Андрей Феликсович Копьев: Всегда ли так плохо лежать на печи?

Андрей Феликсович Копьев родился в 1954 году в Москве. Окончил факультет психологии МГУ. Профессор Московского городского психолого-педагогического университета 

Не хочу работать!

 

Почему Емеля лежал на печи

 

Не всегда легко отделить
мудрое бездействие
от распущенности и лени

 

Кажется, все ясно: лениться плохо. Но мы почему-то все равно ленимся. Одни при этом оправдывают сами себя, другие, наоборот, укоряют. Но избавиться от чувства, что какая-то часть жизни проходит в глупом безделье, все равно не удается. Неужели лень непобедима?


На вопросы корреспондента «НС» (журнала «Нескучный Сад») Евгения Власова отвечает профессор Московского городского психолого-педагогического института, старший научный сотрудник Психологического института РАО психолог-консультант Андрей Феликсович КОПЬЕВ.

 

Емелина страсть

 

— Почему человек ленится?

Андрей Копьев — Я думаю, стремление к безделью — это признак какого-то внутреннего расщепления. Цельный человек, с четким ощущением иерархии своих собственных ценностей, редко ленится. Вся его энергия собрана и направлена на достижение хорошо понимаемой цели.

Когда же "в огороде бузина, а в Киеве дядька", когда и это интересно, и то забавно, тогда выработать единый вектор поведения просто невозможно. И энергия, с которой такой человек берется за то или иное дело, являет собой лишь малую часть того, на что он в принципе был бы способен.

Бывает еще лень как самостоятельная страсть. Человеку именно хочется лениться, в этом есть своего рода кайф.

 
— То есть Емеля страдал страстью лени?

Андрей Копьев — Во всяком случае, никакого интеллигентского расщепления в нем не было, ему просто нравилось бездельничать. Но вообще это фигура двойственная, я бы не стал так уж записывать его в банальные бездельники.

Это простодушный дурень, который ни за что не несет ответственности, он благодушен, незлобив. И что еще в нем есть хорошего и трогательного — он полагается на щучье веление. Он доверчив той доверчивостью, которая свидетельствует о способности к духовному упованию, им вполне можно иллюстрировать заповедь Спасителя «будьте как дети».

Так что Емеля — персонаж неоднозначный.

 
И кстати говоря, всегда ли так плохо лежать на печи?

В обществе бытует мнение, что не ленится тот, кто просто на месте никогда не сидит. Это очень сомнительный тезис. Помните, у Ильфа и Петрова был персонаж такой — кипучий бездельник слесарь-интеллигент Полесов. Безделье может быть кипучим, сама по себе активность еще не есть ценность. Важно — ради чего мы эту активность развиваем. И способен ли человек отделять значимые ценности, ради которых он проявляет активность, от того, что не заслуживает никакого внимания. Иногда лучше и на печи полежать — здоровее будешь.

 
— Существует мнение, что лень — это нормальная защитная реакция организма на перегрузки.

Андрей Копьев — В некоторых случаях — да. Но в жизни ведь все переплетено. Для того человеку и дан разум, интуиция, жизненный опыт, чтобы научиться отделять хорошее от плохого.

Вот представьте себе цветовой спектр: красный, оранжевый, желтый, зеленый постепенно переходят к синему и фиолетовому, а фиолетовый — это уже снова почти красный. Крайности сходятся. Цветовой спектр иногда так и изображают — как круг. И не так просто отделить один тон от другого.

И в жизни так же. Иногда вроде похожие вещи, а на самом деле — прямо противоположные. Не всегда легко отличить:
героизм от подлости,
любовь от злодейства,
глупость от юродства,
мудрость недеяния от распущенности и страсти.

 

Не все то лень, что ленью кажется

 

— Лень — это однозначно плохо?

Андрей Копьев — Да, лень — это порок, грех, и отношение к ней в обществе морально нетерпимое. Само слово содержит в себе негативную оценку. Но дело в том, что не все, что мы называем ленью, в действительности ею является.

Прежде всего, люди различаются по темпераменту. Есть натуры деятельные и созерцательные, есть те, кто более расположен к действию, и те, у кого больше развит план переживаний, рефлексии, анализа. И трудно даже привязывать к этому какие-то нравственные оценки, поскольку человек таким рождается, это его природа.

Вот вам пример. Идут дети за грибами. Один каждую веточку поднимает, каждый листик прощупывает, а другой все на небо смотрит и облака разглядывает. Такова его особенность мировосприятия. И у меня не повернется язык применять тут категорию лени как некоторой моральной ущербности, нравственного недоразвития, тем более греховности. Всякие типажи важны и нужны.

 
— Очевидно, Обломов — как раз образец такой рефлексии?

Андрей Копьев — Ну нет, Обломов — это отдельная тема. Существует множество психологических состояний, похожих на лень, которые на самом деле не имеют отношения к нравственности, а являются безусловно патологическими.

Например, разнообразные формы психоза могут сопровождаться апатией. Был человек шустрый, активный — и вдруг все стало неинтересно, бессмысленно. Даже вставать с постели стало лень. При этом ничего физически разрушительного с ним не происходит — «разруха в голове».

У Обломова, на мой взгляд, была депрессия. Это, кстати, очень проницательно отметил Достоевский. Он не считал Обломова типом русского интеллигента, а увидел в нем гениально изображенную душевную болезнь. На мой взгляд, это так и есть. Обломовщина — состояние, близкое к психическому расстройству. Другой вопрос, насколько глубокому.

 
— Сейчас многие женщины жалуются на пассивность мужей, которые не хотят работать, искать возможности прокормить семью. Это мужья-обломовы?

Андрей КопьевМужчиной в нашем обществе быть вообще не просто.

Если мы говорим о людях среднего возраста, то они сформировались совсем в других обстоятельствах. Долгое время в стране существовала советская модель «мы делаем вид, что работаем, они делают вид, что платят». Тогда полстраны ничего не делало и при этом неплохо существовало. Теперь же, когда никто просто так деньги не платит, появился пласт мужчин, которые просто легли на диван и сложили руки.

 
— Но не потому же, что они лентяи?

Андрей КопьевОни не видят смысла в работе.

Женщине проще. Она самореализуется в материнстве, и в работе для нее достаточным стимулом может быть уже тот факт, что она таким образом прокормит детей.

А мужчине все-таки этого недостаточно. Работа, в которой нет самореализации, идеи, перспектив, карьерного и профессионального роста, его не удовлетворяет, он не видит в ней смысла. Хорошо, если при этом человек для себя внутренне определился, что для него важно, а что нет.

Он понимает, что всех денег не заработать, находит для себя возможность поддерживать свое существование на каком-то скромном уровне, а все прочее время отдает тому, что его действительно интересует, что наполняет содержанием его жизнь.

Это вполне нормально, если речь не идет о семейном человеке, у которого семеро по лавкам и жена бьется из последних сил. Когда же у мужчины есть обязательства перед близкими, то отказ от жизненной активности, от попыток вписаться в жизнь не есть добродетель.

 
— Иногда слышишь такое обоснование: «Я ничего не делаю, потому что все равно от моих усилий ничего не меняется. А оттого, что я ничего не делаю, меня грызет чувство вины. А чтобы не мучиться от чувства вины, я пью».

Андрей Копьев — Ну да, раньше говорили, что «среда заела», теперь все на психологию валят, мол, Фрейд ведь доказал, что все детерминировано, от нас ничего не зависит, чего ж от меня теперь требовать? Только с такими доводами сдвинуться с места не удастся, можно только продолжать рассыпаться. Это чистое самооправдание. Все-таки чтобы выбраться из трясины, необходимо усилие, желание, вера.

 
— Можно сказать, что причина лени — в отсутствии мотивации? Делать ремонт — а зачем? Все равно все снова развалится. Мыть посуду — а зачем? Все равно снова испачкается.

Андрей Копьев — Давайте все-таки разведем простую лень и всякие особые проявления.
«А зачем?» — это, как правило, сигнал некоторого психологического неблагополучия, возможно, признак депрессии.

 
— Лень — это воля к ничегонеделанию или отсутствие воли?

Андрей Копьев — Я бы сказал, что лень как распущенность — это воля к ничегонеделанью. А депрессивные проявления — это отсутствие воли. Вот у Обломова было отсутствие воли.

 

Самодиагностика

 

— Как человеку самому определить, когда он ленится, когда отдыхает, а когда мудро бездействует?

Андрей Копьев — Я думаю, совесть, чувство вины — вот главный критерий.

 
— Но ведь с чувством вины у всех по-разному: у кого-то оно недоразвито, а у многих, наоборот, гипертрофировано. Некоторые чувствуют себя виноватыми, когда просто отдыхают.

Андрей Копьев — У некоторых людей действительно есть такой перегиб. Нередко это, кстати, встречается у православных. Я думаю, это издержки неофитства и максимализма.

Когда человек слишком высокие планки себе ставит, все время оглядываясь на других, это не от сердца, а от долга. Кто-то другой совершает подвиги, значит, и я должен не отставать. Тут смирение паче гордости получается.

Главная задача, к которой мы призваны, она ведь непростая очень — жить в Боге. Не умирать, не убивать себя какими-то немыслимыми свершениями, а жить органично, следуя своему предназначению.

А у нас либо надрывный подвиг, либо апатия. Проще надо быть, естественнее, а не рваться куда-то в заоблачные высоты. Не получается быть великим подвижником — что ж, на то и дано нам покаяние, причастие. Помолись и почувствуй снова, что ты тварь Божия.

 

Берегите детей!

 

— Школьников часто упрекают в лени. Получит ребенок неожиданно хорошую оценку, а ему говорят: «Вот видишь, можешь когда хочешь!» Это как будто упрек в том, что в остальное время он может, но не хочет, ленится...

Андрей Копьев — У детей все иначе. Вот сел школьник уроки учить, и вроде бы должен их учить, а не ворон считать. Но он не может не считать ворон! У него еще нет воли, самоконтроля, да и просто внимания не хватает. Тома научных трудов написаны на тему, как формируется внимание. Это процесс очень непростой, у всех он проходит по-разному. Многие долгое время страдают от дефицита внимания. У ребенка нет еще внутреннего организующего начала, и это нормально.

У многих самоорганизация очень поздно формируется, особенно у мальчишек. Задача родителя, воспитателя — не вдаваться в подробности «ленится — не ленится». Надо просто сесть рядом и помочь. Говоря на языке психологии — «спротезировать» недостающую функцию. Если какой-то предмет не дается, не хватает у ребенка непосредственного интереса — сядьте рядом и помогите. Вот такая простая вещь. И это не лень никакая, конечно.

 
— У детей лени нет?

Андрей Копьев — Думаю, что нет. У детей вообще все в прототипах, прообразах. Прообразы добродетелей, грехов, страстей. А вот такими упреками мы внушаем им, что они лентяи. И не исключено, что во взрослом возрасте ребенок эту нашу программу действительно выполнит.

 
— А студенты-бездельники, прогуливающие пары, не способные протереть пыль в собственной комнате,— это тоже нормально?

Андрей Копьев — Тут сложно говорить однозначно. Взросление — очень болезненный период. Это нам сейчас кажется, что молодость, студенчество — прекрасная пора. Ходишь себе на лекции, ни за что не отвечаешь... Кажется, чего им, дуракам, не хватает?

Мы просто не помним, каково нам самим было в этом возрасте. Человек так устроен, что неприятное вытесняется из памяти. А особо неприятное вытесняется особо жестко. И то напряжение, которое сопровождало наш переход во взрослую жизнь, мы не вспоминаем.

На самом деле дурное поведение подростков, их безделье — это признак боли, а не плохого нрава. Это косвенное указание на тот уровень стресса, который они переживают.

 

Не проспать бы...

 

— Как близким относиться к такому человеку, который не хочет делать усилий? Осудить — это ж не выход.

Андрей Копьев — Осудить в любом случае не выход. Тут особого ума не надо. Если мы вспомним Господа нашего, — так Он никого не осуждал, кроме тех, кто сам осуждал других. Эти люди, осуждающие, они-то как раз отличаются активностью, они хорошо мобилизованы. Именно они довели дело до Голгофы. И сейчас делают то же самое в той или иной форме.

Если мы желаем ближнему своему добра, надо понимать, что лень — состояние плохое, может быть, даже мучительное. Если мы этому человеку сочувствуем, то не осуждать его будем, а искать способы помочь. В таких случаях иногда бывает полезно начать с малого.

Актер Виктор Сухоруков как-то рассказывал по телевизору, как он развязался со своим пьянством. Очнулся однажды в своей квартире с тяжелого похмелья и понял, что больше так продолжать невозможно, что он просто погибнет, если срочно ничего не изменит в своей жизни. Но на глобальные изменения, как вы понимаете, он тогда не был способен. И начал с самого простого — принялся наводить порядок в квартире. Как он сам говорил, это был его первый шаг к выходу из трясины.

В нашей жизни неизбежно присутствуют какие-то насущные дела. И пока их не сделаешь, они будут закрывать для нас новые смыслы, новую будущность. А делать ничего не хочется. И задача ближнего — не упрекать, а воодушевить на какое-то начальное дело: комнату убрать, к причастию сходить, просто поехать с кем-нибудь поговорить по душам. Только это помогает. А вся эта гневная отповедь с постановкой каких-то жестоких диагнозов только еще больше растаптывает.

 
— А у человека в состоянии лени энергия-то есть для того, чтобы делать усилие?

Андрей Копьев — Наши усилия приведут к успеху, если произойдет синергия воли человеческой и спасающей энергии Благодати.

Но без личного труда ничего не дастся, свой шаг человек сделать все-таки должен. Может быть, этот шаг будет совсем маленький, ничтожный, как у блудного сына. Он просто пришел — а дальше папа все взял на себя. Но шаги в сторону папы пришлось делать самостоятельно, и это было с его стороны большое усилие. Он ведь мог бы продолжать разлагаться, жить где-нибудь со свиньями. Лень тем и плоха, что она мешает сдвинуться с места. Конечно, этого недостаточно — все дальнейшее достраивается участием Промысла. Но слезть с печи надо все равно.

Я часто вспоминаю сказку «Богатырь» Салтыкова-Щедрина:

Жил-был богатырь могучий, надежда народная. Спал себе в своем дупле, не просыпался. А народ меж тем страдал от лютых врагов, но верил, что рано или поздно восстанет их заступник и победит несправедливость. Так и терпел, так и ждал. Прошло много времени, совсем уж худо стало, а богатырь все не просыпался. Тогда пошли люди посмотреть, как он там. Заглянули в дупло — а от богатыря одна голова осталась, все остальное сгнило давно...

 
Вот как бы эта сказка не оказалась пророческой.

Мы-то все тешим себя надеждой,
что русский народ терпелив да могуч.
Дескать, терпим-терпим, а как исполнится чаша нашего терпения,
так мы пробудимся и всех победим.
А кто знает? Не проспать бы мощь эту.

Андрей Феликсович КОПЬЕВ

 

Биография Андрея Феликсовича Копьева

 

Андрей Феликсович Копьев родился в 1954 году в Москве.
Окончил факультет психологии МГУ в 1976 году.
Кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии МГППУ (Московского городского психолого-педагогического университета).
Заместитель гендиректора консалтинговой компании «ММ&класс» (mmclass.ru).
Вся профессиональная деятельность его связана с практической психологией: индивидуальная и семейная психотерапия, корпоративный консалтинг.
Психолог–консультант Православного центра «Живоносный Источник» при храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне.

 

Публикации Андрея Феликсовича Копьева:

 

  1. Копьев А.Ф. : Индивидуальное психологическое консультирование в контексте семейной психотерапии // Вопросы психологии, 1986, № 4.
  2. Копьев А.Ф. : Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии,1990, №3
  3. Копьев А.Ф. : Между свободой и необходимостью: к методологии краткосрочного психологического консультирования // Вопросы психологии, 1996, № 4
  4. Копьев А.Ф. К методологии краткосрочного психологического консультирования // Вопросы психологии, 1996, № 4.
  5. Копьев А.Ф. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники (Хрестоматия «Психологическое консультирование и психотерапия, Т.1, 1998)
  6. Карпова Н.Л. , Копьев А.Ф. : Морфология психотерапевтической «сказки» // Вопросы психологии, 2000, № 4
  7. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации (Сборник «Психологическое консультирование и психотерапия», 2004)
  8. Копьев А.Ф. Между свободой и необходимостью: к методологии краткосрочного психологического консультирования (Сборник «Психологическое консультирование и психотерапия», 2004)
  9. Загородная Е.В., Копьев А.Ф., Василюк Ф.Е. Разговор об отце Борисе Ничипорове // Консультативная психология и психотерапия, 2004, №4. – C. 141-153
  10. Копьев А.Ф. Взаимоотношение «Я» — «Другой» // Московский психотерапевтический журнал. Юбилейный выпуск, 2007.
  11. Копьев А.Ф. О диалогической природе психотерапевтического опыта // Культурно-историческая психология, 2007, №1.
  12. Копьев А.Ф. Потребность в психологической помощи в контексте диалогического подхода // Консультативная психология и психотерапия, 2010, №1.

 
Текст (беседовал с Андреем Феликсовичем Копьевым): Евгения ВЛАСОВА
Журнал "Нескучный сад" № 2 (61) февраль 2011 год (nsad.ru) > Ближний круг > Внутренний мир

Не всегда легко отделить мудрое бездействие от распущенности и лени:
Всегда ли так плохо лежать на печи? А зачем что-то делать? И когда человек ленится, когда отдыхает, а когда мудро бездействует?

 

Комментарии


Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение:


Имя или заголовок:
Можете оставить здесь свои координаты, чтобы при необходимости мы могли бы с Вами связаться (они НЕ ПУБЛИКУЮТСЯ и это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО):

E-mail:
  Ваш адрес в соцсети или сайт:
Прошу при появлении ответов ОПОВЕЩАТЬ меня на указанный выше e-mail

Комменты