Когда-то давно где-то в году 2000, мы с Валерой познакомились на Каруле с иноком Димитрием (Степановым). Раньше он был в Абхазии в Сухуми с о. Петром Пиголем, потом какое-то время подвизался в Троице-Сергиевой Лавре, а затем, как и многие русские монахи, устремился на Афон. Поселился он в пустовавшей тогда знаменитой Георгиевской келлии. Через какое-то время принял постриг в братстве иеросхимонаха Рафаила маленького (Берестова). Причем в день пострига буквально все стихии восстали. Корабль "Святая Анна" от Карули довольно часто не ходит из-за непогоды. А тут был такой дождь, такое волнение на море, что не ходил даже большой паром, и весь путь ему пришлось проделать пешком: от Карули до келлии святителя Иоанна Златоуста, где жило тогда братство близ Зографа. Пройдя весь этот нелегкий путь, он сбил в кровь все ноги, но все же достиг цели и принял постриг. Затем общение с о. Иоанном еще более усилилось. То помогали мы ему с надувной лодкой. Если жить на Каруле, то казалось естественным ловить рыбу или плавать до арсаны на лодке, минуя "страшную Карулю", то есть страшные переходы по отвесным стенам. Потом была еще его болезнь, когда он лежал в больнице, одним из учредителей которой был Фонд Горбачева. Мы пытались в него обратиться, чтобы скинул цену за лечение, но все было бесполезно. В конце концов, помог кто-то из греков. Было много еще разного, о чем я расскажу позже. Но вот о. Иоанна обратился к нам с просьбой, дескать, я много согрешил, надо бы мне как-то подвизаться и попросил нас сделать для него тайно вериги. Сам нарисовал чертеж, и мы тайно сделали их из меди. Не помню, где раздобыли два куска меди, общим весом около трёх килограмм, наложили Крест, просверлили дыры, и уже думали, как провезем в Грецию. А тут от него звонок: он понял, что не нужно этого своего рода превозношения, начал искать другие пути для покаяния. И вот он уже умер, а вериги так и лежат у меня дома. Общий вес около 3 кг.
Комментарии
Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение:
Вериги мира сего
Подскажите, насколько жизнь в миру помогает в борьбе со страстьми по сравнению с жизнью в монастыре?
У меня есть представление, что живя в миру, погруженным в свои и чужие страсти, спасающийся учиться преодолевать их. А в монастыре человек как бы утоньшает восприятие, не работая с грубыми страстями.
Скажите, если человек проживет год в монастыре, а затем вернется в мир, захватит ли его мир своими страстями, или монастырь дает нечто, что будет помогать и в миру?
У Вас наивные представления об этих предметах
Пока не победите грубые страсти, и в миру трудно оставаться христианином, и из монастыря быстро вылетите.
"Скажите, если человек проживет год в монастыре, а затем вернется в мир" - вот это хороший подход. Стоит прожить год-два в монастыре трудником или послушником без дачи каких-либо обетов - и оч.многое поймете. Афонский Русик подходит для этого, ибо там никто не будет торопить с принятием иночества-монашества, что оч.опасно, если это не Ваша стезя. Монастыри в РФ не столь безопасны, там легко могут "уговорить" на постриг. А потом будете страдать и м.б. сбежите в мир через пять лет с нарушенными обетами Богу.
"Скажите, если человек проживет год в монастыре, а затем вернется в мир, захватит ли его мир своими страстями, или монастырь дает нечто, что будет помогать и в миру?" - напротив, вернувшись из монастыря, легче сильно впасть в мирские страсти. Чтобы этого не случилось, надо по-быстрее найти жену и рожать детей.
Жизнь год-два в монастыре лишь поможет Вам понять, какой путь Вам ближе, и если монашеский - то Вы там и останетесь. А если будет желанна семейная жизнь мирянина - то мечты о монашеском образе жизни уже не будут Вам мешать налаживать правильную христианскую жизнь в семье.
Спасибо
Поясню, основной интерес моего вопроса состоял в следующем.
Если не брать в расчет специфику места (постоянная близость в храму и благодать намоленного места), то по крайней мере приспособленность быта к молитвенной практике должна давать ощутимое ускорение духовного роста. Живя в миру и усердно молясь я за год прошел довольно большое расстояние, душа очищается и страсти отходят. Неужели этот процесс, результат которого достаточно устойчив, в монастыре не ускорится?
Вы приписываете своим усилиям и обстановке слишком большое значение
Вы приписываете своим усилиям и обстановке (включая типик монастырской жизни) слишком большое значение.
"Давать ощутимое ускорение духовного роста" - может лишь Сам Бог. Мы НИЧЕГО не можем без Его Благодати.
"Живя в миру и усердно молясь я за год прошел довольно большое расстояние, душа очищается и страсти отходят" - видимо ещё Вы находитесь в состоянии обильного действия Призывающей Благодати Божией.
Но больше 3-5 лет такое состояние, по Промыслу Божию, не может удерживаться в человеке. ЭТО ДУХОВНЫЙ ЗАКОН! И я Вам писал обычные вещи для православных людей, у которых уже отступила Призывающая Благодать...
"Неужели этот процесс, результат которого достаточно устойчив, в монастыре не ускорится?"
Если у Вас есть призвание к монашеству, то очень хорошо оказаться в духовно устроенном монастыре в период действия Призывающей Благодати Гда. И тогда в эти 3-5 лет действительно можно многого достичь в духовной жизни. И привыкнуть к монашеству, полюбить этот образ жизни. Это даст силы в течении 10-20-30 лет потом стойко переносить все искушения, взывать ко Гду, прося вернуть Его Благодать. И наконец вновь Её обрести.
Перечитайте Силуана Афонского и письма Иосифа Исихаста, много они об этом излагают.
Ускорение духовного роста
Хорошо, что у вас такой прогресс.
Но спасение - это ведь не только улучшение "самоконтроля".
Это ещё и дело Божие (деятельная любовь к ближнему, вплоть до самоотвержения, помощь другим людям в стремлении к Богу). Это и мистическая сторона, в первую очередь - Причащение Святых Христовых Таин. Это Богопознание (помните евангельскую заповедь - "Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:" Мф 22:37). Это разрыв связей с миром, а их много, и мы их не ощущаем, пока Бог не пришлёт кого-то их порвать.
Стать просто хорошим человеком - это не спасение.
И реальный духовный рост сопровождается, во-первых, усиливающимися атаками сатаны, а во-вторых, скорбями. Многие из-за этого монастырь бросают, потому что там будет корёжить так, что в миру вам и не снилось. И внешние нападки, и внутренние искушения. А послушник думал, что он там будет тихо молиться среди цветочков и благорастворения воздухов. Тишина и покой - они только потом, после трудов и временной жизни.
Лучше сделайте, как вам советуют, поживите трудником, испытайте на себе не только благодать, но и трудности. Потом умножьте их на 10 и решите, готовы ли выдержать это уже в качестве монаха.