«Левиафан» - фильм, который заставляет задуматься
Священник Димитрий (Шишкин)
Звягинцев показывает многое из того, что на самом деле есть в нашей жизни и списано честно с натуры. И вот что ещё важно: думаю, списано вовсе не для того чтобы позубоскалить или брезгливо выставить на всеобщее обозрение. Вот в это, в такую позицию Звягинцева, в злонамеренность его я не верю. Это, может быть один из немногих современных русских художников, который нас приглашает к серьезному и глубокому размышлению над нашей жизнью и, больше того, призывает нас и себя, к тому, чтобы в этом мире, который во зле лежит, оставаться вопреки всему - человеком. И это важно.
Другое дело, что на полотне его повествования (во многом правдивого) встречаются то и дело какие-то «идейные» заплаты и они, честно говоря, режут глаз. Так фоном в картине звучит «протестный» голос: мол, довольно помпезности вашей фальшивой, посмотрите, что в стране твориться? «Коррупция, пьянство, беззаконие… Доколе?!» Звучит как-то слишком тенденциозно. Но имеет ли такой взгляд и такой призыв право на существование? Думаю, имеет, потому что и такой взгляд есть часть нашего мира. Истинного и полноцветного, настоящего. И этот цвет, эту краску нельзя ни в коем случае запрещать. Она нужна – эта краска, пусть даже черная, без неё картина мира будет неполной, только бы эта краска не растекалась по полотну, превращая его в «чёрный квадрат Малевича». Тогда это уже не отображение правды, а определенный вызов, концепция, а это, что называется, «совсем другое кино».
Словом, я однозначно против «гонений» на Звягинцева, тем более что эта «волна народного возмущения» подозрительно начинает напоминать уже травлю Пастернака за его «Доктора Живаго» и присуждение Нобелевской премии. Я не говорю сейчас о сопоставимости масштабов таланта и премий, но аналогии определенные «ура-патриотические» прослеживаются и это настораживает. Давайте всё же не будем наступать на старые грабли и поймем, что мы живем в стране, где могут высказываться самые разные мнения, если только они не являются выражением ненависти и кощунства.
Но искусственностей в фильме и в самом деле достаточно. Например, с митрополитом так вышло. Сам характер его, речи, поведение – как-то уж очень «картонно» всё это выглядит, честное слово. Не живой он вышел какой-то – митрополит-то. Придуманный. А прямо сказать – и неверующий даже. А такие если и существуют в природе, то обитать в лоне Церкви они долго не могут. Вот здесь Звягинцеву-художнику минус…
Видно, что он старается честно отображать бытие, но там где о Церкви идет речь звучит у него какое-то прямо «программное заявление». Какое? Да пожалуйста:
«Церковь – пропиталась ложью насквозь, стены одни, клобуки да мантии, лицемерие и корысть. А правда-матушка она там где-то - в глубинах народной души непостижимой и загадочной, горькой и неоплаканной, больной и мятущейся…»
Вот такой, как говорят на театре, «подтекст». И хоть я со всем согласен – насчет души то есть, только Церковь-то зачем от души отделять. Как-то это не честно. Если кто за душу и распялся, так это Христос, а Церковь – Тело Его. И именно в Церкви душа обретает жизнь духовную в высшем значении этого слова, не иначе. Но у Звягинцева взгляд на Церковь какой-то холодный, неприязненный и… поверхностный, я бы сказал. А реальность ведь глубже, гораздо глубже…
Вопрос о таинствах, а говоря шире, об участии в церковной жизни поднимается в картине несколько раз и именно в том смысле, что соблюдение внешних церковных правил не имеет силы без глубокой и искренней веры и желания быть со Христом. Но «подвох» здесь может быть в том, что сквозит за всеми этими рассуждениями мысль о том, что эта самая «предметная» Церковная жизнь не важна. Что Церковь – это нечто метафизическое, некое сокровенное общение с Богом, совершающееся в непостижимых недрах человеческой души. Известный, в общем-то, и распространенный тезис.
Но взгляд православного человека иной:
Мы говорим что
Церковь в том числе со всем её предметно вещественным, обрядовым строем -
создали не люди. То есть не люди сами по себе, а Господь Бог.
Более того мы веруем и исповедуем, что Церковь – это тело Христово.
И участвуя в жизни Церкви, человек приобщается жизни Самого Бога -
не только духом, но и душой, и телом.
Но происходит это, конечно [не "автоматом", не всегда и не со всеми - ] и только «по вере».
Только здесь одно не исключает другого,
вера не входит в противоречие с необходимостью церковной организации своей жизни.
И в православном учении о человеке как раз нет какой-то разорванности, трагического противоречия: всё в нашей жизни призвано к обожению: и дух, и душа, и тело. Поэтому и телесная жизнь может и должна строиться по законам Церковным для того, чтобы она была гармоничной и доброй. Вот ведь в чём дело. Но для этого, ещё раз повторимся, нужна вера, не вера в Бога «вообще», а вера и в Церковь тоже, как в Тело Христово, частью Которого мы призваны быть.
