Вот интересное письмо профессора А.А. Дмитриевского схимонаху Матфею (Ольшанскому). тут несколько другой взгляд на патриаршество и на ситуацию в церкви перед революцией. Дмитриевский не был ни консерватором, ни либералом, но считал что реформы не принесут хорошего результата. И говорит о покаянии.
А. Дмитриевский
64.
Глубокоуважаемый о. Матфей, Христос Воскресе! Приветствую со светлым днем праздника Воскресения Христова. Да принесет он мир нам и будет поистине днем, «во нь возрадуемся и возвеселимся вси». Да воскреснет Бог и да расточатся врази наши внешние и внутренние.
Тяжко, очень там тяжко. И поделом нам гнев Божий. Каемся мы, молимся мы, стараемся об исцелении зол? Увы, нет. Всюду сумятица, Всюду сумбур, казалось бы, в такое трудное время нужно бы всем совокупиться в одно целое и думать лишь о пользе нашего отечества, но что же мы видим? Все кричат о реформах, кричат старцы, вопиют юноши и лепечут дети. Все требуют реформ как можно скорее, забывая, что все то, что скоро, то и гнило. Доселе как будто бы оплот государственной составляла Церковь и иерархия, а ныне и на Русскую Церковь с иерархами тоже наше правительство и государь положиться не могут.
Пользуясь шумком и беспорядками в России, тридцать два попа и наши синодады задумали учредить Патриаршество, полагая, что гордиев узел будет разрублен, и в Русской Церкви «зацветут цветы малиновые». Как будто дело в названии, а не в людях. Ведь были же у нас великие печальники земли русской — митрополиты Алексей и Филипп, и были Патриархи-угодники Иов, Адриан, Иоасаф II, негодяи, как Игнатий-грек, положительное дрянцо, как Иоасаф I, сидевший в боярской думе, «браду уставя», и просмотревший такое антиканоническое учреждение, как монастырский приказ, в котором судились духовные люди боярами, такие флюгера, как Филарет, и такой грекофил неразумный и упрямец-мужик, как Никон, и т. д. Ужели Патриаршество принесет счастие Русской Церкви? Насолила нашим владыкам обер- прокуратура с Саблером во главе.
Действительно, зла здесь много. Но лучше ли будет у нас, если секретарями Синода Патриаршего и самого Патриарха будут архидиаконы и архимандриты? Не испортят ли и их наши архиереи и попы, ка$ они портят секретарей консисторий и при архиереях нередко священного чина? Ох, не худо бы нашим иерархам присмотреться к тому, что происходит в Великой Церкви, в Патриаршем Синоде или в других Восточных Патриархатах. Но честолюбцы в историю и жизнь окружающую не заглядывают: им приятны почесть, титло и все прерогативы власти, а будет ли Церкви Русской лучше — об этом ни Антоний митрополит, ни другие владыки не рассуждают.
Ну и утер нос Государь нашему Синоду! Ловко!! Жаль только, что тридцать два пастыря, честолюбцы-синодалы будут приняты в печати за голос всей Русской Церкви. Ведь это значит, что и духовенство — столп гнилой для самодержавия. Обидно.
Вот у нас в России теперь все таковы реформы. Стыду головушка! Такого сумбура не было, кажется, и в Смутную эпоху.
Год учебный мы, слава Богу, с грехом пополам окончили. После Пасхи начинаются экзамены. Студенты волновались и даже писали на ректора жалобы в Синод, но не прекращали посещение лекций.
Нам необходимо покаяние, и не частное, а общенародное
Комментарии
Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение: