Алексей Ильич Осипов - Экзорцизм, Отчитки. Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно

Магизм как состояние сознания - возможен всюду. Яркий пример его в христианской практике – крещение, причащение, венчание или монашеский постриг - по принуждению или по чисто житейским побуждениям (например, чтобы не болеть и т.п.), а не по вере, как об этом говорит Господь (Мк. 16,16).

профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов

Выражением того же магического сознания является распространяющееся в последние десятилетия так называемое "отчитывание" (["отчитки"], "экзорцизм"). Занимаются им отдельные священники, не имеющие на то (например, в Московской епархии) благословения епископа *, без которого иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священнодействия. (Ссылки заклинателей на разрешение духовника являются не более как попыткой самооправдания, поскольку в любом случае требуется благословение епископа, без которого любое священнодействие и тем более отчитывание превращается в деяние антиканоническое, губительно действующее и на заклинателя, и на больного).

Лаодикийский собор (364) постановил:
"Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах..." (правило 26).

Это красноречиво свидетельствует как о том, насколько нецерковный характер имеет новая практика, так и о духовном состоянии отчитывающих **.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин очень определенно говорит о последнем:

кто желает повелевать нечистыми духами ***,
или чудесно подавать здравие болящим,
или являть перед народом какое-либо из дивных знамений,
тот хотя призывает имя Христово,
но бывает чужд Христа,
поелику, надменный гордостью,
не следует Учителю смирения...
Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов
добрыми и свободными от заразы тщеславия,
которые хотели слыть заклинателями..."
[1]

Экзорцизм имел место в Древней Церкви в силу особых дарований, ниспосылаемых ей в тот период, но был прекращен.

"Постановления апостольские" (III в.) уже запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что:

"славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, нaитиeм Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога, и благодать, которая в нем, явна бывает всем".

В V в. экзорцисты уже не упоминаются [2].

Специальный же чин отчитывания в требнике митрополита Петра Могилы (XVII в.) - католического происхождения, и в Русской Церкви он не получил никакого практического признания ****.
Ни один из русских святых не отчитывал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления.

Православная Церковь всегда следовала словам Спасителя,
что "сей род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17, 21),
то есть правильной подвижнической жизнью,
благодаря которой христианин,
по мере смирения - достигает бесстрастия,
и получает от Бога дар побеждения злых духов.
Только достигший бесстрастия способен без вреда для больных и для себя *****
вступить в открытую борьбу с духами тьмы.

Однако таковых и в древности были единицы [3], а о настоящем времени и говорить не приходится. Поэтому священник, даже самый благочестивый, но дерзающий сам с помощью особых молитв и священнодействий ("ех opere operate") изгонять (отчитывать) злых духов "Иисусом. Которого Павел проповедуют" (Деян. 19. 13), рискует не только себя подвергнуть тому поруганию от них, о котором промыслительно повествует книга Деяний апостольских, но ввергнуть и бесноватого в еще большие болезни и страдания. Не имея дара Святого Духа. нельзя создавать видимость действия Его дара. Святитель Игнатий с горечью восклицал о подобных попытках: "Душепагубное актерство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований" [4].

Бесов могли изгонять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на которых указывал им Сам Господь. При этом святые исцеляли "просто" молитвой, большей частью внутренней, невидимой для других, реже – внешней (смотрите, например молитвы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста), совершая таинства Покаяния, Соборования, Евхаристии, но без какого-либо специального заклинательного чинопоследования [5], поскольку таковой уже совершается над всеми верующими перед таинством Крещения и является освящением их акта сознательного отречения от сатаны и всех дел его.

Господь запрещал говорить бесноватым, и святые отцы категорически запрещали слушать их и входить в какой-либо контакт с говорящими духами, теперь же во время отчитывания бесы получают полную свободу "проповедовать", вводить присутствующих в заблуждение, заражать их своим духом лукавства, гордыни, плотских страстей и т.п. Нередко при этом ведется телесъемка, которая распространяет бесовскую ложь на еще более широкий круг людей.

Вот несколько высказываний святых отцов по данному вопросу:

В послании под именем святителя Климента Римского "О девстве" аскетам предписывается:

"...посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания".
 
"Он (авва Питирион) много беседовал с нами и с особенною силою рассуждал о различении духов, говоря, что некоторые бесы наблюдают за нашими страстями и часто обращают оные ко злу. Итак, чада, говорил он нам, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей"
[6].

У преподобного Иоанна Кассиана Римлянина в беседах "О Божественных дарованиях" находим следующее:

"Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия, и потому почитаться святым и рабом Божиим... и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими" [7].

Преподобный Варсануфий Великий:

"Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная. что тебе полезно" [8].
Он же: "Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им – дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из Святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел впасть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову" [9].

Преподобный Иоанн Пророк на просьбу помолиться о бесноватом:

"Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и молящие за него будут услышаны, ибо "много может молитва праведного споспешествуема" (Иак. 5,16),
и Господь сказал: "Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом"
(Мф. 17,21)" [10].

Преподобный Исаак Сирин о прекословии бесам:

"Ибо ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерзкое прекословие) служит для них оружием, которым возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на все твое благоразумие" [11].

Блаженный Феофилакт Болгарский:

"Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются" [12].

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

"Никаких заклинательных молитв не нужно ******: они прочитаны над каждой из вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой..."
"Поминайте а молитвах Ваших болящую Д., которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется... В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии... Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу"
[13].

 
Приведенные высказывания святых красноречиво свидетельствуют об их отношении к столь серьезному для нашего народа вопросу целительства бесноватых *******.

Отчитывание есть явление того же духовного порядка, что и широко распространившиеся в настоящее время по всему инославному Западу так называемое пятидесятничество, харизматизм, движение "нового века", а в секулярной среде – так называемая экстрасенсорика. Все это калечит и души, и тела людей.

Магическое восприятие культа является одной из главных причин вырождений христианской религии, ее искажений, причиной роста язычества, особенно атеизма, оккультизма и сатанизма.

Величайшее искушение для человека – "сорвать тайны бытия" (Бога, человека, природы) и самому стать "как Бог", неподвластным Богу, более того, попытаться подчинить себе и Самого Бога. Магия и есть безумная попытка реализации такой идеи – своего рода психологическая революция человека против Бога.

По Священному Писанию, последним шагом развития язычества должно быть явление властителя всего мира – антихриста, "человека греха", "беззаконника" (2 Феc. 2; 3, 8) в высшем и исключительном значении этого слова, "так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Фее. 2, 4) и творя лжечудеса с помощью магии и других средств.

 
1. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М., 1892. С. 445
2. Подробнее об этом: Успенский Н.Д. Византийская литургия // Богословские труды. Сб. 21. С. 31
3. Григорий Синаит (XIV в.), пишет святитель Игнатий Брянчанинов, "решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки... Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас!" (Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. СПб.. 1905. Т 1. С. 274)
4. Там же. С. 72
5. Примеров этого можно было бы привести множество. Один из них см. в Житии преподобного иеросхимонаха Иллариона Оптинского (Издательство Введенской Оптиной пустыни, 1993. С. 190)
6. Лавсаик. М., 1992. С. 126-127
7. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Указ. соч. С. 440
8. Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна [Пророка] руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. Дивеево, 1994. С. 263. Вопрос 381
9. Там же. С. 223. Вопрос 301
10. Там же. С. 416. Вопрос 673
11. Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1993. С. 137. Слово 30
12. Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Мф. 12, 43-45
13. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М., 1995. С. 217-218


* отчитки без благословения епископа - Как раз благословение епископа на отчитки довольно легко получить - дело это народу нужное, (есть "спрос"), а значит и улучшит денежный приток в храм, в котором и к владыке в епархию всегда доля есть... Разумеется, все это делается (попускается), - не без Воли Божией. Получается, что владыки не свободны, а прежде всего - "служители народа" (все комментарии со звездочками - от Паломника).

** свидетельствует и о духовном состоянии отчитывающих - Всех под одну гребенку не надо грести, - духовное состояние отчитывающих священников может быть очень высоким. Например "отчитывал" архимандрит Гедеон, известный старец, бывший (до своего преставления) духовником Владимирской епархии РПЦ МП (то есть духовником всех священников епархии).

*** "кто желает повелевать нечистыми духами" - это ключевая фраза. Не надо именно - желать. А уж если приходиться (т.е. если Бог приводит к этому труднейшему делу), - то тогда ни куда не денешься. Обычно священник (если он "добрый пастырь") занимается отчиткой "НЕ добровольно", не желая этого...

**** требник митрополита Петра Могилы в Русской Церкви не получил никакого практического признания - Это не так. Как раз практическое применение (в деле "отчитки") требник нашел весьма широкое.

***** без вреда для себя - отец Гедеон, (смотрите выше, примечание **), рассказывал на проповеди, что когда он только стал священником, (а Бог его призвал "прямо с палубы", был он моряком), то после нескольких отчиток бесы так его скрутили, что он на несколько лет стал инвалидом!

****** Никаких заклинательных молитв не нужно - Однако иногда они требуются. На одного человека был наслан бес, истончивший его телесно. Стал он "плох", "кожа да кости", еле-еле мог ходить, почти мертвец. В таком состоянии его привезли в Троице-Сергиеву Лавру. Великий наш современник и старец, архимандрит Кирилл (Павлов) благословил его три раза сходить на отчитку (к архимандриту Герману) и после этого окунуться в Святом источнике (около Лавры). И этот раб Божий рассказывал мне, что когда он вошел (после отчиток) в воду, то по нему снизу вверх прошла с треском красная полоса, и он стал совершенно здоровым - бес вышел. Стал после этого он благочестивым христианином, и другие "7 бесов" в него не вошли. Как-то позднее, "посрамленные" бесы буквально взорвали (реально!) у него угловой домашний "иконостас", на что Старец Кирилл похлопал его по плечу и "успокоил": "ничего, ещё бить будут"...

******* столь серьезному для нашего народа вопросу целительства бесноватых - И вот в силу этого, Бог нисходит к немощам нашего народа, и "благословляет" некоторых особо избранных батюшек к этому "мало-каноническому" действу. По сути, главной задачей "отчиток" является проповедь Христа и приобщение к Его Церкви, то есть миссионерство и катехизация.
Был пару раз на отчитках архимандрита Германа в надвратном храме Троице-Сергиевой Лавры. Кроме текстов из требника Петра Могилы, батюшка с такой "артистической" мощью и силой втолковывал о вреде телевизора, абортов и других грехов нашего народа, что миссионерских плодов не могло не быть (а отчитки он проводит каждый день, храм полон).
Сколько людей воцерковил покойный протоиерей Василий (Борин) в Васьк-Нарве (в Эстонии, теперь подворье Пюхтицкого женского монастыря), - думаю, что несколько тысяч или десятков тысяч. Проповедывал он на отчитках и других службах обычно от 3-х до 8-и часов. И так "забирал" внимание, что я, (как и другие), не отвлекался и не уставал стоять на ногах.
И, разумеется, изгнание бесов было лишь поводом, приведшим людей к "ярким" священникам, рабам Божиим, которые стремились использовать это время для миссионерской проповеди тем, кто иначе бы вряд-ли бы часами стоял в храме Божьем.

Несмотря на все отклонения взглядов Алексея Ильича Осипова от церковного предания, затронутые в данном посте, думаю, что это лишь забежавшие в чистую горницу "тараканы", которые нам непонятны, но почему-то они дороги Алексею Ильичу Осипову. Может быть, пройдет время, и Алексей Ильич откажется от этих своих странных мнений и вполне вольется в русло православного предания.

Однако многие, например священник Сергий Бельков выражаются более жестко и непреклонно:

В отрицании экзорцизма некоторые заходят очень далеко. Известный богослов профессор А.И. Осипов свое суждение о бесоизгнании в книге «Путь разума в поисках истины» поместил в главу «Язычество». Так может рассуждать человек, живущий вне христианского предания...

Алексей Ильич Осипов - "Экзорцизм", журнал "Православная беседа" № 1, 2000 год

Комментарии


Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение:


Имя или заголовок:
Можете оставить здесь свои координаты, чтобы при необходимости мы могли бы с Вами связаться (они НЕ ПУБЛИКУЮТСЯ и это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО):

E-mail:
  Ваш адрес в соцсети или сайт:
Прошу при появлении ответов ОПОВЕЩАТЬ меня на указанный выше e-mail

Комментарий к комментарию

Так и не нашел, как зарегистрироваться на сайте, поэтому пишу как Anonymous.
Очень хорошо помню нашу совместную поездку на службу к о.Герману почти 15 лет назад. И до сих пор проклинаю тот день и час, когда я на это согласился. Моя жизнь надломилась и покатилась под откос сразу после этого, и все продолжает (катиться). Очень хорошо сказано выше [8], что "Противоречить дьяволу прилично не всем ... бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит" и т.д. На своей "шкуре" в этом убедился. Вот, сидит человек, например, в тюрьме. Потом вдруг в бунте решил поучаствовать, в надежде самому вырваться, своими силами, или с помощью такого же "заключенного". Что охранники с ним сделают? Побьют в лучшем случае, или искалечат, посадят в карцер. Или убьют. Нет, прав Осипов, гордыня все это. Стремление спастись своими силами. Зачем Спасителя ждать? Сами, все сами...

Но вообще мне нравится, когда авторитетов критикуют. Начнем с профессора богословия. Глядишь, и до отцов доберемся. Нет, я не смеюсь, правда, правда - сам такой же. И тот же Осипов рассазал, что даже Христос - не авторитет. Правда, не авторитет, но Истина! (огромная разница) И за слепое повиновение себе Он даже наказал какого-то святого (не помню, кого, - см. у Осипова).

бВ.

P.S. С Новым годом (светским)!

Как поступить , чем помочь

Как поступить , чем помочь человеку , если я уверена , что его приворожили и его маму на смерть сделали порчу у магов? Кому и как помолится, кому подать молебен ? Что можно предпринять? Елена.

Надо быть с Богом

В Нем одном и защита и спасение. И человеку и его маме нужно начать посещать Храм, молиться, часто исповедоваться и причащаться. Молиться Киприану и Иустиане. Вы тоже можете за них молиться, подавать записки и заказывать требы в церкви.

Осипов

После прочтения Осипова каждый раз остаётся один и тот же вопрос: а где же Бог?
Всё профессор по полочкам разложил, на всё дал алгоритм. Если отчитка, то самочиние и имитация. Если стремление избавиться от беса, то гордость. Беса же каждый сам заслужил грехами, так что нечего и изгонять. Чувствуется единство духа с теми законниками, которые обвиняли Христа в субботних исцелениях, в том, что Его ученики не постятся, и в том, что силой Вельзевула изгоняет бесов. Потому Осипов и прп. Порфирия обвинил в прелести. Для него нет разницы между святым и нарушителем правил.
Но уж если профессору канон не нравится, то он его, не вникая в его суть, отменяет. Устарел - и всё тут. Правило 11-е 6-го Вселенского Собора, например: похихикал профессор и забыл.
Вот так профессура своей духовной слепотой превращает живое Предание в набор мёртвых правил.
Но если судить нас всех механически по Закону, то все до единого будут в геенне. А это следствие профессору уже не нравится. В геенну он не хочет.
И потому объявляет: все спасутся. Не надо каяться, епитимьи нести, молиться, и даже верить можно по-профессорски, лишь умом.
Его всеспасение - такая же мёртвая теория, как и его рассуждения о канонах. В его умствованиях нет глубины, понимания, какие проблемы решались канонами, к какому результату эти постановления должны были привести. Форму и содержание профессор не различает. Вместо Премудрости Божией, которую он не стал стяжать, он склеил все свои знания падшим и ограниченным человеческим умом. И даже Бог ничего не может сказать профессору, потому что профессор всё знает. И когда он был доцентом, он тоже всё знал. Правда, его знание меняется со временем (что он и сам признаёт), но не меняется самоуверенность. "... знание надмевает, а любовь назидает" 1 Кор 8:1
Осипов подобен многим отличникам с красными дипломами: всё знает, но продуктивно использовать не может.
А у Бога для таких умников ответ один: "... Отец Мой доныне делает, и Я делаю." Ин 5:18. Есть святые, чудеса, есть исцеления, есть изгнания бесов, есть воскрешения мёртвых даже сегодня. И будут до Второго пришествия Христова. Пусть их человек и не заслужил. Но милость Божия выше как тотального осуждения, так и осиповских рассуждений о всеспасении.
Чтобы понимать Слово Божие хоть немного, ему нужно следовать, а не быть сторонним зрителем. "Подвижник" - это тот, кто "подвизается", трудится, применяет написанное на практике. Практический опыт меняет взгляд на вещи, приучает видеть контекст, придаёт глубину понимания, то есть, умение отделять важное от второстепенного, содержание от формы, причины от следствий. Практик оперирует прецедентами. Теоретик оперирует схемами. Профан, неофит вынуждены быть теоретиками, так как прецедентов в их багаже нет. Т.н. "юношеский максимализм" - это как раз склонность оперировать схемами в силу недостатка опыта. Прецедент содержит намного больше информации, чем самая сложная схема. На прецеденте лежит печать Божиего Промысла, а на теории - только её автора. Прецеденты берутся из жизни, схемы - из головы. Библия написана языком прецедентов, за исключением нескольких глав (Декалог, Второзаконие, заповеди блаженств и аналогичные). Уже по подходу Осипова к изложению материала видно, что он профан в тех вопросах, которые много лет изучает и обсуждает с видом знатока. Видно, что все свои годы он потратил, учась работать со Священным Писанием и Преданием как текстами, а не пытаясь применить их на практике.

Блажени изгани правды ради...

... это я об Алексее Ильиче. Составители подзвёздных противоречий (их уровень оставим без комментариев), вы не заметили, с кем на самом неделе вы не соглашаетесь? Присмотритесь повнимательнее... Может увидите, как сквозь ненавидимого вами профессора Осипова виднеются отцы Церкви, ставшие по существу объектом вашей критики. Не страшно?

А за статью - большой Молдавский Мулцумеск!

Комменты