Вот такого взгляда на Церковь у режиссера Звягинцева, как мне кажется, нет и потому образы и персонажи Церковные у него такие действительно картонные какие-то, неживые. Это факт. И факт очень важный, задающий, что называется «тон» картине. А может быть и лишающий её возможной и подлинной, библейской глубины.
Знаете, какое великое произведение вспоминалось мне, когда я смотрел Левиафана? «Поднятая целина» Шолохова. И знаете почему?
Меня поразил один прием, который Шолохов использовал, чтобы с одной стороны показать сермяжную правду жизни, а с другой – остаться в «формате» соцреализма. Так вот Шолохов не стал ничего выдумывать в угоду режиму, но сделал вот что. Он взял из жизни только те картины, которые соответствуют идейному… даже не заказу, может быть, а тренду, так скажем. И вот он взял и честно, совершенно, заметьте честно и гениально, ярко описал… но только то, что нужно было описать. А об остальном благоразумно и технично промолчал. Просто опустил, как будто этого не было. Гениальный приём, правда? Честная книга? Честная, до мозга костей пробирает. Только честность эта состоит из «правильно» выбранных картин.
Вот то же отчасти можно сказать и о работе Звягинцева. И от просмотра картины его остается всё то же ощущение… как бы сказать… не заказа, пожалуй, и даже не желания потрафить, но стремления быть, что называется, в тренде. Только в случае с Шолоховым это была, условно говоря, генеральная линия партии коммунистической… а в случае со Звягинцевым – генеральная опять же, линия но уже либерально-демократическая. А состоит она, как известно в жесткой и сердитой оппозиции государству «авторитарному» и набор претензий её в фильме озвучен точно по списку – вот это как раз и огорчает, если честно. То есть именно это пугающее совпадение «честности режиссера» с «генеральной честностью партии», в нашем случае – либерально-демократической с полным и четким набором её обличительно-пафосных штампов, начиная от «криминальной системы организации власти» и заканчивая «срастанием Церкви с этой самой властью».
Я почему заговорил о штампах (словечко, кстати, чисто киношное). Да потому что есть, конечно, в России и проблема криминализации власти, и коррупция, и примеры нецерковного поведения некоторых представителей Церкви, и пьянство… только всё это, скажем так, совсем не так системно и жестко детерминировано, как это выглядит в воспаленном мозгу мировой либерально-демократической общественности.
Поверьте, мне приходилось в жизни общаться, пожалуй, со всеми типами, выведенными в картине и вот я себя на чём поймал после просмотра фильма. Что в жизни всё бывает так, да не так… а порой и совсем иначе. То есть что-то и похоже, что называется «в ноль» и до смеха и до слез на то, что показано в картине, но если брать в общем и в целом, то именно, что похоже, но не более того. И жизнь неизмеримо богаче и краше, чем видится через «либерально-обличительные» очки, которые Звягинцев предлагает зрителю и даже местами вполне навязчиво.
Не случайно после просмотра фильма я поймал себя на «эффекте Чехова». Что это такое? Постараюсь объяснить…
Это моё личное и очень субъективное наблюдение, но, как мне кажется весьма характерное. Давно ещё, в юности, после прочтения чеховских ранних рассказов я ловил себя на том, что некоторое время как бы продолжаю смотреть на мир его глазами. И со смущением понимал, что этот мир – вроде бы привычный мир моей жизни предстаёт в ином, каком-то карикатурном и даже как бы постыдном свете. Словно кто-то подглядывает за мной и людьми и обращает внимание на черты и детали, на которые я сам и внимания-то никогда не обращал. И если смотреть на мир через призму этих, вроде бы объективных и честных деталей, то я сам, и люди окружающие меня, жесты, слова и поступки начинают казаться какими-то неискренними, пошлыми и ужасно фальшивыми. Вот это чувство было неприятно и вызывало смущение. Я понимал, что это только «эффект», противился ему как мог и, в конце концов, он растворялся и я мог смотреть на мир привычным, «человеческим» взглядом.
Вот нечто такое произошло и после просмотра «Левиафана». Я сам, и люди вокруг и поступки их, слова и взгляды… Ну, дальше вы знаете. То есть я хочу сказать, что в фильме очень много точно подмеченных бытовых деталей, характеристик, но нет, я бы сказал, теплоты доверия Богу и человеку, открытости и простоты внутренней, сердечной, которая, конечно, вовсе не исключает понимания сложности характеров и многоплановости коллизий. Потому что внешние впечатления не всегда и не вполне соответствуют внутреннему содержанию. Может, например, человек говорить пошлости и даже делать гадости, а в душе мучиться от осознания своего ничтожества и неспособности измениться к лучшему. Внешне он гадок и пошл, а внутренне уже обращается к Богу сокрушенно, хочет быть другим, измениться…
Отдельно хочется сказать о сюжете усекновения главы святого пророка Иоанна Предтечи (помните фреску в разрушенном храме?). А усечен был этот великий пророк и Креститель Господень, как мы помним - за обличение греховного поведения власти. То есть и здесь лейтмотивом звучит тема обреченности борьбы человека с «Левиафаном» - с греховной системой этого мира. Тема обреченности вообще проходит красной нитью в картине.
Но, опять же, не обозначено в картине то «блаженство», которое наследуют все «плачущие», «алчущие и жаждущие правды», «изгнанные правды ради»… То есть не обозначено это блаженство, как я думаю, именно не потому, что не нашел художник для этого выразительных средств, а потому, что он сам этого блаженства не видит, не чувствует и не понимает.
И может быть в этом состоит самая главная и действительная драма самого режиссера,
о которой он, собственно, и пытался нам рассказать.
Драма неведения реальных путей победы над Левиафаном.
Священник Димитрий (Шишкин - служит Богу в Крыму),
25 января 2015 - gnoris.livejournal.com/123516.html
PS А каково общее "послевкусие" фильма? Многие в рецензиях отмечают, что после просмотра на душе остаётся уныние, тоска и ощущение безысходности. Или нет?
Отец Димитрий: Нет, уныния нет, как ни странно. Вообще долго не хотел фильм смотреть именно под впечатлением подобных комментариев. Но все же посмотрел, потому что был уверен, что Звягинцев ерунду снимать не будет. В то же время у него все фильмы, мягко говоря, не легкие. Это его стиль...
Комментарии
Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение:
«Елена» - фильм Андрея Звягинцева: Режиссер всю свою жизнь снимает один и тот же фильм, и все, что есть в фильме – это он
Высокохудожественное кино
Эфир 1TV от 29 мая: "Познер" - Андрей Звягинцев: Я снимаю фильм исключительно для себя…
Фильм Сергея Лозницы "Счастье мое"
После просмотра беседы с Познером, составил об Андрее Звягинцеве очень хорошее мнение - как о русском человеке.
Но когда посмотрел защищаемый им (в первую очередь!) фильм Сергея Лозницы "Счастье мое" - пересмотрел свое отношение к Звягинцеву. Этот фильм произвел настолько тягостное и мрачное впечатление, что еле-еле досмотрел его до конца... Хотя это, конечно, и не дешевая антирусская поделка (арт-хаус однако!), но абсолютно не русский и пустой по сути фильм! Вначале, правда, интересный полу-документальный показ лиц простого украинского народа, снято профессионально, интерес к деталям и мелочам, - что видно и зацепило прежде всего А.Звягинцева, как киношника...
Если и "Елена" не понравится (когда посмотрю), то, думаю, окончательно разочаруюсь в Звягинцеве. Первые его 2 фильма - были вполне вменяемыми и серьезными, на мой взгляд. Жаль, конечно, человека, что так увлекся духом времени...
"Бубен, барабан" (Алексей Мизгирёв) 2009 г., Драма
Посмотрел "Бубен, барабан" (Алексей Мизгирёв) 2009 г., Драма
Фильм очень сильный, русский, глубокий.
Но частенько мат проскакивает, правда довольно естественно, как и в жизни слышим. Люди просто привыкли так...
Похабщины и секса нет вообще. Да и картина настолько серьезна, что это и не могло затесаться в киноленту.
Тема русская, трагичная: русские люди "голосуют" смертью...
Сильные страсти в духе Достоевского - имеют место в фильме (Гордость и все такое...)
Но как мог Андрей Звягинцев приравнять, упомянуть в одном ряду: "Бубен, барабан" - и антирусскую и пустую, никчемную и во многих местах грубо-лживую ленту "Счастье мое" ? Непонятно...
«Счастье моё» Сергея Лозницы - мощнейшее событие последн.времени
Ещё одно событие, которое меня обрушило, мощнейшее событие последнего времени, — это «Счастье моё» Сергея Лозницы. Лозница смотрит на предмет прямо, честно и без экивоков.
На дороге жизни простодушный человек, и вот он везёт хлеб жизни.
А на бытовом уровне это дальнобойщик везёт муку.
Там всё продумано, буквально каждая деталь.
Путешествие по зачарованному лесу…
Страшная русская сказка.
Полностью интервью режиссера Андрея Звягинцева тут - Вы хотели назвать этот фильм «Нашествием варваров» - о фильме "Елена"
"Волчок" (Василий Сигарев) 2009 г., Психологическая драма
И этот фильм - русский. Правдивый, цельный и сильный.
Притча о Любви. О Любви Бога к миру и о любви Русского человека ко всем людям. О русском Всечеловеке...
Но это притча, потому любимый Богом мир и дитя мира любой национальности - здесь изображаются в лице очень боевой бабы уголовного склада, разумеется и глашатая полной свободы греховно-героической жизни (и свободной любви, разумеется, тоже). Показана баба совершенно никчемная, злая и порочная. Но с другой стороны - никакой фантастики и натяжек, - людей подобной внутренней сути у нас много можно сыскать в русском народе.
А главный герой ленты - это "Волчок". Простая русская девочка с очень глубокой и любящей русской душой.
Чего только не вытворяет ее непутевая мать! А она любит и ждет ее, как всегда ждет Бог возвращения блудных своих сынов...
Пошлости нет. Секс подразумевается, но показывается лишь самым краем. Матюги есть, но в меру естественные для повествования этой притчи, вписанные в жизнь героев.
Разумеется, фильм тяжелый, но это ведь лишь страшная сказка (в жизни доброты больше, здесь усиленный до последнего края символ). И как же нас любит (таких!) Бог!!!
Лента рангом по-ниже, чем "Бубен, барабан" Алексея Мизгирёва, но вполне приемлема для Русской честности и любвеобильного смиренного Русского духа. И нет лжи, как в нерусской жалкой поделке арт-хауса "Счастье мое"...
Документальный фильм "Дикий, дикий пляж" (Александр Расторгуев)
Документальный фильм "Дикий, дикий пляж" ("Жар нежных") 2006, арт-хаус (Александр Расторгуев)
Это 4-ый арт-хауз-фильм из упомянутых Андреем Звягинцев в беседе с В.Познером.
С точки зрения киношной - фильм неплохой. Дейсвительно почти документальный, без навязывания идей и взглядов. Показывается доброта и простота людей, уже хорошо подсевших на "блага" западных воззрений на жизнь человеческую. Общий тонус ленты жизнелюбивый и танцующий. С легкой грустью! Мелодия "Белеет парус одинокиЙ в тумане моря голубом..." - проходит через весь фильм... Ну и т.д....
Но для православного человека - фильм неинтересный. Типа копаться в навозе страстей человеческих.
Мол - хлеба, денег и зрелищ! Секс, торговля, телесность и знойная скука безсмысленной пляжной жизни...
Если русского человека и заносит в эту разлагающуюю среду, то от его русскости почти ничего и не остается...
Так что смотреть про "их нравы" - пустая трата времени. Жизнь так коротка! Русские люди брезгуют долго находиться в этих поверхностных сферах. Глубины нет! Да и пошлостей и половых актов хватает... Фильм - в топку!
Но все-таки фильм добровато-глуповато-хорошатый и теплый по-мирски. Нет омерзения, как после просмотра такой откровенной дряни, как "шедевр" арт-хауса "Счастье мое". А Звягинцев за него - горой! Печально это...
В защиту мнения Андрея Звягинцева
Русскому человеку!
Андрей Звягинцев человек, прежде всего. У него свои вкусы и предпочтения. Почему же так нетерпимы ко вкусам другого человека. Он смотрит на фильмы как режиссёр. И любит глубину, но глубину мрачную и жутковатую порой. Нужно учиться пониманию и терпимости - это очень тяжело, но именно в этом суть православия и истинной веры.
"Счастье мое" - понравилась Андрею, ну и пусть. Почему же обидно-то так Вам что оно ему понравилось?
У Вас свой взгляд - у Андрея свой. Я думаю, нужно уважать мнение такого большого мастера. Я лично не разочаруюсь никогда в Андрее. Пусть он хоть десять фильмов сделает плохих.
Андрей Звягинцев вернул нам настоящее русское, глубокое кино. Это безценно. Извините если обидел.
Я рад, что вы заступаетесь за Андрея Звягинцева!
Я рад, что вы так заступаетесь за Андрея Звягинцева!
Вот сегодня еще посмотрел интервью Андрея Звягинцева от 25 мая 2011 года. Сильно разбавлено, но посмотреть можно... Кино в деталях, ведет Федор Бондарчук. В гостях Андрей Звягинцев Эфир 24.05.2011 - Фото справа оттуда.
Да я очень уважаю мнение "такого большого мастера", и сам его считаю таким.
Вот потому и хочу разобраться: Что может быть привлекательным в таком нерусском фильме, как "Счастье мое" ?
А знаете, что такое, прежде всего, русское кино?
Точнее, что такое - русский взгляд на любое явление? - Это, прежде всего, - ПРАВДА !!!
А фильм "Счастье мое" - насквозь лжив! Хотя и имеет некоторые технические, киношные достоинства (т.е. плюсы, не имеющие для русского человека никакого значения, если фильм в основе своей, в глубине своей - лжив !!!)
Тут вы не рубите... Когда близкий человек ошибается или не прав - это одно. Тут все прощаешь!
А когда публично высказывается антирусское мнение от русского режиссера-сибиряка - тут другое!
Или он теряет свою Русскость (и тогда... у всех своя воля...), или надо помочь ему не впасть в яму...
Если человек теряет (или и не имел) Русскость, то и отношение к нему другое, не надо всех под одну гребенку...
Просто очень затерли сейчас смысл "Православия".
Поэтому лучше говорить о "Русскости" - как о сути "Православия"!
Вы это понимаете?
Понимаете что "Русский" (с большой буквы) - эквивалентно самой глубине "Православия"?
Вы меня простите, что не так. Все же обидно за русского человека, что не видит очевидного...
Русскость - что это?
Уважаемый, Русский человек!
Русскость и православие - не одно и то же. В России всегда, даже в царское время, были и атеисты. Они есть сейчас.
Вообще не понимаю, причем тут православие и какое отношение оно имеет к фильмам Звягинцева.
Я смотрела только фильм Елена, но этого достаточно, что бы сказать , что режиссер талантлив и правдив. Он четко увидел ситуацию нашего времени.
Очень понравилось интервью с Познером. Согласна с Андреем абсолютно во всем, что он говорил, и как - без обычных штампов, предельно искренне. Это в наше время достоинство большое.
Новые русские бабы // Апокалипсис души // Всеобщая деградация
Дело в том, что русские души растут из Бога, и корни эти глубоки
Про очень хорошую женщину - социальное кино
О господи! Звягинцев снял античный миф, анти-Медею
О господи! Звягинцев снял античный миф, анти-Медею, если хотите. А Вы - про социальное кино!
Культурный слой у публики, видимо, истончился донельзя...
Катарсис – это не ответ. И не всегда – избавление от терзаний
он должен оставить человека с какими-то вопросами и терзаниями,
или должен быть катарсис?"
- Похоже, у нас с вами разные представления о понятии катарсис.
Катарсис – это не ответ. И не всегда – избавление от терзаний. Ответы нужно искать зрителю самому. Катарсис – это не «свет в конце тоннеля», катарсис – это выдох… А свет должен зажечься в тебе самом, в зрителе, он не должен быть представлен наглядно на экране. Ленивому уму непременно нужен "happy end". Но ты должен эту работу проделать сам, пробиться сквозь эту безнадежность самостоятельно. Послевкусие должно быть таким, чтобы хотелось жить.
pak 19.11.2011 - vorota.de/Thread.AxCMS?FPage=1&ThreadID=565828&Page=5
Бедные и богатые
Это еще один штрих к этой теме. В действительности, по сути и буржуи, и пролетарии - одно и тоже. Те живут чужим трудом и часто ничего не делают, а пролетарии - это люди, которые жаждут того же, но у них в жизни не сложилось. и неивестно, кто больше любит деньги те или другие. Елена по ее мнению восстановила справедливость6 убила мужа и в его квартиру вселились ее родственник. Парень, которого спасают от армии, скорее всего только этой армией и мог быть спасен. таких как Елена, сейчас великое множество и ради денег они не перед чем ни остановятся. Отсюда и ясна малоскрываемая ненависть дочери к ней, она чувствует алчность, скрытую под маской скромности.
Фильм Звягинцева "Елена" не понравился...
Радуюсь за однокашника
Он-то(А.Звягинцев) из нашего
Он-то(А.Звягинцев) из нашего из прошлого и будущего времени и из самых лучших представителей !!!
Смотрела и думала: и я поступила бы так, как Елена
На утреннем сеансе, будничный день - ни одного свободного места!
Испытываю чувство благодарности к Андрею Звягинцеву, как и почтение к его Маме за Такого сына, подарившей и вырастившей Такого человека.
Не забывайте, что еще есть бунтарка, интеллектуалка Катя - дочь своего отца.
Каждый вправе воспринять перипетии фильма по-своему и сам домыслить тонкости и метафоричность, кажущиеся случайности: отказ помянуть дядю Володю, погасший следом свет и проснувшийся ребенок в огромном мире (на большом чужом одре)...
Была удивлена, что на утреннем сеансе, в будничный день - ни одного свободного места, молодежная аудитория, явно не читавшая анонсов о фильме (реплики зала об этом свидетельствовали). Выходили и возвращались снова молодые зрители, чтобы досмотреть до конца, обмениваясь на выходе совсем взрослыми размышлениями, возникшими от восприятия фильма. Это самая дорогая оценка фильма, работы актеров и режиссера - когда возвращение неизбежно, возвращение к размышлениям о фильме - и спустя время.
Спасибо Вам, Андрей! Спасибо всем создателям "Елены"! Вы нам нужны как воздух. Татьяна
"Елена" - свет?.. Что с нами просходит?..
У А. Звягинцева каждая деталь метафорична. А музыка! Ее все возрастающий, все усиливающийся трагизм! Она ведь ведет, или несет нас по этой кажущейся обыденности от одной точки падения героини к другой.
А имя Елена - свет (от греческого Ἑλένη - светлая, избранная, сияющая), а в фильме героиня не светит, не освещает пространство вокруг себя. Не свет, а черная дыра!
Чувствуешь неумолимость силы природных инстинктов, примитивное животное начало с одной стороны и голый прагматизм рационального с другой. Это абсолютно разные параллельно существующие миры. Но и тот и другой, не одухотворенные чувством любви, взаимопонимания, доверия рождают предчувствие какой-то почти всеобщей апокалиптичности. Каждый из героев застыл в своем развитии, нет динамики - каких-либо изменений души. Они как манекены, очень узнаваемые типажи.
Бог есть Любовь, и мир без любви, а значит без Бога обречен... Многие говорят и думают об Апокалипсисе, но всегда ли мы можем честно и мужественно сказать себе: а не приближаю ли и я его своими мыслями, словами и делами?.. Что с нами происходит? И А. Звягинцев уже третьим своим фильмом предлагает нам об этом подумать.
Большое Вам спасибо, честный и мужественный талантливый Мастер. Помощи Божией Вам!
Вряд ли он истинный интеллигент. Он обычный бизнесмен или ворюга
Ещё одно интервью Андрея Звягинцева - о фильме "Елена"
Фильм не понравился - фильм не талантливый!
Думаю, фильм не талантливый. Тут все правильно, тут правда жизни.
Ну, и что?
Товстоногов говорил - "Не надо, как в жизни. Как в жизни, у нас - в жизни"...
Надо талантливо сделать. Талант - главное мерило в искусстве!
О фильме режиссера Андрея Звягинцева ИЗГНАНИЕ - "То, что задумал делать - делай скорее"
ИЗГНАНИЕ или похороны ВЕРЫ
Приходят и какие-то новые осмысления… Например, я поняла, что люблю это кино за отсутствие в нем быта, вернее - бытовизма, суеты что ли… тех деталей и подробностей, которые для обывательского сознания делают все в кино "как в жизни".
Звягинцев аскетичен, несуетлив, и у него жизнь не похожа на обыденную, важно состояние души - остальное не суть. У Звягинцева вообще нет деталей, которые не являются метафорами. (Заметили, что цвет платья героини подобран в соответствии со смысловой нагрузкой сцены?)
Может поэтому такое колоссальное внутреннее напряжение от первого до последнего кадра… Легче становится только в конце, когда умирает-освобождается героиня, хлещет ливень, пробивается пересохший некогда источник… Ну и самая последняя сцена-символ - осенняя жатва… И совсем хорошо от покаянного канона с титрами…
Я поняла, что это животворящий фильм… Раньше мне казалось уж слишком удручающей эта аскеза ландшафта, суровость редких диалогов, недетская холодность детей… Но все это, почти невыносимое внутреннее напряжение, отсутствие красок (они, опять напомню - только в гардеробе Веры) словно подчеркнуло отраду Освобождения в финале!
Главной героине удалось достучаться до сердца Алекса… Ценою собственной гибели, правда… Но это не Изгнание из пределов жизни и личной судьбы! Это Изгнание нежити из Алекса, это толчок к переосмыслению им многого в себе…
Но даже если этого переосмысления не последует - ей уже хорошо (без него и жизни в духовном вакууме), ну и ему хорошо без этой вечно удрученной жены… Найдет себе подобную, и вырастит себе подобных потомков… И так может статься…
"То, что задумал делать - делай скорее" - совсем откровенная отсылка к Евангелию (Ин.13:27), к теме жертвы, заклания… Вера в этом куске и в багряном платье, кстати… Женщина с глазами загнанной лани, с улыбкой, выдающей в ней с первых мгновений человека, задумавшего неотвратимое… Нет, не может быть, чтобы она не достучалась.
Помните, кто смотрел фильм, как дети собирают пазлы в тот страшный вечер убийства-самоубийства Веры? Ведь там картина Благовещения, архангел с веткой! Ведь там не только религиозные дети соседей, но и их дети (кровные, привязанные к отцу, дети Алекса, совсем не близкие по духу своей матери)…
"Любовь никогда не перестает…" - звучит один из значительнейших отрывков послания
к Римлянам(1-го к Коринфянам) из уст ребенка… (1Кор.13:1-8)Она и не перестает.
Правильный, совсем уж ортодоксальный зритель может упрекнуть меня в том, что я оправдываю самоубийство, что, мол, какая же тут жертва! Но при всей сокрушительности метафор - Звягинцева не надо воспринимать линейно. У него не "все как в жизни"!… И это насколько самоубийство, настолько и убийство!
Заметили, что физиология, плоть, мясо, окровавленное тело мы видим только у Марка, человека, сделавшего свой самоубийственный выбор и при всей своей кажущейся силе не сумевшего помочь брату? Только его кровь "как в жизни" - он и примешал ее, кровь эту, к духовной дилемме Веры и Алекса… Но кровь Веры, вообще ужас ее ухода мы, зрители,не видим…
Вера - это задача из области Духа,
Веру можно похоронить,
но без ВЕРЫ нельзя оставаться…
Люблю этот фильм.
PS: Евфимия Суздальцева: Щас залезла в какую-то аннотацию к фильму… Старую, конечно… Пишут про какую-то измену… Гм… Там же нет измены… Так и опошлить можно…
Antonina Lee: Даа, прямо статья кинокритика в журнале "Афиша")).
Вот посмотрите "Левиафан". Интересно, что скажете. Я, правда, тоже очень люблю "Изгнание".
Евфимия Суздальцева: Жду шоб глянуть!
Antonina Lee: Думаю, ужаснётесь(
Опубликовано в сети 30 Сентября 2014 года
Развлечения современных монахов
Горько и грустно видеть и слышать, чем, вместо ВНУТРЕННЕГО ДЕЛАНИЯ, занимаются многие (Слава Богу, не все!) современные материально благополучные монашествующие.Кто-то тщеславится своим голосом, исполняя любовные романсы в шоу (причём в облачении!), кто- то тщеславится своим литературным талантом (даже талантищем)...А ведь, между прочим, это всё не наше и временно."Бог дал, Бог взял".
Но что тут поделаешь? Скучно оплакивать грехи и молиться, вот и развлекаемся, как можем.Так хоть других бы, стремящихся к Богу и благочестию (пусть неумело и коряво, ибо "все мы немощны, ибо человецы есьмы") не осуждали (как, например в рассказе "Лапти, джипы...") и не оскорбляли, обвиняя в "нахрапистом невежестве" ревнующих о Чистоте Православия (в другом рассказе).А вдруг в "Оный День" Господь обвинит в этом самом отнюдь не их? И с чего- то Вы, матушка, в этих братьев-сестёр первая начали камушки-то бросать?Совесть тревожат?"Караул!Наших бьют!?"Но, простите, отвлёкся.
А вот выступать монахине в роли светского кинокритика светского фильма, при этом, в угоду светскому восприятию, ещё и оправдывая смертный грех...Это как вообще- то?А "притянуть за уши"(оправдать грех) можно что угодно к чему угодно.
Если мы по- немощи и грешим, то дай Бог нам и каяться.Если согрешили принародно (в данном случае, в Сети), то дай Бог принародно и покаяться.Но для для этого необходимы истинная мудрость, даже премудрость и мужество.А если их нету, то "просите и дастся вам..."
Прошу простить за невольное и несознательное осуждение Вас и, может, несколько если не прокурорский, то менторский тон в некоторых моментах письма.Всегда тяжело разочаровываться в уважаемых людях.Когда я сидел в очередях на приём к о. Кириллу в 90-ые и видел Вас, Вы казались мне ангелом.Я, можно сказать, был влюблён в Вас (в хорошем смысле этого слова).Похоже, что это была неофитская прелесть.Да и у ангелов есть свободная воля.Но, к счастью, в отличие от безплотных ангелов, наша свободная воля "многоразового действия"...
Молитвами о. Кирилла,да дарует Господь всем нам покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Его.
Ещё раз прошу простить меня и, если будет желание, помолиться о несравненно более грешном, чем Вы, р. Б. Александре.
Модератора (если таковой действительно имеет место быть, а это не лукавый предлог уклониться от ответа на неудобный вопрос), убедительно прошу, ВО СЛАВУ БОЖИЮ, "довести до сведения" матушке о моём письме.Ответить можно только на мой e-mail.
Неточка Незванова
Звягинцев, если его не изменила обрушившаяся на него слава, на мой взгляд, человек честный и неравнодушный к происходящему в наше время истлению душ... Его человеческая позиция, его взгляды мне очень, очень близки. Его фильмы - акт самовыражения художника. Они мрачны, но это правда без прикрас. В нашей сумбурной жизни, в литературе долго не было образа положительного героя... Не хочется никого идеализировать, но вот же он - Ланцнлот Иванович, вышедший на бой с драконом практически с голыми руками)... Хотелось бы пожелать ему выстоять в битве, но
не поступиться совестью... И чтоб ему никогда не пришлось снимать сериалы (Линч, конечно, снял, но у него другой стиль) или, не дай бог, рекламу!.. Вот такое мое скромное мнение:)
Браво Андрею Звягинцеву!!!
Браво Андрею Звягинцеву!!! Левиафан - лучшее, что я видел в последние пару лет. Так держать! Так же я восхищался "Возвращением". В Левиафане есть прогресс и творческий рост. "Елена" - тоже БРАВО!!
Дай Вам Бог здоровья и творческих успехов и победы над мракобесием!!!
"Левиафан" и "Нелюбовь" страшное кино
Очень страшное, оставляющее после себя удушье отчаяния. Нигде в этих фильмах даже чуть-чуть не брезжит надежда.
Для меня один из критериев оценки какого-то произведения - дух остающийся после просмотра.
И вот совсем другое ощущение от "Аритмии" Хлебникова, например. Да, там тоже про нашу убогую реальность, но там есть надежда. Там есть свет.
У Звягинцева же только тьма.
Правда? Возможно. Но вся ли правда?
В одном из интервью у Хабенского спросили о фильмах Звягинцева, на что он ответил, что его фильмы - для фестивалей. Для побед на них, именно поэтому все так и снято. Думаю, это многое объясняет.
И "Левиафан" и "Нелюбовь" - фильмы, говорящие нам о том, что мы должны подыхать в отчаянии, я не вижу в этих фильмах како-то любви к Родине, к людям.
Балабанов, например, снял "Груз 200" . Тоже страшное кино. Но страшное по-другому.
И у Балабанова был "Брат" -"Брат 2 " - и сила в правде. Был "Я тоже хочу". Он был уникальным человеком.
Более ранние фильмы Звягинцева мною просмотрены не были, возможно, там есть что-то более достойное.
Но "Левиафана" и "Нелюбовь" при всем мастерстве, с которыми они, безусловно, сделаны, никому бы не порекомендовал!
От избытка сердца говорят уста
"Ибо от избытка сердца говорят уста" ( Евангелие от Матфея, 12-34)
Какой же избыток сердца у Андрея Звягинцева?
Боль ли это за русского человека, за Родину?
Звягинцев говорит о том, что никто не хочет сталкиваться лицом к лицу с собой - плохим.
А надо бы, по его словам. И, безусловно, надо. Но для чего и зачем - вот вопрос.
Для того, чтобы возрасти над собой или окончательно потерять надежду на это возрастание?
Взять "Левиафан". Жуткий фильм. И совершенно непонятно, почему так его хвалят. Ведь русский человек показан там совершенно жалким и никчемным. Жена изменяет главному герою , а потом кончает с собой. Почему? Потому что ее муж жалкий алкоголик? Друг, с которым изменяет эта самая жена. Мальчик, оставшийся сиротой. Для чего это все?
Какова мысль фильма? Ты - никто, ты ничтожен, ты русский, а значит, заведомо обречен? На безпросветную жизнь и безпросветное пьянство и рабство? Разве все именно так? Где здесь действительная боль за свой народ? И есть ли она вообще у Звягинцева?
Следующий фильм "Нелюбовь" буквально вывернул меня наизнанку.
Двое незрелых взрослых разводятся, скандалят. У них есть сын, на которого они особо не обращают внимание, потому что заняты устройством своей личной жизни. Мальчик уходит в школу и пропадает, при чем это выясняется спустя сутки, потому что родители опять же заняты устройством личной жизни и ночью дома не были. Весь фильм его ищут. Все. И волонтеры , и родители.
Потом, к концу фильма, просто невыносимого в своей тягостной атмосфере, находят тело и вызывают родителей на опознание. Мать кричит "это не он". Но , хотя этот вопрос остается за кадром, это тело этого мальчика. И сам Звягинцев так отвечал на этот вопрос. Далее отец как и планировал, женился на беременной от него любовнице и также не обращает внимание на уже родившегося ребенка. А мать живет с любовником, пытаясь глушить боль.
То есть ничего не изменилось. Фильм о том, к чему приводит нелюбовь. Пересказ сюжета уже страшен, а то, как воплотил его Звягинцев - талантливо, но вместе с тем омерзительно . Я не могла придти в себя несколько дней, а то и недель. И уже спустя год с содроганием вспоминаю этот фильм. И все, что я ощущаю - ужас. Ужас и боль, острое желание сесть в машину времени, вернуться в тот день, чтобы не включить этот фильм и никогда не посмотреть его.
У Звягинцева все однобоко. Его арт-хаус это попытка ( на мой взгляд) показать себя думающим и глубоким. Тот случай, когда автор любит не своего героя, а себя самого в своем произведении. У него все черное, нет ни белого, ни полутонов, а уж тем более цветного. Однако зрелый, думающий человек, понимает, что в жизни, в человеке все не так однозначно.
Вот в "Волчке" похожая ситуация - мать бежит от любви дочери. Но в то же время эта мать-кукушка воет месяц от боли, когда умирает ее мать, которую она иначе как "бабка" и не называла. И есть и другие моменты, которые при внимательном просмотре, показывают поломанную, но не окончательно потерянную душу этой горе-матери. И в фильме при всей его сложности и тяжести много любви.
У Звягинцева же не любовь, а леденящий душу ужас, от которого хочется убежать, закрыться, не знать и не видеть это. Но разве это единственный действенный способ достучаться? И есть ли у него вообще эта задача, затронуть чье-то очерствевшее сердце, чтобы не допустить такой трагедии, которая случилась в фильме? Не знаю.
Алексей Октябринович Балабанов
Алексей Балабанов снимал разные фильмы. И очень страшные тоже. "Река" вышла лишь в частичном монтаже, потому что кино должно было быть таким ужасающим, что по мнению его жены сам Господь остановил съемки. Балабанов снял "Груз 200", "Войну", "Кочегара" - тоже очень непростые фильмы про очень непростые вещи.
Но после каждого его фильма мне хотелось смотреть еще и еще. И думать. И можно смотреть его фильмы по несколько раз, открывая для себя все новое и новое.
В "Грузе 200" герой Серебрякова говорит: "Если Бога нет, то все можно". Эта фраза объясняет весь фильм, и как объясняет! Алексей Октябринович был глубоко верующим человеком, в его последнем фильме " Я тоже хочу" это чувствуется особенно. Все фильмы Балабанова, по большому счету, о Боге и человеке.
Он любил Россию и очень любил свой народ. Может быть, это не сразу заметно, но, безусловно, это есть в его картинах. И боль, и самое главное, любовь. И даже надежда. И есть Вера. Может быть, именно это и отличает его фильмы от фильмов Андрея Звягинцева?
PS Большое лукавство мне видится в словах Звягинцева: " Я снимаю фильм исключительно для себя".
Кто снимает или пишет для себя показывает это в лучшем случае узкому кругу близких, а не возит на фестивали в Европу...
Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение: