Обращаясь к дореволюционной истории, поражаешься, насколько она не соответствует той, которую мы познавали через советские учебники. Все мы читали о Васе Жукове сыне полка, в повести. написанной Валентином Катаевым. Но позже я узнал, о сынах полков – мальчишках бежавших через всю Россию на Японскую войну в 1904 году. Но самое удивительное, что, оказывается, существовали и дочери полка. Россию обвиняли в угнетении малых народов, завоевании и подавлении других народов, в национальной вражде. Даже образованный человек сразу не скажет, сколько войн вела России со своим геополитическим противником Турцией. Приводимый ниже рассказ хорошо свидетельствует о том, что войны велись именно с этим противником, а не с турками и другими народами, проживавшими в Османской империи. Умение привлечь к себе представителя любой национальности, научить его любить Россию и как следствие работать в интересах станы сделало Россию могучей державой.
Армия генерала Гурко в январе 1878 года после победы под Филиппополем двигалась в направлении на Адрианополь. Рядовой Кексгольмского имп Австрийского полка Михаил Саенко, проходя мимо многочисленных трупов, увидел крошечную девочку рядом с умиравшей женщиной. По другим рассказам, солдат обнаружил пропажу образа Казанской иконы Божией Матери, с которым никогда не расставался и решил вернуться к месту последнего привала. Адрианопольское шоссе было усеяно трупами турок, решившими на свою погибель бежать к Константинополю, чтобы спастись от русских. Там он и увидел умиравшую женщину, что-то говорившую на непонятном языке и заметил маленькую девочку. Поднял на ходу ребенка и, благословясь, закрыл ее шинелью. Случилось это 12 января 1878 года у сгоревшей деревни Курчешма. Целый переход солдаты пронесли с собою турчанку. Девочка только помнила свое имя – Айше. Сделали ей колыбельку, всё вокруг заделали войлоком, а сверху накрыли брезентом и разместили в обозе. Одного офицера откомандировали в Константинополь, чтобы он купил там девочке все необходимое. Решено было взять девочку с собой и перевести через Черное море. Потом девочку отвезли в Варшаву, где в то время был расквартирован полк и офицерское собрание постановило считать ее дочерью полка. 13 мая 1879 года полковой священник Стефан Мещерский крестил малютку в купели, украшенной сиренью. Она была названа Марией в честь императрицы. Крёстным отцом был избран молодой поручик Константин Николаевич Коновалов (по его имени дали отчество Машеньке), в крёстные матери пригласили супругу командира полка Софью Алексеевну Панютину. Позаботились и обеспечении дочери: назначили отчисления для того, чтобы к совершеннолетию накопить дочери на приданое. Потом испросили у Государыни Императрицы соизволение на поступление в Варшавский Александро-Мариинский институт. И по указанию Императрицы в 1883 году она была принята в институт с именем Марии Кексгольмской. Если у обыкновенной девушки бывает один отец, и все заботы о ее благополучии ложатся на его плечи, то у Марии было 70 отцов, хотя, конечно, главную роль в ее втором рождении сыграл Саенко, не оставивший девушку заботами. Есть натуры, способные быть благодарными, которых не портит повышенное внимание, и Мария радовала своих отцов. Она была не только красивой девушкой, но и прекрасно училась в институте. В 1890 году она закончила институт и поселилась в Луцке в семье бывшего командира полка генерала Всеволода Феодоровича Панютина, героя войны 1878-1878 годов. В свое время художник Василий Васильевич Верещагин писал его родным: «Полковник Панютин за свою блистательную атаку может быть назван героем дня шейновского боя», а генерал М. Д. Скобелев говорил про него: «Панютин — это бурная душа!». Мария глубоко прониклась любовью к своим отцам, каждый зимний сезон ездила в Варшаву, в свой полк. Такая красивая, умная девушка и «военная» не осталась без внимания. Скоро нашелся и жених: ее руки попросил у отцов, офицеров Кексгольмского полка, корнет 33-го Драгунского Изюмского полка Александр Иосифович Шлеммер. К сватовству отнеслись с необычайной серьезностью. На офицерском собрании о предложении корнета доложил старший опекун полковник Рейхенбах, изложил историю знакомства Марии и Александра. Были заслушаны положительные отзывы о корнете и решили дать свое отцовское благословение на вступление в брак. Тогда же в духе той же скрупулезности был установлен порядок празднования помолвки и свадьбы. На свадьбе 4 ноября гуляла вся русская Варшава. Был и герой Русско-турецкой войны, в армии которого воевал Кексгольмский полк, варшавский генерал-губернатор и командующий войсками Варшавского военного округа Иосиф Владимирович Гурко. Его Величество Император Австрийский, в то время шеф полка. прислал на свадьбу своего представителя генерала Клешна. Тот передал приветствие от австрийского императора и вручил Марии подарок роскошный браслет с вензелем императора, украшенный бриллиантами. Императрица Мария Феодоровна также подарила невесте браслет. В тот же вечер молодая чета отправилась в Орловскую деревню мужа. Это достоверные факты, которые мы узнаем из истории. Далее сведения о русской турчанке сильно разнятся. Одно ясно, что муж ее погиб в Первую мировую, а сама Мария работала медсестрой в госпитале в Могилеве рядом со ставкой Государя. В дальнейшем она, по одной версии, умерла от туберкулеза в гражданскую войну, по другой, проработав некоторое время в могилевской больнице, она переехала в Казань, где ее следы теряются.
В любом случае это одна из красивейших и поучительнейших историй, которые знала Россия на рубеже XX века. Русские могли зарабатывать расположение к себе. Приводить к православию, представителей далекого от христианства народа безо всякого насилия умственного и физического, одной только добротой и любовью. Видимо. Это были главные качества русского народа позволившие ему выстроить могучую империю, явить свой не западный, не китайский, а именно русский путь в истории.
Комментарии
Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение: