Как-то солнечным утром мы поднялись на сфинксоподобную гору, спустились к Руссику, и мулы повели нас по крутым тропам среди виноградников. Слева у дороги требовательно возвышался платан; единственный здесь, он сразу напомнил персидскую миниатюру. Ибо его гладкий ствол своим серым цветом напоминает мрамор, омываемый безконечными дождями, его крупные ветви раскинулись, как лучи, а маленькие свесились вниз, словно падающие капли воды; его негустая листва кажется разбросанной, как на той миниатюре: один листик, рядом отдельно другой, - и кажется, что это дерево представляет собой огромную руку, все пальцы которой унизаны драгоценными изумрудами. Кажется, что это одинокое дерево вплоть до корней, разветвившихся до морского дна, дрожит от далекого, неясного поэтичного звука, наполненного сказочной хрупкостью какого-то другого Востока, в таком же золотистом, как и сверкающие волны, воздухе, на этой розовой, словно искусно подкрашенные кораллы, земле среди голубых виноградников, и через его хрупкую листву просвечивает небо, еще более теплое и нежное, чем в сказке…
При взгляде извне только паперти воспринимаются в нечеловеческом масштабе, а заслоняющая небо эскалада выступов фасада и примыкающие к нему контрфорсы, поверхности триумфальных арок и купол при близком рассмотрении представляют собой ошеломляющий агломерат. Но, как только пройдешь портик, мрачный нартекс (притвор) сразу вызывал воспоминание об эпохе великих зодчих, причем даже не своим мрамором и сверканием мозаики, а простым и мощным величием свода над саркофагом. А центральные ворота сразу открыли нам в этом полумраке все блестящее великолепие огромного нефа. Громадное перекрытое пространство, вздувшееся над высокими арками, поддерживающими четырехпарусный свод над горизонтальным рядом безконечных окон, увенчивающих это торжественное лоно. Два момента: поверхность нефа, образующая внушительный форум, а затем и широкий полый купол, кричащие о чуде, о шедевре - о человеческом шедевре. Это Исидор из Милета и Анфимий из Тралл (византийские архитекторы, построившие храм Софии в Константинополе (532-537 гг.) - прим.перев) еще в 500-х годах воплотили свои идеи, в то время почти безпримерные, в создании новых конструктивных систем.
После такого поистине царского гимна - мир Востока замолчал на многие столетия; и византийская душа, увековеченная до наших дней странным феноменом мадрепоровой живучести, окостенела в алтарных формах часовен и соборов - своего рода уменьшительных формах церквей, которые в каждой афонской обители окружены прямоугольником монастырских зданий. Святая София в Константинополе расположена на вершине Сераля между Мраморным морем и Золотым Рогом, и точно так же на полуострове Халкидики - пирамида горы Афона.
Монашеская душа Афона, иноки, братья-настоятели вообразили себе призрак крипты и оправили болезненное золото своих созерцаний в строгие полутемные рамки храма, погрязшего в изготовлении дешевых картинок. Но столь уменьшившаяся в объемах архитектура отнимает у меня чувство восхищения, и пришлось затратить массу времени, чтобы разобраться в ее жестком догматическом языке.
Великий азиатский путь, ведший в те времена в Сиракузы, в Перигор и Испанию, в Венецию и Аахен, проходил именно здесь, привнося свои геометрические сочетания, внутреннюю пышность и свои грубые шерстяные монашеские одежды, отразившиеся на внешнем виде. Я очень сильно ощущал эту единственную и благородную задачу архитектора, которая заключается в том, чтобы открыть душе просторы поэзии, чтобы сделать их полезными, честно используя различные материалы. Чтобы предоставить здесь Богоматери каменный дом, защищенный от многовековых преступлений, и скомпоновать его объемы так, чтобы таинственное соотношение форм и цветов способствовало освобождению величественного духа, чтобы он внушал каждому чувство благоговения и тишины и чтобы ограниченное освещение в нем побуждало лишь к молитвам и торжественным гимнам.
Священное призвание античных зодчих! Чистота их помыслов и усилий утрачена. Нам, современным халтурщикам, их дисциплина кажется немыслимой. Боже! Насколько же горестным был восторг, охвативший нас в этих восточных храмах! И насколько же мне было стыдно. Однако часы, проведенные в тиши святилищ, вдохнули в меня юношескую смелость и искреннее желание быть честным зодчим. О, посетитель, проходящий под своды храма, если ты не строитель, то ты не можешь постичь этого ужаса перед царским приговором камня. Мы живем в довольно жалкое время добросовестных ремесленников, и небо милостиво избавляет нас от встречи с предшественниками: сначала они смотрели бы на нас с тревожным удивлением, а затем обрушили бы на нас весь свой гнев, и нам пришлось бы спасаться бегством. Постоянное воспоминание об их тяжелом труде наполняет меня разъедающим безпокойством и заставляет страшиться любых приказов, по которым ныне на наших чертежах возводятся сооружения…
Афонская церковь представляет собой лапидарную формулу, сравнимую с маленькой почкой на дереве, в которой под прочной блестящей оболочкой перед теплыми весенними дождями хранятся все сокровища лета (цветок), осени (плод) и зимы (медленное таинственное зарождение). Она имеет маленький - обычно метра четыре [в диаметре] - купол, постоянно обдуваемый морским бризом и расположенный так, что в присутствии моря и горы, когда пройдешь притвор и своеобразный пронаос, он кажется большим, мощным, высоким и далеким, как луковица, наблюдаемая в подзорную трубу, а его удивительно высокий барабан сразу вызывает идеи. Поддерживаемый четырьмя парусами и четырьмя широкими гладкими арками, он передает свою нагрузку на четыре простых столба, иногда монолитных, круглых и чуть бочкообразных, увенчанных трапецеидальными капителями. Взгляд, этот непременный поводырь разума, из темного пронаоса, где над перекрещивающимися арочными сводами вдруг возникает барабан, поддерживающий купол, перемещается в главное помещение, вымощенное мраморной мозаикой, с гладкими стенами и четырьмя поддерживающими свод столбами, в атмосферу серебра, которое кажется черненым на фоне многочисленных фресок с потемневшими золотыми нимбами, с обилием охры, пурпура, ультрамарина, кобальта, зелени, написанных на сюжеты библейских легенд. Как в плане, так и в разрезе здание воспринимается сразу - несущие и несомые элементы, натянутые, словно мускулы, стены и криволинейные луковичные купола. И мощное единство этих столь сдержанных средств создает впечатление истинного бриллианта. Здесь происходит твердая и резкая кристаллизация эллинской прозрачности, странно сочетающейся с непостижимыми азиатскими мотивами.
Комментарии
Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение:
Воспоминания Корбюзье
Сообщающееся исступление этого часа и этого места. В секундном потрясении, когда не владеешь собой, мучительное ощущение своего полного одиночества в каком-то склепе, обреченном на самое горячее присутствие молимого божества, раздирает вам грудь и душу, вырывает трепещущее сердце и бросает его в лепту паломников — пылающий куст, форма которого украшена таким образом распеваемыми ими молитвами...