Предисловие
К началу XX века русских монахов на Афоне было примерно столько же, сколько и греческих. Если учесть, что в 20-х годах XIX века на Афоне практически не оставалось русских, то этот феномен требует осмысления. Греческое общество, целиком находившееся под влиянием националистических идей, объясняло это русской экспансией. Ей вторили и европейские политические деятели. Сегодня мы можем дать этому стремительному росту свое и довольно простое объяснение. Простой верующий русский человек получал на Афоне религиозную свободу, которой не имел в своем Отечестве. В России каждый человек, конечно, мог свободно и исповедовать православную веру, и участвовать в богослужениях, и в тонкостях исполнять церковный обряд даже в мелочах повседневного быта. Мог принять постриг и придти в монастырь, но после этого он поступал в церковное ведомство и, занимая там место, должен был жить по его правилам. А это значит, что он должен был жить не только в соответствии с Евангелием и канонами, и даже не только в соответствии со сводом Основных законов, но и в соответствии неписанными правилами империи. А эти правила весьма и весьма ограничивали церковную жизнь, сводили ее фактически лишь к исполнению обряда.
Действующие лица этой книги, если бы они оказались в России должны были бы выполнять указания начальства и следовать неписаным традициям русской жизни. Оказавшись на свободе, они вдруг почувствовали, что над ними нет никакого начальства и они получили возможность самораскрытия в этом мире. Совладать с невиданной свободой было главной трудностью русского человека на Афоне. В то же время они несли русскую традицию, русский опыт за своими плечами, значит и получили возможность полностью реализовать всю силу, всю мощь русского монашества. Свобода кого-то и опьянила, но надо сказать, что в большинстве своем русские монахи сумели удержать себя от пагубных ее последствий.
В первой половине XIX века Россия встречается с православными народами Европы и Востока. Произошло это благодаря победам над Турцией и изменениям международного климата в Европе. Русские келлиоты стали приходить на Святую Гору после очередного запустения Афона в 1821 – 1830 гг. Из-за греческого восстания находиться на Афоне практически было невозможно. Афон был занят турецкими войсками, весьма часты были набеги греческих пиратов, продававших монахов в рабство. Русских на Афоне не было и не могло быть до Адрианопольского мира 1829 года. После этого русские устремляются на европейский Восток. Запад, с его рационализмом, видит в этом стремлении не движение русской души, а некоторые политические мероприятия. По его мнению, интересом русского человека к Святой земле, Афону, Бари движет не народная душа, а какие-то прагматические расчеты государственных мужей. Россия не имела древней христианской истории, которую знали страны Востока, не было у нее такого множества святынь и мощей, как на Востоке. Но Россия жила верой, у ее народа было сильнейшее желание познакомиться с восточной традицией. Постепенно паломничества на Афон и в Святую землю приобрели массовый характер. В 1882 году создается Палестинское общество, одной из задач которого было обеспечение паломничества в Святую землю и на Святую Гору. На Афоне русские даже получили возможность оставаться, принимать постриг и поступать в обители. Впоследствии все это было закреплено в Сан-Стефанском договоре и Берлинском трактате. Знакомство с Востоком для русского человека было новостью и довольно неожиданной. Во-первых, он узнал, какие святыни существуют в мире, и, во-вторых, в каком запустении они находятся. В Святом граде Иерусалиме они мало-помалу захватываются католиками или просто разрушаются. На Афоне просто разрушаются сами по себе. В-третьих, он познакомился с иной монашеской традицией. При этом обнаружилось, что духовная жизнь на Востоке находится в необыкновенном запустении. Например, во многих греческих монастырях царствует идиоритмический устав, который для русского человека был просто неприемлем. Ведь идеалом монашества на Руси стал общежительный киновиальный устав, введенный в своей обители преподобным Сергием Радонежским. На Афоне они встречают и другие формы монашеской жизни: скитскую, келлиотскую и отшельническую. Конечно, на Руси в XIX веке существовали и скиты, и были отшельники, но все это было скорее исключением.
Еще в древности явилась разница в монастырском устройстве. Согласно исследованию И.К. Смолича при зарождении на Руси монашества возникали монастыри двух типов: собственно монастыри, где братия выбирала игуменов, и монастыри ктиторские, где игумена назначал ктитор монастыря, чаще всего князь или же архиерей. Ктиторский монастырь находился в зависимости от князя, и там заметнее было обмирщение. Источником существования были вклады ктитора или других богатых людей. Такие монастыри были богаче, что ориентировало их на некоторую социальную миссию, которую они успешнее, чем простые монастыри могли выполнять. Значение монашества на Руси было очень велико: например, исповедовать могли только монахи. Завещание делалось после совещания с духовным отцом и в его присутствии. То есть духовник часто исполнял роль нотариуса. Духовник князя и других влиятельных людей мог использовать свое положение в интересах монастыря. Одним словом власть стала играть все большую роль в жизни монастырей. Со временем она еще более усиливалась. На Руси власть была православной, и естественно было сделать опору на монастырь. Монастырь при этом должен ориентироваться на социальную работу, духовно-нравственное просвещение и идеологическую поддержку власти. Естественно, для этого более подходит общежительный монастырь, где слово игумена закон, где нет размышлений, а одно единомыслие. Причем такой монастырь, задаренный землями и пожертвованиями, в своей повседневной жизни может быть более аскетичен, чем скит, где все заботятся о пропитании. В последствии это оформилось в иосифлянское направление в монастырской жизни. Была и другая форма монашества, которая пыталась укорениться на русской почве, – это традиция скитской жизни или нестяжательство. Главой этого движения был прп. Нил Сорский. Нестяжательство проповедовало максимально допустимый разрыв с общественной жизнью. Монахи должны целиком предаваться молитве, добывать же пищу должны собственным трудом. Это был строгий аскетизм, максимально отрывающий подвижника от любых внешних забот. При этом труд был частью этой аскетической программы – подвижник должен был зарабатывать себе на жизнь, а милостыню принимать в крайнем случае. Соответственно, в этой обители ни культивировалась ни забота о процветании отечества, ни даже попечение об общецерковных нуждах. Если иосифлянский монастырь был кузницей архиерейских кадров, то выйти из скита архиерею было бы абсурдом. Соловьев писал: «Нил смотрел на монастырь как на общество людей, отказавшихся от мира; это общество, в глазах его, было тем совершеннее, чем менее имело столкновением с миром; Иосиф же, кроме этого значения монастыря, предполагал еще другое: он смотрел на монастырь также, как на рассадник властей церковных; Нил имел в виду отшельника, желающего укрыться от мира, от всех его отношений, в болотах и лесах белозерских; Иосиф имел в виду также и владыку, епископа, который будет взят из монастыря: «Если у монастырей сел не будет, говорил Иосиф, то как честному и благородному человеку постричься? Если не будет честных старцев, то откуда взять на митрополию, или архиепископа, или епископа? Если не будет честных старцев и благородных, то вера поколеблется»» . Так русская мысль и осталась между этими монашескими движениями. С одной стороны было очевидно, что без больших монастырей ни церковная, ни государственная жизнь обойтись не сможет. С другой стороны отшельническая жизнь была более привлекательна для стремящихся к подвижничеству, к идеалам древнего монашества. Но она никак не относилась к государству, никак не участвовало в общественных движениях.
Соответственно, государство было совершенно не заинтересованно в создании скитов. Кроме того, мысль в подобной обители не была ограниченна никакими рамками и не факт, что богословие нестяжателей согласовалось бы с религиозной политикой русского государства. Особенно в последующие эпохи. Скитский устав, привезенный с Афона, обречен был на умирание в Российской империи. И даже пустынь Нила Сорского вскоре заглохла, а потом через некоторое время возродилась в виде общежительного монастыря. Скиты стали придатками монастырей, полностью подчиненные ему. Там жили на покое отдельные любители безмолвия. Вынужденный путь от пустынничества к монастырю с большим количеством насельников проделал прп. Сергий. Вынуждено было проделать его и все русское монашество. Поэтому все достоинства и недостатки русского монашества на Афоне были предопределены обычаями русских иноков.
В петровскую эпоху к подобным уединениям в пустынях относились с большой строгостью. Петр начал строить сильное государство в значительной степени противоречившее духовным идеалам православия. Эпоха Петра Великого с ее сомнительными нововведениями, в том числе и в церковной мысли, требовала еще большей дисциплины и единомыслия. Поэтому все другие формы монашества были просто обречены: неизвестно какие мысли будет распространять какой-нибудь старец, живущий в далеком скиту. XVIII век был жутким временем для Православной Церкви. Вспомним дядю святого праведного воина Феодора Ушакова, уединившегося в лесу. Он был схвачен как простой бродяга. Боязнь сектантства и раскола была так велика, что можно было из пустыни запросто попасть на каторгу, об этом можно прочитать в воспоминаниях инока Парфения (Аггева). Монастыри утратили духовные традиции, и понятия о духовной жизни были весьма слабы. Вообще тогда уже стало бытовать мнение, что монастыри существуют для простолюдинов и благородному человеку там делать нечего. Вспомним тяжелый путь в монашество свт. Игнатия Брянчанинова. В XIX веке в России никто и не мог подумать о другой форме монашеской жизни кроме киновиальной. Иосифлянство одержало полную победу. Русские, вообще склонные к коллективизму не могли представить свою жизнь иначе как в общежитии. Соответственно, они несли с собою основные достоинства и недостатки русского монашества. Стремления к стройкам и расширению, неустанная работа, миссия в далекие страны была предопределена, когда на Афоне стали собираться русские монахи.
Приезжая на Афон русские люди видели совершенно свободную жизнь лишенную всякой государственной опеки. Естественно, власть была турецкая, и это допускало некоторое религиозное свободомыслие в монашеской среде. Достаточно было платить налоги и не выступать против власти и ислама.
Жили на Святой Горе бедно, у самих паломников денег немного, но у приходивших на Афон, оставались в России зажиточные родственники. А духовном смысле можно было выбирать образ жизни, который тебе нравился: купить келлию, жить просто в пещере или на улице, или отправиться в большой монастырь с давними традициями. И конечно, не малую роль играло и то, что афонская земля была в полном смысле этого слова святая. Не только из-за множества святынь, но и из-за того, что по ней в разные времена жили тысячи святых, имена которых, быть может, не попали в святцы, но которые своими трудами и молитвами подняли себя на небо.
Жизнь на Афоне начала налаживаться. На Афон возвращается старец Арсений, пустынник, ставший духовной главой афонской братии. Это был истинный монах, молитвенник, перенесший много скорбей. Вокруг него стало собираться русское братство, которое дало православию несколько выдающихся подвижников: иеросхимонах Павел, иеросхимонах Иероним, игумен Макарий, о.о. Виссарион и Варсонофий, инок Парфений, ставший игуменом Гуслицкого монастыря и многих других. Русское монашество тогда находилось в критическом состоянии. Неудача с Пантелеймоновым монастырем, откуда было изгнано русское братство вместе с иеромонахом Аникитой, дикая распря между малороссами и великороссами в Ильинском скиту – все это ставило под вопрос пребывание русских на Афоне. У русских не было хоть малой обители, где бы они могли бы подвизаться сообща. Тогда появляется Андреевский скит – первая русская обитель в то время. А поток паломников и новых монахов из России не ослабевает, а только усиливается и усиливается.
Турки совершенно не вмешивались в монашескую жизнь. Афон на первый взгляд представлял эдакую монашескую вольницу наподобие запорожской сечи. Русские, когда оказывались в этой турецкой вольницы и оставались без опеки императорской России, сходили с ума от нахлынувшей свободы, хотели занять все пустующие обители, купить все святыни которые можно купить. Большие средства потоком, шедшие на Святую землю и Афон приводили к соблазнам. Русские иной раз так широко размахивались, что забывали об истинных целях монашеской жизни. Русские обители: Пантелеймонов монастырь, Андреевский и Ильинский скит были переполнены. А из России с помощью Русского пароходства и палестинского общества ехали все новые и новые паломники сначала во Святый град, а затем на Афон. Многие солдаты, отслужив срок, не имея семьи, шли не в обители в России, а сюда в удел Богородицы. И вот они видели чудесную землю, где власть принадлежит монахам и вся жизнь движется согласно монастырскому укладу, где множество мощей и святынь, где нередки чудеса, и где всем управляет Божья Матерь. Это было первое впечатление. В действительности все оказывалось гораздо сложнее, но о реалиях афонской жизни они догадывались уже позже. Они прикладывали все усилия, чтобы остаться в этой дивной стране: некоторым удавалось устроиться в монастырь. Паломники принимали постриг, и скоро узнавали о необычных обычаях этого места и, уплатив солидную сумму, накопленную ими за долгие годы, приобретали небольшую обитель. Это казалось им несколько диким: платить немалые деньги за монашескую келлию, но они утешали себя мыслью, что это обычай, идущий из глубины веков. Да и самое главное теперь они имели обитель, где можно спокойно подвизаться да еще пригласить своих земляков, не имеющих достаточных средств, но имеющих горячее желание жить в этой святой земле. Таким образом увеличивался русский Афон. Через некоторое время он стал расти в основном за счет русских келлиотов. Скоро на Афоне уже было русских афонитов, столько же сколько греческих. И это не могло не вызвать раздражения у греков. Сначала греки, измученные нищетой, было потянулись к богатым родственникам и стали продавать им кельи. По сравнению с греками, не одну сотню лет жившими в Османской империи и неплохо устраивавшимися благодаря хитрости и оборотистости, русские были простофилями: им легко было дать келлию, а затем отнять, потребовать лишних денег, отобрать омологию, обложить непомерной данью за дрова, пользование водой и так далее. Скоро появились яркие примеры: изгнание русских из Пантелеймонова монастыря, затем захваты келлий Космы и Дамиана Есфигменского монастыря, Василия Великого. Русские были не готовы к такому «братскому» подходу. Они были не готовы к дипломатии, бумагам, судам и длинным делам. Внешними делами в России всегда занималось государство, была, конечно, сильна бюрократия, но никто не знал давления внешней враждебной силы. Когда они шли на Афон и ситуация казалась им предельно простой: Византия находится под властью агарян, бедные народы томятся под гнетом иноверцев и им радостно будет видеть православного брата. Но турецкий гнет обострил у греков национальные чувства до невероятной болезненности. В отличие от русских у многих они порой совершено затмевали осознание религиозной идентичности. То же самое происходило и с другими угнетенными народами сербами, болгарами. Афон состоял из множества национальных конфликтов греко-грузинского, греко-русского, греко-славянского и гораздо более слабых болгарско-сербского, русско-сербского и даже великороссо-малоросского.
Русские вызывали раздражение еще и тем, что ломали непонятные для них традиции. Если раздел Афона на 20 частей с непонятными феодальными правами монастырей не мог не вызвать у них удивление, то русской колонизации Афона привела к фактической ликвидации келлиотского образа жизни, что нельзя считать положительным результатом. Раздел Афона на 20 частей по числу крупных монастырей и ликвидация власти прота. Трудно обосновать с церковной точки зрения. С какой радости земля в жребии Богородицы должна принадлежать монастырю? Почему он может сдавать ее в аренду? Если монастырь, как серьезная православная организация осуществляет духовный контроль на определенной территории еще понять можно. Но когда сдача келий становится статьей дохода, это трудно согласуется с нашими представлениями о христианстве. Если общежительный устав был абсолютно понятен русским, если идиоритмический неприятен, но тоже понятен, то никак нельзя им было понять, кто такие келлиоты. Они восприняли эту форму монашеской жизни как продукт извращения киновии. Точно так же как идиоритмический устав, но если он был явной пародией на монашескую жизнь, продуктом ее деградации, то в келлии этой деградации видно не было.
Действительно, как и в монастыре во главе келлии стоит игумен старец, которому должны безоговорочно подчиняться все члены братства. Также они не должны иметь собственности, значит эта та же киновия только из-за предрассудков деления Афона на 20 частей лишенная всяких прав. Тут было вспомнили и об мониндрах маленьких монастырях бывших ранее на Афоне до реформы. Но в действительности это не совсем так: в киновиях центр монастыря не столько игумен, сколько общежитие, устав, а в келлии центр старец. Это собственно наиболее эффективное воспитание будущих монахов. Ученик живет рядом со старцем, ежечасно сталкиваясь с ним, делая все по благословению старца. Здесь вполне реально все делать по благословению старца, так как живешь бок о бок с ним. Здесь реально истинное послушание, которое «не рассуждает». В монастыре же, монах, зная, что совершает глупость, все равно, будет следовать ради послушания приказу. Здесь реально попасть не к какому-то человеку, который руководит в данных стенах, а выбрать старца, а стены будут уже приложением к нему. Главное – старец, опытный, облеченный безусловным доверием послушников, а не сам устав, который повелевает повиноваться. В Григориат, Дионисиат, Пантелеймонов монастырь послушники приходят именно в монастыри с определенным уставом и традициями, а в келлию, к определенному старцу и только к нему. Монастырь, какую бы строгую жизнь он не вел, все равно, становится иосифлянским, он имеет определенный долг перед православием, перед миром. В монастыре жизнь может быть строже, чем у нестяжателей, чем в скиту в келлии, но все равно он не может не иметь обязанностей перед православным миром. Помогать страждущим от голода и холода, просвещать заблудших, миссионерствовать вот обязанность монаха общежительного монастыря. В келлии старец фокусирует жизнь послушника исключительно на внутренней жизни. Зато внешние жизненные требования в келлии минимальны: пропитание. Нет ни существенных земель, ни кораблей, ни метохов, ни промыслов и духовный мир не ускользает от зоркого взгляда старца. Собственно кроме духовной жизни тут и нет и иных забот. Русские же монахи были воспитаны на строгом иосифлянстве: работа, работа… Молитва – средство, но цель созидание. Молитва – дело индивидуальное, которое решается вместе с духовником, но главное – работа. Русские монахи выросли в Российской империи, в которой государство защищало православие. А в ответ монастыри должны были заботиться о государстве. Для них всегда стояли конкретная цель работать на благосостояние родины. Поддерживать международное православие, еще и потому что это нужно для Родины. И даже на чужбине они обращались за помощью к своим властям, и даже здесь слушались их. Для них мощь России обеспечивала и распространение христианства. Это не значит, что духовная жизнь была для них вовсе чужда, но нет, но она была средством для внешней работы. Мы молимся для совершения успешных дел, чтобы снискать благорасположение Бога. Наши же дела идут на укрепление России, а крепкая Россия освободит угнетенных православных и будет способствовать распространению православия. Ведь именно так и создавалась Империя, она включала в себя новые народы, которые уже постепенно довольно за долгое время без всякого насилия становились православными. Мордва, марийцы, чуваши, вогулы, остяки… Хороший порядок возможен только в киновии. Вот и русские монахи, приходя на Афон, через какое-то время искали келлии, собирали там соотечественников и затем начинали бороться за права киновии. Если обитель была скитом, то все равно она была киновией. Вот и получались такие удивительные явления, как общежительные скиты. Чем же такой скит отличается от монастыря? Размерами? Оказывается скит положено считать скитом по некоторым афонским законам, которые регламентируют афонское устройство. Русские фактически стали изменять афонский уклад, который включал разные формы монашества. Не только киновия, но и скит, идиоритм и специфический келлиотский образ жизни – были продуктами многовекового развития, и без них монашеская жизнь Афона становилась неполной. Кто-то начинал свою иноческую жизнь с киновии, кто-то с келлии, а кому-то по духовному устройству, возрасту или иным причинам более подходил скит или даже идиоритм. Можно считать сиромашество, только результатом неудачи монашеской жизни. Но реально многие сиромахи ни за что бы не променяли свою жизнь, на жизнь в киновии или скиту. У многих она была наполнена реальным аскетизмом и молитвою. Пожалуй русское монашество и несло только одну реальную угрозу афонской традиции: полного торжества последователей прп. Афанасия над исихастами. Но киновия и сама придавила и идиоритм, и скит уже в послевоенные годы безо всякой помощи русских. Это результат не той или иной национальной традиции, а скорее определенных изменений церковного устройства, когда на место индивидуальности и благодати, приходит организация и дисциплина. С последними, конечно, легче достигаются внешние цели, но, разумеется, все это в ущерб молитве, духовной жизни и в итоге спасению.
В принципе такое направление монастырской жизни вызывало недовольство не только у русских, но и у греческих келлиотов. Монастыри обладают уникальной историей, своими традициями, но частенько у руководства оказываются далеко не самые духовные люди. Подвижников уже XIX веке скорее надо было искать в келлиях, чем в общежитиях. Но греческие келлиоты по закону крови поддерживают свои монастыри – уж лучше терпеть несправедливости и поборы, чем запустить на Афон русских. Немного расширившись русские келлиоты начинали действовать в духе иосифлянства, занимать другие пустующие обители, создавать издательства, производства, писать иконы, налаживать образование у монахов, даже посылать миссионеров к другим народам. Конечно, это нарушало афонский уклад и вызывало негодование у подвизающихся афонских монахов, и тем более уж у неподвизающихся, борцов за освобождение, за возрождение величия греков, эллинистов.
Греческая печать разворачивает настоящую кампанию, нагнетает панику: русские захватывают Афон. Для чего ни идут на Афон? Это благочестивое стремление русского народа к святыне, не вызывало никакого понимания в некоторых высших кругах России. Афонского пострига чаще всего не признавали, простых крестьян подозревали в том, что они спасаются на Афоне от крепостной зависимости.
Развернута целая кампания против русских иноков келлиотов, которы м пересылали и жертвовали значительные суммы на построение келий. Ранее на сбор средств в России требовалось специальное разрешение. Если обитель получала такое разрешение, то должна была фиксировать все пожертвования в специальном журнале, а журнал после окончания сбора предъявлять в Синод. Очевидно, чиновников весьма раздражали подобные сборы келлиотов, на которые они не брали никаких разрешений. И еще, конечно же, у чиновников вызывало раздражение известность, которую приобретали простые мужики, которые приезжали на Афон и принимали там «незаконный» постриг.
Профессор А.А. Дмитриевский разразился пространными и очень гневными статьями по поводу жуликов-келлиотов . Первый секретаря посольства Николая Николаевича Дьяченко говорил руководителю экспедиции на афонской экспедиции С.В. Смоленскому: ««Дело ведь, попросту сказать, у Афона с нами только рублевое, и потому всякие письма Патриарха на Афон не умножат русского туда золотого дождя, который только и надобен святым отцам. Хорошо еще, что теперь удалось сколько-нибудь сократить так называемых «монахов-разбойников», которые страшно богаты пожертвованиями из России» (им принадлежит предприятие по приглашению письмами в Россию высылать деньги за поминовение умерших ежедневно, раз в неделю, в месяц, раз в год и тому подобное)» .
Такие настроения настолько были сильны в русском обществе, что и митрополит Московский Филарет (Дроздов) неодобрительно смотрел на массовое увлечение в России Афоном: «О поддержании афонских монастырей забота едва ли нужна, и не обещает пользы. Сии монастыри много выносят из России денег посредством своих сборщиков. И то, что русские идут на Афон иногда не по правильным побуждениям (как, например, потому, что там скорее можно получить монашество и священство) и влекут туда русские капиталы на покупку келлий и скитов и на своё содержание, не заслуживает поощрения» .
Конечно, среди русских келлиотов попадались и люди нечестные. Но в основном это были подвижники, выходцы из простого народа, положившие немало сил для укрепления позиций русского монашества на территории Османской Империи
Лишь потом политические круги поняли значение русского афонского монашества для политической жизни, но это потом, а сколько пришлось монахам вынести, чтобы получить признание у собственных чиновников. Сколько прошло времени перед тем, как высшее духовенство осознало роль русских келлиотов и афонского монашества для Русской Церкви.
Вот уже отправляются на Афон люди не старшего возраста, а совсем юноши, для которых Афон становится родиной. Такими были иеросхимонах Кирилл Златоустовский, иеросхимонах Петр Белозерский , схимонах Парфений Благовещенский и, наконец, совершенно необыкновенная личность иеросхимонах Пантелеймон (Важенко), создавший уникальную обитель Честного Креста. Их уже не назовешь пришлыми людьми, не знающими афонских традиций. Жизнь о. Пантелеймона стала иллюстрацией всех сложностей взаимоотношения русского и греческого мира не только на Афоне, но и вне его пределов. И если личности некоторых келлиотов не вызывали доверия у Русского Посольства в Константинополе, то о. Пантелеймон завоевал его полностью и русские дипломаты и в Константинополе, и в Иерусалиме и в Ливане поднялись на его защиту от произвола греческой духовной власти, переживавшей в духовном и нравственном смысле не лучшие свои годы.
Комментарии
Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение:
Разбойничьи нападения на русских келлиотов. Из книги "Русские келлиоты по материалам АВПРИ"
12 мая 1912 было совершенно наделавшее шума нападение на келлиота обители св. Георгия на Керашах иеромонаха Георгия. Он возвращался из почтовый конторы на Дафни, вез крупную сумму денег письмами и переводами из России, и почти у ворот своей келлии подвергся нападению. Ехал он примерно за час до захода солнца вместе с диаконом Ильинского скита Пахомием. Вблизи самой келлии, находящейся в глухой безлюдной местности, в глубоком ущелье, в густом лесу их окружили человек семь разбойников, вооруженных винтовками «Гра». Они заставили монахов слезть с мулов, связали руки и отвели в лес. Там отобрали у о. Георгия деньги (1400 руб.) и угрозами заставили написать в келлию распоряжение немедленно прислать 750 лир. И с этим намерением отправили в келлию о. Пахомия, предварительно ограбив его на 50 руб, оказавшихся при нем. При этом сказали, что если с о. Пахомием придут еще люди, то они тут же убьют о. Георгия. После того как их требования были выполнены, они отпустили на волю отцов Георгия и Пахомия . Были, конечно, приняты меры к розыску преступников, и расследование контролировалось русским консульством, но так никого и не нашли. Монахи просили г. Кохманского сообщить послу об этом преступлении, Протат разослал предписание задержать всех подозрительных людей. Напуган был каймакам: за двухлетнее пребывание на посту это первое столь дерзкое преступление, и он бросил все свои слабые силы на поиск грабителей. Это преступление заставило в очередной раз вспомнить о неудовлетворительной организации русской почты. Часто повторявшиеся нападения на келлиотов, возвращавшихся с крупными суммами с почты, приводят к мысли, что среди служащих были люди разглашавшие информацию о получении этих переводов, иными словами, наводчики. Следствие возглавил хорошо знакомый с афонскими обычаями прокурор и чиновники посольства.
По мнению пострадавшего о. Георгия нападавшие были не пришлые, а проживающие на Афоне без определенных занятий греки. Он узнал среди нападавших несколько человек, которых он не раз встречал в Дафни и на Карее, но не знает их имен и точных данных. Русские монахи убеждены, что занимающиеся такими преступным промыслом греки могут найти убежище в любом греческом учреждении и даже в монастырях и келлиях. И даже имеют возможность там прятать свое оружие. А от монастырских и протатских семенов (кавасов) они узнают о больших денежных посылках. И прибавим к этому, что местное агентство Русского Общества Пароходства и Торговли находилось всецело в греческих руках.
Кохманский сказал епистатам, что в случае распространения на Афоне бесчиния трудно будет удержать турок от присылки туда нужного количества жандармов и войск, что нарушит права Афона на самоуправление, и это на многих произвело впечатление. Его план вызвать в ответ на нападение на русских монахов наибольшее возможное воздействие со стороны турецкого правительства. Опрос главных семенов, следствие, административные распоряжения об удалении с Афона всех действительно подозрительных лиц. Во время следствия чиновник генерального консульства был на Афоне. Семены – официальная охрана, но набирается без всякого отбора и рекомендаций. Необходимо убрать личности, которые не могут дать удовлетворительного ответа о роде своих занятий.
Кохманский в 1909 году был на Афоне одиннадцать дней и встречался там с келлиотами. Он собрал всех настоятелей келлий или их представителей и объяснил им насколько поведение некоторых из них порочит доброе имя русского келлиота.
Солунь 8 мая 1909 года. И.А. Зиновьеву. Его Высокопреосвященству .
Милостивый Государь!
Иван Алексеевич!
В дополнение к донесению моему Императорскому Посольству от 5 марта с.г., № 194 касательно принятия мер против русских келлиотов на Афоне, своими неблаговидными поступками в России вызывающих нарекания со стороны Св. Синода, имею честь уведомить Ваше Высокопревосходительство, что я воспользовался разрешенной мне поездкой на Афон, где я пробыл 11 дней с 19-го по 30-е минувшего апреля, чтобы созвать почти всех настоятелей наших келий или представителей от них, и еще раз объяснил им живым словом, насколько поведение некоторых из них порочит доброе имя вообще русского келлиота и при упорстве их способно нанести непоправимый вред интересам всего афонского келлиотского сословия. Я обратил особенное внимание собравшихся русских монахов на следующие пункты, делающие отношения русских келлиотов к русскому верующему народу ненормальными, вызывающими преследования.
1) Некоторые келлиоты ведут чрезмерную корреспонденцию с Россией, отправляя туда просительные письма и воззвания в громадном количестве, причем не довольствуются жертвователями лично им знакомыми из числа посетивших Афон поклонников или их знакомых, но рассылают свои письма совершенно неизвестным лицам по адресам, взятым из разных адресных книг и календарей, которыми они запасаются специально для этой цели. Огромное количество таких отправлений не дает келлиоту возможности обойтись своими средствами, и он принужден свои воззвания печатать или литографировать, для подписей же адресов, за недостатком среди собственной братии грамотных, ему приходится брать людей со стороны. На спрос, конечно, является и предложение, так как на Афоне постоянно пребывают разные темные личности из России, не имеющие пристанища. А в последние годы стали появляться даже евреи, нанимавшиеся за дешевую цену для письменных работ в келлии. Другую сторону всего этого объяснить монахам излишне, насколько она сама по себе ясна. И я указал, что массовое воспроизведение механическим путем рассылаемых с Афона воззваний и писем должно быть раз и навсегда остановлено. Тем более что вообще печатные произведения из заграницы подлежат в России цензуре. Проникая же туда в закрытых письмах, как это бывает с монашескими брошюрами, они к тому же носят и прямо противозаконный характер. Вообще же воззвания о пожертвованиях могут допускаться в случаях лишь действительной надобности и адресоваться только благодетелям, лично келлии известным, чтобы те не имели повода возмущаться вымогательством афонских келлиотов и протестовать перед местным благочинием и т.д. по духовной иерархии.
2) Некоторые старцы келлий часто отлучаются с Афона иногда по хозяйственным надобностям келлии, иногда же по личным нуждам не всегда похвального свойства. Бывали случаи, что настоятели не проводили вместе со своею братиею даже такие важные в религиозной жизни дни, как Страстная Неделя и Пасха. Наиболее предосудительны поездки афонских монахов в Россию, если на это не исходатайствовано особое разрешение, так как в таких случаях монахи наши пользуются двойственностью своего положения как принявшие монашество заграницей и продолжающие числиться в России светскими лицами по заграничным паспортам на прежнее светское имя. Таким образом, некоторые монахи приобретают в России на свое мирское имя, и на средства келлии недвижимые имущества, и на этой почве происходят разные злоупотребления и обход закона.
3) В сезон больших праздников, как Рождество Христово и Пасха, некоторые келлии командируют в Иерусалим доверенных лиц с явно корыстными целями делать поборы среди русских паломников, не довольствуясь теми, которые заезжают оттуда и на Афон, так как последние, притом лишь мужская половина, выезжают из Иерусалима уже сильно отощавшими и часто сами нуждаются в помощи. Такие летучие отряды афонских монахов раскладывают в Иерусалиме на улицах свои столики и зазывают жертвователей записывать у них имена для поминовений, на перебой расхваливая один перед другим свою келлию и ее старца. Часто возмущенные таким бесстыдством паломники, возвратясь в Россию, рассказывают там о виденных ими типах афонских монахов, а эти рассказы особенно порочат имя всех келлиотов, из коих большинство описанным проступкам непричастны.
4) За последние годы смут в России и на Афоне стали появляться в изобилии разные подозрительные личности, легко находящие себе приют в русских келлиях, особенно если знают какие-нибудь ремесла и мастерства. Таким образом наши келлиоты являлись укрывателями взбунтовавшихся матросов с броненосца «Потемкин» и разных революционеров и экспроприаторов , сами того не сознавая, а может быть иногда и сознательно. Ввиду громадной опасности, какой таким попустительством настоятель келлии подвергнет последнюю в глазах Правительства, я рекомендовал тщательно проверять документы всякого лица, принимаемого на Афон более или менее на продолжительное время в келлию, и с подозрительными не входить в общение. Слова и указания мои были выслушаны собранием келлиотов очень внимательно и серьезно, многие открыто выражали радость, что я официально выставил им зло, коренящееся в их жизни, так что я мог наглядно убедиться в том, что большинство наших келлиотов непричастно к тем поступкам некоторых монахов, которые вызывают нарекание в России. Тут же самими монахами был поднят вопрос о возможности действительных мер против порочных лиц из их же среды, которые окажутся и впредь упорными в своем неблаговидном поведении. Чувствуя настроение большинства, я старался внушить келлиотам, что хотя наружно они и независимы друг от друга, но внутренне связаны общим именем русских келлиотов на Афоне, поэтому если кто-либо из них навлекает тень на это имя, то он не может такое свое поведение считать своим частным делом, а остальные келлиоты имеют неоспоримое нравственное право вступиться за общую их честь и интерес, а совместным влиянием наставлять, порочного члена их сообществ на правильный путь, если же их личные усилия окажутся недостаточными, чтобы образумить упорствующего собрата, то их долг, не дожидаясь преследования его со стороны Св. Синода и правительства, так как оно может задеть общей массе и неповинные келлии, самим заявить о своей несолидарности с таким порочным монахом и подать на него протест при самой широкой огласке, так, чтобы преследуемый за свои поступки монах, первый был об этом осведомлен и не мог обвинять протестующих в злостных интригах. При таких условиях у правительства всегда найдутся средства направлять действительную кару против заведомо неблагонадежных лиц и воздерживаться от общих мер, могущих тяжело отозваться на многих непричастных. Это мое заключение произвело заметное впечатление на наших келлиотов и не вызвало сколько-нибудь значительных возражений с их стороны; все обещали сообразоваться с моими советами, и я полагаю, что периодически повторяемые такие наставления в состоянии до некоторой степени упорядочить жизнь нашего афонского монашества.
Многозначительным добавлением к моему разговору с монахами должно было послужить принятие мер против настоятеля келлии Благовещенского Хиландарского монастыря, иеросхимонаха Парфения , преследуемого Св. Синодом за дерзкие выходки против духовных властей в России. Согласно с изложенным мною в вышеупомянутом донесении предложением, я лично виделся с о. Парфением. Выяснил ему, в какое тягостное положение привел он свою келлию неисправимым своим поведением, и настоятельно советовал для блага келлии, на создание коей он положил всю свою жизнь, сложить с себя настоятельство, оставаясь в ней на покое, и передать управление своим ученикам. Тем более, что болезненное состояние его не позволяет ему должным образом вести сложные дела этой большой обители. Расслабленный старец этот, отличающийся непреклонным своевольным характером, после тяжелой внутренней борьбы решился, наконец, принести себя в жертву. Я же подкрепил его в этом решении, обещая, что как только настоятельство в келлии перейдет к его старшему ученику и будет переписана сама омология (договор с начальствующим монастырем), Св. Синоду не останется оснований считать келлию неблагонадежной и запрещение на деньги, посылаемое жертвователями на ее имя, будет снято.
Хотя переговоры с о. Парфением велись и наедине, без огласки, тем не менее, суть их не могла остаться тайной для остальных наших келлиотов, оставленных мною, кроме моего личного к ним обращения, под непосредственным впечатлением от всех реальных последствий, к каковым может привести каждого из них упорное неблаговидное поведение .
Вместе с сим считаю полезным, на случай могущейся встретиться надобности, предоставить при сем составленные с возможной точностью списки русских келлий, калив и отдельных пустынников на Афоне, из коих видно, что в 87 келлиях проживают 1221 монахов, в 81 каливах 120 и в разных местах отдельных пустынников 501.
С глубочайшим почтением и таковой преданностью имею честь быть
Милостивый Государь,
Вашего Высокопревосходительства
Покорнейшим слугою.
Н. Кохманский.
Русскими иноками-келлиотами была составлена в 1911 году целая брошюра об усиливающихся притеснениях. Главным ударом по русским келлиотам было принятие 7-го июля 1909 года синодальной грамоты, согласно которой в келлии не может находиться более 6 человек. В противном случае старец келлии отлучается от «Святой Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троице и предается проклятию Святых Отец и Церкви» .
Греческое монашество в ту пору находилось в ужасном духовном состоянии. Не было ни нормальных духовных школ, нарушены традиции, в монастырях превалировал идиоритмический устав, благочестие находилось на чрезвычайно низком уровне, монахи занимались ростовщичеством, хранили в келлиях оружие, укрывали фактических разбойников. Лишь только слабый ручеек традиции сохранился на Афоне.
Принял этот страшный дискриминационный указ Патриарх Иоаким III, о двуличной позиции по отношению к русским монахам здесь уже писалось. Это показывает, насколько большую роль играло лицемерие в афонских делах. Для греков особого значения (этот закон) не имеет, есть не так много келлий, в которых более 6 человек. Для русских он был равносилен запрещению селиться на Святой Горе. В русских обителях св. Пантелеймона, апостола Андрея и пророка Илии старались не принимать монахов. Эти обители были уже заполнены, перенаселение требовало нового строительства, которое вызывало нарекания, а то и прямое противодействие греков. Кроме того Российская Империя была богата и пришельцы могли найти средства для обустройства. Что же оставалось делать «обиженным» грекам? Придумывать старые неписанные законы, или выпускать новые патриаршие постановления, которые отстаивали бы их интересы.
На Афоне менее шести человек и опасно было селиться, такой аргумент приводят русские келлиоты. На Афоне хозяйничали разбойничьи четы, которые грабят, убивают иноков по преимуществу болгар и русских. Греческие келлиоты, как уже писалось, имеют в келлиях оружие не только холодное и огнестрельное: револьверы, браунинги и даже винтовки военного образца. Русские монахи считают недопустимым монашествам иметь оружие и употреблять его хотя бы в крайнем случае для самозащиты. Нападения злоумышленников это не выдумки, как это пытаются представить греческие монахи и протат.
В 1900 году убиты около Хиландарского монастыря 2 монаха Андреевского скита. В 1902 году убит и ограблен по пути из Андреевского скита в Ватопед иеродиакон Ираклий, везший из Андреевского на свой метох деньги.
В 1902 году ограблен по пути с русской почты из Дафни иеромонах Артемьевской келлии Сергий и монах келлии преподобных Петра и Онуфрия Едиссий.
В 1903 году ограблен иеромонах Виссарион (Крестовоздвиженская келлия) по пути из Дафни.
В 1903 году вооруженное нападение на о. Пантелеймона. В том же году нападение на о. Виссариона, который захвачен и под угрозой смерти принес из келлии 500 лир.
В 1905 году убит и ограблен в своей каливе Пантократорского монастыря русский схимонах Герасим.
В 1907 году ограблен по дороге иеромонах Афанасий, а его спутники избиты прикладами.
В 1908 году 28 июля ограблен на пути в свою келлию иеромонах Пахомий, который в 1910 году подвергся нападению на келлию спасся только бегством. Но ему была дана записка с требованием выкупа. Стреляли боевым зарядом в настоятеля златоустовской келлии иеросхимонах Кирилл.
И эти афонские четники не просто грабители, а члены политической партии поставили себе задачей терроризировать русский элемент. И за это свидетельствуют следующие факты: записка о. Пахомию составлена очень грамотно без ошибок.
6 русских монахов не смогли остановить убийцу о. Моисея в марте 1908 года. Он жил на Иваннице с 15 человеками братии.
Для ежедневных служб вечерни, повечерия, утрени и литургии, которые составляют ежедневно по 8 9 часов надо 2 иеромонаха, 1 иеродиакон, чтец и двое певчих, один экклесиарх и того уже семь человек. А кроме того нужно иметь эконом, повар и трапезарь. В больших келлиях и гостинник и привратник и это уже составляет 12 душ. Трудно себе представить, как можно привести к подобной норме русские келлии составляющие 20, 30, 50 и даже 1000 человек». Многочисленным иеросхимонахам, иеродиаконам, схимонахам и монахам пришлось бы переодеться в цивильное платье и отправиться в Россию в их родные села и города, свои семьи. Ведь монахи, постриженные на Афоне не признаются за таковых в России. А вернуться в мир это попрание монашеских обетов.
https://www.sanktum-publishing.ru/catalog/details//store/ru/book/978-3-8484-7932-0/Русские-келлиоты-на-Афоне-по-материалам-Архива-Внешней-Политики
Литература
Литература - это изъявление внутреннего мира