Как Свято-Пантелеимонов монастырь стал Русским. Несколько слов о смуте в Пантелеймоновом афонском монастыре в 1857-1875 годах

Мне ранее казалась, что эта тема исчерпана. Ну было противно действие греков и все: были случаи и похлеще. Но я был поражен, когда обнаружил, что смуту эту описывают весьма скупо. Действительность просто ужасна. После этого можно говорить, что на Афоне было мало греческих монахов в то время. А были люди в рясах.

В 1873 году о. Герасим (игумен Пантелеймонва монастыря, грек) высказал по случаю тяжелой болезни намерение объявить архим. Макария игуменом монастыря, что стало началом смуты. По просьбе русских дал благословение на раздел монастыря с греками.

Тогдашний секретарь посольства Смирнов так описывает о. Макария:

«Архимандрит Макарий невысок ростом, худощав; большая борода и длинные волосы с проседью (в последнее время они были уже совершенно седыми) придают особую мягкость его доброму и выразительному лицу. По случаю болезни глаз носит дымчатые консервы (защитные очки), и это мешает разглядеть его прекрасные серые глаза. Разговор у него неторопливый, голос негромкий и негустой, порою будто срывающийся».

Отец Макарий был не утомим. По свидетельству очевидцев после всенощной служил Литургию, а затем до вечера занимался хозяйственной деятельностью. Отец Иероним как-то сказал К.Леонтьеву:

«Боюсь я, что он без меня все истратит. Он так уж добр, что дай ему волю, так он все «тятенькино наследство в орешек сведет».

Отцы Макарий и Иероним помогали русским отшельникам. Вообще о. Иероним очень много времени уделял помощи афонским беднякам. По его указанию о.Пантелеймон Сапожников обошел всех афонских отшельников и его заметки легли в основу книги, изданной, правда, значительно позже. За многих о. Макарий платил монастырям плату. Например, за карульских пустынников.

Отец Макарий создал специальный скит Новая Фиваида, где могли бы селится пустынники, притесняемые греками. Инициатива же принадлежала о. Иерониму, написавшему устав для этого скита.

18 августа 1883 года в скиту был освящен храм в честь всех преподобных афонских. Освящение совершал сербский митрополит Михаил. Кроме того были устроены две церкви в честь Вознесения и во имя вмчч. Пантелеймона и Артемия при больнице.

На деньги бывшего некоторое время игуменом Андреевского скита Антония (такого не было) планировалось построить еще один храм на кладбище. О. Антоний поселился на Новой Фиваиде.

Отец Макарий первый обратил внимание на русское имение Крумницу, выкупил ее из заклада у греков, сделал ее житницей Пантелеймонова монастыря. Главный храм там построен в 1880 году в честь Казанской иконы Божией Матери. Построен он на личные средства о. Макария. Кладбищенская церковь была расписана Ф. Малявиным, который уехал с Афона в 1891 году в Петербург, чтобы продолжать учебу.

Обитель строилась практически на деньги русских, которые в то же время были ущемляемы греками: на послушаниях начальствовали греки, на трапезе чтения совершались исключительно на греческом, греческая трапеза (еда - совсем не такая, как русская), грубое обращение греческих монахов с русскими и т.д..

Все это привело к тому, что примерно в 1857 году начались раздоры между греками и русскими, которые продолжались до 1875 года, то есть до избрания о. Макария в игумены.

Намекая на тяжесть этих раздоров, Красковский ссылаясь на книгу: «По поводу вопроса о монастыре св. Пантелеймона. Статьи «Любителя истины», СПб, 1874, - говорит, что этот спор может быть предметом исследования, результаты которого могут быть известны только узкому кругу ибо придется говорить «О таких делах и словах, которые во всяком обществе вызывают строгое гражданское преследование». Но все же приводит несколько примеров:

1) Когда число русских насельников превысило сто, они потребовали, чтобы жития на трапезе в среду и пятницу читались по-русски. Но несмотря на убеждение игумена, это малое требование было отвергнуто большинством греческих монахов. Этот вопрос вызвал раздоры в греческой среде. Через некоторое время большинство греческих монахов решило, чтобы чтения совершалось через день то на греческом, то на русском. После этого оставшиеся в меньшинстве перестали ходить в трапезную, когда там было русское чтение. А для общежительного монастыря это недопустимо.

2) Но скоро греческие монахи потребовали, чтобы пищу всегда благословлял греческий иеромонах.

3) В 1866 было достигнуто новое соглашение, чтобы чтения совершались по очереди, так же должно было совершать и обычное псалмопение. Соглашение это было недолгим.

4) Греки сожалели об уступках и просили русских составить устав насчет их взаимного проживания. В ходе составления этого устава греки, пытались установить для русских квоты: четверть от всех насельников, потом согласились на то, чтобы в монастыре проживала треть. Но ни как не соглашались на равенство.

5) Один из зачинщиков смуты греческий иеромонах Нифонт вышел из монастыря с 27 греческими монахами в 1868. Еще ранее, в 1858 году монастырь покинуло несколько недовольных греческих монахов.

В 1869 году 15 октября престарелый греческий игумен Герасим назначил своим приемником о. Макария, так же как он сам был назначен иеромонахом Саввой. Отец Макарий отказывался от этой должности, но 15 октября на собрании старшей братии этот отказ не был принят и он был торжественно провозглашен преемником.

Отец Макарий отказывался в частности, из-за боязни греческих филетистов, которые объявили его панславистом, который стремится ославянить не только весь Афон, но все епархии Македонии и Фракии.

«После этого отношения между русскими и греками сделались так раздражительны и шероховаты, что святая обитель не переставала быть зрелищем ссор и споров, совершенно неприличных и живущим в мирском обществе, а тем более отцам, предавшим себя монашеской и подвижнической жизни».

В этих условиях некоторые из русской братии стали колебаться и стали говорить о необходимости оставить Афон и поселиться в России для чего и создать на ее территории монастырь, отрасль русского Афона. Отец Иероним, желая успокоить братию, дал распоряжение приискать подходящее место. Так возникла на Кавказе Симоново-Кананитская обитель в Новом Афоне.

Отец Макарий с целью прекращения раздоров предложил отцу Герасиму отделить русское братство от греческого.

Во время возмущения греков Пантелеймонов монастырь посетил русский посол Игнатьев с послами германским и американским, и это имело большой резонанс. Это было второе посещение монастыря Российским послом. Первое было в 1886 году.

Отец Герасим не следующий день объявил об этом греческим монахам и те обвинили его в предательстве их интересов. Они хотели не разделения, а подчинения русских греческому братству. Как только они были выбраны, то заявили, что монастырь управляется не игуменом, а братством, которое они представляют.

Получилось вместо монастыря братство с тремя игуменами. Это вносило в этот спор некую интересную черту. Получалось, что русские отстаивают киновию, а греки пытаются свести общежитие к идиоритму или внести в его управление демократический элемент.

С этой целью они добились от старшей братии на выбор трех помощников игумену. Чтобы они при содействии игумена и его наместника о. Иллариона управляли монастырем (симпракторов). Эти симпракторы должны были распоряжаться и внутренними делами монастыря.

Так, о. Иероним узнал о том, что греческие портари не хотят раздавать милостыню келлиотам. Отец Иероним: «пока я жив, не допущу распоряжаться этим предметом другим; кошелек в моих руках, - также и воля».

Таким образом, власть оказалась в руках симпракторов, но русские этой власти не признали. Потом они потребовали отдать им печать. Русские согласились, но так, чтобы были трое ключей.

Потом они хотели забрать у о. Азарии все монастырские документы. После этого заявили, что русские подделывают документы и они не выпустят о. Макария, собиравшегося ехать в Константинополь, и распустили слух, что о. Макарий не крещен, потому что его дед был расколькником.

И стали угрожать русским, что отнимут печать, если те не передадут им документы. Русские согласились передать документы, но только в совместное пользование, чтобы они хранились в сундуке, ключ от которого был бы и у греков, и у русских. Но требования русских не выполнили. Передача документов совершилась 25 февраля.

Отцу Макарию удалось вырваться из монастыря (был приказ задержать его на порте). 15 марта 1874 года он сел на корабль и поехал в Константинополь с целью посетить посла Игнатьева.

После этого обе части братства подали жалобу в Протат, и тот тотчас выделил семь эпитропов для выяснения этого раздора. Но первое же заседание 21 марта 1874 года выявило пристрастность греческой стороны. Некоторые из греческого братства стали возражать против присутствия своего собрата о. Илариона. После этого было выбрано по восемь епитропов от каждой стороны. В течение двухчасового перерыва протатские епитропы провели совещание с уполномоченными греческой части. На втором заседании было предложено принять требования обеих сторон в письменном виде.

Но после этого был объявлен перерыв на пасхальный период и 23 апреля из протата вновь пребыла комиссия из девяти человек И вторая комиссия не выслушала греков, поддерживающих русских, не стала слушать ни чьи жалобы, а прямо объявила решение, составленное в соответствии с указаниями Протата. Главным пунктом его было то, что Пантелеймонов монастырь всегда был греческим и всегда им будет. Отсюда вытекало и то, что игуменом монастыря всегда будет грек. Русским дозволяется иметь своего духовника, только для духовного руководства. Число русской братии должно быть на треть меньше, чем греческой. Все деньги, находящиеся в руках русских должны быть сданы в казну.

Старый Руссик составляет собственность монастыря и начатая русскими постройка храма должна быть завершена, но строить какое-либо новое задние не дозволяется. Последнее имело важный смысл. Если прибрежный Руссик был начат греками, то Нагорный был давно передан русским и имеется на то грамота. Русские, предполагая возможность разделения, стали строить там храм, чтобы потом поселиться.

Но греки не хотели допустить отделения русских, чтобы не потерять довольно щедрые пожертвования из России, и не хотели допустить создания процветающей русской обители.

Замечания следовало подать в течение 24 часов. Греки приняли его с восторгом, а русские подали отказ с объяснениями, который не был принят уполномоченными. У русских не был принят и протест поданный в Протат. Пришлось его просто оставить в пакете на столе и уйти. А Протат тут же стал извещать о решении все греческие монастыри.

Русское братство послало в Константинополь в поисках правды о. Макария и еще двух монахов. Им пришлось уезжать тайно. Так как в противном случае, им бы не удалось уехать. Уехали также и греки.

Синод Константинопольской церкви пришел к решению, что русским нельзя отказать в желании иметь свой монастырь. В это время, 8 мая, на 103 году жизни умер игумен Герасим. На десятый день по его смерти о . Макарий был избран в преемники.

Греческие уполномоченные просили прислать в Пантелеймонов монастырь в качестве наместника одного из греческих архиереев, но пришла телеграмма об избрании о. Макария.

Патриарх решил во избежание недоразумении сделать еще одно голосования и от себя послал двух представителей-архиереев. И опять о. Макарий был избран единодушно.

Это показывает, что смута была навеяна не общим настроением тогдашнего афонского и вообще греческого общества, а реально в монастыре эти настроения разжигали 2-3 вожака.

Подобные настроения, возникшие на почве борьбы с «панславянизмом», возникли после греко-болгарской схизмы 1872 года. Сыграло тут роль и изгнание греческих афонских монахов из их поместий в Бессарабии. Это изгнание было вызвано множеством безобразий в этих метохах,

Но в обмен Российское правительство обязалось уплачивать 3/5 доходов с этих угодий. Остальная часть денег шла на развитие края. Но на Афон явились озлобленные епитропы во главе с «известным ватопедским богачом Ананией».
Это тоже послужило разгулу страстей...

Комментарии


Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение:


Имя или заголовок:
Можете оставить здесь свои координаты, чтобы при необходимости мы могли бы с Вами связаться (они НЕ ПУБЛИКУЮТСЯ и это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО):

E-mail:
  Ваш адрес в соцсети или сайт:
Прошу при появлении ответов ОПОВЕЩАТЬ меня на указанный выше e-mail

такого не было - что имеешь в виду?

На деньги бывшего некоторое время игуменом Андреевского скита Антония (такого не было) планировалось построить еще один храм на кладбище. О. Антоний поселился на Новой Фиваиде.

То есть все просто

Так написано у Леонтьева. А история о таком игумене умалчивает. Вероятно , он выскочил в игумены во время частых для Афона смут. Вот я и написал в скобках (до установления личности).

Комменты