Встреча в сострадании
Выше мы обсудили, как важно при встрече с людьми, особенно с людьми больными, иметь открытое сердце. И увидели, что именно нам мешает. А мешает нам ветхий Адам. Но мы увидели также, что можем постепенно расти в общении с нашим подлинным «я». Мы не найдем свою истинную личность нигде, кроме как во Христе - через молчание, вмалчивание в себя, через углубление в чтение Евангелия. Именно при чтении Евангелия мы, обнаруживая те места, в которых находимся в гармонии со Христом, увидим свою настоящую святость, узна́ем, что общее со Христом у нас уже есть. Владыка предупреждал, что мы никогда не должны поступать против того святого и светлого, которое в себе открыли, так как это - самоубийство.
Мы говорили и о том, что в каждом из нас глубоко, под множеством различных наслоений спрятан образ Божий - он не исчезает никогда, даже в смертный час. Наоборот, в человеке, стоящем перед смертью и как будто бы потерявшем все, этот глубинный и иногда - сияющий образ Божий проявляется особенно ясно. Его не может убить в нас никто и ничто: ни злоба, ни плохая жизнь, ни серьезная болезнь, ни ненависть, ни одиночество - никто и ничто, и это очень важно осознавать.
Каждый из нас уникален, и в этом кроется смысл жизни. Каждый любим Богом неповторимо, любим навсегда. Каждый для Него свой. Владыка Антоний однажды сказал мне: «В основе всех проблем, с которыми люди ко мне приходят, лежит неверие в себя». В этой связи мы говорили, что прежде всего должны научиться верить в себя. И особенно мы, христиане: ведь нам дано на своем опыте постичь, что мы созданы Богом, Его любовью. Созданы, чтобы жить с Ним, зная, что о всяком человеке у Него имеется уникальный замысел. Господь готов в любой миг войти к любому из нас, чтобы быть с нами: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр. 3: 20). Более того, мы знаем: Господь радуется, когда мы желаем быть с Ним, стать в Нем едины и жить по Его замыслу о каждом из нас. Верить в себя, потому что я безусловно любим Богом, становится чрезвычайно важно во время тяжелой болезни, когда человек вынужден пересмотреть свою жизнь и найти свое отношение к вставшему перед ним страданию.
Я неоднократно подчеркивала, что Христос воскрес подлинно, воскрес воистину. Если Его Воскресение не стало для нас реальностью нашей повседневной жизни, то мы никогда не сможем сколь-нибудь существенно помочь людям, находящимся на пороге смерти. Не сможем, потому что останемся на их уровне: мы будем бояться, что смерть - это абсолютный конец жизни, после которого ничего нет. Даже если на интеллектуальном уровне мы прекрасно знаем катехизис, но изнутри, опытно, не знаем, что Христос воскрес, мы никогда никому не сможем помочь.
Мы также говорили, что Господь для нас прежде всего Друг, Спаситель и только потом - Судья. Но раз это так, то мы должны относиться к Нему с не меньшим чувством, чем ко всякому другу. Такое отношение очень важно, когда мы находимся с умирающими или с людьми, которые переживают серьезный жизненный кризис. Ведь они очень часто задают вопрос: «Почему? Зачем? За что? За что Господь меня так наказывает?» Тогда можно спросить: «В какого Бога вы веруете?» - так как в их крике души слышится убеждение, что Бог не Друг, а Судья или даже жестокий каратель.
Еще мы много говорили о встрече с собой, Богом и другим человеком. Я уверена: во встрече друг с другом важнее всего, что мы - именно излучаем, без слов передавая то, чем наполнены наши души и сердца. Я работаю с тяжелобольными людьми уже много лет и на своем опыте могу подтвердить, насколько важно при общении с ними наше внутреннее содержание. Во время тяжелой болезни люди часто становятся более чуткими, способными считывать внутреннее состояние собеседника по языку тела и другим невербальным проявлениям. И перед нами встает серьезный вопрос: способствуем ли мы нашей настоящей встрече с человеком или нет? Иными словами, эта встреча происходит, благодаря нам, - в глубине сердца, - или она мимолетна и поверхностна? Не мешаем ли мы встрече тем, что сами еще не способны пребывать достаточно глубоко внутри себя в безмолвии?
Подлинная встреча с человеком, особенно когда он в кризисе, невозможна, пока у нас самих еще есть свои страхи и защиты. Мы не встречаемся с ним, потому что сами боимся. А если встречи не происходит, то последствия самые серьезные: все симптомы у больного (физические, душевные и духовные) могут усилиться. Он остается один на один с собой, со своим горем, болью, страданием и одиночеством. Мы лишь ухудшаем положение дел… Верно сказал Христос: Вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали (Лк. 11: 52). Надо отчетливо понимать: претендуя на то, чтобы помочь человеку, мы берем на себя огромную ответственность, особенно если называем себя христианами.
Встреча с другим может состояться, только когда мы сами - настоящие, искренние и принимаем каждого человека безусловно, безо всякого осуждения. Но быть такими в обыденной нашей жизни нам наряду со страхами может сильно мешать наша неуверенность в том, как вести себя перед лицом горя, страдания и смерти - своей собственной и других людей. Я часто слышу вопрос: «Как правильно себя вести?» Но ведь желание получить «рецепт» «правильного» поведения как раз и является защитой. Суть не в «рецепте», а в сердце: только оно может подсказать самое верное поведение в зависимости от каждой конкретной уникальной ситуации. Не надо бояться, требуется только одно: быть самим собой - и это, на мой взгляд, единственный «рецепт».
Бывает, что от страха и чувства неловкости мы избегаем встречи с людьми, которые находятся в серьезном кризисе, особенно с теми, кто стоят перед неизлечимой болезнью или смертью. Или - что, возможно, еще хуже - мы делаемся «добренькими», все знаем, все понимаем и даем совершенно неуместные советы. Они обычно усугубляют боль: «Никто меня не понимает, я один» - вот что чувствует человек в этом случае. Владыка рассказывал эпизод из своей жизни: бабушке, которая только что потеряла четырехлетнего внука, кто-то сказал: «Я так вас понимаю!» И она ответила с гневом: «Что вы можете тут понимать?! Ведь внуков у вас нет! Вы же даже не отец!»
Владыка Антоний считал, что умение сострадать зависит от нашей готовности впустить в свое сердце горе другого человека и прочувствовать своей собственной болью, насколько ему плохо:
«И вот, чтобы воспитать свое сердце живым, надо очень остро поставить перед собой вопрос: готов ли я допустить в свое сердце любое страдание? Готов ли сострадать всякому человеку, которому больно, которому страшно, которому холодно, голодно, который ранен жизнью каким бы то ни было образом? Готов ли я сострадать, не разбираясь, прав он или виноват, а ставя лишь один вопрос: страдает человек или нет? И вместе с тем - отзываясь на это страдание всем состраданием, на которое мы способны и которое, если мы только даем ему волю, будет расти, шириться и охватывать все большее и большее количество боли земной, трагедии земной.
Но это нам всем в той или другой мере страшно. И поэтому мы отзываемся двояко. Мы или закрываемся, закрываем глаза, зажимаем уши, не хотим видеть; или мы перетолковываем: страдает, да! - но кто же в этом виноват? Страдает, да, - но почему я должен отозваться? Разве нет никого другого? Разве он мне самый близкий человек или я ему? Разве нет никого, кто бы естественно был ему близок?
А второй способ, который мы употребляем для того, чтобы страдание не было таким острым, таким душу разрывающим, это его перестройка на гнев. Легче гневаться на неправду земную, легче гневаться на виновников страдания, а порой на того, кто страдает и требует сострадания, которого мы не хотим давать. Страдать - пассивное состояние; страдать - это значит себя отдать и, как говорится в Евангелии, допустить, чтобы над нами душевно другие сделали все, что только они захотят. А гневаться легко; в гневе есть активность, есть правда, есть мнимая, но все же сила…
Если мы хотим быть Христовыми, мы должны научиться по отношению к страданию каждого человека вокруг нас, каждой твари вокруг нас, всего мира вокруг нас, подобно Христу, допустить это страдание во все наше сознание, чтобы это проникло до глубин нашего сердца…
И перед каждым из нас стоит вопрос о нашем страхе перед страданием - своим, не чужим; страхе из-за того, что нам кажется: если только я откроюсь, если только я услышу, только увижу, только осознаю - мою душу раздерет боль…
Начинается же наше соучастие в жизни мира, в жизни человека и в жизни Христа с момента, когда мы говорим: „Да! Пусть будет так…“ Потому что - будь то мир, будь то отдельный человек, будь то какая-то измученная группа людей - принять других значит, употребляя образ Христа, взять другого человека, чужое как будто страдание на свои плечи и этого человека донести до Отчего дома» (⁶⁶ Митрополит Антоний Сурожский. Любовь всепобеждающая. Радость встречи. Слово, произнесенное в Риге в июне 1971).
Но человеку в горе можно помочь и практически. Он не нуждается в наших поверхностных эмоциях: «Ох! Ах! Как печально!» Ему нужно, чтобы мы, не закрывая сердца, были рядом с ним - физически рядом. Человеку, потерявшему близкого, не стоит говорить по телефону: «Позвоните, когда понадобится». Он не позвонит! Важно конкретно и лучше всего молча (мой опыт показывает: если я не знаю, что сказать, лучше всего помолчать) помогать практически - например, водить детей в школу, приготовить ужин или просто погулять вместе.
Я дам вам пример. У нас в хосписе лежал умирающий ребенок, и с ним его мама Надежда. Они долго у нас были. Надя с болью рассказала мне, что к ней приходила подруга и все время разговаривала о даче, о цветах, помидорах и так далее. Надя сказала: «Не это мне нужно! Я так хотела бы поговорить с кем-то о своем больном ребенке и о том, что со мной происходит!» Очевидно, что подруга не знала, как себя вести, и лихорадочно, безпрерывно говорила обо всем, что приходило ей в голову.
Суть сострадания не в том, чтобы выжимать из себя какие-то чувства, вздохи, слезы. Мы не в состоянии по-настоящему почувствовать боль другого человека, и не это с нас спросится. Не наша задача унять чье-то горе и боль. Единственное, что мы можем делать - болеть сердцем, что человеку так плохо. Слова и особенно всякие советы чаще всего неуместны. Но мы можем помочь человеку нести страдание мужественно и достойно, можем помочь ему найти смысл в том, что происходит. Во многих работах Виктора Франкла звучит очень верная мысль: если мы не можем изменить ситуацию, особенно когда речь идет о неизбежной смерти, - тогда от нас требуется, чтобы изменились мы сами.
После смерти любимого человека боль утраты неизбежна. Эта боль - тоже выражение любви, которая при жизни выражалась радостью. И когда человек переживает горе разлуки, развлекать его не надо. Цель, на мой взгляд, быть рядом и помочь горюющему или тяжелобольному человеку своим присутствием, своей верой и тишиной. Не стараясь заполнить, утолить его горе чем-то мелким. Наоборот: задача наша помочь ему нести зияющую пустоту, вдруг возникшую в душе. Передать ему веру в Жизнь, уверенность в том, что смерть - это не конец.
«Расставание всегда бывает грустное; но вместе с тем где-то глубоко - расставания нет. Расстаются окончательно, безповоротно, безнадежно, только когда сердца хладеют; пока сердце тепло, пока есть живое сердечное воспоминание - расставания настоящего нет, люди друг друга потерять не могут. Ум может помешаться, ослабеть - сердце не мешается и не слабеет» (⁶⁷ Митрополит Антоний Сурожский. Путь подвига. Воспитание сердца. Воспитание сердца, а не тренировка воли).
И здесь опять возникает принцип: научиться быть. Быть, а не делать. От нас требуется быть самими собой, быть настоящими и быть в «духе мирном». Цитата из владыки Антония: «Людям порой больше нужен свет, чем наша деятельность; нужен свет, нужно молчание, нужна тишина, нужно то глубокое, безмолвное понимание, которое можно дать человеку только тогда, когда сам внутренне успокоишься, не путем застоя, а путем углубленной внутренней тишины» (⁶⁸ Митрополит Антоний Сурожский. Радость покаяния. Из бесед во время Рождественского поста 31 декабря 1983).
Больной и без слов знает, как мы к нему относимся, знает, что у нас на душе. Состояние нашей души, наша тревога, фальшь, ложная веселость неизбежно переливаются в него и влияют на его физическое, душевное и духовное состояние. Американский психотерапевт, который работал в паллиативной медицине, рассказал мне, как воздействует на умирающего внутреннее состояние медсестры. Медсестра сидела в углу палаты, где умирал тяжелобольной. Возле его кровати находились близкие. Она вдруг подумала с досадой: «Какой дурак! Не хочет признавать свой диагноз и не знает, что умирает!» И тут больной открыл глаза и сказал: «Пусть она уйдет! Она мне мешает!» Другой случай. Медсестра сидела рядом с умирающим больным и молча его жалела, думала: «Как печально! Я не могу ему помочь. Он умирает, он такой одинокий…» Она словно переливала в него свое состояние. Умирающий открыл глаза и попросил: «Пусть она останется со мной, мне с ней хорошо!» Вот свидетельство, что наши мысли становятся реальностью, о чем говорил и Иоанн Кронштадтский.
Если речь идет о верующих и о молитве, то, по моему опыту, не стоит, стремясь подавить собственную неловкость и страх, с внутренней тревогой и суетой читать вслух молитвы или акафисты. Ведь передается именно тревога, слова молитвы тут ничего не значат. Кроме того, при «вычитывании» - молитва до Бога не доходит. Лучше, мне кажется, просить Христа, чтобы Он был здесь, в данной ситуации, или просто молчать. Как мы уже обсуждали, Христос присутствует всегда, но пригласить Его - совершенно другое дело. Владыка говорил мне: «Твердо знай, что Христос всегда в тебе, и не надо ничего искать, просто будь молча там, где есть нужда».
Когда спадают маски
А теперь подробнее обсудим встречу с людьми, которые находятся в экзистенциальном кризисе. С людьми, стоящими перед серьезной болезнью, умиранием и смертью. Конечно, нельзя тут же не вспомнить об их близких, о родственниках и друзьях, потому что близкие составляют со страждущим одно целое. Когда умирает близкий человек, родственникам часто бывает хуже, чем самому умирающему. Он знает (даже если и не говорит об этом), что уходит, но близким предстоит пустота разлуки, переживание горя и безпомощность перед всем, что происходит с родным человеком.
Итак, родственники и страдающий, умирающий человек - одно целое. И состояние души близких неизбежно влияет на состояние души и тела больного. Поэтому нужно заботиться и о родственниках, надо обсуждать с ними, как они могут действенно помочь близкому своим спокойным присутствием. Увы, нередко бывает, что они отрицают происходящее. И тогда между ними и больным встает стена лжи, фальши: «Тебе уже лучше! Ты поправишься! Все будет хорошо!» Тогда больной человек остается один на один с собой и со своими страхами, тревогами, а его одиночество углубляется скрытым отчаянием тех, кто рядом.
После смерти близкого для человека, переживающего горе разлуки, самая светлая задача, которая поможет ему не замкнуться в своем горе, - выявить все самое хорошее и светлое, что было в жизни усопшего. И решить воплотить это хорошее и светлое в своей собственной жизни. Тогда мир не оскудеет от того, что человек умер, ушел. Тогда оставшийся, живя таким образом, будет глубоко единым с усопшим. Кроме того, после собственной смерти он получит право сказать Господу: «Возьми все светлое как плоды жизни моего близкого». Мне кажется, в таком случае можно, несмотря на горе, продолжать жить - полноценно и с вдохновением.
У нас в хосписе умерла Анна. Ей было всего 26 лет, и она никак не хотела признавать, что умирает. Девушка была с нами долго, и ее то и дело мучила одышка. Мама Анны все время говорила ей: «Есть еще такой-то курс химиотерапии, сделаешь, и все будет хорошо». Для мамы это была защита, которая так и не дала ей по-настоящему встретиться с умирающей дочерью. (Сама же Анна, как мне казалось, знала, что умирает, хотя постоянно твердила: «Я буду жить». По моему опыту, все умирающие знают, что умирают, но здесь речь идет о надежде, которую никогда нельзя окончательно утратить).
Мы уже неоднократно говорили, как важно стать самими собой. Стать настоящими, реальными людьми. С больными это особенно важно прежде всего потому, что с человека, который серьезно болеет, часто спадают и защиты, и маски, и всякая фальшь. По простоте и восприимчивости он становится подобным ребенку: очень чутким, открытым, все ощущает по-другому.
Кроме того - по крайней мере, так происходит в хосписе, - больные изучают всех окружающих: медперсонал, посетителей, других больных. Просто наблюдают: что за врач, медсестра, сосед по палате. Они знают, что вон тот врач сам боится, а вот этот больной еще не стал самим собой, он прикрывается ложной веселостью. Больные остро чувствуют, когда медики, психологи или священники боятся и защищаются: «А-а, у этой докторши свои страхи. Она только делает вид, что все хорошо». Перед такими специалистами больные не раскрываются, напротив, замыкаются в себе, боятся говорить о том, что творится у них в душе, о своих страхах и одиночестве. До болезни они, наверное, никогда не думали, как важно в жизни стать самими собой, а не жить поверхностно в качестве индивидуума.
Если в нас, помогающих людях, есть фальшь, если в нас живет собственный страх, то мы виноваты, что человек страдает больше, чем в случае, если бы мы были настоящими. Если в окружении пациента нет никого, кто не боится, кто уже стал настоящим человеком, без защит, живущим с Богом, то больной неизбежно замыкается, и симптомы болезни могут усугубиться. Тогда бывает, что мы пытаемся применить обезболивание - а оно не действует. И мы в этом виноваты: ведь это наша ответственность. Он один, наедине с собой, со своими страхами, перед страданием, перед умиранием.
Очень важно научиться владеть собой и «сидеть под своей кожей». Ибо, если мы не владеем собой, то никогда и ничего не сможем дать находящемуся в кризисе или умирающему человеку, не сумеем существенно ему помочь. Это ощущается особенно ясно, когда серьезно заболевают и умирают дети: в таких случаях нас часто захлестывают эмоции, полностью овладевая нами и препятствуя собранному подходу к умирающему. Тогда мы находимся вовне, в поверхностном слое, в нас живет наше поверхностное «я», индивидуум, который реагирует на все происходящее пассивно, механически. В центре - не человек, который перед нами, а мы сами со своими эмоциями. Понаблюдайте за собой в критических ситуациях и попытайтесь понять: что (или даже кто) именно отзывается в вас, руководит вами в такие моменты? Осознать это крайне важно.
Подчас я улавливаю у медсестер и у врачей такое состояние: «Я больше не могу! Я больше не стану заходить в эту палату, потому что мне слишком больно». Но ведь больно тебе или не больно - твоя задача быть там. И не думать о себе. Владыка часто говорил мне: «Если есть трагедия, не думай о себе. Отрекись от себя. О себе подумаешь позже. Сейчас ты должна быть там, где тяжело, где нет света. Быть там, причем быть спокойно. И не преумножать своими эмоциями боль и горе». Речь не о том, чтобы сердце у нас стало каменным. А о том, чтобы не усугублять своими чувствами тяжесть уже происходящей трагедии, но, наоборот, молча, со Христом и во Христе, принести в нее свет и ту помощь, которая нужна в данный момент. Владыка называл такое состояние «творчески подходить к тому, что происходит».
Если же мы ставим в центр себя, то неизбежно будем прятаться за своими ролями. Бывает, медсестра очень бодренько, очень жизнерадостно говорит: «Укольчик! Давайте! Он вам поможет! Одышка уменьшится! Все будет хорошо…» И быстро уходит. Не остается с больным, чтобы увидеть, подействовал ли этот «укольчик» на самом деле. Такое поведение свидетельствует о безразличии или о крайней нечуткости к человеку, который испытывает боль или страх, особенно когда задыхается. Я ей посоветовала бы: побудь с человеком, пока ему не станет легче! Особенно при одышке, когда возрастает напряжение, когда все как бы сжимается. Если человек задыхается и рядом с ним никого нет, то от страха все сжимается еще больше, и одышка усугубляется. Или если, например, высокое давление, оно еще выше поднимается. Наше присутствие - присутствие именно со Христом, в тишине - может существенно облегчить и физическое, и душевное страдание больного. Вот что мы можем дать страдающему человеку!
Я очень часто вижу, как прячутся за своей ролью даже священники! Как правило, люди с ними мало знакомы. В целом больные воспринимают появление священнослужителя как предвестие смерти: «О! Священник… Причастие… Какой ужас! Смерть близко…» К сожалению, многие пациенты отождествляют священника со смертью. К нам в хоспис пришел незнакомый священнослужитель, его пригласили родственники одного пациента. Молоденький, еще неопытный и, как мне показалось, сам боится. Он вошел в палату в черном облачении, навис над больным и начал совершать Таинство Соборования. Больной был при смерти. И при чтении четвертого Евангелия я увидела, что он умер. Священник ничего не заметил и продолжал молиться о здравии раба Божиего… Я ему сказала: «Батюшка, он уже умер». Священник, даже не взглянув на покойника, сказал: «Да? Тогда будем служить панихиду». Это яркий пример, как страхи мешают по-настоящему быть с человеком, увидеть его, утешить. И как от страха люди неизбежно прячутся за своей ролью. Я иногда думаю: если бы здесь был владыка Антоний, все происходило бы совсем по-другому. Он прежде всего сел бы рядом с больным, именно как человек с человеком. И первым делом познакомился бы с ним и узнал, какая у него жизненная ситуация, чтобы страдающий человек понимал: священник не только хочет исполнить обряд, а интересуется им самим.
Работая с тяжелобольными или с людьми, находящимися в крайне тяжелой жизненной ситуации, всегда старайтесь увидеть картину их жизни целиком, узнать, чем они живут, какую поддержку получают от родных. Я убеждена, что для любого специалиста, будь то врач, медсестра, священник или соцработник, да кто угодно, важнее всего быть рядом с больным - не прячась, то есть по-настоящему быть именно самим собой. Сесть поближе и не пожалеть времени, присутствовать на все сто процентов, не отвлекаясь на другие мысли, чтобы узнать, с кем ты встречаешься.
Прежде всего отнесись к каждому больному по-человечески. Тогда больной может начать доверять, может открыться сердцем и поговорить с тобой о том, что лежит у него на душе. И тогда ему станет легче не только душевно и духовно, но и физически. Вот почему от нас зависит столь многое. Я все время подчеркиваю: то, какие мы есть, имеет огромное значение для подлинной встречи с людьми.
Если мы хоть в какой-то степени укоренены во Христе, то через молчание и молитву сможем передать Его веру в нас каждому человеку, особенно когда тот в кризисе. Но если у нас нет веры в свое глубинное «я», если мы не познали на своем опыте, что Господь тоже в нас верит, если не постигли, что у каждого из нас есть в жизни свое уникальное задание, тогда мы не сумеем передать такую веру другому человеку. Мы можем сколько угодно говорить обо всем этом самыми прекрасными словами, но все они не затронут сердца.
Владыка всегда говорил своим священникам о проповеди: «Если будешь сидеть и рассуждать: „Вот это полезно для паствы, об этом я скажу. А вот это людям ничего не даст, об этом говорить не стану“, то твоя проповедь никогда не дойдет до людских сердец. Говори только о том, что трогает твое собственное сердце, - и тогда сердца людей отзовутся».
Точно так же, общаясь с человеком, который переживает горе или болеет, мы не сможем ничего ему передать, если наши слова не идут от нашего сердца и от нашего опыта. Если у меня нет веры в себя, крайне трудно явить и передать мою веру в человека, который сейчас со мной. Найдись на земле хотя бы один человек, который в нас верит, верить в себя начнем и мы. Надо взращивать в человеке тот свет, тот образ, который живет в его глубине, и общаться именно на этом уровне. Если мы в какой-то момент переживаем, если на своем опыте понимаем, что, несмотря на всю нашу поверхностную шелуху, кто-то верит в нас до конца, тогда поверим в себя и мы. И тогда для нас возможно таким же образом дать веру и жизнь другому человеку.
Однажды владыка сказал мне: «Когда ты находишься с умирающим человеком или вообще с людьми, важнее всего твоя вера и тишина. Важнее даже, чем любовь или ласка». Я думаю, что наша вера и наша тишина передаются другому человеку тем же путем, по которому без слов передается ребенку душевное состоянии мамы.
Подчеркну еще раз: вера в себя связана именно с нашей личностью, поэтому очень важно узнать, кто мы есть на самом деле. Кто мы не на поверхности, а в глубине. Такой опыт помогает нам увидеть образ Божий в каждом человеке, который с нами. Удивительно, но близко к смерти этот образ часто проступает более отчетливо. Я не знаю почему - возможно, отпадает все, что связано с индивидуумом, который мешает проявиться личности. Остается лишь самая суть. Если у вас есть возможность побыть с умирающим или тяжелобольным, будьте с ним как можно дольше, и вы многому научитесь. По крайней мере, таков мой опыт. Даже если человеческое тело изуродовано болезнью, в нем вдруг проявляется такая красота - она сияет поверх болезни, поверх распада и всяких физических симптомов. Наблюдение этой реальности вселяет в меня огромную надежду, так как в здоровых людях из-за множества внешних наслоений мне намного труднее увидеть образ Божий, суть человека.
О теле
Скажу еще несколько слов о теле. Тело - это не внешняя оболочка: это мы сами. Болея, мы часто думаем только о том, как страдает, искажается, уродуется наше тело. Когда я смотрю на наших пациентов, мне становится мучительно больно, что именно тело человека так изменяется, что оно так страдает. Тело, которое создано быть прекрасным, но из-за грехопадения, из-за отпадения человека от Бога и из-за последствия этого отпадения - болезни - оно стало таким изуродованным, искалеченным!
У нас лежала скрипачка Полина, очень красивая женщина. У нее была меланома (рак кожи). Однажды во время обхода я заметила, как Полина быстро закрылась простыней: очевидно, из-за того, что остро стыдилась вида своего тела. Серьезно заболевший человек теряет очень многое, в том числе и облик своего тела, что немаловажно, особенно для женщин. Бывает, удаляют грудь, или происходит распад опухоли, или из-за лечения выпадают волосы и так далее - во всех этих случаях человек теряет тот внешний облик, с которым он себя всегда отождествлял. У него ничего не остается от своего привычного «я».
Кроме того, он утрачивает привычный образ жизни. Одна больная сказала мне однажды: «Я так хотела бы пойти купить буханку хлеба!» Кажется, такой пустяк, но если его невозможно сделать, он становится крайне важным. Для большинства тяжелобольных людей обыденная жизнь приобретает особую ценность. Например, человек, которому отказали ноги, говорил мне: «Хоть бы до туалета дойти». И он часто видел сны, в которых ходил и бегал.
Нам сложно понять, невозможно представить, как трудно человеку, когда его не слушаются ноги или само тело. Больной теряет все: облик, работоспособность, сексуальную активность. Он не может зарабатывать деньги, играть с детьми или внуками. Ему кажется, что его как будто уже и нет: он потерян.
И все это относится к той области души, которую мы определили как индивидуума. А индивидуум считает, что самое важное в жизни - активность, деятельность. Но ведь это не так! И тут становится ясно, насколько необходимо нам, специалистам, которые помогают людям, найти свою личность, чтобы мы могли передать эту глубину другому человеку, особенно тяжелобольному. Работая с тяжелобольными людьми или даже с обычными клиентами, помните: происходящее в вашей душе напрямую влияет на состояние души и тела ваших подопечных. Вот какие крайне важные взаимосвязи существуют между людьми и между душой и телом!
В хосписе лежал мужчина лет шестидесяти с трахеостомой, из-за которой он разговаривал с трудом. От трахеостомы часто исходит дурной запах и выделяется много слюны, что не очень-то приятно ни для больного, ни для родственников, ни для сотрудников хосписа. Он написал мне записочку: «Я уже ни на что не гожусь, я - никто». Я постаралась хоть как-то поговорить с ним о том, что он намного больше своей болезни и страданий тела и что его значимость куда как выше всех земных дел.
С серьезно больными людьми надо говорить о том, что их значимость несоизмеримо больше и выше, чем то, что они делали и делают в жизни. Ведь наша ценность не в делах, а в том, кто мы есть, она в нашем бытии. Нам, специалистам помогающих профессий (а психологам, возможно, особенно), очень трудно самим стать безпомощными, вдруг оказаться в положении, когда мы ничего не можем сделать самостоятельно и зависим от других. И тогда стоит крепко задуматься: в чем для меня моя значимость - только ли в том, что я в состоянии действовать и быть полезным для других? Впрочем, эти размышления не следует откладывать до критической ситуации - свою подлинную ценность надо обнаружить уже сейчас.
В первой главе я привела рассказ владыки о том, как он помог узнать больному раком человеку, что значит БЫТЬ, помог ему научиться быть. Больной, общаясь с владыкой, учился быть на собственном опыте, постепенно сбрасывая с души все отрицательные чувства: ненависть, непрощение, страхи, обиды - словом, все, что мешает полноценной жизни. Все, что в жизни было «не то», не по любви к себе, к Богу и к людям. Этот человек постепенно научился честно смотреть на то, что происходило в течение всей его жизни, работать над собой и отпускать отрицательные чувства. И незадолго до смерти у него не осталось на душе никакой тяжести, и, хотя его тело стало таким слабым, что он даже не мог держать ложку, его наполнило ощущение переливающейся через край жизни, жизни с избытком (см. Ин. 10: 10).
О смысле страданий
Задам еще один важный вопрос: есть ли смысл в страдании? Или, подобно большинству людей, вы считаете, что страдание безсмысленно? Что его не должно быть вообще? Что страдания и боли всегда надо избегать, стремясь, чтобы их вовсе не было в нашей жизни?
Я очень люблю Виктора Франкла, о котором уже упоминалось в этой главе. Он был психиатром, психологом, неврологом. Во время Второй мировой войны Франкл попал в концлагерь. Вместе с некоторыми другими узниками он помогал людям не только выжить, но и жить в тех ужасных, безчеловечных условиях. Работая, Франкл наблюдал за собой и окружающими и втайне вел записи, которые, к счастью, уцелели. Вскоре после окончания войны в свет вышли книги Виктора Франкла «Сказать жизни „Да!“: психолог в концлагере» и «Человек в поисках смысла» (⁶⁹ Франкл Виктор. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. М.: Смысл, 2004). Они переиздаются на разных языках до сих пор. Книги эти просты, автор не философствует, он делится своим уникальным, безценным опытом. Одну из наиболее важных мыслей, звучащих в них, можно сформулировать так: если в жизни вообще есть смысл, то должен быть смысл и в страдании. И он есть! «Смысл страдания - лишь неизбежного страдания, конечно, - самый глубокий из всех возможных смыслов… Оно может иметь смысл, если оно меняет к лучшему тебя самого», - пишет Франкл (⁷⁰ Франкл Виктор. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. Часть III. Основы логотерапии).
По сути, когда владыка говорил, что страдания - это возможность расти, возможность приблизиться ко Христу, если только мы не закрываем свое сердце, - он говорил то же самое. Когда ты страдаешь, это твоя неповторимая, уникальная задача: так страдать можешь только ты. Мы призваны к тому, чтобы научиться страдать с достоинством.
Чтобы глубже вскрыть смысл страдания, приведу цитату из дневников молодой голландки Этти Хиллесум (1914-1943). Она родилась в еврейской семье, отец - голландец, мама из России. Этти изучала славянские языки, у нее была мечта - стать писательницей. Когда началась Вторая мировая война, ей было 25 лет. В марте 1941 года Этти начала вести дневник, а в октябре 1942-го записи в дневнике прекратились: девушку и всю ее семью отправили в концлагерь, где погибли и ее родители, и брат Миша, талантливый пианист, и она сама. Этти отчетливо понимала, что ей предстоит… Вот что Этти, предчувствуя свою судьбу, пишет о страдании 2 июля 1942 года - в то время, когда амстердамские евреи с минуты на минуту ожидали депортации в нацистские концлагеря:
«Страдание всегда было с нами. Неужели важно, в какой форме оно появляется? Единственное, что важно, как мы его переносим и как делаем частью нашей жизни. Иногда я склоняю голову перед тяжелым бременем, которое висит надо мной. Но как только я склоняю голову, я заодно почти неизбежно испытываю потребность молиться. И так я могу сидеть часами и знать все, и переносить все, и все более укрепляться в принятии происходящего. И одновременно всем своим нутром я верю, что жизнь красива, имеет смысл и жить - стоит».
И это пишет молодая девушка, которая знает, что впереди - неизбежная смерть! Есть свидетельства, что, когда Этти с товарищами по несчастью уже сидели в вагоне на пути к газовым камерам, они пели песни. Я думаю, это прекрасный и предельно наглядный пример стойкости духа и достоинства человека, о которых говорит Виктор Франкл. Жизнь и смерть Этти Хиллесум ясно показывают, что человек действительно может стать выше своей судьбы и жить в другом измерении.
Владыка часто говорил о том, что у каждого человека есть свое высокое призвание. Каждый имеет для Бога абсолютную ценность и настолько для Него значим, что Бог готов снова умереть на Кресте. Владыка пишет: «В житии одного святого говорится, как один священник, возмущенный греховностью, которую он видел вокруг себя, стал молить Бога, чтобы наконец пришло возмездие. И Христос ему явился и сказал: не молись так, не молись о возмездии! Если бы была нужда спасти хоть одного человека, Я готов снова пережить все страсти, и распятие, и смерть» (⁷¹ Митрополит Антоний Сурожский. Беседы о вере и Церкви. О воплощении Христовом). Вот какова ценность каждого из нас! Вот каково наше призвание и наша уникальность, вот как мы любимы Богом! Это надо осознать не только умом, но и сердцем. И начать жить этим знанием. При встрече с людьми нет ничего важнее этого знания.
По словам владыки Антония, нам нужно научиться относиться к страданию творчески. Творчески - прежде всего значит относиться к человеку с благоговением и трепетом, поскольку он - человек, имеющий свое конкретное имя. Человек, у которого есть своя жизнь, свое призвание, своя семья. Человек, который любим Христом вплоть до крестной смерти. Именно поэтому владыка относился с трепетом и благоговением к каждому человеку, понравился ли ему тот или не понравился: «Господь умер за него».
Зная хотя бы зачаточно, что в нас есть свет, мы должны научиться видеть и взращивать этот свет в другом человеке. Но если мы не в состоянии хоть как-то обратиться к свету, живущему в человеке, он будет чувствовать, что его страдания безсмысленны, а сам он никому не нужен, как наш больной с трахеостомой, о котором я рассказала выше. И в таком случае перед человеком встает серьезный соблазн, за который несем ответственность и мы: у него возникает вопрос об эвтаназии. Если человек не видит смысла в страдании и ощущает себя обузой, он часто думает: «Поскорее бы все это закончилось!»
Расскажу о больном, который лежал у нас в хосписе и никак не мог найти смысл в своем страдании. Его звали Семен, лет ему было немного за сорок, и из-за опухоли позвоночника у него отказали ноги. Он находился у нас длительное время. Жена ежедневно приезжала к нему после работы. Внешне все было тихо и спокойно: вечером они пили чай, и для медсестер она приносила что-нибудь вкусненькое. Казалось, все хорошо и даже как-то уютно. Но в один далеко не прекрасный день Семен неожиданно сказал мне: «Фредерика, сил моих больше нет, хочу покончить с собой». Я лишь ответила: «Семен, но это ведь не выход из положения» - и ушла. На следующий день он сказал: «Фредерика, я уже не хочу покончить с собой». Мне стало интересно, и я спросила: «А что случилось?» Он ответил: «Знаешь, Бог показал мне, что у меня есть задача». (Обратите внимание: об этом в связи с осмыслением страдания говорил Виктор Франкл.) «Какая же у тебя задача?» - спросила я, и Семен сказал: «Бог показал мне, что после смерти я стану проводником для тех, кто переходят туда, в мир иной». Хотите верьте, хотите нет - для него этого оказалось достаточно, чтобы утратить желание покончить с собой. Семен не был особо верующим человеком. Однако, найдя для себя конкретную задачу, он увидел смысл в своих страданиях и смерти и перестал думать о самоубийстве.
Без осмысления страдания почти невозможно нести скорби достойно до самого конца. Для христиан смысл страдания может быть укоренен вот в чем: из любви ко Христу они согласны не только Его любить и все от Него получать, но и страдать за Него и вместе с Ним во спасение мира: Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь (Кол. 1: 24). Мы всегда ответственны за наше отношение к тому, что происходит. И у нас всегда есть выбор: завязнуть и замкнуться в своем горе - или определить свое отношение к событиям и увидеть в них некую задачу. В книге «Человек в поисках смысла» Виктор Франкл приводит афоризм немецкого мыслителя Фридриха Вильгельма Ницше (1844-1900): «Если есть зачем жить, можно вынести почти любое как». Человек, из-за болезни прикованный к постели, уже не способен действовать, быть активным, как раньше. Но мужественно и спокойно принимая свою участь, он может стать примером для всех окружающих. Или может помочь людям, которые за ним ухаживают, делать это с радостью.
Призвание в болезни
Вдумайтесь: «Если есть зачем жить, можно вынести почти любое как». Действительно, когда в страдании обнаруживается смысл, человек способен перенести почти все. Если вы сумеете помочь человеку отправиться на поиски этого смысла, у него появится возможность переносить свое горе, свои страдания с мужеством и без ропота. Очень важно, что смысл своего страдания каждый человек должен найти сам! Ни мы с вами, ни кто-либо другой его не знаем, мы не можем указать человеку: «Вот твой смысл». Кстати, со временем этот смысл для него может меняться.
Расскажу еще один любопытный случай. У нас лежал Николай Иванович - обыкновенный человек средних лет, рабочий. Однажды он обратился ко мне: «Фредерика, я хочу, чтобы вы сделали мне укол». - «Укол? - переспросила я. - Чтобы вас убить?» - «Да, - подтвердил Николай Иванович, - я больше не могу». На это я ему ответила: «Нет, Николай Иванович, здесь мы такими делами не занимаемся». Он глядел на меня с глубоким разочарованием, и я спросила: «А вы знаете своего святого покровителя - Николая Чудотворца?» - «Знаю!» - кивнул он с достоинством. Я до сих пор не уверена, что он действительно знал святого Николая, но сказала: «Тогда, если вы и в самом деле готовы из-за того, что устали болеть, перейти в иной мир не только телом, но и душой, то попросите святого Николая быть вашим заступником, ему виднее». Николай Иванович в знак согласия кивнул. Я посмотрела на него - мне показалось, что он вроде бы даже обрадовался, - и сказала: «Я тоже буду молиться ему о вас». Через два дня больной спокойно умер своей смертью. Этот случай - еще одно свидетельство, как страдание оборачивается во благо, если человек вместо того, чтобы пассивно, безо всякого смысла лежать и ждать конца, не зная, когда он наступит, приобрел задачу.
Виктор Франкл (на основе опыта пребывания в концлагере, своего и других заключенных) считает, что одно из самых трудных испытаний для человека - неопределенность срока страдания. Если мы знаем, что страдать нам полмесяца, месяц, полгода или даже год, то можно перенести все. Не зная же, когда закончатся наши муки, да еще и не видя в них смысла, намного труднее их выдержать. Просьба об эвтаназии - это в первую очередь крик души, мучительный, отчаянный крик: «Помоги мне! Я совершенно одинок, мне больно, мне страшно!» Эта просьба далеко не всегда говорит о том, что страдающий человек в данный момент действительно хочет покончить с собой. Он просто больше не может оставаться в одиночестве, и наше присутствие - присутствие именно в качестве личности - имеет в этой ситуации огромное значение! Рядом с отчаявшимся больным чрезвычайно важно уметь пребывать спокойно.
Отчаяние возникает почти всегда. Попробуйте представить себя в такой ситуации: вы день за днем лежите в постели и ничего не можете делать. Инсульт, инфаркт - мало ли что бывает. Ваши близкие месяцами должны за вами ухаживать. Я рано или поздно почувствовала бы себя обузой. Думаю, что нечто подобное испытывал бы каждый из нас. На мой взгляд, этот вопрос особенно остро стоит в России, потому что здесь всем необходимо работать, иначе трудно выжить. И недееспособный человек в семье, который ощущает себя обузой, - реальная проблема. Эту проблему необходимо обсуждать с больным. Можно, например, спросить у него: «А если бы была обратная ситуация, ты бы считал своего больного близкого обузой?» Об этом, а также о чувствах больного обязательно нужно говорить! Так, человеку, который считает себя обузой, надо сказать, что у него могут быть самые разные задачи:
• Во-первых, сейчас он может «научиться быть».
• Во-вторых, он может доставлять радость всем, кто за ним ухаживают, а именно с благодарностью принимать то, что ему дают. Вместо того чтобы говорить: «Ну зачем ты пришел? Уже так поздно, а ты после работы, не надо было тебе приезжать!» - можно, наоборот, выразить свою признательность: «Уже так поздно, а ты все равно ко мне пришел, да еще после работы! Спасибо тебе огромное, как хорошо мне стало!» Тогда у человека, который посещает больного или ухаживает за ним, будет легко на душе, и ему захочется еще больше помочь. Ответственность больного как раз и заключается в том, что он тоже может давать. Франкл писал, что суть не в том, что я могу еще взять от жизни, а в том, что я могу отдать.
• В-третьих, если больной верующий, то его задача может состоять в молитве за всех тех, кто ему помогают, его окружают, да и вообще обо всех живых и усопших, которых он помнит.
В юности с владыкой произошел интересный случай. Его духовный отец монах Афанасий спросил у него: «Ты любишь молиться?» - «Да, люблю». - «А если ты почему-то не можешь молиться, тебе становится больно, печально?» - «Да». И неожиданно отец Афанасий - такой вот странный монах! - сказал юноше: «Тогда я на год запрещаю тебе молиться! Ты уповаешь не на милость Божию, а на свои молитвы. Ложишься спать - просто вспоминай всех тех, кто тебя любят, и говори: „Господи, благодарю тебя за этого человека! Благослови его! И за этого человека благодарю тебя! Благослови его!“ Вспоминай не только живых, но и усопших. И тех святых, кого ты любишь и которые любят тебя. И, уповая на их молитвы, перекрестись и засыпай». Мне кажется, что то же самое можно сказать человеку, прикованному к постели: «Вспоминайте всех людей, которые вас любят, в том числе и усопших, и святых. Благодарите Бога за каждого из них и просите, чтобы Он их благословил».
К сожалению, по моему опыту, мало кто хочет молиться. А я уверена, что все мы, пока еще здоровы и пока у нас есть силы, должны научиться и полюбить молиться. Если мы не привыкли молиться, то, когда болеем, ослабли, находимся под влиянием лекарств, вряд ли будем это делать. Но если человек действительно знает силу молитвы и молится, это дает ему очень многое - и в первую очередь благодарность, радость и ощущение, что он не один: есть к кому обратиться и с кем поговорить.
• В-четвертых, болеющий человек может стать источником мира, покоя и любви для детей, внуков и всех своих близких, чтобы они могли приехать и спокойно ему рассказывать обо всем, что сегодня с ними происходило. Если у больного сердце открыто, а не замыкается и не тонет в своей болезни, он может дать очень многое.
• Вот сколько может сделать, казалось бы, недееспособный человек! Если он возьмется хотя бы за одну из названных мною задач, это поможет ему больше не ощущать себя обузой.
О победе над страхом
У серьезно больного лежачего человека бывает много страхов: страх болей, страх потери контроля, страх разлуки, страх небытия. А у человека верующего нередко появляется страх не только за свою жизнь, но и за встречу с Творцом, Которого человек еще не знает как Друга. Мы можем помочь ему справиться с этими страхами своим личным опытом и присутствием (о чем уже неоднократно говорилось выше), но только не словами и советами. Бывает, что у человека, который заболел внезапно или страдает долгое время, начинается депрессия.
Позволить больному самому контролировать ситуацию, пусть даже в мелочах, - необходимо! Например, лежит мужчина в постели, а жена все время вокруг него суетится. Нянечка приносит обед и спрашивает: «Какой вам хлеб? Черный или белый?» Он не успевает рот раскрыть, как жена за него отвечает: «Он всегда ест белый хлеб». - «А суп какой? Лапшу или овощной?» - «Он любит овощной». Я думаю, именно поэтому у больного усиливается ощущение «я - никто, от меня ничего не зависит». Я уверена, что, даже если у человека инсульт, и он едва держит ложку, и еда падает, ему все равно надо дать возможность справиться самому, чтобы он оставался самостоятельным и как можно полнее мог контролировать ситуацию.
Сказанное относится не только к физической, но и к душевной самостоятельности. Нам надо делать все, чтобы человек мог высказать свое мнение. Мы должны внимательно выслушивать больных, особенно при инсульте, когда многие говорят медленно и с трудом. А мы порой торопимся сказать за больного еще до того, как он произнес все слова, что для него унизительно и вызывает глубокую фрустрацию. Если человек вообще не в состоянии говорить, то догадаться, что происходит в его душе, можно по языку тела. У нас лежал Сережа, совсем молодой человек, вчерашний подросток. Он не мог разговаривать из-за трахеостомы. Мама, обращаясь к нему, постоянно повторяла одно и то же. Было видно, как ему это надоело, как сильно раздражает. Тогда я выразила словами то, что, как я чувствовала, происходит у него в душе: «Тебе, наверное, тяжело. Если бы ты сейчас мог говорить, то, наверное, послал бы нас всех… Ты сказал бы: „Вы совершенно не понимаете, что сейчас со мной происходит!“». И Сережа взглядом дал мне знать, что это именно так.
Если человек находится в инвалидном кресле, нельзя разговаривать с ним, стоя за его спиной: важно, чтобы во время общения он вас видел и при этом вы находились бы на его уровне. Кажется, мелочь, но на самом деле именно так у больного создается ощущение, что он контролирует ситуацию. Важно дать ему почувствовать, что он человек, с которым считаются. Можно сесть не просто рядом, а пониже, чтобы у него было ощущение, что он выше вас.
Мы с вами уже не раз ставили вопрос: как мы можем помочь страдающему, умирающему человеку? Речь не о наших эмоциях, а о творческом подходе к его горю. Что мы можем ему сказать? Чаще всего сказать нам нечего. Ведь мы не знаем, что значит стоять перед смертью. Не знаем, что значит тяжко болеть. Еще раз напомню слова Федора Ефимовича Василюка: «Больной - он профессор, а мы - всего-навсего его ученики». Мы ничего не знаем. Иногда я спрашиваю у больного: «Чему вы научились благодаря вашей болезни?» И мне почти всегда отвечают: «Терпению. Хотя у меня, когда я был здоров, его совсем не было». Терпение - очень ценное качество, которое люди приобрели благодаря болезни.
О жертвенной любви
Каково наше отношение к серьезной болезни? Смотрим ли мы на умирание с точки зрения Христа и Его Воскресения? Или мы относимся к болезни, умиранию и смерти поверхностно? Видим ли смысл в страданиях? Ставим ли мы себя в положение жертвы: «Господи! Зачем? Я всегда старался быть хорошим! За что Ты меня так наказываешь?» Или же мы готовы чему-то научиться и идти за Христом, веря, что благодаря Ему жизнь продолжается? Когда мы пытаемся найти смысл страданий, возникает вопрос: смотрим ли мы на них в евангельском свете, знаем ли, что после Воскресения Христа смерть - всего лишь успение?
Да, страдание, безусловно, имеет смысл. Но какой именно - это способен понять только сам страдающий человек. Мы же можем лишь показать ему, какими могут быть ключи к осмыслению его страдания. Встретить все, что происходит, включая страдание, лицом к лицу, чтобы фальшь не стояла, как стена, между умирающим и близкими. Осознать, что душа и тело - одно целое и что больной призван найти внутренний мир и работать над всем отрицательным, что происходило в его жизни. Осознать, что выход есть: не быть жертвой и в ситуации, которую болеющий не в силах изменить, измениться самому, как говорил об этом Виктор Франкл. Использовать остаток времени, чтобы стараться больше давать, чем что-то брать от жизни. В предстоящей разлуке с близкими знать, что любовь всегда есть и всегда будет.
А верующему важно помнить, что разлука временна, и жить в реальном событии Воскресения Христова. Тогда и больной, и его близкие смогут найти мужество не отчаиваться до конца, но сквозь боль и слезы, сквозь пустоту поднимать голову и заново ждать встречи с любимым человеком. Владыка Антоний говорил, что усопший человек жив в Боге. И по мере того, как мы в глубине души (в нашей молитве) общаемся с собой и с Богом, мы найдем там нашего ушедшего близкого, найдем еще в нашей земной жизни.
Если мы встретили Христа благодаря открытости нашего сердца и нашей вере в Него и поэтому у нас есть опыт Его Воскресения, тогда мы можем говорить: да, Христос воскрес. И в этом случае весьма вероятно, что сердце другого человека уловит эту нашу безусловную веру и что смерть, которой мы все боимся, - не конец, а успение, переход в иной мир.
«Победа над смертью одержана смертью и Воскресением Христовым, и гроб уже не зияет для верующего ужасом. Как говорится в Ветхом Завете, смерть для человека - покой: мы, хотя и плачем о разлуке, но плачем не без надежды; мы знаем, что смерть - это временный сон, сон для плоти, которая воскреснет в последний день, что смерть - время ликования для освобождения души» (⁷² Митрополит Антоний Сурожский. Духовный азбуковник. Сияние вечной жизни. М.: Благочестие, 2017. С. 178). Если же такого опыта у нас нет, то никто из тех людей, с кем мы общаемся, не сможет поверить в Христову победу над смертью. Часто от страха смерти все симптомы - физические, душевные, духовные - усиливаются. Вот почему вопрос, является ли Воскресение Христово для нас реальностью (в том смысле, что мы сами изменились до основания) или формальным, поверхностным понятием, действительно чрезвычайно важен. Задавайте себе этот вопрос почаще, потому что при встрече с людьми, которые стоят перед умиранием и смертью, именно то, какими вы являетесь, - самое главное. Владыка проповедовал:
Бог «нас не вырывает из скорби земли, из той жизни, которая чередуется радостью и горем, чтобы наше сердце стало глубоко, чтобы сгорело все, что не есть любовь, верная, неколеблющаяся любовь, чтобы не осталось в нашей душе и в нашей жизни ничего, кроме любви. И нам тоже говорит Господь: „Не плачь!“ - не в том смысле, что Он требует от нас горе свое забыть, а в том смысле, чтобы мы верой в Него, уверенностью в вещах невидимых могли перерасти себя, перерасти время, перерасти горе и вырасти в меру подлинного, истинного человека, который способен жить любовью к усопшим и любовью к земным, равной любовью, любовью ничем не различающейся, потому что и на земле она вечна, и после смерти она остается неколебима» (⁷³ Митрополит Антоний Сурожский. Проповеди. Воскресные Евангельские чтения по Пятидесятнице (часть III). Воскрешение сына вдовы наинской. 1958).
В то же время необходимо осознавать, что Воскресение Христа неотъемлемо связано с Его Крестом, то есть с Его страданием: «Обетование Христа обращено не к нашим духовным вожделениям, не к мечтам о небесной славе, а к готовности любовь проявить делом: если вы Меня любите, то вы со Мной до конца разделите Мою земную трагическую судьбу. Если вы ее не хотите, значит, вы не хотите делить судьбу со Мной, а хотите только трагедией Моей жизни и смерти извлечь себе пользу, выгоду» (⁷⁴ Митрополит Антоний Сурожский. В Доме Божием. Беседы о Божественной литургии - II). Как мы уже говорили во второй главе, если мы хотим разделить с Ним Его радость, нам надо быть готовыми к тому, чтобы за Него пострадать - пострадать именно по любви к Нему.
Бывает, что безсознательно мы желаем получить пасхальную радость, но без креста: «Дай нам радость, креста не нужно!» Конечно, мы так не говорим, но «креста не нужно» подспудно присутствует. Однако без креста нет радости Воскресения. Нет радости! Ибо ничто высокое, драгоценное не дается в жизни просто так. В любви всегда есть и трагическая сторона, когда ради любимого надо забыть о себе до конца, вплоть до смерти. Владыка как-то сказал - любовь в наше время потеряла свою суть, потому что мы не понимаем: в любви есть жертвенная сторона. «Любить по-Христову - это значит войти в самую глубь жизни, войти в самые ее трущобы, самую ее трагическую, страшную глубину и там встретить тех, к кому никто не подойдет, кроме Бога, - потому что они отвержены людьми. В конечном счете любить - это значит так себя забыть, будто мы для самих себя умерли, будто нет уже нас, а существует только тот, только те, которых мы любим любовью Господней» (⁷⁵ Митрополит Антоний Сурожский. Духовный азбуковник. Сияние вечной жизни. М.: Благочестие, 2017. С. 108).
Принятие
Как мы на самом деле смотрим на страдание - будь то страдание тяжелобольных, умирающих или их близких? Считаем, что это всегда зло? Как относимся к страданиям, неизбежно сопровождающим подлинную любовь? О ее жертвенной стороне, которая выражается в страдании, сейчас не принято ни говорить, ни даже думать. Но как бы мы ни прятались от этой реальности, сколько бы ее ни замалчивали, она никуда не денется. Приведу несколько примеров жертвенной любви.
У нас в хосписе умирал пятилетний мальчик Ваня. У него была опухоль мозга в терминальной стадии, он ослеп. Мама неотлучно сидела рядом с ним. Ваня все время был в полузабытьи. И вдруг открыл глаза. Почти полчаса мальчик смотрел на потолок и губы его шевелились: он с кем-то разговаривал. Смотрел радостно, не тусклыми, а ясными, яркими, словно прозревшими глазами и разговаривал с кем-то из иного мира. Мы с мамой сидели, не шевелясь, и благоговейно молчали. Потом Ваня снова ушел в себя и тихо лежал с закрытыми глазами. Я вышла из палаты, чтобы дать маме возможность побыть наедине с сыном. Через некоторое время пришла обратно и увидела, что Ваня уже при смерти. Он испустил последний вздох и умер, и я услышала, как мама тихо произнесла: «Спасибо Тебе, Господи». Я никогда в жизни не слышала, чтобы мама, когда умер ее ребенок, сказала: «Спасибо Тебе, Господи». Вечером мы сидели с ней вдвоем, и вот что она мне рассказала: «Когда вы ушли, я увидела, что Ване было там так хорошо и радостно! И я ему сказала: „Ванечка, если ты сейчас с Боженькой, возьми Его за руку, я тебя отпускаю“. Сразу после этого Ваня умер». Такое выражение жертвенной любви встречается редко. Мама смогла полностью забыть о себе и отпустить сына, поняв, что ему там, с Богом, лучше. Она поступила так ради человека, чьи страдания были для нее важнее собственного горя. Это большая редкость, особенно когда дело касается детей: отпускать своих близких умеют далеко не все.
Отказ принять реальность, то, что происходит здесь и сейчас, часто мешает отпустить близкого, страдающего человека. Часто страх будущего, «как я могу жить без него», не дает умирающему мирно перейти в иной мир. Помню Сережу, молодой парень, всего жить ему было двадцать лет. Он был спортсменом, страстно любил кататься и прыгать на скейтбордах. В один день он особенно высоко прыгнул, упал на свой копчик и так сильно ударился, что разошлись кости на крестце. Операции и лечение были удачными, и он снова мог ходить безо всякой боли. Но когда Сережу перевели в хоспис, уже ничего не было возможно делать для него. На крестце выросла саркома, и ни операция, ни химиотерапия, ни облучение не могли ее убрать. Он уже не ходил, похудел, и боли были сильные, не давали ему спать. Облегчение он мог найти, только лежа на боку, но мы не сумели до конца облегчить его боли. Сам Сережа знал, что идет к концу, что он умирает. Но он мучился долго: его родители никак не могли это принять и отпустить его. Несколько раз нам показалось, что вот-вот Сережа перейдет в иной мир, и всякий раз его родители тянули его назад в мир страшных болей и страдания. За день до его смерти отец взял опухшую ногу Сергея в свои руки и раздраженно говорил: «Не допускаю, чтобы эта ножка, ножка сына моего, не ходила! На дворе двадцать первый век! Найдем, непременно найдем таблетки, чтобы вылечить сыночку моего!» Сережа все это слышал, был еще в сознании и сильно смутился словами своего отца, даже сделал ему замечание. Сережа измучился: до самого конца его родители не сумели дать ему мир и покой и, еще хуже, ссорились между собой. В безсознательном состоянии Сережа наконец-то перешел в вечность - в этот раз его родителям не удалось утянуть его назад: улетела его мужественная и юная душа. Есть люди, которые хотят, чтобы родной человек ради них жил еще хотя бы несколько часов. Иногда я спрашиваю: «Для чего? Чтобы он еще несколько часов мучился?» - «Хочу, чтобы еще побыл со мной!» Родственники часто не готовы отпустить близких, потому что слишком велика боль разлуки. Поэтому медперсоналу очень важно выстраивать доверительные отношения с родственниками, чтобы те не остались без поддержки и помощи.
Однако не забывайте, что сострадать другим в их горе мы можем, только если у нас самих нет страхов и защит, так как мы уже поработали над собой. «Мы не можем достичь уровня тех знамений верующих, которые перечисляются в конце Евангелия от Марка; но мы можем сделать хотя бы одно - то, что Господь Иисус Христос повелел сделать своим ученикам: Приведите его ко Мне!.. И это мы могли бы сделать в отношении каждого, кто вокруг нас находится в нужде, в муке душевной или физическом страдании и в опасности для жизни. Приведи его ко Христу, чтобы он встал перед лицом Господним во всем своем страдании. И чем больше отчаяние, чем безнадежнее положение, тем больше будет его способность встретить Бога, если только мы сами прозрачны, как свет, если только мы - те предвестники Христа, каким был Иоанн Предтеча или какими были апостолы: те предвестники, которые открывают путь ко Христу, чтобы дать Богу действовать» (⁷⁶ Митрополит Антоний Сурожский. Духовный азбуковник. Сияние вечной жизни. М.: Благочестие, 2017. С. 233).
Другой очень яркий пример. У одного четырехлетнего мальчика спросили: «Готов ли ты отдать свою кровь сестричке?» А сестре его было два годика, она находилась при смерти, и ей срочно требовалось переливание крови. И мальчик ответил: «Я готов». После переливания крови он тихо и испуганно спросил: «А через сколько минут я умру?» Он думал, что, отдав кровь, должен умереть - но согласился ее отдать! Это тоже проявление жертвенной любви, которая встречается так редко…
И еще один прекрасный пример, я им буквально любуюсь. Анатолий - военнослужащий, примерно сорока лет. Его двадцатидевятилетний брат Владимир умирал от саркомы, ему оставалось недолго. Анатолий явил себя удивительным человеком. Сердце этого мужчины, военного, оказалось более чутким, чем у иной женщины. Когда Владимир был уже близок к смерти, Анатолий молча сидел с ним рядом, держа его за руку. Братья ни о чем не говорили. Но они общались друг с другом глазами, почти не отводя взгляда. Анатолий был рядом с братом в течение многих часов, до последнего мига. Когда Владимир начинал задыхаться, Анатолий его подбадривал: «Вов, давай поглубже подышим. Нет, так не годится. Дыши! Дыши! Побольше, поглубже, нет-нет, давай еще!» На словах он вроде бы даже шутил с Владимиром, но они встречались глазами, и взгляд старшего брата говорил без слов: «Не бойся, я с тобой до конца». Мы с вами уже говорили, что если у нас нет страха, а есть вера и тишина, то мы можем многое дать. Анатолий понял страхи брата и сидел с ним до самой его смерти, до утра. Я была с ними до позднего вечера и, пока не ушла, с удивлением смотрела, как Анатолий держит брата своей любовью, общаясь о главном, то есть о его приближающейся смерти, молча, только своими глазами, и не давая ему бояться. Для меня эта любовь была подобна Покрову Божией Матери, распростертому над ними. (Мама братьев находилась вне этого поля любви, чувствовала себя потерянной. И я, чтобы ей было легче и она тоже могла что-то сделать для сына, дала ей четкую задачу: попросила время от времени смачивать губы и язык Владимира, чтобы облегчить его страдания). Оба брата знали, что приближается смерть, но словами об этом не говорили, а Анатолий своей любовью каким-то непостижимым образом держал брата внутри себя. Какой это был покров любви! Какое таинство! Утром я увидела тело Владимира: лицо его было спокойно, он без страха перешел в иной мир.
Важно, чтобы умирающий человек не оставался со своим страданием один на один. Большинство людей хотят, чтобы кто-то был с ними рядом, потому что страшно. Но суть не только в физическом присутствии. Если уж быть с человеком - то надо именно БЫТЬ! Находясь рядом с больным, надо держать его внутри себя, в своем сердце перед лицом Божиим. Владыка говорил, что страдающего человека можно взять к себе в сердце и держать, «как ребенка в утробе»: таким образом он родится в тебя и остается близок с тобой в духовном лоне. Он находит прибежище в твоем сердце, и все это в присутствии Божием, в молитвенном обращении к Господу: «Пусть он живет в моем сердце ради Тебя». Сам владыка обращался к Богу так: «Господи, это Твой ребенок, он страдает, помоги!» Без лишних слов. Мой опыт показывает, что вслух молиться не следует, так как большинство людей не привыкли к молитве и их страх может возрасти из-за того, что слова молитвы часто им непонятны. Лучше внутренне молчать и молиться в сердце своем. Молчание крайне необходимо: тогда человек чувствует, что может заговорить. Или же мы можем держать его в глубине молчания и тишины в присутствии Самого Христа.
Митрополит Антоний давал замечательный пример Альберта Швейцера. Однажды владыка увидел фотографию, на которой был запечатлен эпизод врачебной работы Швейцера в Африке: маленькая мама-негритянка протягивает стоящему перед ней высокого роста человеку - Швейцеру - своего умирающего ребенка и без слов молит: «Возьми его, ты врач, исцели!» На этой фотографии - образ заступничества, к которому призваны и мы с вами, когда находимся со страдающим человеком. Наша задача - молча держать его перед лицом Божиим. Но, конечно, исполнить это призвание возможно, лишь если мы знаем Христа и доверяем Ему как Другу. Мы можем просто сказать Ему: «Посмотри, этому человеку так плохо! Пожалуйста, приди и помоги!» К сожалению, на практике такое случается далеко не всегда. Бывает, что просят медсестру посидеть с умирающем больным, и она действительно сидит, но при этом погружена в свои мысли или, хуже того, в смартфон. Значит, она вовсе не с больным, и его одиночество становится еще глубже.
Наши страхи и безпомощность перед умиранием и горем укоренены в том, что у нас нет критериев страдания, нет своего отношения к нему. Чаще всего мы не принимаем болезнь, умирание и смерть как неизбежную часть жизни. Поэтому неожиданная встреча с серьезным страданием застает нас врасплох, мы теряемся. Особенно если страдают дети.
Расскажу вам о Саиде, мальчике лет шести, мусульманине. Он умирал у нас в хосписе. Мама, сидя рядом, пела ему его любимые песни… Я с трепетом и изумлением смотрела на маму: внутри она рыдает, но силою жертвенной любви спокойно сидит рядом с умирающим сыном и поет его любимые песни, чтобы ему стало легче. Это было так прекрасно! Вокруг стоит глубокая тишина, а она тихо поет, видя, что времени жизни у сына почти не осталось, он неотвратимо уходит. И вдруг в палату ворвался дядя мальчика - шумный, возбужденный - и заорал: «Надо срочно перевозить его в больницу, в реанимацию!» Я ему ответила почти с негодованием: «Но он же умирает, он уже вот-вот уйдет!» Дядя закричал: «Что вы такое говорите?! Не надо слова „смерть“!» Я почувствовала, как во мне поднимается гнев, и решила уйти. Вышла из палаты и попросила главврача, чтобы она побыла с этой семьей. На следующее утро я спросила у нее: «Что с Саидом?» Она ответила: «Родные отвезли его в реанимацию». Значит, Саид умирал в одиночестве, оставленный любимой мамой. (Тогда еще не было разрешено пускать родственников в реанимацию.) Я возмутилась: «Как ты могла такое допустить?!» Она посмотрела на меня: «Ты не понимаешь, у тебя нет детей». Мне эта ситуация еще раз отчетливо показала: когда страдает ребенок, часто происходит перенос его страданий на своих детей примерно того же возраста («это мог бы быть мой ребенок»). Наша главврач потеряла себя, потеряла точку опоры. Полагаю, будь у нее осознанные критерии отношения к страданию, включая умирание детей, такого не случилось бы.
Сегодня широко распространено мнение, что страдание - зло, что его надо всеми силами избегать, облегчать, отстранять. Такой взгляд на страдание приводит к трусости. Люди боятся страдания, и страх этот порой более разрушителен, чем само страдание. Владыка Антоний писал: «Страдание - не всегда зло… Боль - момент, когда нам дается предупреждение, что что-то не в порядке. Иначе мы оказались бы в трагическом положении безо всякого предупреждения. Начинающего медика учат, что, если пациент страдает, не следует облегчать его боль, пока не найдена ее причина: если снять боль, у врача порой не остается никаких данных. То же самое относится к душевным страданиям» (⁷⁷ Митрополит Антоний Сурожский. Материя и дух. Перед лицом страдания).
У родственников безнадежно больных часто присутствует страх встретиться лицом к лицу с неизбежностью умирания. Но когда родные не принимают происходящее и отрицают диагноз, между ними и больным встает стена лжи. И от наличия этой невидимой стены ухудшаются все симптомы - ведь фальшь чувствуется неизбежно. А если стена сохраняется до самой смерти больного, то у родных обязательно возникает огромное чувство вины. Бывает, только после его смерти они осозна́ют, что именно им надо было сделать, а они не сделали: близкий умер без их поддержки, один на один со своими страхами и переживаниями. Когда родственники говорят, что больной не выдержит правды о своей болезни, это чаще всего свидетельствует не о страхах больного, а о их собственном страхе. По моему опыту, все больные знают, что умирают. Они чувствуют, как уменьшаются жизненные силы, но обычно молчат, желая уберечь своих родных: так и продолжается эта фальшивая игра с обеих сторон.
У нас в хосписе долго лежал Виктор, у него был рак позвоночника, и он уже не мог ходить. Жена Нина приходила к нему каждый день: поплакав в коридоре и тщательно вытерев слезы, она как-то очень неестественно улыбалась мужу. И ни о чем серьезном с ним не разговаривала. Так продолжалось довольно долго. Однажды я уловила тревожный взгляд Виктора, направленный на жену: он понимал, насколько ей тяжело и горько. Супруги никогда не говорили об истинном положении вещей. Мы с Ниной сблизились, поэтому я у нее спросила: «Может быть, лучше поговорить о том, что с Витей и с вами происходит на самом деле?» У Виктора я несколько раз спрашивала: «Витя, какой у тебя диагноз?» - и он всегда отвечал: «Остеохондроз». Этот ответ означал, что он не готов признать свой диагноз. Однажды я спросила в присутствии Нины: «Остеохондроз?» - «Да, остеохондроз». Я сказала: «Нина, может быть, вам с Витей сто́ит сейчас обсудить ваше истинное положение?» Она согласилась: «Да, конечно, но я очень боюсь, побудьте с нами». Я не помню весь наш разговор, но зато прекрасно помню, как Виктор сказал: «Но я же с первого дня знал, что у меня не остеохондроз, а рак позвоночника». И тут оба они заплакали, обнялись, и разделявшая их стена лжи рухнула, исчезла. Стало чисто и просторно. Я тихонько вышла. С этой минуты между ними не осталось никаких преград: все стало так открыто и просто!
Несомненно, одна из наших с вами задач - способствовать тому, чтобы человек мог принять свой диагноз, принять все, что с ним происходит. Выбора-то все равно нет! Хочет ли человек того или нет, признаёт ли или не признаёт, но смерть придет. Чудеса изредка случаются, но это исключение. Зато нам вполне доступно великое чудо - исцеление души: она исцелится, если человек примет свою болезнь, начнет работать над собой, над своей душой и раскроется Богу. Владыка говорил: «Но если я живу ради чего-то, если я готов умереть за что-то, если для меня существуют ценности бо́льшие, чем я сам, вещи более значительные для меня, чем то, что со мной случается, у меня есть опора и я могу смотреть в лицо страданию» (⁷⁸ Митрополит Антоний Сурожский. Материя и дух. Перед лицом страдания). Эти слова владыки можно в полной мере отнести к любому самому серьезному диагнозу, к любому страданию. И это не геройство. Вспомним пример жертвенной любви мамы, которая смогла отпустить своего ребенка, передать его в руки Божии, потому что состояние сына было для нее важнее собственного горя. Для христианина опорой, якорем должен быть Христос, наш Друг и Спаситель. Он пережил с нами все человеческое и дал нам образец, каким Человеком можно стать. Я думаю, что жертвенная любовь Христа может и должна вдохновлять нас в нашей повседневной жизни.
В хосписе лежал Георгий, человек пятидесяти с лишним лет. У него была саркома легких, сильнейшая одышка. Историк по образованию, после перестройки Георгий стал боксером, обучал детей, в основном бедных. Мужчина невероятно грузный, он все время сидел: во-первых, из-за проблем с легкими, а во-вторых, у него так сильно отекли ноги, что он уже не мог передвигаться. И поэтому он, недели три не спавший, просто сидел, облокотившись на тумбочку и задыхаясь. Георгий был человеком удивительным, редкостным. К нему приходили друзья, много друзей, и им было с ним очень весело, а он был всегда в центре. Я спросила у него: «Как же вы, так страдая, можете настолько спокойно переносить свои страдания?» Он ответил: «Страдая? Я не страдаю», - хотя дышал с трудом. Я видела, что он чуть ли не задыхается. «Я не страдаю!» Я спросила: «Почему?» И Георгий еще раз подтвердил: «Нет, я не страдаю. Я - воин Христа! Когда я умру, я не буду стоять на коленях, а сразу же попрошу у Христа стать Его воином». Так трогательно: человек, в действительности тяжко страдающий, говорит: «Я - воин Христа!» А еще он мне сказал: «И я буду говорить с сыном (у него был четырехлетний сын Юрий). Скажу ему, чтобы он жил достойно, как настоящий мужчина. И чтобы жил достойно примера Георгия Победоносца. Я ему скажу, что у него в жизни вот такая задача. Предупрежу, что буду смотреть оттуда, так ли он живет». Две старшие дочери Георгия, семнадцати и двадцати лет, очень боялись, и отец готовил их, что скоро умрет и уйдет в мир иной. Жена поддерживала его во всем. Когда Георгий умирал, я сидела с ним по одну сторону, жена - по другую, а дочери впереди нас, ближе к отцу. Он действительно очень страдал. Восемь раз врачи старались найти вены, чтобы ввести лекарство и облегчить его одышку. Но из-за того, что он был таким тучным, ничего не вышло. Процедура эта не очень приятная и болезненная, но он все восемь раз спокойно давал руку, не сказав ни слова против. И ни капли раздражения в нем не чувствовалось, хотя он задыхался все сильнее. И вдруг Георгий неожиданно глубоким, сильным, громким голосом сказал: «Дети! Дети!» Поразительно: он не был там, где боль и одышка. Он сумел отстраниться от всех физических симптомов, ушел в себя и переживал за своих детей. Вот вам еще один пример жертвенной любви: Георгий думал лишь о близких. Когда он умер, потребовалось пять человек, чтобы перенести его с кресла на кровать. Я глядела на его тело: на кровати лежал настоящий богатырь! Действительно, он еще при жизни стал воином Христа - человек, который смог не жалеть себя, нашел смысл жизни, думал только о своих близких. Он лично знал Христа, у него были свои отношения с Ним. Христос стал для Георгия стержнем. Ярчайший пример, как можно реально жить и умереть со Христом.
Итоги
Заканчивая, я еще раз задам вопросы, ключевые для нас, христиан:
• Знаем ли мы Христа благодаря своему личному опыту? Причем в первую очередь - как Друга, как Спасителя, и только потом уже - как Судью?
• Веруем ли мы подлинно, что Он воскрес, что Он жив?
• Имеет ли Воскресение Христово главное, основополагающее значение для всей нашей жизни, включая страдание, умирание и смерть?
Если мы знаем Его как Друга, то тогда вместе с апостолом Иоанном Богословом имеем право сказать о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни (1 Ин. 1: 1). Тогда мы можем и желаем делиться этим опытом, этой радостью с теми, кто во тьме и отчаянии. Владыка часто подчеркивал, что мы не можем подготовить человека к смерти, но только к Жизни. Иными словами, к Жизни во Христе, к Жизни в Воскресении, к тому, что смерть - всего лишь успение. Но если сами мы не имеем такого опыта, не знаем изнутри, что Христос жив - Он воскрес, то никогда не сможем передать человеку без слов: «Не бойся, потому что Жизнь продолжается». Наша задача - бороться против индивидуума за личность, все шире и глубже раскрывая свое сердце себе самому, Богу и в Нем - каждому человеку. Владыка пояснял, что когда Христос говорит об очищении внутренности чаши и блюда (см. Мф. 23: 26), то «конечно, речь здесь идет не о чашах и блюдах, а о том, чтобы человек очистил свое сердце, свой ум, выправил свою волю и чтобы та правда, которая живет в глубинах его души, нашла себе выражение вовне». Царство Божие находится «всецело в человеческих сердцах и определяется пока только тем, что в чьих-то сердцах - немногочисленных или многих - единственным Царем является Господь Бог» (⁷⁹ Митрополит Антоний Сурожский. Слово Божие. Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия. Беседы на Евангелие от Марка. Главы 1-4). Христос всегда с нами, и мы можем ничего не бояться, ибо Он будет нашим Заступником всегда: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28: 20). Нам даровано вместе со Христом нести человеческую боль и в своем сердце приносить людей ко Христу и Божией Матери. Именно к Ней, так как если речь идет о страдании и боли разлуки, то никто не страдал так, как Она: Она безмолвно со-умирала со своим Сыном на Кресте. Наша задача - быть там, где темно, где страшно, где нет Бога. И свидетельствовать своей личностью, что смерти нет, потому что ХРИСТОС ВОСКРЕС!
Комментарии
Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение: