Священник Даниил Сысоев: На Земле существуют только три народа - язычники, иудеи и христиане - И «Бог в душе» - и есть наша цель

Кое-что про православных. «Бог в душе» - это основная цель христианской жизни. Мытари, грешники и блудницы (у кого «Бог в душе») - вот с кого мы призваны самим Богом брать примеры отношения к жизни и ее преображения!

 
На самом деле на Земле существуют только три народа - язычники, иудеи и христиане. (иерей Даниил Сысоев)
В Сибири все больше и больше китайцев принимают Православие. Место съемки: Тобольско-Тюменская епархия. Дата: весна 2010 года (в стихаре - китаец)
В Сибири все больше и больше китайцев принимают Православие. Место съемки: Тобольско-Тюменская епархия. Дата: весна 2010 года

Сейчас среди православных довольно часто встретишь этакое снисходительное отношение к тем людям, которые себя позиционируют верующими, но при этом не связывают себя ни с какой конфессией, хотя и могут при случае заходить в православный храм. Видел как-то даже целую брошюру по данной теме со статьями известных авторов (диакона Андрея Кураева, покойного отца Даниила Сысоева и др.), обличающими подобную «веру в душе». И сам я проходил через подобный скептицизм по отношению к таким людям, или снисхождение, отчасти высокомерное.

В действительности же явление это весьма неоднозначное, по своему происхождению сложное, и в то же время совершенно не случайное! Конечно, делать какие-либо обобщения в данной ситуации весьма рискованно, поскольку что ни конкретный человек, верящий «в душе» (или "вдушевер"), то может быть своя неповторимая картина, с ним связанная. Но можно, пожалуй, все-таки выявить некоторые закономерности.

Прежде всего сюда может хотя бы отчасти относиться притча Христа о двух сыновьях (как раз сегодняшнее литургическое чтение, среды 18-й седмицы по Пятидесятнице):

У одного человека было два сына;
и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.
Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.
И подойдя к другому, он сказал то же.
Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.
Который из двух исполнил волю отца?
Говорят Ему: первый.
Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,
ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему,
а мытари и блудницы поверили ему;
вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.
(Мф. 21, 28-32).

 
Понятно, что всегда найдутся люди вне видимой церковной ограды (виноградника), которые с большим качеством, усердием и талантом выполнят волю отца (хозяина виноградника), нежели те, кто постоянно трудятся внутри этой ограды (Сам Бог из камней творит "детей Авраама" для нашего смирения). И бывают, разумеется, те, кто всего лишь делают вид, что работают, имитируют деятельность, а на самом деле реальных действий у них нет, одни только слова. А кто могли быть мытари или неграмотные блудницы, которых имел в виду Иисус? Да как раз теми, у кого Бог был «в душе», то есть, допустим, еще в зачаточном состоянии. Но, услышав проповедь Иоанна, они поверили ему и раскаялись… Хотя никаких догматических знаний, кроме того, что Бог един, у них не было, но они оказались на пути к Царству впереди фарисеев и книжников, самых религиозных и образованных людей, богословов и канонистов своего времени…

В наше время нет аналогичного пророческого слова. То ли потому, что «закон и пророки до Иоанна» (хотя в апостольскую эпоху, как мы знаем из Деяний, были свои пророки), то ли просто вследствие общего оскудения духовных даров. Но в общем, религиозного лидера, учащего со властью, а не как книжники, за которым могли бы, раскаявшись, последовать современные мытари и блудницы, у нас в современной России нет. И это при колоссальных возможностях СМИ в отличие от Палестины 2000-летней давности!

Итак, одна из возможных сторон «веры в душе» - ее зачаточность. Нужен какой-то импульс извне, от самих людей же (как писал апостол Павел, «вера от слышания, слышание от слова Божия»), чтобы эти росточки веры взошли и укоренились. Но либо этого импульса нет, либо эти многочисленные импульсы слишком слабы и до многих не достигают.

Есть и другие стороны этой же проблемы. Верующий в душе – весьма начитанный и грамотный человек, ищущий и жаждущий правды, по-своему книжник, выносящий из своей сокровищницы старое и новое (Мф. 13, 52).

Он входит в нашу современную церковно-приходскую среду
и видит явное несоответствие между словами Писания и святых отцов древности с тем, что дается ему в опыте.
Он хочет увидеть христианское братство, общение в любви, взаимопомощь в данном конкретном храме,
но видит лишь сутолоку с куплей-продажей, суеверия, отчужденность людей друг от друга в погоне за «благодатью».
Впоследствии ему может открыться еще больше разных неприглядных сторон церковного быта.

Ну конечно, когда он начинает делиться своими сомнениями с окружающими, он тотчас же получает ответ типа «не суди», или «начни с себя», или «а ты кто вообще такой» или «ну все мы грешники, и рая на земле нет».
Он может пройти определенный этап воцерковления, десятки разных исповедей и причастий, а потом для себя решить:

нет, уж лучше помолюсь дома, почитаю книжку, а Бог везде со мной,
для этого совсем не обязательно идти в храм.

И будет во многом прав – ведь та церковность, что дана нам в опыте, далеко не всех реально может вдохновить и придать смысл дальнейшему участию в ней! Есть овцы весьма тонкорунные, среди интеллигентных и творческих людей в особенности, которые нуждаются в пастырях типа отца Александра Меня*, появляющихся, в свою очередь, один раз в целую эпоху. А на нет и суда нет, вот и пасутся такие овцы сами по себе…

Да, конечно, один из типичных доводов можно непременно услышать в таких случаях: вот, от большой образованности, ума и таланта есть риск впадения в гордыню, которая препятствует приобщиться к Церкви и в конечном счете спастись. Помилуйте! – а не свидетельствуют ли эти самые слова скорее о внутренней корпоративной гордыне среди тех, кто благополучно нашел свою нишу – в алтаре ли, на клиросе, в церковной лавке, и получает за это какую-никакую зарплату, имея некоторый стимул продолжать находиться в этой нише и дальше?

А другие не смогли найти свое место в приходском быту, не поняли или не согласились на роль пассивных наблюдателей, пришедших лишь за тем, чтобы индивидуально «освятиться» и благополучно уйти до следующего раза, при этом не встретив ни новых единомышленников, ни друзей среди православных, но у которых есть свои друзья в светской жизни, на любимой работе... Право же, еще не известно, у кого этой гордыни больше – у тех, кто ушел или у тех, кто остался!. Иисус ведь обличал больше всего именно самых набожных людей своего времени.

 
Разумеется, есть и еще одна сторона этой «веры в душе» у определенного типа людей - ее полная бессодержательность, свидетельствующая скорее о внутреннем равнодушии к самой проблематике, или же о безразборчивой всеядности. «Что-то есть», и ладно, а источники проявления этого «что-то», на их взгляд, самые разнообразные. Плыть по течению легче всего: в конце 80-х был интерес к возрождающейся Церкви, и не было отбоя от желающих принять крещение, потом книжные магазины захлестнула астрологическая и оккультная литература, и вчерашние крещеные с тем же энтузиазмом кинулись «в шамбалу» или астрологический ширпотреб. Такие люди зачастую настойчиво просят крещения, если не крещены были раньше. Спросишь о содержании их веры, предложишь подготовиться, почитать литературу, - ответят, что у них «Бог в душе». Возразишь: а зачем вам крещение, если у вас и так «Бог в душе»!? Вразумительного ответа, как правило, не услышишь. Конечно, этот психологический тип наиболее легок для обличения, но ведь проблема на нем далеко не исчерпывается!

 
Ну и в конечном итоге, чтобы Бог действительно был «в душе» - это основная цель христианской жизни для каждого, независимо от его уровня образования или принадлежности к церковной организации. ОБОЖЕНИЕ, в терминах святоотеческого богословия.

Пути достижения этого обожения могут быть разными, и необязательно только лишь при постоянном присутствии на приходских богослужениях. Но прежде всего это исполнение заповедей во взаимной помощи и служении друг другу.

Легче всего это раскрывается в церковной общине, в братстве. Реальность же такова, что редко где такие братства встретишь – это сейчас скорее идеал, чем данность. Стремление к индивидуальному освящению в таинствах без братского общения на каком-то начальном этапе может также поспособствовать этому возрастанию в богочеловечестве, но на другом этапе, наоборот, стать даже препятствием!

И потому количество разных верующих «в душе» всегда напрямую будет зависеть от качества христианской жизни практикующих веру внутри христианского сообщества. Чем качественнее жизнь внутри церковной организации, тем более она будет иметь вес и силу перед теми, кто находится еще около церковных стен и верит «в душе» в зачаточном состоянии.

Наоборот, чем более эта жизнь посредственна внутри этих стен, тем больше людей потеряют смысл нахождения там, и ничто уже не сможет их удержать. Вплоть до воцарения «мерзости запустения», что касалось не только разрушения Иерусалимского храма в 70 г., но и разных периодов церковной истории.

 
Русская неделя, 2010-09-23 00:37 Автор: Иерей Филипп Парфенов — Кое-что про православных и тех, у кого «Бог в душе», russned.ru/russned_new/hristianstvo/koe-chto-pro-pravoslavnyh-i-teh-u-kogo-abbog-v-dushebb

 


 

Куда уходит наша вера, молитва и радость?

 

Сретенский монастырь. Архимандрит Тихон Шевкунов (на эту-же тему - в сокращении) "Куда уходит наша вера, куда пропадает потребность в богослужении, молитве и радость? – об этом наш разговор с отцом Тихоном"

- Детей не познакомили с Богом. Нет, их, конечно, познакомили с обрядами, церковнославянским языком, с порядками в храме, житиями святых, священными историями, переложенными для детей. Но с самим Богом не познакомили. Встречи не произошло. И получилось, что и родители, и воскресная школа и, как это ни печально, священники строили дом детской веры «на песке» (Мф. 7, 26), а не на камне – Христе... когда и родители и священники, учат одному, а живут по-другому. Это самый страшный удар по нежным силам детской веры, непереносимая драма для их чуткого сознания...
- Нечто подобное происходит и со взрослыми. Мы тоже соблазняем друг друга (в данном случае «малые сии», о которых говорит Спаситель – не обязательно дети по возрасту) своей теплохладностью, сознательными нарушениями евангельских заповедей, нечистой жизнью. Постепенно у людей складывается представление, что христианину вообще можно жить как угодно. И, если такое происходит, люди, пришедшие к вере уже в зрелом возрасте, постепенно теряют к духовной жизни интерес, им все приедается. Нет реального общения с Богом, а значит, нет жизни духа. Первые года три вера, православие интересно, новая жизнь захватывает и приносит массу новых впечатлений, а потом наступают будни...

- В Священном писании очень определенно сказано, как оживить душу, как сделать так, чтобы душа вновь стала юной и живой. «Взыщите Бога – и жива будет душа ваша». Искать Бога несмотря ни на что! Упрямо и настойчиво. И тогда исполняется обетование Господа Иисуса Христа : «Ищите и обрящете»... - Но возможно ли это мирянину?
- Мирянам? Да именно им это и возможно! Как говорил отец Иоанн (Крестьянкин), в наше время сильные христиане спасаются в миру, а слабые в монастыре. Когда стоишь на исповеди, общаешься с прихожанами, видишь, какие есть удивительные подвижники среди мирян, как нам, называющих себя монахами, надо у них учиться...

- Я как-то попутешествовал по православным форумам, и просто не по себе стало, с какой циничной злобой православные люди, считающие себя весьма церковно образованными, относятся не только к духовенству, которое они вообще ни во что не ставят, но и к самым благочестивым мирянам.
- Говорят: «православнутый» и «православие головного мозга»…
- Эти термины, боюсь, вышли не откуда-нибудь, а из православной среды. Потому что вот так изощренно уколоть могут только «свои». Впрочем, как бы то ни было, но подхвачены они в нашей среде с энтузиазмом. А вот это по-настоящему тревожное явление в нашей христианской общине. К тому же, постепенно мы сами начинаем смотреть на себя и окружающих именно через призму подобных уничижительных представлений...

- Однажды мне довелось задать один и тот же вопрос двум подвижникам –
отцу Иоанну (Крестьянкину) и отцу Николаю (Гурьянову):
«Какова главная болезнь сегодняшней церковной жизни?».
Отец Иоанн ответил сразу – «Неверие!»
«Как же так? – поразился я. – А у священников?».
А он снова ответил: «И у священников – неверие!»

А потом я приехал к отцу Николаю Гурьянову
и он мне совершенно независимо от о. Иоанна сказал то же самое –
«Неверие» ...

- А сегодня благоденствие относительно православной веры оказалось немалым испытанием для христиан. Помните, в Апокалипсисе: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3, 17). Мы оскудели верой, а поэтому многим людям, глядя на нас, надоедает быть православными. Они еще идут по инерции, по первой любви, они еще помнят, как много в Церкви получили и надеются еще получить благодать...

- Как же правильно ориентировать свою духовную жизнь?
Самое радостное в духовной жизни – это открывать для себя новое. Вспомни с какой радостью ты просыпался в воскресное утро на Литургию, как читал взахлеб святых отцов и все время открывал для себя новое. Если Евангелие не открывает нам ничего, это значит всего лишь то, что мы сами себя закрыли для открытия нового. Вспомните слова Христа к Ефесской церкви: «Вспомни свою первую любовь».

 
Русская неделя, 2010-09-22 15:06 Сретенский монастырь. Архимандрит Тихон Шевкунов — Цинизм – это болезнь профессионального православия, russned.ru/russned_new/hristianstvo/cinizm-2013-eto-bolezn-professionalnogo-pravoslaviya

 


 

Примечание * (одна звездочка) - О священнике Александре Мене

 

О священнике Александре Мене - протодиакон Андрей Кураев (не затрагивается "общинная" тема - в сокращении)

9 сентября 1990 года был убит отец Александр Мень. Последний убитый проповедник советской эпохи Церковью все же не прославлен как мученик... Мученичество есть там, где есть выбор "отречение или смерть", но не там, где дилемма озвучивается как "кошелек или жизнь"... В убийстве отца Александра Меня не хватает контекста. Кто убийца? Мотивы его действий? Что именно не нравилось ему в отце Александре?
Самая популярная версия - что это была операция КГБ. Но если мотив убийства в политике, тогда не может быть прославления убитого как человека, пострадавшего именно за Христа. Не менее популярная версия: "русские фашисты" убили еврейского мыслителя. Но и эта версия закрывает путь для прославления отца Александра в лике христианских мучеников, ибо жертвы межнациональных распрей не могут считаться страдальцами за Христа.

Был ли шанс у отца Александра в минуту смерти сказать о том, о чем он говорил всю свою жизнь, - о Христе? Об этом сможет сказать только убийца. Поэтому и окончательное суждение Церкви зависит от работы светского следствия.

Но совершенно независимо от итогов следствия живут книги отца Александра. Их читают, ими вдохновляются, с ними спорят. С книгами отца Александра за 20 лет (не) произошло следующее.
1) Они так и не стали востребованными в церковных книжных магазинах и приходских лавках.
2) Они не стали издаваться церковными издательствами (хотя тут главное препятствие - воля вдовы покойного).
3) На них не стали ссылаться ученые - специалисты по вопросам истории религий, истории Церкви, философы и богословы. Это означает, что миссионерские книги отца Александра так и не перешли в разряд научной литературы.
4) Эти книги не превратились в подспорье для приходских проповедников, то есть не стали собственно духовной литературой.
Книги отца Александра остаются в своей вполне определенной нише - популярно-миссионерских изданий. Для нее они и писались, и в такой литературе до сих пор самая большая нужда.

За прошедшие годы с публикацией новых текстов отца Александра в православной среде число недоуменных вопросов к автору скорее возрастало. Если ранее удивляло его не в меру доверчивое отношение к католичеству, то потом, например, оказалось, что и об астрологии отец Александр говорил самые добрые слова...
В день его кончины патриарх Алексий II сказал: "Отец Александр иногда высказывал суждения, которые без специального рассмотрения нельзя охарактеризовать как безусловно разделяемые всей полнотой Церкви".

За последующие 20 лет "вся полнота Церкви" так и не перешла на "широкие" позиции отца Александра. Но мне бы очень хотелось, чтобы один из его любимых методов стал общепринятым. Я имею в виду умение воздерживаться от крайностей всецелого приятия и тотального отвержения.
Отец Александр умел в самых разных текстах (как религиозных, так и художественных) находить искорки добра, быть за них благодарным их авторам - и при этом не принимать, держать дистанцию по отношению к другим их взглядам.
Наверно, таким же будет и отношение к книгам самого отца Александра. Обычное человеческое отношение - благодарность за сделанное, прощение ошибок, продолжение труда. В общем - обычная беседа с умным человеком, без канонизации и без анафем.

 
Русская неделя, 2010-09-09 18:41 Протодиакон Андрей Кураев — К 20-летию убийства протоиерея Александра Меня, russned.ru/russned_new/hristianstvo/koe-chto-pro-pravoslavnyh-i-teh-u-kogo-abbog-v-dushebb

Комментарии


Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение:


Заголовок:
Можете оставить здесь свои координаты, чтобы при необходимости мы могли бы с Вами связаться (они НЕ ПУБЛИКУЮТСЯ и это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО):

E-mail:
  Ваш адрес в соцсети или сайт:

Прошу ОПОВЕЩАТЬ меня на указанный выше e-mail - ТОЛЬКО при ответах в ветке ЭТОГО коммента (снимите галку в квадратике, если это не нужно)

Я согласна с Андреем Кураевым в отношении Александра Меня.И как обрадовалась я выскзываниям иерея Филипа Парфенова о том что ждет прихожанин в церкви и не находит .Обрадовалась не тому чего нет, а тому что есть верущий человек,который это тоже видит и переживает за духовное состояние нашей Церкви.