две недели, а через неделю засобирались назад: не переставали дожди, дети плакали… «Не уезжай, - сказал отец Василий, - ты ведь пожалеешь». Я уже сразу жалел, но противостоять всей семье оказалось невозможно...

Когда находишься рядом с человеком, надеешься, что завтра спросишь его о том, о другом. А уходит человек - и уже не спросить. Но со временем понимаешь, сколь много он в тебя вложил. Вдруг ловишь себя на том, что говоришь словами своего духовника, совершаешь поступки, навеянные его примером. Его слово, его дело уже вошло в плоть и кровь, стало своим.

Электронная версия всероссийской православной просветительской газеты
"Православный Санкт-Петербург" - pravpiter.ru
Газета основана в апреле 1993 года по благословению
Высокопреосвященнейшего Митрополита Иоанна (Снычева)
Духовник редакции: протоиерей Иоанн Миронов
Главный редактор: Александр Григорьевич Раков
Подписаться на газету можно в любом отделении связи России (каралог "ПОЧТА РОССИИ")
Индекс всероссийской подписки на газету "Православный Санкт-Петербург" - 31420
Адрес редакции: 190005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., д.2А, 4-й этаж,
ст.м. «Технологический институт». Тел./факс (812) 335-36-22, до 17 часов

 
Отец духовный - СЛОВО СТАЛО СВОИМ - Протоиерей Василий БОРИН († 1994)
Воспоминаниями о своем духовном отце делится петербургский священник Сергий БЕЛЬКОВ.
"Православный Санкт-Петербург" № 11 (102), ноябрь 2000 года - pravpiter.ru/pspb/n102/ta022.htm

 


 

БИОГРАФИЯ протоиерея Василия Борина

 

В 1969 году настоятелем Свято-Ильинской церкви деревни Васькнарва был назначен настоятель двух других храмов в эстонских деревнях Алайыэ и Лохусу - отец Василий Борин, верный раб Божий, ревностный служитель, неутомимый строитель, грозный бесов обличитель и безбоязненный обличитель безбожия.

Родился отец Василий 15.02.1917 в деревне Городище Печорского края. Старший сын многодетного крестьянина, осиротев в четырнадцать лет, надел Василий отцовскую рубаху и стал хозяином. С детства был научен молитве, любил церковные Богослужения так, что на праздники ходил пешком за двенадцать верст в Псково-Печорский монастырь.

В 19 лет Василий женился на купеческой дочке из деревни Лисья, она родила ему первенца, который сразу же умер, и трех девочек (впоследствии семья батюшки стала жить отдельно, в Тарту, так что фактически о.Василий стал монахом).

В 1938 году он был призван в эстонскую армию и дослужился до капрала. В 1940 году — раскулачен советской властью. Скрывался в лесу. Во время войны был мобилизован в немецкую армию, однако присягу Василий Борин не принимал и оружия не брал (не мог стрелять в своих). Служил механиком и шофером. При отступлении войск Вермахта он организовал партизанский отряд, который слился с советской армией. Не раз Василий был приговорен к смерти и веден на расстрел, но Бог хранил Своего угодника. Как добросовестному труженику, колхозные власти предложили ему вступить в коммунистическую партию, на что будущий священник ответил: «Вот моя партия!» и перекрестился.

В 1951 году он поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию и уже через год был рукоположен во иерея. Духовно окормлялся клирик Псковской епархии у Печорского старца иеросхимонаха Симеона († 1960), который и благословил его «отчитывать» бесноватых.

«Отчитка» — это экзорцизм, то есть чин молитвословий и священнодействий для изгнания злого духа из человека, либо из животного, либо с определенного места. Он известен с апостольских времен: «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их...» (Мф. 10,1). По церковной традиции, на совершении этого чина испрашивалось особое благословения священноначалия. Митрополит Алексий (будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II) благословил протоиерея Василия на это многотрудное дело.

С начала 1970-х годов в Васькнарву начали стекаться множество людей, больных телесно и душевно, которым врачи уже не могли помочь и которым оставалось уповать только на милость Божию и молитвы священника Василия. В то время на весь СССР отчитывали лишь несколько священников.

Поэтому страждущие приезжали в Васкнарву даже с Дальнего Востока и из Средней Азии, некоторые оставались надолго или насовсем. Если и не все получали исцеление, но все были наставляемы батюшкой, как жить благочестиво в Православной вере, чтобы спасти свою безсмертную душу...
Приезжие "паломники" трудились своими руками на восстановлении храма. Батюшка Василий строил временное жилье и подсобные помещения для притекающих к нему людей, жаждущих изцеления или укрепления веры.

В воскресение 15 октября 1978 года, митрополит Таллиннский и Эстонский Алексий (будущий патриарх), освятил во имя пророка Божия Илии престол главного придела восстанавливаемого храма и совершил первую Божественную литургию. В дальнейшем были восстановлены и два других придела, но престол освящен только в Никольском приделе. 2 августа 2005 года в Васькнарве в Ильинском уже скиту Пюхтицкого монастыря был освящен правый придел храма - в честь Иоанна Крестителя (митрополитом Таллинским и всея Эстонии Корнилием).

Эстонские власти активно препятствовали строительству, требовали несуществующие документы и проекты от настоятеля. Позже отец Василий говорил о них: «Сменили красные рубахи на синие». Милиция делала облавы для проверки документов у паломников и труждающихся Христа ради, и некоторых арестовывала. На вопрос: «Кто эти люди и кто ими здесь управляет?» отец Василий юродствовал: «Управляет здесь пророк Илия, а это — такие же дураки, как и я». Посмотреть на чудо приезжали и другие гости. Однажды сразу шесть архиереев во главе с владыкой Алексием (Ридигером) посетили Свято-Ильииский храм в деревне Васькнарва.

До апреля 1992 года, пока тяжелая болезнь не приковала отца Василия к постели, он не знал ни отдыха, ни отпуска. Ежедневно возглавлял утренние и вечерние молебны и литии, каждое Воскресенье и Великие Праздники он служил Всенощную и Божественную литургию, при этом исповедовал и причащал по 200 - 250 человек. Часто Богослужения дополнялись многочасовой горячей проповедью. Лишь иногда ему помогал какой-нибудь приезжий священник. Отчитки бывали обычно лишь раз в неделю, но продолжались всю ночь до утра. Всем приезжающим находилось место на ночлег и на трапезе...

После закрытия границы после развала СССР приезд паломников в Эстонию почти прекратился, но тяжелобольной батюшка уже не отчитывал. В ограде его обители оставалось несколько десятков человек. Два с половиной года богослужения совершали приезжающие священники. После отшествия старца ко Господу, на месте его подвигов, у его честной могилы, рядом с алтарем восстановленного им храма, остались жить около десятка духовных чад батюшки...

Духовные чада священника Василия поставили на могилке своего батюшки крест с надписью: Митрофорный протоиерей Василий Борин 15.02.1917 – 27.12.1994

В сентябре 2002 года, по ходатайству митрополита Корнилия, Ильинский храм в Васкнарве, указом Святейшего Патриарха Алексия, был обращен в монастырский скит и передан затем Пюхтицкому монастырю...

 
Иеромонах Андрей (Иванов) - Возрождение святыни земли Эстонской (здесь на сайте - в сокращении)
16 ноября 2005 года - pravoslavie.ru/put/1951.htm

 


 

ДОБАВКА от Паломника - О протоиерее Василии Борине

Когда война будет? - Она идет давно уже... – с Богом (против Бога)!
о.Василий Борин

Читая в молодости владыку Антония (Сурожского), запомнил одно место у него: "Не может человек истинно уверовать в Господа, пока не увидит свет христовой любви в глазах другого человека" (сильная мысль такая, привожу по памяти)..

И вот стал для меня именно таким человеком - замечательный подвижник и русский человек, протоиерей Василий Борин, простой священник из крестьян, жизнь свою положивший пред Господом.

Помню Пасхальную ночную службу (1979 год (только что, в Чистый Четверг, был крещен)).
Тихо, торжественно. Земля вокруг чужая, камни, груды обломков кирпичей, большие кладбищенские деревья, чужая, холодная мало-русская сторона. И вот группа людей, - крестный ход, - собрались, оказались вместе в этом неуютном месте на чужбине, - идем со свечками. И незабываемо, когда эту тишину разрывает великий и чудесно-прекрасный возглас священника, настоящего раба Божьего из глубины верующего сердца:

"Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав...
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от Лица Его ненавидящий Его!
Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня,
тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся..."

В белом облачении, с великой преданностью Богу и мощью веры русского простого мужика-богомольца, очень искренне, серьезно, торжественно... Великие минуты... Никакой фальши, глубочайшая вера и упование на Господа...

У меня в те дни совершенно устранились какие-либо сомнения в бытии Бога. Невозможно было не поверить вере этого человека, и не потянуться за ним душою. На Страстной седмице, в Чистый Четверг, крестил меня о.Василий Святым Православным Крещением, и сам стал крестным моим дорогим отцом. Прожил я тогда там полтора месяца, навсегда сохранив в своем сердце эту тихую возвышенную жизнь во Славу Божию руского простеца-подвижника с разномастной уБогой паствой (из болящих, страждущих и исцеленных, - местных жителей практически не было на службах) в странных этих эстонско-русских краях.

Отчитки (экзорцизм, изгнание бесов) он проводил редко, не чаще 1 раза в неделю или даже в месяц (дождавшись отчитки, - четверть, или даже треть, "насельников" обители уезжали, получив, наконец, желаемую "процедуру"). Считал, что гораздо полезнее пожить людям в обители, узнать для чего человек живет на земле, потрудиться на восстановлении обители (ведь в сытное советское время многие совсем отвыкли от физического труда, очень важного и для духовного здоровья). Причем о.Василий, уже восстановивший много храмов (7-8), мог и этот храм восстановить очень быстро. Но он намеренно этого не делал. Ибо важно было,- как он понял в Васькнарве, - не камни воздвигать, а людей спасать. И потому проповедовал от 1-2 до 5-8 часов (без "отдыха", прерывая в известных местах церковную службу), - и жег глаголом сердца людей! Много проповедывал батюшка, бывало, что и 8-и часовые проповеди вклинивал в службу. И было интересно слушать, ноги не уставали, внимание было. Хотя нередко и повторялись истории. Рассказывал о.Василий случаи из своей жизни, из жизни святых, и о Христе...

Конечно, невозможно передать на бумаге "аромат", силу слов батюшки. Как можно было, не уставая, внимать батюшке много часов подряд? - А время летело незаметно. Причем, рассказывая истории древних патериков, о.Василий всегда это делал так живо и жизненно, как будто это все происходило где-нибудь на Псковщине и в самое недавнее время. И если и не с ним, но знал то он все об этом в точности...

Умел при этом, время от времени, и встряхивать паству, например так:

Проповедь вдруг мягко перетекает в историю про двух собачек:
- И вот идут эти 2 собачки по бревнышку через реку...
- И вдруг первая собачка оступается!..
(Пауза, все напряглись, внимательно ожидая продолжения)
- Что интересно, что с собачкой стало?
- Эх! А что с душею нашей делается - неинтересно, неважно?..

И опять текут одна за другою истории про наших православных чутких людей, святых по упованию, не прикипевшим душей к этому миру, а потянувшимися, следуя зову сердца, - за Христом, за Господом, взыскуя небесного града...

В другой раз вдруг я чуть не вздрогнул, - в проповеди громко прозвенела неожиданная фраза (а тогда уже был развенчан "культ личности Сталина" и эта фигура была «персоной нон грата», типа его как бы и не было, и роли он никакой не играл, кроме отрицательной):
- Спасибо товарищу Сталину!
И пауза... Все замерли в изумлении, не зная, что за этим последует...
- Было у меня две молотилки, хозяйство большое, все было...
- И все он у меня отнял!
- И я пошел служить Богу, стал священником!

Вздох облегчения. Ну это ж понятно, это по-христиански...

 
Человеком он был очень деятельным. Восстановил, будучи священником, несколько, если не ошибаюсь, 7 или 8 разрушенных храмов (со слов людей, батюшка об этом мало говорил). И служил одновременно на 3-х приходах (сначала в одном, потом в другом, потом в 3-ем), так что следуя за ним, мы (не все, человек 10-20) многократно участвовали в церковных праздниках в соседних деревнях, "усугубляя" священный момент.
Вспоминаю картину. Батюшка бодро шагает по грунтовой дороге с портфелем, в камилавке и пальто поверх подрясника, а за ним нестройной кучей идём мы. Спросишь у него портфель понести, - он не даёт, - Там Тайны! Если о.Василий видел, что человек не понимает, то выдавал запасной вариант: - Э, да там деньги, теперь понятно? - что сразу снимало вопросы незадачливого добровольца-помощника...
Да, использовал батюшка "на автомате" любой момент, чтобы мы почувствовали бы в себе, что мыслим по-земному, а не как следует верующему, укорили бы себя и покаялись в душе. И да, может мы и не всегда ходили пешком, а вроде и рейсовые автобусы иногда использовали, точно не помню.

И всю свою жизнь, не мог батюшка сидеть "сложа руки", - будущий отец Василий всегда любил механизмы, был человеком рачительным и любящим все делать наиправильнейшим образом... Но когда наступало время церковной службе, то все эти важные дела, и самые неотложные, Василий бросал и устремлялся в храм Божий. Односельчане не могли понять, как такой усердный и рачительный хозяин, в момент, когда "неделя год кормит", вдруг как бы перерождался, всё бросал, и тёк в "церкву". Рассказал мне про это отец Василий незадолго до упокоения, - видимо, чтобы запечатлеть в душе, как надобно любить Бога и Его богослужения.

Вот и пример про "бизнес". Занял он как-то денег у эстонца, купил молотилку, обещая после урожая отдать. Так все и вышло, едет он в город долг отдавать, и вот неожиданно вдруг видит Василий - на базаре старинные книги продают на самокрутки, как бумагу. Подошел, видит - книги богослужебные.
- А еще есть? - Есть, много, в сарае лежат!
Пришли, книг божественных было аж два (или более?) мешка, видно из разоренного монастыря.
Не мог этого стерпеть отец Василий, - чтобы такое истинное богатство погибало.
- А, - была, не была! Покупаю!..
Пришлось заплатить за них чуть ли не все приготовленные для отдачи долга деньги (или, скорее всего, - все. Ведь как в таких случаях бывает, - просят именно ту сумму, которая и есть в наличии, - рука Божия, вот она!).

Приходит он виновато к кредитору и просит потерпеть долг до следующего урожая. Однако эстонец, узнав, куда ушли деньги, - простил рабу Божиему долг - ради Господа, которому захотел и сам послужить таким образом. Так рука Божия вела о.Василия по жизни. (И сейчас Бог тот-же, - нельзя унывать!)

 
В ВОВ (Великую Отечественную Войну 1941-1945 годов) стали призывать немцы в армию местное население Эстонии и прилегающей "эстонской" Псковщины. (Это всё, и про лютеранина, батюшка мне лично рассказывал, не в проповеди, когда посетил его уже немощного после удара). И вот Василий приготовился пострадать:
- "Я в своих стрелять не буду! И присягу Гитлеру не подпишу!"
Однако односельчане как-то всё устроили (сами что-ли подписались за него) и рассказали немцам, какой он классный механик. Ну и взяли его шофером на грузовик. И вот такой был чудесный случай:

Дали ему наряд-приказ. Доставить немецкого офицера ("фрица", как их кратко славяне называли, - ведь наши тогда в окопах именовали себя "славянами") с 2-я солдатами за 100 км куда-то в тех краях. Дорога плохая, в ямах и воронках, распутица. Вскоре застряли. Пыхтит Василий, мудрит, как машину вытащить, а солдаты так в кузове и сидят, будто и дела им нет.
- Ну, - думает он, - раз так, вражье племя, покажу я вам!
- Буду я теперь машину и жизни жалеть! (в смысле - не буду, понятно дело)
Вот и представился случай послужить Родине, да угробить - и немцев, и машину (ну что ж, раз такое дело, то и себя в придачу! Так-то обычно технику Василий любил и всегда обращался по-хозяйски бережно с чудо-механизмами ХХ века).
И вот на полном газе, слегка лаврируя между ямами и воронками, то съезжая вбок под откос-уклон, рискуя опрокинуться, а то мча прямо, не разбирая ничего на пути, что под колесами, - и при этом в полный голос воодушевлённо-радостно пел, не переставая, из Библии: "Погиба-ай душа моя с врага-ами моими!" (как возгласил библейский пленённый Сампсон, когда обрушил здание и погубил себя вместе с многочисленными идолопоклонниками-филистимлянами).

Но Бог берёг чадо своё и не попустил крушению случиться, а ничего не понявший немецкий офицер (э-э, "фриц", что скажешь), в конце пути похвалил, как он подумал аса-водителя: "Гут, гут - трайбер" (хороший мол шофер).

 
Духовником о.Василия был известный Старец Симеон из Печор. И вот как-то едет отец Василий по хозяйственным делам, и хочет купить билет в Тарту. А ему кассирша выдает билет до Печор Псковских. Как он ни возмущался, - она его как-бы и не слышала. Смирился о.Василий и поехал в Печоры, - забот всегда много и всегда он меж людей, а тут неожиданно, при весьма странных обстоятельствах, выпал случай наедине помолиться, послужить "единому на потребу"... А приехал о.Василий, оказывается, - на отпевание своего духовного отца, Старца, отца Симеона. И вспомнил батюшка Василий, что просил он духовника предупредить его, когда ему приехать попрощаться, если соберется старец Симеон в дальний путь. И старец его успокоил:
- Вызову, мол, не переживай...
Вот таким таинственным образом вызов и случился. Велики дела Твои, Господи!

 
Невозможно было не любить о.Василия, ибо сам он отдавал себя целиком Богу и людям, всех любя и жалея...

Просыпается как-то ночью о.Василий и видит: - стоит перед ним болящее чадо с ножом: - Ты что?
- Да убить тебя хотел.
- Так что ж не убил?
- Не могу, - ты добрый...

 
Много бесноватых всегда жило при храме, где служил батюшка Василий. "Отчитывал" он их, читая особые заклинательные молитвы по знаменитому требнику Петра Могилы, - на изгнание бесов из одержимых ими "болящих" людей (но, оказывается, это выражение не точное, смешивает одержимых и бесноватых, - а это разное, читайте ниже).

Причем часто повторял, что нет пользы быстро избавиться от "квартиранта" и вернуться к прежней пустой - разгульной или "собирательно-накопительной" жизни. А живя тут в обители, чем-то похожей на монастырь, люди проходят важнейшую "академию", - учатся христовой науке, узнают, что есть духовная жизнь, и как спасать свои души. Великое дело! Всё расписание, редких потому отчиток, подчинялось такому вот миссионерскому замыслу о.Василия. Ведь Христа проповедовал-то он каждый день в храме, и по-долгу.

Каждый день, в конце храмовой службы или вечернего правила, он примерно так молился коленопреклоненно (вспоминаю как запомнил, записать эту молитву о.Василий не разрешил мне):
О всеблаженная и пренепорочная,
Матерь Божия, Дева Мария,
пожалей нас грешных,
помоги нам,
умоли, упроси возлюбленного Сына своего единородного,
дабы Господь помиловал бы нас в сей краткой жизни
и простил бы грехи наши вольные и невольные,
и не вверг бы нас после смерти - во огнь вечный, - за беззакония наша...

 
В свое время была также выпущена небольшая хорошая книжка об отце Василии Борине в издательстве отца Артемия Владимирова:

Отец Василий Борин. Сборник воспоминаний духовных чад.
Москва, Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита
Московского, 1997. (Серия: Подвижники благочестия).

Не нашел ее в сети (и фотография там хорошая на обложке - о.Василия Борина)...
Послал я тогда обычным письмом в издательство свой первый вариант воспоминаний об отце Василии, копии себе не оставил. Если кто найдёт в недрах редакции, то там могут быть и другие истории, ведь ещё мало прошло тогда времени со дня упокоения дорогого батюшки, память свежее была.

 


 

Вера-Эском - О продолжателе дела о. Василия Борина - Изцелились все!

Подготовив уже эту публикацию, обнаружил еще один интересный материал о батюшке Василии Борине:
ЗДОРОВЬЕ - ЭТО НЕ РАБОТА, ЭТО – ЖИЗНЬ
Беседа со священником Сергием Бельковым
«Вера»-«Эском», Христианская газета Севера России
февраль 2004, 1-й вып.месяца, № 484 - rusvera.mrezha.ru/484/4.htm

 
Вполне возможно, что это и есть оригинал беседы, а публикация в "Православном СПб" является ее переработкой со значительными дополнениями из других источников. Помещаю ниже изрядно и отсюда (из того, чего нет в статье газеты "Православный СПб").

Добавлю, что в материалах, использованных в статье газеты "Православный СПб", как и в приведенной ниже этой статьи биографии о.Василия Борина, имеются вымышленные вкрапления-анекдоты, не бывшие в действительности. Например, повествуется, что над входом в васькнарвскую обитель отца Василия Борина красовался лозунг (что-то на тему "исправительно-трудовой лагерь" , ИТЛ) в духе нацистской "справедливости" - "Каждому свое" (Edem das seine - такая надпись была над входом одного из немецких концлагерей). Разумеется, такого не было и не могло быть. Отец Василий Борин - очень чуткий в духовном смысле человек, и никак не мог повесить над входом в православную обитель никакого подобного "стёба". Само появление анекдотов не удивительно. Мало в наше время подобных героев-подвижников, поэтому "посмотреть на старца" приезжало много и интеллигентных людей из Москвы и Питера. А так как жизнь протоиерея Василия Борина и его обители весьма сильно отличалась от жизни в мегаполисах, то не все из таковых могли правильно понять душу и мотивы жизни замечательного человека. Так и я как-то зимой послал двух знакомых с денежной передачкой о.Василию. Потрудились они там несколько дней, и, приехав, были в восторге: "Замешивали и заливали бетон в сильный мороз в хорошем темпе, - круто, как на зоне!" Вот откуда могли возникнуть столь несерьезные байки и курьезные истории.

Сам-то я зимой в Васькнарве не бывал и не работал, обычно приезжал Великим Постом недели на три. И вообще, мне всё нравилось. Например, лили мы сами бетонные кольца в железных формах, раствор месили с двух сторон лопатами в лотке, по старинке. Потом эти врытые в прибрежный песок (Чудское озеро рядом, 50м) кольца образовали некую сложную систему сообщающихся колодцев. И вот как-то был аврал, подняли всех, не помню, чуть не ночью, что-то случилось с канализацией. И мы долго таскали вёдрами канализационную воду из одних колодцев в другие (или на картофельные посадки), а там их в песке было много врыто. Весёло, много людей вокруг с вёдрами дружно бегают, да и дело интересное! Похоже было на пожар в деревне.

В этом отношении публикация газеты "Веры-Эском" очень здравая и не имеет ничего подобного в себе. Никаких анекдотов и слухов - все очень серьезно, правильно и основано на фактах. Это пока было вступление от Паломника.


 

Да не искусит вас никто - Отчитки. Экзорцизм. Чинопоследование Петра Могилы

 

Владимир Григорян: Меня тогда немного смутило то, что отец Василий отчитывал одержимых по чину Петра Могилы, который закончил католическую академию и имел соответствующие источники вдохновения.

Священник Сергий Бельков - берущийся за отчитку, должен быть готов к нападению демоновсвященник Сергий Бельков: Никто до сих пор не доказал, что чин Петра Могилы католический, хотя исследования проводились. Экзорцизм – практика изгнания демонов – был на Западе развит очень широко. Можно взять чин Петра Могилы и сравнить его с латинским чином. Они различны. Нет ни одной молитвы, ни одного святого, даже общих для нас и католиков, которые бы совпадали.

А что касается источников вдохновения митрополита Петра (Могилы)...
Скажите, пожалуйста, вы любите колокольный звон? А разве не католики его изобрели? Наша Церковь только в XII веке его признала, целые движения были против. А теперь нет ни одного храма без звонов. (А самые лучшие колокола в наше время льют в Германии - послушайте колокольный звон бывшего Андреевского монастыря в Москве, - там полный набор современных немецких колоколов - прим.Паломника). Поэтому нужно предельно осторожно судить о таких вещах.

В отрицании экзорцизма некоторые заходят очень далеко. Известный богослов профессор А.И. Осипов свое суждение о бесоизгнании в книге «Путь разума в поисках истины» поместил в главу «Язычество». Так может рассуждать человек, живущий вне христианского предания.

Владимир Григорян: Из чего он исходит?

священник Сергий Бельков: Из того, что заклинательные молитвы читаются над человеком во время Таинства крещения, и этого довольно. Эта мысль не выдерживает критики. Елеопомазание тоже совершается при крещении, но ведь мы не отменяем при этом помазывания на полиелее, на соборовании. И потом, что делать, если бес завладел человеком после Таинства крещения?

Далее Осипов утверждает, что никто из святых отчиткой не занимался. Это не так. Возьмем хотя бы Житие прп.Сергия Радонежского. Там описывается, по крайней мере, два случая бесоизгнания. Например, чтобы освободить одного страждущего купца, преподобный со всей братией молился полдня.

Один из последователей профессора Осипова, священноинок Троице-Сергиевой лавры, приводит еще один аргумент. Он пишет, что священники, которые занимаются бесоизгнанием, подвержены разным искушениям, их духовная жизнь оказывается под угрозой.

И это справедливо, если священник не соблюдает тех высоких требований, которые предъявляет к экзорцисту митрополит Петр Могила:
«Кто желает посвятить себя подвигу экзорцизма, должен решиться на это с рассуждением и с благословением начальствующих. Сам же должен остерегаться гордости и тщеславия, но иметь глубокое смирение, всю эту власть Божественному милосердию и действию присвояя. Блюстися от всякого сребролюбия и лихоимства не только ради своего труда, что получить, но и даже помыслить об этом не должен, т.к. такую власть даром принял, даром и давать должен. Не должен быть грехом блуда или телесной нечистоты осквернен...»
И так далее...
А в основание всего должна быть положена любовь...

 
священник Сергий Бельков: Разумеется, помимо собственного желания отчитывать, необходимо:

  1. личное благословение опытного экзорциста (преемственность),
  2. духовного отца,
  3. а в монастыре – [еще] настоятеля,
  4. а также правящего архиерея.

Отсутствие благословения хотя бы одного из указанных лиц – это самочиние, способное нанести вред тому, кто отчитывает.

И, наконец, священник, берущийся за отчитку, должен быть готов к нападению демонов. Иной принимается за бесоизгнание, чтобы восстановить монастырь или с какой-то иной, как бы благородной, целью, но это нередко, по словам отца Адриана из Псково-Печерской лавры, заканчивается трагически. Люди сходят с ума, погибают. Так бывает, когда они самовольно начинают заниматься экзорцизмом. Даже тем священникам, которые занимаются этим по благословению, приходится нелегко.

Владимир Григорян: Вы тоже занимаетесь отчиткой?

священник Сергий Бельков: Нет. Лишь несколько раз (это были особые случаи) мне приходилось читать «бесогонные» молитвы против подвергшихся воздействию злых духов скотов и домов. Для помощи в этом есть специальная книга «Последование молебное о избавлении от духов нечистых», напечатанная по благословению Святейшего Патриарха. Именно на эти и только на эти молитвы «уста к устам» меня благословил архимандрит Адриан (Кирсанов), самый известный, наверное, священнослужитель Русской Церкви, занимающийся отчиткой.

В работе с наркоманами чин изгнания бесов не применяется. Помню, в конце 1980-х – начале 1990-х годов к отцу Василию потянулось много наркозависимых. Батюшка говорил, что наркомана, как бесноватого, отчитывать не нужно. Здесь другое – одержимость. (Хотя, с другой стороны, о.Василий Борин говорил в проповедях, что отчитка никому не повредит, а посему, отчитываться можно всем (ибо все в наши дни больны, отчасти бесноватые). Но это касалось обычных простых людей, не приобщившихся к демоническим знаниям и практикам. Да главное и не в этом. Суть призвания христианина батюшка видел в МИССИОНЕРСКОЙ работе, а отчитки были лишь фоном, поводом для проповеди. И по опыту о.Василий знал, что вреда они никому не приносят. - Прим. Паломника).

 

Владимир Григорян: В чем отличие БЕСНОВАНИЯ и ОДЕРЖИМОСТИ ?

 

священник Сергий Бельков:

Бесноватый чувствует, что внутри него поселилась чуждая сущность. Это часто сопровождается подавлением его воли. И тогда человек начинает разговаривать не своим голосом. Я был свидетелем, как в храме у отца Василия 8-месячный младенец закричал: «Я жрать хочу». Он говорить-то сам не умел, в нем бес вопил. В молитвах, которые читаются на изгнание демонов, говорится, где может находиться нечистый дух: в волосах, глазах, ресницах, ногтях, под ногтями и так далее.

С одержимыми все обстоит несколько иначе. Бес в них находится не постоянно. Он может выходить. И главное – управляет лишь умом человека. Причем одержимый, в отличие от бесноватого, этого, как правило, не ощущает. Он принимает мысли и желания, вложенные бесом, за свои. Что и происходит с наркоманом. Физически его нетрудно вылечить, но это лишь самый незначительный шаг на пути к исцелению. Демон вновь и вновь соблазняет человека, который разумом понимает, что это принесет ему и его родным новые страдания, что придется вновь бегать от заимодавцев, вести скотский образ жизни. Но бес намного сильнее. Под его влиянием человек не боится смерти от передозировки, спокойно пользуется шприцом, взятым у вич-инфицированного, и т.д. Только Бог может помочь управиться с нечистым...

 

Община - о.Сергий Бельков: Ложь, эгоизм, лукавство – вот главные черты наркоманов

 

Владимир Григорян: Вы создали первый ваш центр в Коневецком монастыре в 1992-м году?

священник Сергий Бельков: Это не совсем так. Центра как такового не было. Я окормлял паломников, в том числе и наркозависимых, которых присылал к нам, главным образом, противонаркотический фонд «Новые паломники».

Владимир Григорян: С чего начинался центр?

священник Сергий Бельков: Начало было положено уже на нынешнем приходе. Ко мне направили трех девушек и четырех парней.

Владимир Григорян: Что давалось вам тогда труднее всего? Что вы можете посоветовать священникам, готовым пойти по вашим стопам?

священник Сергий Бельков: Нужно было научиться прощать, что тебя постоянно обманывают. Ложь, эгоизм, лукавство – вот самые главные черты наркоманов. Поэтому я могу посоветовать тем батюшкам, которые готовы за это взяться, – экономить силы. Не брать на себя больше, чем они способны понести. В этом нет ничего постыдного. Если можешь помочь [только] одному – не бери двух, можешь помочь [только] двоим – воздержись от приема третьего. Тогда и людям поможешь, и желание не пропадет этим заниматься.

Еще нужно быть готовым к неприятностям другого рода. Если занимаешься этими ребятами, то бросаешь открытый вызов демонам, так что жди тех же последствий, что и у экзорцистов.

Владимир Григорян: Поясните это.

священник Сергий Бельков: Главное, что досаждает, – это клевета, которую могут распространять и собратья-священнослужители, и самые близкие родственники.

Владимир Григорян: Какого рода клевета?

священник Сергий Бельков: Любая, и очень правдоподобная. Мать, жена, отец вдруг начинают на тебя наговаривать, не ведая, что творят. Со стороны трудно им не поверить, ведь кому не знать тебя, как им? Только ты один будешь знать, что того-то не делал, этого не говорил. Именно поэтому так важно благословение правящего архиерея. Благословляя, епископ берет тебя под свой омофор, разделяет эту ношу. Для этого он, конечно, должен быть еще и мистиком, не только богословом. Понимать, какие силы иногда ополчаются на человека и насколько искусно они могут действовать.

Владимир Григорян: Какие еще советы вы могли бы дать?

священник Сергий Бельков: Три или четыре года назад нам пришлось отказаться от приема девушек. Возникают проблемы полов. Долго пытались справиться, терпели, но это слишком явно уводило многих в сторону. Не то, чтобы были какие-то серьезные нарушения, просто, если человек влюбился, ему уже не до реабилитации. Молитвы, чтение и т.д. уходят на второй план...

А для девушек есть центр во Всеволожском районе (Ленинградской области), также принимают и помогают им в Тервеническом монастыре...

Владимир Григорян: Из первых семи человек, которые обратились за помощью, сколько удалось исцелить?
священник Сергий Бельков: Всех.

Владимир Григорян: Сколько из них осталось в Церкви?
священник Сергий Бельков: Все. Но у меня было не семь, а 267, впрочем, я точно не помню, примерно такая цифра...

Владимир Григорян: Всегда дела шли так же успешно, как вначале?

священник Сергий Бельков: Если говорить сухим языком статистики, то около 80 процентов этих людей находятся в состоянии стойкой ремиссии. Не все они стали постоянными прихожанами того или иного храма, но, так или иначе, все при Церкви, кто ближе, кто дальше.

Владимир Григорян: Я слышал от петербургского врача Николая Федоровича Жаркова о жалобах светских наркологов. Они утверждают, что наркомания, алкоголизм вообще не поддаются лечению.

священник Сергий Бельков: Правильно говорят:

Излечение невозможно.
А исцеление возможно, потому что исцеляет Бог.

В проблеме наркомании много составляющих: социальная, юридическая, медицинская и духовная. Духовная – самая большая. Если я страдаю грехом зависти, можно ли от него спастись при помощи таблеток? А от страха, гнева? Можно их с помощью таблеток подавить на время, став чем-то вроде растения, но не более того. Все, что происходит с человеком вопреки его свободной воле, - не представляет никакой ценности.

А что такое свобода воли? Это когда человек критически мыслит, способен здраво оценивать себя (реалист - по определению Достоевского).

Вот главное, что отличает православного человека от члена тоталитарной секты. Не все это у нас понимают. Например, уважаемый сектовед Александр Дворкин перечислил как-то признаки тоталитарной секты, не заметив, что все они применимы к Православной Церкви. Вот что бывает, когда забывают о самом важном – той свободе, которую Бог дает человеку, свободе трезво оценивать себя, самостоятельно принимать решения.

Владимир Григорян: Если духовная составляющая главная, чем тогда занимаются наркологи?

священник Сергий Бельков: Наркология – наука надуманная. Когда она появилась, знаете? В конце 1980-х годов. Тем не менее, деньги на нее тратятся, и немалые. В Петербурге в прошлом 2003 году выделили на реабилитацию наркозависимых 36 миллионов рублей, то есть более миллиона долларов. Я знаком с отчетом зампреда Комитета здравоохранения Жолобова, на что эти деньги были истрачены. Выпустили множество листовок и книг, которые наркозависимым абсолютно не нужны. Плюс отремонтировали стену какой-то больницы, к наркологии, кажется, не имеющей отношения. Но это видимая часть айсберга. О невидимой свидетельствует то, что недавно у нас был арестован главный нарколог города. Его подозревают в заказных убийствах коллег-наркологов.

Владимир Григорян: Они истребляют друг друга?

священник Сергий Бельков: Там сумасшедшие деньги крутятся. А Церковь им как кость в горле, ведь мы реабилитируем безплатно и эффективно. И постепенно люди начинают поворачиваться в сторону таких центров, как наш, или пусть светских, но с участием в их работе священнослужителей. И результаты несопоставимы с теми, которые характерны для наркологов, далеких от веры. Они утверждают, что у них 3-5 процентов излечиваются. Это неправда. Шевченко, бывший министр здравоохранения России, честный профессионал, открыто признал, что борьба с наркозависимостью – это вообще не медицинская проблема. И он прав.

Разумеется, для медицины тоже есть какое-то место в нашем деле. Ведь при наркомании и алкоголизме происходит поражение внутренних органов. Это единственная область, где требуется вмешательство врача. Могут участвовать в борьбе с наркоманией и психотерапевты. Но только в сотрудничестве с Церковью.

Владимир Григорян: Как на практике вы помогаете наркозависимым? Чем они занимаются в вашем центре?

священник Сергий Бельков: Методы те же, что у отца Василия в Васк-Нарве: труд, пост, молитва. Это если обобщить. Но и труд, и молитва имеют свои составляющие. Если говорить о духовной стороне, то это откровение помыслов, исповедь, причастие, соборование, чтение духовной литературы за трапезой и многое другое.

Владимир Григорян: Какие-то специальные молитвы читаются?

священник Сергий Бельков: В братском правиле у нас есть свои особенности, которых нет в монастырских или приходских общинах. Эти особенности не выходят за рамки общедисциплинарной практики. Просто у нас есть свой чин. Чаще читаются молитвы о защите от темных сил, псалом 90-й, Символ Веры.

Владимир Григорян: А какие составляющие имеет труд?

священник Сергий Бельков: Труд занимает большую часть времени реабилитации, хотя и не является самоцелью. Во-первых, он необходим для восстановления физического здоровья. Ведь у наркозависимых утрачиваются некоторые мышечные функции. Во-вторых, труд прививает навыки, такие, как терпение... В-третьих, труд должен служить тому, чтобы человеку прививались эстетические чувства... Человек должен уважать творчество, любить его.

Владимир Григорян: Сколько в среднем эти люди у вас находятся?

священник Сергий Бельков: От шести до девяти месяцев, иногда дольше. Я сам это определяю, но с согласия человека. Обычно у нас живет от 12 до 18 человек. В данный момент – 14. Состав все время меняется.

Владимир Григорян: Что это за люди? Я имею в виду их возраст, профессии.

священник Сергий Бельков: Возраст от 18 до 30. А насчет профессий трудно сказать. Их редко кто успевает приобрести. Не до этого бывает.

Владимир Григорян: Как вы общаетесь с членами общины – строго, добродушно?

священник Сергий Бельков: Вовремя сказанное ласковое слово важно, оно может приободрить человека. А может и убить, лишив трезвого взгляда на положение дел. Здесь нужна рассудительность. Если она есть, то и мягкое слово можно сказать, и жесткое – главное, чтобы каждое произносилось вовремя.

Владимир Григорян: Как вы помогаете болящим преодолеть ломки? Я слышал, что Владимир Высоцкий погиб именно из-за того, что не смог с ними справиться. Он отказался от медицинской помощи, решил сделать это усилием воли.

священник Сергий Бельков: Владимир Высоцкий пытался бросить через свое «я». Это самый худший, тупиковый путь. Через нашу общину проходили сильные люди, например, один хоккеист из ЦСК – чемпион мира. Но одной гордости, способности преодолевать себя – недостаточно.

    Есть несколько правил помощи страдающим от ломки:
  • Они всегда должны быть на людях.
  • Им необходим свежий воздух.
  • Они должны хотя бы делать вид, что работают. Иной обопрется на лопату и стоит. А мы делаем вид, что ничего не замечаем. Через 2-3 дня человек безо всяких лекарств справляется с проблемой. Этой практике меня мои же ребята и научили...

Владимир Григорян: Какое место занимает в процессе исцеления Евангелие?

священник Сергий Бельков: При поступлении в центр у человека должно быть с собой две книги – молитвослов и Евангелие. На утреннем правиле его читают вслух сами ребята – на русском языке. Вечером читает священник на церковнославянском.

Владимир Григорян: Приносит ли вам работа в центре, помимо клевет, злорадства, еще и радость? Счастливы ли вы?

священник Сергий Бельков: Помните притчу об одной заблудшей овце? Когда пастырь оставляет девяносто девять овец ради одной заблудшей и радуется ее спасению. Мне тоже радостно бывает убеждаться, что человек, которому мы постарались помочь, вернулся к нормальной жизни, с ним все в порядке.

Счастлив ли я? Я не могу ответить на этот вопрос. Я просто живу, и все. Так же, как и моя матушка Людмила, которая несет такое же послушание в общине, что и мать в семье. Поймите, это не работа – это жизнь.

 

В 1992-м отец Сергий Бельков стоял у истоков возрождения Коневецкой обители. Вскоре про остров, где расположен монастырь, пошла добрая слава. Это было одно из немногих мест в России, где людям, страдающим наркоманией, оказывалась не просто социальная поддержка: приезжая туда, они находили исцеление.
В апреле 1996-го отец Сергий был переведен на свой нынешний приход во имя Коневецкой Божией Матери в поселке Саперное Приозерского района Ленинградской области. Там борьба с наркозависимостью была окончательно поставлена на твердую ногу – создан реабилитационный центр.

 

Комментарии


Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение:


Имя или заголовок:
Можете оставить здесь свои координаты, чтобы при необходимости мы могли бы с Вами связаться (они НЕ ПУБЛИКУЮТСЯ и это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО):

E-mail:
  Ваш адрес в соцсети или сайт:
Прошу при появлении ответов ОПОВЕЩАТЬ меня на указанный выше e-mail

Особенности женской реабилитации

На недавно состоявшихся XIX Рождественских образовательных чтениях вручен сертификат № 1 руководителю отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии, духовнику центра реабилитации (ЦР) наркозависимых «Саперное» протоиерею Сергию Белькову...

Эффективность работы церковных центров реабилитации доказывают цифры. Так, по данным руководителя отдела НИИ наркологии Минздрава России Тараса Дудко, ремиссия более двух лет в государственных и церковных центрах составляет соответственно: 19.5% и 70%...

 

Особенности женской реабилитации

 

Протоиерей Сергий Бельков поделился опытом реабилитации наркозависимых женщин в центре реабилитации в поселке Торфяной (Ленинградская область):

Совместный реабилитационный процесс женщин и мужчин не продуктивен, так как больший процент воспитанников при этом выбывает из программы за различные нарушения (в частности, интимные отношения, препятствующие успешной реабилитации), констатировал он.

  1. Но даже при раздельной реабилитации первые два-три месяца женщины труднее поддаются психокоррекционной терапии, так как они больше подвержены депрессии.
  2. Основные их эмоции: страх, печаль, уныние, скрытая агрессия.
  3. Женщины дольше мужчин обдумывают возникшую проблему, а при ее разрешении появляется новая, что увеличивает их уязвимость к стрессу.

К наиболее распространенным негативным чертам своих воспитанниц на начальном этапе отец Сергий отнес: тщеславие, злопамятность, зависть и ревность. Сотрудникам центров реабилитации необходимо знать, что женщины чаще используют манипулятивные стратегии, умеют хранить личные тайны. Чем больше и эмоциональней говорит женщина, тем легче ей становится. И часто ей не нужен совет, необходимы только интерес и сочувствие.

По словам протоиерея Сергия Белькова, после сильного потрясения (смерть близкого человека, тяжелая болезнь) женщины более склонны к позитивным изменениям, в трудную минуту они чаще обращаются к Богу. Умеют слушать и сосредоточиваться на проблеме собеседника, реже перебивают, свободней выражают свои эмоции и чувства, более способны к доверительным отношениям. Женщина более сориентирована на сотрудничество, чем мужчина. В конфликтной ситуации она более склонна к компромиссу. И здесь, отметил выступающий, важна роль посредника - сотрудника центра реабилитации, волонтера или священника...

Женщине лучше не говорить сразу слово "плохо" - часто в ответ на это возникают слезы и бурная реакция в различных ее проявлениях. Вначале ей необходимо понять, почему плохо и как это исправить, тогда она сама старается избежать данной ошибки в следующий раз.

Женщин отличает большая способность к жертвенности. Ранее, когда в реабилитационной программе участвовали и мужчины, и женщины, женщина чаще добровольно брала на себя вину за нарушение (половую близость), а мужчина - никогда.

Основная задача женской реабилитации, по мнению отца Сергия, восстановление в женщине целомудрия, что понимается как мера стыда. Потому что именно чувство стыда и осознание содеянного приводят к покаянию, важнейшему элементу реабилитации...

Алексей Реутский - 03 февраля 2011 (реабилитация, наркомания) - e-vestnik.ru/rubric/8/1785

Интервью протоиерея Сергия Белькова 2009 года

Центр Егора Бычкова - метод они выбрали не тот...

В завершение первого дня Чтений в Кремлёвском дворце Председатель Государственного антинаркотического комитета В.Иванов торжественно вручил сертификат № 1 руководителю православного центра по реабилитации наркозависимых протоиерею Сергию Белькову. Сразу после вручения я подошёл к отцу Сергию поздравить его от имени нашей газеты и всех наших читателей.

– Вы из газеты «Вера»? – переспросил батюшка. – Читаю вас ещё с 90-х годов, когда вы о моём духовном отце, протоиерее Василии Борине, писали.

– А с вами мы последний раз брали интервью пять лет назад, – напоминаю. – С той поры многое изменилось у вас в реабилитационном центре в посёлке Сапёрное?

– Сейчас у нас в епархии уже четыре центра помощи наркозависимым. Помимо центра «Сапёрное» при храме Коневской иконы Божией Матери, которому в прошедшем году исполнилось 20 лет, действует женский реабилитационный центр «Торфяное», достраивается центр «Красноармейское», также наркоманов принимаем в амбулаторном центре «Воскресение» и епархиальном дневном стационаре в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре. Там, в лавре, у меня теперь свой кабинет и я, как руководитель Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму, координирую всю эту работу.

– Судя по истории с нашумевшим закрытием в Нижнем Тагиле реабилитационного центра Егора Бычкова, власти не очень-то поддерживают православных в борьбе против наркотиков. А ваш центр признали на государственном уровне...

– Я бы не стал сравнивать. Центр Егора Бычкова, хоть он и действовал по благословению приходского священника, был всё-таки самодеятельностью. Сам Егор и его соратники, конечно, достойны уважения, но метод они выбрали не тот. Заставить силком наркомана отказаться от наркотиков невозможно, это проверено временем. Можно лишь обеспечить им выход из «ломки» и месяц-другой спокойной жизни для их родителей, чем центр Бычкова и занимался. Но не более того. Во всех православных центрах, какие я знаю, приём подопечных проводится только на добровольной основе. Если сам наркоман не хочет бросить колоться, ему никто не поможет.

– Выступая здесь, на Чтениях, директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков сказал, что церковных реабилитационных центров в нашей стране больше, чем государственных. Это так?

– Да, больше. Сейчас в епархиях РПЦ действует более 30 центров реабилитации. Это не так уж много на фоне общей беды. В год у нас в стране умирает 100 тысяч наркоманов. По сравнению с 90-ми годами количество наркозависимых выросло в 10 раз. Если так будет продолжаться, то к 2015 году, по статистическим расчётам, в каждой российской семье должно оказаться по наркоману. Даже если наркоман не умрёт, он оставит после себя больное потомство. Святейший Патриарх, вы слышали, рассказывал, как в Рождественские дни посещал Филатовскую больницу и видел младенцев, рождённых наркоманками. Я знаю, на их муки страшно смотреть. К счастью, о вымирании России пока ещё рано говорить – появились добрые знаки, что ситуация выправится.

– Чем православные центры отличаются от государственных и частных? У них иная методика лечения?

Излечить наркомана невозможно, потому что наркомания не болезнь. Наркомана можно только исцелить – то есть вернуть его дух и тело в «целое» состояние. Обычные лекарства, какие-то медикаментозные средства тут не помогут.

– Вы, кстати, только что вспомнили об отце Василии Борине. А ведь он был известен тем, что занимался вычиткой – изгонял нечистых духов из людей. Исцеление наркоманов схоже с экзорцизмом?

– У нас практикуется молитвенное правило, в котором чаще обычного читаются псалом 90-й, молитвы от тёмных сил, «Символ веры». Но экзорцизмом, конечно, мы не занимаемся. Наркозависимость – это не беснование, а, скорее, одержимость страстями. У нашей Церкви за две тысячи лет выработан огромный опыт борьбы с этим. «Рецепты» выхода из наркозависимости вы можете найти, открыв любой Отечник или монастырский Патерик. Поэтому подопечные в наших реабилитационных центрах живут фактически по монастырскому уставу: пост, труд, молитва.

– Это действительно помогает?

– По статистике, в обычных реабилитационных центрах количество пациентов, «вошедших в ремиссию», то есть получивших достаточное ослабление наркозависимости, составляет 5 процентов. У нас же – 45, а иногда и 80 процентов. И обычно никто из наших уже не возвращается к наркотикам. Об этом власти хорошо знают, поэтому и такое внимание к православным реабилитационным центрам. Вы сами слышали, что сказал в докладе Иванов, директор ФСКН: «В ближайшие годы нам критически необходимо совершить прорыв. Без Русской Православной Церкви это невозможно».

А что значит сертификация вашего центра? И кто её проводил?

– К нам приезжала экспертная группа специалистов из Государственного антинаркотического комитета, научно-исследовательского центра ФСКН и Института демографии. Посмотрели, как живут наши подопечные, поговорили с ними, с их родителями, а также с теми, кто уже прошёл реабилитацию, провели антропологические тесты. Нашей эффективностью они остались довольны. Ну и, конечно, проверили документацию, побеседовали с нашими сотрудниками и волонтёрами, даже с главой Приозёрского района и другими чиновниками встречались. Проверка была всеобъемлющей.

– Что на практике даст эта сертификация?

– Мы признаны государством и теперь можем официально участвовать в госпрограммах. Глава ФСКН признал, что церковных реабилитационных центров должно быть больше и они нуждаются в господдержке. Он же предложил учредить специальный фонд и в восьми федеральных округах создать «модельные центры на основе православных ценностей». Намечено, что до июля этого года в регионах пройдут встречи губернаторов и руководителей местных антинаркотических комиссий с представителями епархий, где будет спланирована практическая совместная работа. Ситуация такова, что дальше уже некуда. И местные власти должны начать действовать вместе с теми, у кого что-то реально получается – то есть с Русской Православной Церковью.

– Насколько я понял, сертификация вашего центра – вообще первая. Прежде государство не сертифицировало ни одной церковной организации, будь то учебное заведение или служба социальной помощи.

– Да, можно сказать, это первая ласточка. Серьёзная совместная работа только начинается.

Михаил СИЗОВ

rusvera.mrezha.ru

У о.Василия Борина была Любовь

 

"Ибо батюшка (о.Василий Борин) не церемонился с людьми Ваших убеждений. Мог вообще прогнать, или Святой водой из чаши в лицо прям плеснуть на кроплении"

 
В конце каждой службы, вместо дачи креста (часто или всегда, не помню), о.Василий окроплял всех поочередно Св.водой. Делал это энергично, просто, воды не жалел (кропило м.б. даже касалось всего лица). Все этому радовались.
И в других случаях о.Василий мог много воды потратить на человека.

Прогнать же мог (точнее отогнать) в воспитательных целях, на время, любя.

Даже если он видел, что человек без пользы живет в обители, то просто ждал, когда тот попросит денег "взаймы на дорогу", охотно давал просимое, и говорил примерно так: - Вот и Слава Богу! Теперь он не приедет больше (стыдно будет, за неотданный долг).

Если же человек сильно вредил "братии", то мог и более активно прогнать. Это случалось очень редко.

Комменты