международная конференция «Киево-Печерская Лавра – Афон – Иерусалим: единство сквозь века». 20 - 21 июля 2018 г.
Диакон Петр Пахомов (Москва, Россия), . Тема доклада: Видение преподобного Антония Киево-Печерского монаху Пантелеимонова монастыря на Афоне, и борьба со страстью пьянства в монастыре.
Видение преподобного Антония Киево-Печерскому монаху Пантелеймонова монастыря и борьба со страстью пьянства в монастыре
На русских монахов часто возводились обвинения в пьянстве. Были обвинения, что русские монахи проводят разгульную жизнь в Дафни. Неоднократно посылались проверки от генерального консульства России.
Хорошо информированный сотрудник Константинопольского посольства Н.В. Кохманский в докладе послу И.А. Зиновьеву сообщал: «Относительно моральной стороны жизни наших келлиотов о том, мне ни разу не пришлось слышать каких-либо нареканий даже от греков, и, по отзывам других лиц заслуживающих всякого доверия, как игумен Андреевского скита, поведение их, по крайней мере, с внешней стороны, безупречно: конечно, собравшись на Афон с разных концов России, будучи самых разнообразных характеров и поголовно простого звания и без образования, русские люди эти естественно являют собою примеры и разных нравственных недочетов и пороков; так, например, склонны от времени до времени к спиртным напиткам такие известные монахи как наместники Иоаннозлатоустовской келлии Хиландарского монастыря Варсонофий и келлии Игнатия Богоносца Антонин, страдает стяжательством старец келлии Св. Троицы Нифонт, имеющий капиталы в России, очевидно, найдутся и среди братий люди недостойного нрава, но эти явления, составляя всё же исключения, не выходят наружу, и строй монашеского общежития в келлиях этим не нарушается» .
В январе 1912 года Генеральный Консул докладывал послу о результатах командировки. Случаев разгула на Афоне, о которых говорил патриарх, обнаружено не было, хотя консул добавил от себя, что случаи пьянства среди русского монашества замечены были, как, впрочем, и случаи неподобающего поведения .
Случаи пьянства бывали не только среди келлиотов, но и в самом Пантелеймоновом монастыре. Духовник Иероним в письме от 11 апреля 1866 г. отцу Макарию пишет: "Отец Иоанникий, пьяница, явился сего дня в обитель, раскаивается, принял канон. Я хочу отдать его Палладию на Троицкую келлию, а внутри и сам он признается, что не может воздерживаться" .
С 1889 по 1903 год игуменом Пантелеймонова монастыря был Андрей (Веревкин), который отличился особой благоговейностью на богослужении и внимательным отношением к братии. Так же, как и его предшественники, о. Андрей держал двери своей кельи открытыми. И особенно во время утреннего богослужения каждый мог попасть к нему на исповедь. О. Андрей больше внимания уделял духовным вопросам и хозяйственные дела в основном возложил на эконома. Он никому не отказывал в приеме в монастырь, и за 14 лет его правления число братии достигло 2000 человек. О. игумен большое внимание уделял духовно-нравственному состоянию братии.
При таком быстром расширении монастыря естественно возникали некоторые проблемы в духовной жизни монахов. Видимо, в конце XIX века у некоторых монахов из братии монастыря возникли проблемы со злоупотреблением алкоголем. «С давнего времени я замечаю, что некоторые между вами неумеренно употребляют горячие спиртные напитки, предавшись пагубной страсти пьянства, не внимая ни советам моим, ни увещаниям, ни запрещениям, ни наказаниям, но бесстрашно идут на погибель себе и другим», – писал о. Андрей в обращении к братии перед Святой Четыредесятницей 1898 года . Для духовного здоровья братии о. игумен решился запретить всякое употребление алкогольных напитков на территории монастыря и метохов под угрозой отлучения от Причащения Святых Тайн. Исключение он сделал только для аптеки под ответственность докторов и аптекарей. Это запрещение вызвало ропот братии против духовника о. Агафодора, влияние которого посчитали причиной такого решения игумена. Но вскоре дело разъяснилось. В марте 1903 года к о. Агафодору пришел один брат, страдавший сильно от недуга пьянства. Пил он настолько сильно, что допился до белой горячки и был отвезен в больницу, где 12 дней находился вне себя. Однажды ему было видение, будто бы он находится в Киево-Печерской лавре в алтаре у святого престола. Служил игумен Андрей. По правую сторону престола стоял преподобный Антоний Печерский в схиме, по левую – преподобный Феодосий в облачении. Вдруг преподобный Антоний низко поклонился о. игумену и говорит: «О. Андрей, запрети ракию пить в обители». И это повторил три раза, присовокупляя: «Через нее 7000 тыс. (так в документе) погибло монахов». Больной инок сразу пошел к о. игумену и рассказал о видении. О. Андрей тут же распорядился запретить ракию в монастыре .
Это монах сильно мучался от того, что братия считала духовника Агафодора виновником принятия такого решения и некоторые проявляли к нему явную вражду. Монах же боялся, что насельники монастыря узнают его видении, и что он его передал о. Андрею и хотел вообще покинуть обитель, Но перед этим зашел в Молдавский скит в пещеру о. Нифонта и исповедовался. Духовник его убедил не покидать обитель. Этот монах стал внимательней к духовной жизни и совершенно не пил. Он посчитал своим долгом рассказать все о. Агафодору и сказал, что он пять лет молили Бога, чтобы Патриарх наградил его наперсным крестом, и вот когда это произошло, он радуется, что так о. Агафодор был вознагражден за те страдания, что перенес от братии.
Так по свидетельству этого брата можно сделать вывод, что молитвами преподобного Антония винопитие и пьянственная страсть были искоренены в Пантелеймоновом монастыре. Хотя и после игумена Андрея такая проблема имела место. Некто Русинов в газете «Русская молва» от 18 мая 1913 в статье «Константинопольские письма» пишет о некоторых противоречиях в братии Пантелеймонова монастыря между великороссами и малороссами, предлагая вое видения причин имябожнических споров: «Произошло то, чего боялись знающие Афон, схватились хохлы с кацапами. И так как первые теперь многочисленнее и составляют более подвижный элемент, менее испитой и изношенный на фабриках, то они под флагом нового учения произвели домашнюю революцию» . То есть свидетельствует, что остались еще монахи, подверженные этой страсти до монастыря и, как следствие, находившиеся в группе риска уже монастыре, и, он считал, что таковые были, в первую очередь, были великороссами.
Следуя этому постановлению, в Пантелеймоновом монастыре в конце прошлого века и в нынешнее время не подавалось вино в те дни, когда и было подложено по уставу и заменялось стаканом горячего чая. Это было оправдано, чтобы не спровоцировать монахов, подверженных страсти винопития.
Комментарии
Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение: