Святая Гора Афон – особое место для русского человека. Десятки тысяч простых людей на последние свои средства отправлялись в дальний путь, чтобы поклониться ее святыням. И поэтому особенно обидно, что мы мало знаем о наших соотечественниках, подвизавшихся в этом святом месте в конце XIX ‑ начале ХХ века. Читателю известны имена схимонаха Силуана, иеросхимонаха Феодосия, схимонаха Никодима и некоторых других подвижников. Но на Афоне в те годы подвизались тысячи русских монахов. Что двигало ими? Ради чего они покинули Родину? Какова была их духовная жизнь? Первая мировая война и революция не только почти полностью уничтожили русское братство, но и заставили нас забыть о русском Афоне.
Когда в XIX веке после афонского запустения началось возвращение русских на Афон, обнаружилось, что у них больше нет обители, в которой можно было бы придерживаться привычного общежительного устава и врата которой были бы всегда открыты для прибывающих новичков. Пантелеймонов монастырь, исконно русскую обитель, в те годы населяли греки, и из-за разного рода искушений русским было трудно там жить.
Тогда Бог указывает двум друзьям-инокам, пришельцам из России, келлию под названием Серай, и через некоторое время на Афоне появляется первая обитель великороссов. Вскоре оказывается, что выбор был неслучаен и эта келлия уже своею историей связана с Россией. Ею в разные годы владели два Константинопольских патриарха: оба они кончили свой жизненный путь в России, причем в одном и том же монастыре ‑ в Лубнах. Первый стал почитаемым у нас святым – свт. Афанасием, а второй ‑ возобновитель кельи, патриарх Серафим, подвизавшийся в XVIII веке, ‑ был большим другом России и у нее нашел в трудную минуту прибежище и защиту. И, более того, скоро выяснилось, что храм келлии Серай в древности был посвящен св. ап. Андрею Первозванному – покровителю России.
Об этом рассказывается в первой главе моей книги «История русских обителей на Афоне в XIX – XX вв.», выпущенной издательством «Индрик» в серии «Русский Афон». Эта книга ‑ продолжение моих прежних трудов: «Андреевский скит и русские келлии на Афоне» и «Русские на Афоне. XIX‑XX век», является результатом анализа всей дореволюционной русской литературы об Афоне.
Привожу здесь подробные сведения о Свято-Андреевском ските, его расцвете и упадке, о святынях, подвижниках, о чудотворной иконе «В скорбех и печалех утешение» и чудесах, явленных через нее в России, о значении обители для русской земли.
Только часть русских монахов могла найти себе пристанище в Пантелеймоновом монастыре, Андреевском и Ильинском скитах. Но на Афоне существовала возможность приобрести келлию на территории греческого монастыря, заплатив значительную сумму и подписав соответствующий договор на аренду (омологию). Там, где келлия переходила в русские руки, конечно же, появлялись новые и новые соотечественники. И вот по Афону начинают расти маленькие келлии, число монахов в которых иногда достигает сотни: Златоустовская, Троицкая, Крестовоздвиженская… Чтобы наладить духовную жизнь новых обителей, обеспечить насельников средствами к существованию, дать молодым монахам духовное образование и защитить обители от несправедливых нападок 14 мая 1896 года создается Братство русских келлий. Истории братства в книге посвящена отдельная глава.
Энергия простого русского верующего человека получает возможность воплотиться в реальные дела. Строятся прекрасные храмы, открываются издательства и миссии (например, татарская, для которой было издано 20 тыс. православных брошюр на татарском языке), организуются монашеские школы, подворья в России и Константинополе. Русские афонцы восстанавливают заброшенные монастыри на Святой Земле, на территории современного Ливана, возрождают знаменитую Высоко-Дечанскую Лавру в Сербии. Об этом говорится в третьей главе книги.
На юго-западе Афонского полуострова на берегу моря находится место, называемое Каруля. На этих скалах, кажущихся с моря неприступными, издревле жили строгие подвижники, которым передавали пищу с моря с помощью особого подъемного устройства (отсюда и название скита «Каруля»). О них рассказывается в главе «Подвижники Карульского скита».
Комментарии
Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение: