Похвала справедливости
Архиепископ Иоанн (Шаховской)
Мы, люди, очень быстро подмечаем всякую несправедливость - в отношении себя.
На всех окружающих и даже на Самого Господа Бога некоторые обижаются...
Но несправедливость, которую мы сами творим - не зазамечаем.
Мы, люди, очень быстро подмечаем всякую несправедливость - в отношении себя. На всех окружающих и даже на Самого Господа Бога некоторые обижаются, если что не так у них в жизни получается, как они бы хотели. Но несправедливость, которую мы сами, люди, совершаем в мире, - нам менее ясна. Мы даже ее вообще затрудняемся признавать.
Справедливость - какое прекрасное слово. Есть что-то божественное в нем. Оно вдохновляет, укоряет и мучает. Свято нас мучает, когда мы боремся за справедливость в отношении других людей, и в тоску ввергает нас, когда мы добиваемся полной справедливости, и часто в сущих пустяках, в отношении себя со стороны других.
Сама справедливость нас все время толкает и понуждает быть выше справедливости и никогда не быть ниже ее. И мы чувствуем в душе своей мир и радость, когда совершаем справедливость, и особенно когда становимся в своих чувствах выше справедливости.
Стать над справедливостью - это значит войти уже в Царство Христовой Любви.
Есть в нас, людях, чувства, которые можно назвать щедрыми, богатыми, например - любовь, великодушие, бескорыстие, самоотверженность. Но есть в нас и чувства более скромные, но в повседневной жизни, может быть, еще более для нас нужные - без которых жизнь в мире становится совсем невозможной. К этим скромным и тихим чувствам и относится справедливость.
Она регулирует основы человеческой жизни и личной, и общественно-социальной, и государственной. К понятию этой справедливости следует отнести и простую честность, правдивость, уважение к другому человеку, к его жизни, к его слову, к его свободе. Свобода есть самая главная часть жизни другого человека. Свободу нужно охранять справедливостью.
Справедливость формулируется заповедями, данными Богом человечеству на Синае. Все они говорят о справедливом Законе Божьем, данном человеку. И 10-я, последняя заповедь говорит о том, что несправедливость к другому человеку нельзя допускать даже в своих сокровенных желаниях. Нельзя желать ничего, что может нарушить жизнь и права другого.
Я назвал любовь щедрым, "богатым" чувством. Конечно, это относится не ко всякой любви, а лишь к самоотверженной и справедливой. Например, если родители, усыновившие ребенка, относятся к нему хуже, чем к своему родному, они в этом проявляют несправедливость. Так справедливость контролирует даже любовь.
Что говорит Библия о справедливости?
Книга Иова говорит о Иове с похвалой:
"Был человек этот непорочен, справедлив" (Иов, 1, 1).
Псалом 118 говорит о Боге:
"Праведен Ты... и справедливы суды Твои".
Из этого следует, что
если мы не ощущаем Божественной справедливости в отношении себя,
то совесть наша, значит, отстает от времени и от Истины Божьей.
Недавно один молодой человек рассказал мне о случившейся с ним неприятности. В связи с ограблением бензоколонки он, случайно находившийся вблизи этого места, был задержан. Пока выяснялись обстоятельства этого дела, он провел некоторое время в заключении. Меня удивила и порадовала реакция этого человека на такое событие, которое было несправедливостью в отношении него.
Он сказал: попав в эту историю, я стал размышлять о случившемся и пришел к заключению, что в этом происшествии была своя нравственная закономерность, и я увидел в нем высшую справедливость. Дело в том, что я совершил однажды неморальный поступок, и он мне сошел с рук. И я должен был претерпеть какое-то страдание сейчас. Это справедливо...
Я удивился такому нравственно-чистому, религиозному проникновению в суть жизни - у этого молодого человека. "Такова истинная вера в Бога", - подумал я (аналогичный пример произошел с святым Ефремом Сириным).
Совесть, как чувство глобальной справедливости, врождено человеку (человек - "образ Божий"). У детей и молодых людей совесть бывает иногда более чуткой, чем у людей поживших и как бы придышавшихся к несправедливости этого мира. Идя в своей жизни путем нравственных компромиссов, человек постепенно опустошается душой и перестает чувствовать, когда бывает несправедлив к другому человеку, остро чувствуя, однако, всякую несправедливость других в отношении себя.
Милосердие к бедным псалом 87 называет не милосердием, а справедливостью; и это, конечно, справедливо. "Нищему оказывайте справедливость", - говорит Библия. Если у тебя два куска хлеба или две рубашки, а у человека, который рядом с тобой, нет хлеба и даже одной рубашки, то это даже не любовь, не милосердие, а просто справедливость, если ты отдашь один кусок и одну рубашку нуждающемуся.
Говоря в послании к Ефесянам об уважении детей к родителям, апостол Павел называет уважение к родителям не подвигом и не самопожертвованием, а всего лишь справедливостью. Заповедь, данная Богом человеку: "Чти отца твоего и мать твою, да благо тебе будет и да долголетен будешь на земле" (единственная заповедь с обещанием), указывает на путь справедливости. Неуважение и невнимание к тем людям, которые для нас такое огромное дело сделали, родив нас в мир, были избраны Самим Богом стать нашим отцом и матерью, неуважение к родителям есть глубокая, кричащая несправедливость. Далеко не все это чувствуют. Но когда сами испытают эту же несправедливость в отношении себя со стороны своих детей, лучше понимают свой грех.
Благоразумный разбойник, вися на Голгофе рядом со Спасителем мира, останавливая другого, тоже распятого, но озлобленного разбойника, высказал мысль, показывающую ясность и честность его нравственного сознания и высокую его справедливость. Он так сказал своему, тоже распятому и умиравшему на кресте, товарищу: "...мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он (т. е. Христос) ничего худого не сделал" (Лк. 23, 41). Ясно видно здесь двоякое явление справедливости: это признание человеком своей вины - признание невиновности другого человека. Вот пример честного, неэгоцентрического сознания.
Оно может открыться и в очень грешном человеке. Это иллюстрация к тому, что сказал Федор Михайлович Достоевский о человеке вообще и о русском человеке в своей книге "Записки из Мертвого дома". Достоевский увидел,
что на дне души даже самого закоренелого преступника
таится искра той человечности,
в которой именно и проявляется Божий образ в человеке.
Тут источник всей мировой справедливости.
Свет идет от Бога чрез человека,
протершего зеркальце своей души,
снявшего с совести пыль и отражающего Божий Свет.
Великое утешение мы испытываем в мире от явления всякой справедливости, независимо даже от того, имеет или не имеет она отношение лично к нам. Справедливость есть свет сам по себе. И когда мы к ней прикасаемся, мы переживаем чувство полноты жизни и радости. Бог тогда с нами. Это понял разбойник на Голгофском кресте. И оттого он вошел со Христом в Рай.
Самое великое торжество справедливости совершится на последнем [Страшном] Суде, когда Бог "отрет всякую слезу" с глаз человека. Все тогда будет названо своим подлинным именем, падет всякое ложное величие, и правда займет свое место. Это будет апофеоз всемирной справедливости и высшей Любви.
Увидеть справедливость окружающих нас, испытать и свою справедливость в отношении людей - это большое счастье, так как
высшая справедливость - выше справедливости,
и имя ей Любовь.
Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) - «Похвала справедливости»
Из книги «Апокалипсис мелкого греха»
Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской)
АПОКАЛИПСИС МЕЛКОГО ГРЕХА «Похвала справедливости»
Санкт-Петербург -1997
Краткая БИОГРАФИЯ владыки Иоанна Сан-Францисского (Шаховского):
▪ Обязательно прочитайте его АВТОБИОГРАФИЮ «Установление единства»
Архиепископ Иоанн (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской родился в Москве 23 августа 1902 года.
С 1918 года был добровольцем в белой армии генерала А. И. Деникина,
в 1920 году уехал в Константинополь, затем эмигрировал во Францию.
В 1926 был пострижен в монашество в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон.
В 1927 году был рукоположен во иеромонахи епископом Вениамином (Федченковым) в юрисдикции Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) в сербском городе Белая Церковь.
С 1932 года по 1945 - жил и служил в Германии, в 1946 году переехал в Америку (USA).
Поэт, Странник, Писатель - Монах, Иерей, Владыка - Раб Божий и Проповедник - Русский человек.
Его православие органично: оно пропитывает все его мысли и чувства.
И наряду с этим, русская широта: он всегда хочет понять собеседника,
чувствуется, что он уважает всякого человека и питает ко всем христианские чувства.
С 1947 года - епископ в юрисдикции Американской Православной церкви в Америке,
с 1950 года владыка Сан-Францисский и Западно-Американский.
Преставился 30 мая 1989 года в Санта-Барбара (Калифорния, США) .
Архиепископа Иоанна Сан-Францисского и Западно-Американского (Шаховского) - юрисдикции Американской Православной церкви, - не следует путать (что, к сожалению, не редко встречается в публикациях), -
со святым архиепископом Иоанном Шанхайским (Максимовичем), юрисдикции РПЦЗ, бывшим архиепископом Сан-Францисским и Западно-Американским в 1962 - 1966 годах (до своей праведной кончины). В 1994 году владыка Иоанн (Максимович) был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью Заграницей.
Комментарии
Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение:
Кто сектант? - Будем православны, когда изгоним грубый дух мира сего из сердец своих
«Сектантство в Православии и Православие в сектантстве»
Архиепископ Иоанн (Шаховской)
что все православные суть в действительности не сектанты
и что все сектанты суть в действительности не православные.
Не всякий православный по имени - таков по духу,
и не всякий сектант по имени - таков по духу.
Ив настоящее время в особенности можно встретить "православного" - настоящего сектанта по духу своему: фанатичного, нелюбовного, рационально узкого, упирающегося в человеческую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией, но пресыщенного горделивой своей правдой, строго судящего человека с вершины этой своей мнимой правды - внешне догматически правой, но лишенной рождения в Духе.
И, наоборот, можно встретить сектанта, явно не понимающего смысл православного служения Богу в Духе и Истине, не признающего то или иное выражение церковной истины, но на самом деле таящего в себе много истинно Божьего, истинно любвеобильного во Христе, истинно братского к людям...
Человеческий узкий, гордый, больной разум, не преображенный в Духе Божием, одинаково стремится к разделению и ищет повода к нему, кому бы ни принадлежал этот разум - православному или сектанту.
Мы, православные, веруем, духовно видим, что имеем полноту человечески выраженной истины. Но это совсем не значит, что мы уже следуем этой полноте истины и что эта полнота наполняет нас. Мы иногда имеем ее только на языке, или думаем, что она у нас в глазу должна заменить бревно духовной лености нашей.
Но все это далеко не так. Истину мы имеем, и полную, но жить в ней не хотим или не умеем, и просто часто не стремимся жить в ней, ибо она очень стеснительна для нашего ветхого человека. А погордиться, повеличаться своей православностью мы не прочь.
Кто его не имеет среди православных, тот не истинно православный, и кто его имеет среди неправославных, тот истинно православный.
По-человечески он заблуждается, по-человечески он не понимает того или другого, не видит тот или иной цвет в природе мира (духовный дальтонизм; не видит, например, смысла икон, общений со святыми, ушедшими из этого мира), но по духу, по внутреннему человеку он - верный и истинный, нелицемерной любовью преданный Живому Богу Воплощенному, Господу Иисусу Христу - до смерти.
Наличие таких подлинно православных христиан замечается как среди православных по умоисповеданию, так и среди римо-католиков, также среди протестантов всех оттенков, к каковым оттенкам принадлежат и русские сектанты, сектаризировавшиеся, т.е. отделившиеся умом и опытом от догматического исповедания Церкви, отчасти из-за непонимания этого исповедания в Духе, отчасти из-за дурных примеров осуществления этого исповедания в жизни...
Можно сказать и так: наличие сектантства показывает православность народа, его горение духа, его стремление к идеалу, его жажду не внешней религии, но внутренней, жажду своего сердечного завета с Богом. И это по существу есть Православие.
Думать так - не является ли думать по-православному, беря на себя вину и ответственность за отделившихся братьев. Иначе не будет Христовой правды - если не взять на себя вину...
Ни спорами, ни диспутами, ни препирательствами, ни грубыми обличениями нельзя показать ту положительную силу Духа Божьего, который живет в Православии, который есть само Православие, этот Дух можно выявить лишь в безумном по-человечески отречении от своих разумных прав и предоставлении Суда - Духу...
Исповедание православного Символа веры есть запечатление Евангелия. Символ должен совершаться в жизни, стать реальностью. У одного человека он совершенно не реален в жизни, хотя этот человек произносит его каждый день на молитве; у другого вера является в жизни любви его ко Господу Иисусу Христу, к Отцу Небесному и Духу Святому, и она отражается на лице его, на словах и всех поступках. Кто же ближе к Царствию Божию? Ответ ясен. Конечно, второй, неправославный по имени, но православный по духу и истине, наученный самим Духом.
Православные по самоисповеданию, по самоутверждению должны понять, что Православие это отнюдь не привилегия и не повод к осуждению других, и не гордость. Православие, наоборот, есть смирение, есть исповедание полноты Истины, как правды, так и любви.
Православие должно побеждать только сиянием своим, как Сам Господь, а отнюдь не пушкой - стальной или словесной, все равно. Православие не сияет в православном обществе, в том, которое гордится своим Православием. Оно сияет в том, кто смирен в своем Православии, кто чистоту веры понимает не разумом только маленьким своим, но духом, всей жизнью.
Красота Православия дана для спасения людей, а православные ее стали обращать для осуждения, для погубления людей. Можно сказать, что нет на земле совершенно православных людей...
Православие - солнечный свет, лежащий на земле. Светит для всех, но не все освещаются им, ибо кто в подвале, кто закрыл свои окна, кто закрыл свои глаза...
Нам не ясен путь Духа в этом человеке?
Но разве мы поставлены судить о путях Духа, если плоды Духа ясны нашим глазам?
От плодов велено знавать. Плоды же ясно определены у апостола (1 Кор 13, 4-8).
Непрощаем грех один только - против Святаго Духа, против любви к Нему.
Любящий неправду, восхваляющий грех, наслаждающийся злобой, повинен в этом грехе, но никак не умственно признающий или умственно непризнающий, то есть видящий душою или невидящий душою - той или иной истины...
И тогда наше Православие засияет.
Ибо средство немыслимо оправдать целью. Нельзя Православие защищать по-язычески или по-иудейски. Чистота Евангельского Духа - Православие Святое - должна защищаться евангельски, бесстрастно, мудро, с великою любовью к той душе, за которую пролита Богочеловеческая кровь...
И среди православных, и среди римо-католиков, и среди протестантов разных направлений и оттенков...
Наше Православие здесь лишь отблеск, лишь отзвук Православия небесного, его вечной истины, вечных совершенств. Догматически оно чисто отражается в учении Православной Церкви, но оно есть дух и жизнь и имеет плодом своим - только жизнь. Православие есть добрый плод, и о дереве надо судить только по плодам, по результатам его цветения. Пусть цвет некрасив, пусть листья колючи и сухи, пусть дерево низкоросло и неказисто, пусть даже поломано... Но если плод сладкий, чистый и питательный - то дерево православно в плодоносности своей.
И, наоборот, пусть пышны цветы и листья, пусть огромно и чудно дерево, но если плод несъедобно горек, ядовит или ничтожен, то ничто не явит истину Православия этого на вид выделяющегося дерева. И жалко будет оно, если само станет выделять себя и превозноситься над другими деревьями...
И не осуждать друг друга, но помогать друг другу, учиться правде друг у друга.
Сколько перегородок тогда падет!
Читайте полностью: Собрание избранных сочинений в двух томах архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского, в миру князя-странника Дмитрия Алексеевича Шаховского). Том 1. Стр. 340-348. Издательство братства во имя святого преподобного благоверного князя Александра Невского, Нижний Новгород, 1999
Поэт - князь Дмитрий Алексеевич Шаховской писал такие стихи , именуя себя Странником:
И уходил в поэзию от чуда.
Но только чудом я дышал и пел,
И чудо все стекалось отовсюду.
Сбегало чудо в мир со всех концов,
Со всех страниц, из всех тысячелетий.
Мне открывалось чистое лицо
Любви. И чудо завершалось этим.
О бедной человеческой судьбе.
А мы вернулись, Господи, к Тебе
Из долгого, мучительного плена.
И тихо стало нам, и так легко,
По-новому светло и терпеливо;
А где-то в небе высоко
Гремели молнии разрывы.
То от миров иных склонилась Мать
К сынам неверья и роптанья,
То к людям приходила благодать
Последнего всемирного призванья.
И часто кто-то нас зовет
Сквозь музыку четверостиший
В какой-то медленный полёт.
И сами мы ещё не знаем,
В какую радость мы идём,
Окружены уже, как Раем,
Неудаляющимся днём.
А вот такой случай (1966 года) рассказывает поэт Евгений Евтушенко:
Дмитрий Кленовский, узнав о моей встрече со Странником (владыкой Иоанном), пытался внушить ему, что я подослан:
А вот как изящно ответил Странник (вл. Иоанн Шаховской) Кленовскому:
несомненно, подосланы к нам,
в том смысле, что посланы Промыслом.
Я совершенно не вижу, в чем и как Евгений Евтушенко мог бы «повлиять» на меня.
Почему не думать, что и я как-то могу «повлиять» на него?
Я ведь тоже посылаюсь к людям,
или, если хотите, подсылаюсь,
как все пастыри к верующими и неверующими (чтобы помочь им)».
Краткая БИОГРАФИЯ владыки Иоанна Сан-Францисского (Шаховского):
Архиепископ Иоанн (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской родился в Москве 23 августа 1902 года.
С 1918 года был добровольцем в белой армии генерала А. И. Деникина,
в 1920 году уехал в Константинополь, затем эмигрировал во Францию.
В 1926 был пострижен в монашество в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон.
В 1927 году был рукоположен во иеромонахи епископом Вениамином (Федченковым) в юрисдикции Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) в сербском городе Белая Церковь.
С 1932 года по 1945 - жил и служил в Германии, в 1946 году переехал в Америку (USA).
Поэт, Странник, Писатель - Монах, Иерей, Владыка - Раб Божий и Проповедник - Русский человек.
И наряду с этим, русская широта: он всегда хочет понять собеседника,
чувствуется, что он уважает всякого человека и питает ко всем христианские чувства.
С 1947 года - епископ в юрисдикции Американской Православной церкви в Америке,
с 1950 года владыка Сан-Францисский и Западно-Американский.
Преставился 30 мая 1989 года в Санта-Барбара (Калифорния, США) .
Архиепископа Иоанна Сан-Францисского и Западно-Американского (Шаховского) - юрисдикции Американской Православной церкви, - не следует путать (что, к сожалению, не редко встречается в публикациях), -
со святым архиепископом Иоанном Шанхайским (Максимовичем), юрисдикции РПЦЗ, бывшим архиепископом Сан-Францисским и Западно-Американским в 1962 - 1966 годах (до своей праведной кончины). В 1994 году владыка Иоанн (Максимович) был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью Заграницей.
«Легенда о великом инквизиторе» и её анализ архиепископа Иоанна (Шаховского)
о.Геннадий Беловолов - На полях Апокалипсиса Федор Михайлович Достоевский пометил: «общечеловек» - Это и есть человек глобализма
Вышло в свет факсимильное издание личного Евангелия Ф.М.Достоевского
Мы попросили известного специалиста по творчеству писателя, настоятеля Леушинского подворья в Санкт-Петербурге протоиерея Геннадия Беловолова рассказать о мероприятиях, проходящих в эти дни и посвященных памятной годовщине...
К этой юбилейной дате, 130-летию со дня кончины Достоевского, было издано факсимильное издание его собственного экземпляра Святого Евангелия. У Достоевского было Евангелие, которым он особенно дорожил, оно было подарено ему в Сибири, в Тобольске женами декабристов, Фонвизиной и Анненковой. Оно представляло собой первое издание Евангелия на русском языке, осуществленное еще Библейским Обществом в начале 1820-х годов, и с этим Евангелием Достоевский никогда не расставался, он прошел с ним через каторгу, оно всегда было с ним на его писательском столе, в дороге. Небольшого формата, удобное для перевозки, оно стало действительно путеводной книгой Достоевского. Это Евангелие сохранилось в Москве в архиве Российской государственной библиотеки, я сам лично работал с экземпляром этого Евангелия еще в конце 1980-х годов, делал доклад и даже написал статью об этом Евангелии. Дело в том, что в нем сохранились пометки писателя, подчеркивания, пометки на полях, как ручкой, так и ногтем.
В Новом Завете, принадлежавшем Достоевскому, сохранились краткие записи. При этом представляет особый интерес запись, оставленная Достоевским в тексте Апокалипсиса. Там, где говорится о пришествии антихриста, Достоевский на полях начертал слово «общечеловек», обозначив ту проблему, с которой, может, как раз мы сегодня и имеем дело во всей ее полноте, а именно с проблемой нивелирования личности, нивелирования цивилизаций, с тем, что мы называем «глобализмом».
И Достоевский это предчувствовал, переживал, воспринимал в категориях апокалиптических. Он предчувствовал явление «общечеловека», размывание национальной ментальности, национального миросознания, сливание людей в общий котел, что, безусловно, напоминало ему о Вавилонской башне. Модель глобализма уже была воплощена при строительстве Вавилонской башни, и как мы знаем, результаты были достаточно печальны.
Евангелие, принадлежавшее писателю, было издано факсимильно, с научным аппаратом, толкованиями, комментариями. Сегодня в музее Достоевского проходит презентация этого научного издания. Событие само по себе достаточно серьезное, мы все теперь сможем взять в руки Евангелие Достоевского, прочесть его вместе с Достоевским, обратить внимание на те стихи, главы, которые отметил писатель, и, безусловно, раскрыть для себя глубже евангельские корни творчества писателя и его идеологии. Та книга, которую Достоевский раскрывал каждый день, без сомнения раскроет и нам Достоевского как великого писателя-христианина. Я считаю, это достойный подарок к юбилею писателя.
"Русская народная линия", информационно-аналитическая служба
Православие - Самодержавие - Народность
Вышло в свет факсимильное издание Евангелия Ф.М.Достоевского
Протоиерей Геннадий Беловолов рассказал о праздновании в Петербурге 130-летия со дня кончины писателя …
09.02.2011 - ruskline.ru
«Я - Новый Израиль», - радостно и торжественно говорил Михаил Павлович
Генерал Поляновский, «Новый Израиль»
Святитель Иоанн Сан-Францисский (Шаховской)
Он был взят семилетним мальчиком в кантонисты из еврейской семьи Черниговской губернии, при Николае Павловиче. Уже будучи полковником Генерального штаба, талантливым ученым-астрономом, он посетил свою бедную еврейскую черниговскую семью. Каково было это свидание, трудно себе представить. Что он говорил, что ему говорили - не знаю. Он уже был убежденным и глубоким православным идеалистом, имел свою верующую семью. Известно лишь, что он проявил ту любовь, которая была бы понятна его старой израильской семье.
Будучи принужденно взят и отдан в начальную школу где-то в Казани, бедный еврейский мальчик вкусил всю горечь оставленности людьми и всю сладость ангельского охранения. Его, собственно, уже ребенком насильно «постригли» в новую жизнь, и, конечно, второй настоящий постриг на склоне лет его менее отделил от предыдущей жизни, чем эта, зашедшая в Черниговскую губернию крутая рука николаевского чиновника.
Предприимчивый, остренький ум мальчика освоился быстро и покорно с новой обстановкой. Бессознательно принявший крещение, он быстро напитал свое сознание теми крупицами откровения, которые могли упасть к нему с законоучительского стола его первой школы. Учиться ему было нетрудно. Трудно было переносить низкий моральный уровень товарищей, даже педагогов. С сокрушением и болью он вспоминал этот свой период первого знакомства с православным миром.
Потом была средняя школа. Его, как талантливого, повели дальше. Из военного училища он, выдающийся по способностям молодой офицер, был командирован в Академию Генерального штаба в геодезический отдел. Вышел он оттуда одним из немногих военных астрономов, работал в Пулкове, имел командировки по разным местам России, занимал в Сибири большой пост, неизменно шел в гору, в чинах и познании себя.
К Церкви привязался он страстно, всей своей яркой еврейской личностью. В то время, когда я его знал, он был удивительно похож на ветхозаветного патриарха. Крупное, розовато-белое, от культуры, лицо, чистое-чистое, детски простое, и мудрое спокойствие глаз.
Живя в Петербурге, он подружился с одним известным тогда в церковных кругах отцом Сергием Слепяном, английским евреем, перешедшим в Православие и сделавшимся в России православным священником, полным великой любви ко Христу. Эти два еврея-христианина, имевшие прочное общественное положение в России, мечтали о времени, когда творческим словом Божьим будет воззвана к бытию Православная Иудейская Церковь. Она, вероятно, была бы более повсеместной, чем поместной. Новый Израиль не мог бы не слиться с уже существующим Новым Израилем апостольским - христианством, царством детей Божьих, среди которых нет ни эллина, ни иудея.
«Я - Новый Израиль», - радостно и торжественно говорил мне Михаил Павлович. Я часто захаживал к нему. Бывало, придешь, станешь в садике у дверей и видишь его сидящим спиной и медленно творящим молитву. Излюбленным молитвословием были псалмы; видно было, он чувствовал, как никто, их стихию и переживал именно то, что переживал царь Давид. «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися!» - повторял он сладостно и самоотреченно.
Я очень любил его. В нем я видел живое воплощение обетования Божия, данного еврейскому народу. К началу нашего знакомства он передвигался с двумя палочками, но довольно бодро. Ходил, работая ими, как веслами, и единственно, что было трудно ему, это вовремя на улице остановиться. Его время подходило к десятому десятку.
В его жизни имел особое значение преподобный Герасим Палестинский. Со святыми он обращался реально. Жизнь его складывалась из молитвы и записывания барометрических и термометрических показаний. Рука уже сама писала все это, теперь ненужное, и нельзя было ей отказать.
Волосы Михаил Павлович не стриг. Белые, шелковые, они падали прядями на его серебряные генеральские погоны. В мундире, неизменно всегда, он подходил к причастию.
Обед ему доставляли из местного беженского русского учреждения. Говорю о такой подробности, так как с ней связана одна черта Михаила Павловича (лучшая черта генеральства), смирение. Как-то, в связи с этим обслуживанием его, случилось ему поворчать на супругу хозяина этого учреждения, и маленький этот грех стал, сейчас же, препятствием для его непрестанной молитвы. И Михаил Павлович решил вырвать его с корнем. В ближайшее воскресенье, у выхода из Церкви, он, при всем народе, во всем своем генеральском обличии, опустился на колени перед этой престарелой дамой и просил простить его. Кое-кто из тех, кто сам еще не вполне знает, зачем ходит в церковь, улыбнулся. И именно благодаря неизбежности таких улыбок открывалось смирение Михаила Павловича.
Умер он потому, что настал его час. После его последнего причастия на Успение я пришел к нему. Он лежал в постели и пел старческим, дребезжащим, почти без всякой мелодии голосом: «В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…» С ним совершалось долгожданное, он уходил к своему Богу, он возвращался к своему Небесному Отцу, неся чашу своей жизни, наполненную до краев.
Из книги архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского) "Установление единства",
Москва, Сретенский монастырь, 2006, серия "Духовное наследие русского зарубежья" - pravoslavie.ru/put/2674.htm
Антисемитизм духовно совпадает с раввинистическим подходом к человеку
К ХРИСТИАНАМ И ЕВРЕЯМ (Об ответственности)
Святитель Иоанн Сан-Францисский (Шаховской)
Постановление II Ватиканского Собора (1962-65)
о невиновности еврейского народа в распятии Иисуса Христа
было явлением христианской мировой совести.
Тут проходит водораздел между верующими и не верующими во Христа.
И только от ответа на этот вопрос зависит понимание духовной ответственности человека и человечества.
Если оскорбленный, униженный, умученный и распятый римлянами и евреями в Иерусалиме Сын Человеческий был и Сыном Божиим, Словом, Которое сотворило миры, Им же "вся быша", посланным для искупления грехов людей и открывшим человечеству Бога Отца, то вина за оскорбление и убийство Его в мире делается огромной, невыносимой тяжестью для всего человечества; виной общей, безмерной, которую снять, от которой избавить может лишь Сам Христос, молившийся за Своих распинателей. Но без покаяния пред Богом эта вина не может быть снята. Ответственность за Богораспятие лежит на каждом человеке, так как метафизически человечество едино.
Но это вина не юридическая, входящая в ведение земных законов, а метафизическая, разверзающая всю греховность мира, не принимающего Бога, восстающего против Него. Всякий грешник, не кающийся перед Богом, уже оскорбляет в мире и распинает в себе Сына Божия. Конечно, не "юридически", а религиозно. "Юридически" не виновны в распятии Иисуса Христа даже евреи иерусалимские I века, не имеющие отношения к вине Иуды, первосвященников или римских воинов, фактических исполнителей Голгофской казни. Тем более не виновны в Голгофе - юридически же - следующие поколения людей.
И еврейство не может быть, конечно, освобождено от вины пред Богом. Некуда спрятаться от этой реальности. Мир виновен в отвержении Христа. Виновно и еврейство, избирающее до сих пор "кесаря", свой племенной еврейский национализм, а не Христа, своего духовного Спасителя, не Христово Божье человечество.
А еще более виновны христиане, ушедшие от своей первой любви или еще не пришедшие к ней. Каждый, кто не верит в Бога и Иисуса Христа, виновен пред Божьей Любовью, пред собою и пред другими. Неверие во Христа есть самое тяжкое самонаказание человечества. И если бы не тяготела эта острая вина на всех нас за неприятие Христа, это было бы знаком нашей духовной безответственности. Отнять у нас ответственность - это значит отнять у нас и свободу нашу нравственную. А без нравственной свободы нет человека, а есть лишь бездушный и безсмысленный агрегат материи. Кто не хочет быть таким агрегатом, призраком бытия, должен принять нравственную ответственность своей безсмертной человечности, свою свободу пред Богом за то все в себе, что несовместимо с Его Правдой.
Иного нет выхода. Уклоняя себя от вины и ответственности и обеляя себя, свой народ (или какой-либо народ) за совершенное Богораспятие, человек отвергает самое ценное, что есть в нем. Приятие же на себя вины за неприятие Иисуса Христа и за Его распятие - есть утверждение нового безсмертного человека.
Сущность ватиканского постановления о "снятии вины с еврейского народа" можно рассматривать только как стремление очистить совесть всего христианства за греховнейшие действия инквизиции и отделить эти действия от современного церковного сознания. Ватиканская декларация, имеющая благородный характер нравственного заступничества за евреев, нужна не только для евреев (так часто невинно страдавших и страдающих только за свое еврейство), но она нужна и для христиан.
Волны антисемитизма, до сих пор ходящие по миру, ничем не могут быть оправданы в христианском обществе, хотя иной раз являются лишь обратной стороной еврейского гнушения христианами и крещением во Христа.
Антисемитизм духовно совпадает с таким раввинистическим подходом к человеку.
Он - такая же дегуманизация человечества.
Церковь призвана говорить в мире ясное, не только социально верное, но и религиозно-правдивое, христианское слово. И в ту меру, в которую оно будет христианским, благодатным пророческим словом, оно будет некоторых, может быть даже многих, обижать или, скажем мягче, как-то не удовлетворять. Таково свойство истины, а не приспособления к ней. Истина ранит грешное человечество, но этой раной и исцеляет его. Люди же более чувствуют боль от раны, нанесенной им истиной, чем возможность своего исцеления ею.
Но есть люди, которые любят именно такую, не "разбавленную", а свято ранящую их и убивающую зло истину. Партийные социальные коллективы, напротив, не перестают воевать друг с другом, объединяясь лишь против этой истины, опираясь на непросветленное сознание человека.
Мы, люди, ответственны за всё длящуюся в истории Голгофу. Мучая брата-человека, мы мучаем Самого Сына Человеческого, отождествившего Себя и со всяким страдающим человеком. И только в понимании этой истины - выход из лукавого человеческого самооправдания и всегда связанного с ним ожесточения. Мы в истории ожесточаемся друг против друга в наших делах и обвинениях - национальных, расовых, экономических и религиозных. Мы не знаем Духа Христова или не любим Его. Мы не признаем своей ответственности за зло в мире, и оттого у нас нет истинного покаяния, осознания, что зло мира есть и наше зло.
Верующие во Христа, к какому бы народу они ни принадлежали, призваны быть свидетелями веры и покаяния.
Как человек и пастырь, я чувствую себя глубоко виновным в Распятии Христа Спасителя. Конечно, исторически это Распятие совершилось задолго до того, как я родился в мире. Но я все же виноват, что это Распятие было и еще длится. Исповедую эту вину за себя и за русский народ, из которого я вышел, и за американский народ, среди которого живу.
Мы не можем "умывать руки", как Пилат, в знак своей невинности в христопредательстве и христоубийстве! Виновны в этом грехе и евреи, и римляне, и все народы мира. Кто может себя освободить от этой ужасной ответственности? Только Иисус Христос, в покаянии нашем, освобождает нас от этого греха. Никакими жалкими словами мы не можем себя освободить от ответственности за распятие Сына Божьего. Отсутствие в нас покаянного сознания порождает в мире фарисейство. От него делаются безсильными религиозные слова.
- одна из форм перекладывания человеком своей пред Богом вины на других людей.
И еврейский народ, и народы Рима (из коих вышли воины, прибившие ко кресту Тело Иисусово) несут одинаково метафизическую ответственность за Голгофу. Но ответственность христианских народов за две тысячи лет истории христианства увеличилась многократно. Сколь многообразно среди них распинали - и распинают - Сына Божьего...
Больше всех распинает Христа тот, кто неискренне, лицемерно призывает Его Святое Имя. За участников Своей Голгофы, иудеев и римлян, Христос молился на кресте: "Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят" (Лк. 23, 34). Относятся ли эти чудесные слова Христовы к нам, христианам, которые носят Христово имя и печать крещения, но так часто отвергают в жизни Христову Правду и изменяют Божией милости? Идет ли эта чудесная молитва Господня за христиан, мучающих Иисуса Христа? Достойны ли и мы принять на себя Благодать этой молитвы Христа за Своих распинателей?
Христианское сознание должно эти истины выговорить до конца.
В антисемитизме есть три момента:- Во первых, это житейское опасение евреев как способных и волевых людей. Такое житейское опасение [опасности] евреев переходит в отталкивание и унижение их.
- Второй момент антисемитизма - это несовершенство самих евреев и известное древнее отношение Талмуда ко Христу (обличенное в нашу эпоху евреем профессором Кляузнером в его знаменитой книге о Христе).
- К этому можно причислить и вековую дискриминацию евреев в отношении евреев же, но уверовавших во Христа и принявших крещение. Дело отца Даниила в Израиле показывает это.
- Важным фактором антисемитизма следует считать антихристианский дух в самих христианах, "внутренний талмудизм" христиан. Как фарисейская и саддукейская элита I века относилась к "нечистым язычникам", так некоторые христиане стали относиться в истории к евреям. Это отношение к не верующим во Христа только как врагам Божьим, а не объектам также и попечительной милости и заботы Самого Христа, извращало Христову веру в мире. Инквизиция - порождение этого духа. Защищая святыню веры не свято ("по плоти", а не "по духу"), христиане изменяли своей вере и унижали Человечество Иисуса Христа. Отсюда шло и убеждение, что только евреи виновны в христоубийстве.
Многие из евреев относятся к неевреям законнически. Вероятно, и по сей день есть среди евреев и такие, которые семь дней сидят на полу и скорбят, если кто-либо из их семьи уверует во Христа и примет крещение. Но есть и другие евреи, которые осуждают еврейский фанатизм и если еще не веруют во Христа Иисуса как в Мессию Израиля, то уже склоняются пред Его нравственным светом.
Национал-социалистический расизм, исходивший из культа "священной народности" и "спасительной крови", по глубокому существу своему близок иудаизму. Исходя из плоти, крови и народности, он одинаково гнал христианство и еврейство: еврейство - за другую кровь, христианство - за другой Дух.
Любящему Христа нельзя ненавидеть ни не верующих во Христа, ни равнодушных ко Христу. Ненависть к кому-либо "из-за Христа" отвергает Христа более, чем ненависть ко Иисусу Христу. Слепой, говорящий, что он "видит", более слеп, чем просто слепой. "Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас" (Ин. 9, 41).
Нельзя преуменьшать той истины, что первоначальное христианство этнически было чисто еврейским.
В иерусалимском еврействе первого века можно видеть еврейство трех типов:
Аргумент мудрого Гамалиила ("... если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; [берегитесь], чтобы вам не оказаться и богопротивниками". Деян. 5, 34-39) после двадцати веков достаточно подкреплен историей человечества и самого еврейства. Но остались и другие синедрионские голоса, менее снисходительные и нейтральные в отношении "Имени Иисусова". И также есть верующие во Христа евреи, готовые к страданию за Него.
Религиозное сознание еврейства наших дней - процесс бродильный. В государстве Израиль и во всем мире создается новая ситуация для еврейства в связи с исчезновением "христианских" государств. Создалась новая ситуация и для христиан всего мира.
Справедливо в наши дни прийти к выводу, что еврейство есть такой же народ, как и все другие, со светлыми и темными сторонами. Странно, что этот, казалось бы, простой вывод некоторым (в силу чего-то иррационального) трудно сделать. Корень этой иррациональности - в необычной судьбе Израиля, в религиозной, а не национальной избранности его.
Но многие евреи, как и антисемиты, этого не видят. Евреи соединены со всемирным христианством более, чем со своим национализмом.
Люди продолжают жить прошлым, и в силу этого прошлого, а не вечного, продолжают отталкиваться от евреев именно за их древнее богоизбранничество, реальностью которого полно христианство, Божие слово и история.
Антисемиты - враги Христа. И всякий нацизм будет всегда стоять рядом с антисемитизмом. Для преодоления антисемитизма нужно и преодоление нацизма в народах. И евреям тоже надо преодолеть секулярную форму своего мессианизма.
В неприятии Христовой Человечности ео ipso (тем самым - лат.) заключено наказание. Не верующих во Христа нельзя наказывать, гнать или ненавидеть. Они себя наказывают гораздо больше, не давая в своем сердце места Сыну Божьему и Человеческому.
И не случайно Стена Плача осталась единственной стеной Его Храма.
Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской, письмо - krotov.info/libr_min/sh/shahovs.html
... Гестаповцы подозревали, что к отцу Иоанну тайно приходили евреи, ищущие ободрения и утешения. На их вопрос, как он относится к евреям, он ответил так: "Не могу относиться иначе, чем Церковь, священником которой я состою. Для нас не должно быть ни еврея, ни эллина".
О несовместимости национал-социализма и расизма с христианской верой отец Иоанн писал также в работе "Иудейство и Церковь", изданной в Берлине еще в 1934 году.
Езова Людмила Дмитриевна - 2info.ru/index.php?dn=article&re=print&id=13