В серии "Русский Афон" издательства "Индрик" продолжают выходить все новые и новые книги. При этом издателям и авторам часто задают вопрос: "А почему Афон - русский?".
Отвечает один из составителей серии, известный исследователь Афона, писатель и паломник Павел Троицкий:
Нужно ли говорить об Афоне прибавляя «сербский», «греческий», «болгарский», «русский»? Ведь святость выше всяких земных, национальных перегородок. Какая нам разница, кто живет на Святой Горе: русские, греки или другие?
Все это так, но православию чужд космополитизм и безразличие к национальному. Ведь собственно деление на Поместные Церкви хоть и происходит по территориальному признаку, но существенен для него и язык, на котором говорят народы. Христианству чужда схематичность, отвлеченность от жизни. Как поется в кондаке Пятидесятницы, Господь слил все языки воедино, - все же до Второго Пришествия сохранится это разделение. И, более того, каждый народ, принимая православие, приносит в дар Богу свою культуру, свой язык.
Поэтому, принимая монашество и приходя на Афон, монахи не отказываются от своей национальности. Каждый народ приносит ему в дар свои жертвы: один тысячи, другой единицы – в зависимости от близости его к Православию.
На Афоне русские присутствовали с самых древних времен. Преподобный Антоний Киево-Печерский, основатель русского монашества, проходил школу иночества на Афоне. А в последующие столетия русские присутствовали на Афоне все время. В зависимости от политической ситуации на Востоке, это присутствие то сокращалось до минимума, то, когда ситуация благоприятствовала, русские снова приходили на Афон. Если сербы, болгары, греки, румыны жили под властью турок, то русские - на свободе под скипетром русских царей. И эти цари благотворили Афону, поддерживали его материально. Трудно найти на Афоне монастырь, который бы остался без русских благодеяний. К сожалению, в годы турецкого владычества православное монашество на Востоке находилось в упадке. В монастырях на смену общежительному уставу пришел идиоритмический. Общей трапезы не было, у каждого монаха была собственность, порою немалая, монахи занимались ростовщичеством, иные даже хранили в кельях оружие. Всего этого не знали русские монахи, у себя на родине привыкшие к общежительному уставу.
Большой приток русских монахов способствовал возрождению Афона. Греческие монахи проводили сборы по всей России с благословения Святейшего Синода. Русские крестьяне, купцы, солдаты, отслужившие срочную службу, приходили на Афон, пленялись его красотой и благочестием, принимали постриг и оставались здесь навсегда. Они отдавали свои сбережения, обращались к родственникам за помощью, призывали жертвовать русский народ. На эти средства в XIX-XX веках были построены Андреевский скит и более 90 русских келий. Расстроился и достиг небывалого даже для Афона величия Свято Пантелеимонов монастырь. Во многих русских обителях были устроены не только лечебницы, аптеки, но и фотомастерские, типографии.
Но материальное возрастание Афона шло бок о бок с духовным возрождением, переживаемым Россией в конце XIX века. Творения святителя Феофана Затворника были впервые изданы Пантелеимоновым монастырем.
Русские монахи на Афоне не отрывались от России, молились о ней, о царе и народе, с нею переживали все радости и невзгоды. Русские монахи устроили храм на Шипке. Русские монахи участвовали в составе санитарной дружины и на Японской войне. Некоторые там были ранены и представлены к наградам. Русский Афон тяжело переживал неудачи Японской войны. В Пантелеимоновом монастыре даже построенные в то время корпуса именовались Манчжурией. Связь с Афоном у России никогда не прерывалась.
Андреевский скит, построенный на месте древней кельи Серай, получил в наследство древнюю икону, по преданию принадлежащую еще святителю Афанасию, закончившему свою жизнь в России. И именно в России эта икона впервые явила свои чудеса. Перед Первой мировой войной она была перенесена в Россию и перед нею начали служить молебны о победе русского воинства.
Афон явил так же и многих русских святых. Преподобный Силуан Афонский причислен к лику святых. Другие подвижники хоть и не канонизированы, но почитаются нами как святые: духовник русского монашества иеромонах Арсений, игумен Макарий и духовник Пантелеимонова монастыря Иероним. Явили себя как подвижники иеромонахи Павел, Аникита, Тихон, Иларион Грузин, иеромосхимонах Феодосий, иеромонах Никон и схимонах Никодим. Афон открыл писательский дар иеромонаха Сергия Святогорца, инока Парфения и иеромонаха Азарии. На Афоне написал свои первые картины известный художник Филипп Малявин. Вдохновлялся афонскими видами и известный художник Богданов-Бельский.
И те, кто не доволен русским присутствием на Афоне, зря теряли и теряют силы: Афон нельзя оторвать от России, Афон стал частью России. Многое изменилось с дореволюционных времен, но и сегодня русский человек готов верить, что на Афоне даже птичка гнездо не вьет, что если женщина ступит на Афон, то сей же час погибнет, что на Афоне не бывает животных женского пола, что на Афоне помимо реальных живых монахов живут и мистические старцы, число которых всегда составляет 7, что службы на Афоне идут по 18 часов, что Афон в конце времен уйдет под воду, а Иверская икона покинет монастырь. И многое-многое другое. Мы не собираемся опровергать эти мнения, некоторые из которых, конечно, преувеличены. Но эти верования не следствия распространения суеверий в среде русского народа, они как ни что иное показывают живую связь Афона с Россией, которую мы, как можем, раскрываем на примере объективных исторических фактов - в серии «Русский Афон».
Комментарии
Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение: