Великий князь Василий Иванович написал письмо патриарху Константинопольскому Феолипту и Проту Святой Горы Симеону, прося прислать в Москву ватопедского старца Савву, которого ,очевидно, посоветовал ватопедский иеромонах Неофит, собиравший в Москве пожертвования для монастыря. С этой просьбою и с богатой милостыней от великого князя в марте 1515 г. были посланы на Афон торговые люди Василий Копыл и Иван Вараввин .Отец Савва, ссылаясь на старость, отказался, и Прот, по совету ватопедской братии, отправил в Россию инока Максима. С этой целью со святой горы Афон был приглашен опытный инок для правки книг.
В 1518 г. в Россию прибывает монах Ватопедского монастыря Максим Грек, который подвизался на Афоне около 10 лет. По выражению архимандрита Ефрема (Кутсу), игумена Ватопедского монастыря: «…. Прп. Максим представляет собою особый случай всецелого служения Святой Горы России».
Аскетизм преподобного Максима имел много общего с подвижническою практикой Белозерских старцев [Нила Сорского и Кирилла Белозерского]. «Преподобный Максим не занял никакой компромиссной позиции в споре и о том, должны ли монахи об этом беспокоиться. Монашество он видел нестяжательным и беспопечительным в отношении материального, хотя не всем в руководстве Русской Церкви это нравилось».
Поэтому не только проблемы перевода, но активное вмешательство прп. Максима в политическую жизнь России:
- общение с явным врагом России турецким послом Скиндером,
- «не одобрение развода великого князя с Соломией Сабуровой»,
- отрицание автокефалии Русской православной церкви,
- попытки вмешательства в политику
- все это привело к трагическому повороту в судьбе переводчика.
А так был он из знатного рода, хороший монах и образованный человек.
Но не мог подняться над греческим национализмом.
Комментарии
Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение: