Тогда я служил в Казахстане уже в системе исполнения наказаний. Система только создавалась и мы жили рука об руку с УВД. Почти в буквальном смысле сидели в одном здании. Было это в 1995 году. Начальник УВД построил новый изолятор временного содержания. Построить –то построили, но дело осталось за малым. Новые камеры свежевыкрашенные, у них новые двери. Но в дверях абсолютно отсутствуют замки. А нарушителя закона не запрешь на обыкновенный висячий замок. Он ко мне: "замки делаются в такой-то и такой зоне". Смешно, конечно, – зеки сами себя запирают. Денег у него конечно на это нет. Ну я в субботу иду на совещание. Надо сказать у нас по субботам всегда были совещание, все часам к 11 уже возвращались с поездки докладывали о ситуации в той или иной колонии. Например, был а в такой-то воспитательной колонии там нет никакого распорядка на сегодня. Тут же следует указание разобраться и т.д. И вот мне вдруг следует приказ поехать в ИК-10, где делают замки. Я, конечно, без восторга потому что уже суббота, домашние дела ждут, а тут прокрутишься до вечера. По-моему тогда в ШИЗО обнаружился какой-то осужденный без документов, без разрешения и т.д.
Прихожу, а мне и говорят: «Вон ящик. Забирай себе свои замочки. Пусть зекам хорошо сидится дальше". Я ж говорю : "Дурачье это ж для изолятора и там арестованные и задержанные, а зеками они станут потом, если работать будем хорошо».
А они за свое бери мол и бери. Ну, оттащил коробку в свой газик. Несусь обратно, чтобы доложить начальству, что все нарушения исправлены. Я и спокойно отправился домой продолжать свой ремонт. А тогда я все время что-то ремонтировал, подстраивал, красил и так далее. Видно, у служащих. Работников не созидательной профессии желание, что-то делать и преимущественно руками. Помню в советское время смеялся над одной заметкой, в которой говорилось, что местный батюшка иногда помогает МТС в ремонте тракторов. И уже потом будучи священником видел епархиального секретаря под машиной. Он был худым и длинным и ноги его далеко торчали из под машины. По всему видно, что у него не было такой уж безумной необходимости самому ремонтировать машину, а просто вот это желание русского человека что-то делать руками. Какой-то необъяснимый в этом реализм, мол, если сам руками не поковырялся – значит время прошло зря. Причем замечу, что иностранцы без него хорошо обходятся.
Впрочем, братья я тут значительно отвлекся. Прихожу я в понедельник после двух дней трудов по хозяйству на работу и ко мне начальник УВД: давай, мол, замки. Открываю коробочку, а там картинки, виды разные, по особой технологии присыпанные крошкой мелкой… Ну знаете, чем они занимаются.
И сделанные по зековски ярко, что придает им безвкусицы. И среди этих картинок вижу некоторые столь же яркие, правда не обсыпанные крошкой на библейские темы. Бегство в Египет, беседа с самарянкой. Не знаю, как их оценить по стилю, но какие-то совсем другие, чем эти виды. И видно, что делал это верующий человек. Хоть убей меня, но это видно. Стоим мы, перебираем произведения и думаем, как это замки преобразились в чудесные картинки. Чудо наверное, но вскоре чудо разъяснилось, позвонили мне из ИК и говорят, что я вместо коробки с замками взял точно такую же с картинками. Картинки кому-то в подарок должен был отвези гость столице зам начальника ГУИН по кадрам Угрюмов. Представляю его лицо. когда он привез в столицу замки: вот вам подарочки, а там замки. Мол, тюрьма по вам плачет.
Использовать зековский труд в подходящих проявлениях давняя традиция ФСИН. Зека не отправишь к себе на дачу работать, а продукт труда его можно вынести. Обычно и зеки этому рады: во-первых, хоть что-то полезное делают. Во-вторых на особом положении, а в третьих, своя мастерская, свое помещение. Что очень важно. Так и расцветает тюремное творчество в последствии я много крестов и икон зековских освящал. Они особые сразу их по виду узнаешь – не ошибешься.
Однажды поехал я с инспекцией в одну дальнюю зону. И в списках мне попалась фамилия Глушкин. Смотрю и инициалы совпадают. Ромка со мной в одной школе учился способный был, рисовал хорошо, но беспутный закономерно сюда угодил. Вызываю его к себе пришел. Действительно он. Слово за слово оказалось здесь он художник и без устали рисует начальству картины. Говорит, что когда устает, то идет в ШИЗО, чтобы отдохнуть. И время идет и при деле. Художники заложить за воротник мастера, вот иным бы сюда хорошо. Сиди – работай и никакой тебе пьянки. Платную услугу можно сделать. Родственники бы отправляли сюда своих кормильцев дабы работали и не пили.
А можно еще солженицинского Кондрашева-Иванова (прототип Сергей Николаевич Ивашев-Мусатов прим. авт) вспомнить. Тоже за решеткой трудился. И всегда весь в работе – ничто не отвлекало
Но я не к тому про тюремных художников вспомнил и смешную историю не для того рассказал, а чтобы вы подумали, что Угрюмов все-таки то не только виды себе отобрал, но и религиозные картинки. И отобрал не потому ,что был верующим человеком, но видел что-то что в них такое вложено, чего в других картинках нет. А здесь, на воле, в рисунках и иконах гораздо более совершенных по технике письма, ничего подобного не вижу. Тюрьма накладывает свой отпечаток и дело тут не в совершенстве письма. Несвобода что-то меняет в душе человеческой и взгляд у любого человека становится какой-то унылый. Я много потом разглядывал арестантские фото наши святых мучеников. Люди не виновны, а глазах, все равно, тюрьма. Не сохранились. Конечно, фотографии затворников, людей добровольно заключивших себя в тюрьму. Но я уверен, что взгляд их светел и ясен. Может потому, что тюрьму они выбрали по своей воле
И хочу последнее сказать в пользу тюремного искусства: грязная душа, когда очищается, тогда паче снега убеляется и такое может отобразить, что и самым лучшим иконописцам неведомо.
Комментарии
Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение: