"Лесная пустынь" - священника Ярослава Шипова - все тексты 4-го сборника его рассказов (2009 года). Читайте рассказы онлайн!

Они верили, что браки совершаются на небесах, потому их брак на небе и совершился... ("Дядя Вася")

В интернете обильно представлены все рассказы отца Ярослава Шипова, так любимые русскими людьми. Но эти "электронные книги" разбросаны по десяткам сайтов. Помещаем их все на нашем сайте, к вящей радости почитателей настоящей, крепко-русской духовной прозы.

Продолжаем "электронное собрание сочинений" о. Ярослава Шипова 4-ым сборником его рассказов "Лесная пустынь".

Священник Ярослав Шипов. Лесная пустынь («Светлый берег», Москва, 2009, в книге 192 страниц)

ОГЛАВЛЕНИЕ книги:

Светлый лес - Ярослав Шипов. Лесная пустыньЛесная пустынь
Медаль
Великая формула
Указание
Овсяное печенье
Тоскующие по небесам
Бизон и Фуфунчик
"Ехал я из Берлина…"
Ручеек
Иеромонах Севастиан
Свет
Наводнение
Дядя Вася
Лаврюха обыкновенный
В пустыне, на берегу озера
Новоселки
Сапоги из Трапезунда
Краузе
Уездный чудотворец

 
Марина А. 29.07.2010, 16:41 - Православный просветительский форум "Православие и мир":
А вот еще по теме, как мне кажется. Один из моих любимых рассказов у священника Ярослава Шипова "В пустыне, на берегу озера". Русская жена и восточный муж. На краю света живут вдвоем. В полной гармонии.

"Русский жена - хороший жена, умный жена, научил меня не жить, как другие жили.... у нас,знаешь, приписки был, взятки был, воровать был... Анна Ивановна не разрешил мне... мы, конечно бедно живем, зато честные."

И как же ведет себя эта женщина, наставившая мужа на путь истинный и фактически спасшая его от неминуемой тюрьмы?

"За краткое время нашего отсутствия Анна Ивановна успела расстелить на полу матрацы с одеялами, а сама снова исчезла: похоже, за занавесочкой был ход в маленькую комнатенку, вроде чуланчика, там хозяйка и обитала
- Анна Ивановна! - изумился Пучкин. - Ну ты даешь! Настоящая восточная женщина: шуруешь-шуруешь, а на глаза не показываешься - это Ложка тебя так приучил?
- Привыкла,-донеслось из-за занавески, - да и правильно это: зачем бабе о мужскую компанию лезть? Обязательно встрянешь с разговором и обязательно -невпопад, только рассердишь."

Вот так вот. Увы, как далека я от добродетелей Анны Ивановны...

О сайте af0n.ru

 


 

Силы небесные во главе с архистратигом Михаилом ведут непрекращающуюся войну с силами зла, и эта война не считается преступлением

 

С выходом нашего издания в новом формате, в "Пяти охотах" появилась еще одна рубрика - "Круглый стол", за которым люди мудрые, но интересные ведут обсуждение по-настоящему волнующих общество проблем. Для апрельского выпуска мы планировали тему "Демография" - надо ли сокращать численность землян или, наоборот, усиленно размножаться.
 
Но тут случилась давно ожидаемая война. Не долгожданная, заметьте, но давно ожидаемая! Все на нее реагируют, нам бы тоже надо поднять свой голос "за" или "против", но, вообще-то, иракская война для нас, собравшихся за этим столом, это лишь повод поразмышлять вообще о феномене войны, о теории войны, о праве сильного на управление слабыми, о том, насколько нынешняя война может или не может называться войной цивилизаций - мусульманской и христианской...
 
По сути, это разговор о добре и зле. Вот ведь, силы небесные во главе с архистратигом Михаилом ведут непрекращающуюся войну с силами зла, и эта война не считается преступлением.
 
Вообще, все на земле существует благодаря тому, что кто-то более сильный победил более слабого. Это принцип естественного отбора! Можно утверждать даже, что вся нынешняя общепланетная цивилизация - результат войн, проигранных или победоносных. Но все эти небесспорные утверждения даются нами просто для затравки, для поднятия полемического духа.

 

    В разговоре участвуют:
  1. Владлен Георгиевич Сироткин, профессор кафедры философии, политологии и культуры Дипломатической Академии Министерства иностранных дел России.
  2. Священник отец Ярослав Шипов. До посвящения был писателем, закончил Литературный институт. Несколько его рассказов было напечатано в "Пяти охотах".
  3. Александр Васильевич Кацура. Философ и литератор. Вице-президент Российского философского общества.
  4. И мы - создатели "Пяти охот" Владимир Кулысов и Валерий Глебов.

 
ОТЕЦ ЯРОСЛАВ ШИПОВ. Небольшая ремарка. Вообще-то Дарвин не говорил, что побеждает сильнейший. Побеждает тот, кто лучше приспосабливается.

КУЛЫСОВ. Главное, что побеждает - силою, хитростью, умом...

КАЦУРА. Может быть, уместно вспомнить слова Льва Николаевича Гумилева. Зашла речь о том, как русские - дружески ли присоединили Сибирь или завоевали? И Лев Николаевич утверждал, что, конечно же, завоевали. Его позиция такова: все народы мира живут на завоеванных землях.

СИРОТКИН. Война - вопрос огромный, философский. Кстати, против Дарвина в России первым выступил Николай Яковлевич Данилевский, который написал знаменитую книгу "Россия и Европа". Множество его работ до сих пор не опубликованы. Он был не только писатель и философ, но и естествоиспытатель. Кстати, информация специально для "Пяти охот": он был начальником Департамента рыбного хозяйства Министерства сельского хозяйства Российской Империи.
Современные войны не являются продолжением традиции войн захватнических, потому что они ведутся на совершенно ином уровне - их цель не выживание, не поглощение вражеских территорий, а определение статуса.

КУЛЫСОВ: Кто-то располагается в ложах мирового театра, кто-то в партере, а кто-то на галерке? Занимайте места соответственно купленным билетам?

СИРОТКИН: Примерно так. В 21 веке произошло крушение старой системы глобальных отношений, установившихся после Второй мировой войны. Мы знаем эту систему как Ялтинско-Потсдамско-Хельсинкскую, основанную на разделе сфер влияния, баланса сил, противостояния систем капитализм-социализм и двух сверхдержав - США и СССР. Одной сверхдержавы больше нет, как нет и соцлагеря. Осталась только одна сверхдержава.
Что в случаях кардинального изменения межгосударственных отношений раньше делал мир? Передоговаривался. Воевал, а потом заключал мирные договора, в которых закреплялись новые границы, сферы влияний. Эти системы всегда существовали, по крайней мере, с семнадцатого века.
Была вестфальская система баланса сил, она просуществовала полтора столетия - до французской революции и наполеоновских войн.
Потом двадцать пять лет шли войны, приведшие к установлению венской системы 1815 года. Она просуществовала сто лет и рухнула с началом Первой мировой войны.
После нее в 1919 году создали версальскую систему, знаменитый версальский мир, в который советская Россия не вошла.
И наконец, после Второй мировой войны возникла Ялтинско-Потсдамско-Хельсинкская система мировых отношений.

КУЛЫСОВ. Которой теперь, увы, тоже нет. Рухнул не только СССР, развалилась вся геополитическая система. Что же теперь делать? По трехсотлетней традиции - воевать?

СИРОТКИН. Подписывать новый договор - скажем, Хельсинки-2. Ведь мы сейчас живем в парадоксальном мире. У нас де-факто не существует независимой Прибалтики, у нас до сих пор существует ГДР как независимое государство - ведь до сих пор произошедшие изменения никак не закреплены, не подписан глобальный международный договор под эгидой ООН для того, чтобы привести юридическое состояние в соответствие с фактическим. И этим как раз и воспользовались американцы.
Системы нет: нет Организации Объединенных Наций, которая возникла как результат Ялтинских договоренностей. В смысле, нет ее решительного и решающего влияния на любого из ее членов.
И отсюда происходит сейчас такой интересный поворот. Бушу и его политтехнологам удалось убедить рядового американца, что, поскольку нет этой системы, мир на грани анархии. Пример - 11 сентября 2001 года. Вот что означает отсутствие системы. Образуется вакуум, который надо заполнить. Мир надо укрепить. Сначала взялись за Бен Ладена с Афганистаном, а потом - за Ирак. Но здесь вышла осечка, потому что на этот раз американцев не поддержали их союзники по НАТО, прежде всего Франция и Германия. Их не поддержали в ООН и в Совете Безопасности, и они пошли напролом, как Чапаев. На лихом коне, с шашкой и так далее.

И что теперь получится? Мы находимся в судьбоносном моменте: по сути, 21 век начался только с началом войны против Ирака.

Как писала Анна Ахматова, имея в виду первую мировую войну - "не календарное начало века". Если вы возьмете французские учебники - школьные и университетские - там 20 век начинается в 1914 году.

И вот сейчас американцы хотят сделать началом века 11 сентября 2001 года. А надо бы делать 20 марта 2003 года. Потому что именно сейчас начинается точка отсчета - что дальше будет? Или американцы возьмут на себя роль мирового жандарма, как когда-то в Европе говорили о [русском императоре] Николае Первом, или произойдет, как говорят в России, большой облом. И дело не в том, выгонят ли американцы Буша или не выгонят... Вот наш Николай Первый, тот просто отравился, проиграв Крымскую войну, когда взяли Севастополь. Сейчас это уже доказано. Американцы искренно верят в то, что они помогают всему миру. Что они спасители. И этому всему наступит конец.

КУЛЫСОВ: Либо Хаос, либо Космос. Либо бардак, либо порядок.

ГЛЕБОВ. Чем ровнее, равнее, усредненнее будет этот мир, тем меньше будет прогресс. Американцы с их суперцивилизацией должны, видите ли, подчиняться интересам народов, которые ходят в набедренных повязках? А может быть, лучше для всех, чтобы были государства-лидеры? Чтобы было на кого равняться, за кем тянуться. Американцы отстаивают свое право на лидерство. Свое место лидера.

КУЛЫСОВ. Надо еще договориться, что такое прогресс. Индустриальная цивилизация может настолько загадить планету, что на ней вообще остановится жизнь. В этом смысле более прогрессивны модели первобытные - уж они-то не истощат землю, воду и воздух.

КАЦУРА. Осип Мандельштам сказал замечательные слова. Началась война (1914 года) и границы в Европе, прежде сто лет незыблемые, задвигались туда-сюда.

Европа Цезарей! с тех пор, как в Бонапарта
Гусиное перо направил Меттерних,
Впервые за сто лет и на глазах моих
Меняется твоя таинственная карта.

И вот сейчас, в начале 21 века, мы видим нечто похожее. Масштабнее будут эти перемены или нет - увидим. Но нападение на Ирак в обход Совета Безопасности и вообще такой громоздкой организации как ООН - это, конечно, какая-то новость в мировом праве. Открываются новые возможности и по новому надо будет договариваться, если мы хотим увидеть более или мене стабильный мир.

Но мало этого, я хочу вернуться к замечательной фигуре Николая Яковлевича Данилевского. Ведь он, будучи естественником и гуманитарным мыслителем, сделал замечательное открытие - то, что он назвал культурно-историческим типом.

Смысл открытия в следующем:

не существует мировой единой цивилизации,
а каждая культура, каждая отдельная цивилизация - это живой биологический организм.
У него есть свои часы.
Он рождается, живет (примерно 1000-1200 лет) и умирает.

Но вслед за Данилевским шел достопочтенный немецкий профессор Освальд Шпенглер, который в 18 году написал книжку "Закат Европы", где не употребил выражение "культурно-исторический тип", а сказал "цивилизация".

  1. Шпенглер очень многое взял у Данилевского, ни разу на него не сославшись.
  2. Конечно же, за ними идет наш замечательный Лев Николаевич Гумилев со своей теорией этносов, с пассионарностью и так далее.
  3. Лужков написал недавно книжку и там есть глава "Возобновление истории".

Сейчас гремят пушки, и это самое настоящее возобновление истории.

КУЛЫСОВ. Судя по многим прямым и косвенным признакам наиболее пассионарны сейчас именно арабские, мусульманские народы. Они хотят утвердить свое право если не на лидерство, то на равноправие в мире. А мир - это не Олимпийские игры, где важна не победа, а участие. Мир - это чемпионат, где нужно побеждать, быть первым.
Или побеждаешь ты, или побеждают тебя.

ОТЕЦ ЯРОСЛАВ ШИПОВ. Я редко смотрю телевизор, но уж когда сажусь, то всегда показывают то, что мне нужно.

Я увидел какой-то документальный фильм про племена, которые прекрасно живут где-то в Центральной Америке. Живут они собирательством, ловлей рыбы, которую бьют какими-то палками. Показали, как с севера наступает уже цивилизация. И ученые американские с изумлением признали, что образ жизни этих индейцев для цивилизации идеален. Они работают четыре часа в сутки. Остальное время отдыхают, развлекаются. Так вот, образ жизни первобытного человека для прогресса идеален.

Теперь что касается христианского взгляда на прогресс.

Прогресс - это рациональное дело.
Война - самое рациональное дело: убить всех и забрать все себе.
Или поделить между своими.
А христианство - иррационально.
Любовь иррациональна.
Любовь это отдавать себя.
За что Христа и убили.
Чем больше будет любви, тем дольше будет длиться жизнь на Земле.
Прогресс - это путь человечества. Никуда от него не денешься.
Но это путь, ведущий к погибели.
Иррациональная любовь бесконечна, незавершаема.

Что касается Саддама Хусейна. Кто дал нам право разбираться - зло он или не зло? Иракцев он устраивает? Пусть они себе живут с ним во главе и радуются. У нас вот рядом, в Туркменистане, Саппармурат Ниязов - он их устраивает, он им такой и нужен.

КАЦУРА. Не скажите. Я не далее как сегодня разговаривал с одним профессором из Туркмении. Он уже, правда, много лет живет в Москве. Я ему говорю, что туркменбаши откровенный диктатор, но это не основание пускать наши танки в туркменские пески. Надо как-то тоньше действовать. Он говорит - конечно, я согласен... Но я так бы хотел, чтобы его поскорее не было на этом месте. Это говорит интеллигент. Я убежден, что американцы сейчас делают грязную работу, и делают ее за нас. Чуть раньше они делали такую работу в Афганистане, прогоняя талибов. Мы бы с нашими генералами с этими талибами воевали бы еще десять лет, положили бы наших сто тысяч и миллион афганцев.

ОТЕЦ ЯРОСЛАВ ШИПОВ. А кто сказал, что путь талибов преступен? Не судите, да не судимы будете.

КАЦУРА. Вы ставите вопрос правильно и резко, но я не уверен, готов ли у вас ответ. Ситуация такова: мы говорили о войне, почему она происходит, надеялись, что в 21 веке человечество будет жить без всяких войн. Надежда оказалась тщетной. Война идет и возникает вопрос - возможно ли существование того, что американцы называют гуманитарной агрессией? Внешне они сражаются с тираном. Нас он вроде бы лично не обижал, не бил ни по одной из щек. Но мы знаем, что он убил как минимум сто тысяч курдов.

ГЛЕБОВ. Я лично взломал бы дверь и ворвался в квартиру, где сосед мучает собаку и она визжит и воет. Кто мне дал право? Мои нервы, мои эмоции, мое сострадание. И я дал бы ему по шее, если, конечно, сосед не амбал. Но тут приходят другие соседи и говорят: какое право вы имеете бить человека?... И начинают защищать садиста, и говорить о правах человека, о законе...

КАЦУРА. Известно, что Саддам диктатор, что он убирает политических оппонентов, что он применял химическое оружие против курдов.

ОТЕЦ ЯРОСЛАВ ШИПОВ.

Религиозная ли это война?
Нет.
Потому что у американцев не христианское общество, а постхристианское.
А постхристианское, согласно Писанию, это сатанинское общество.
Поэтому это не война христиан с мусульманами.
Не с Хусейном они воюют. Они хотят забрать нефть.
Что, кому-то лучше стало в Афганистане?
Вот у талибов нельзя было производить наркотики.
А сейчас там в десять раз увеличилось их производство. По некоторым данным - в четырнадцать раз.
Это что, улучшает ситуацию в мире? Все не так однозначно.

КАЦУРА, Вы рисуете образ американцев действительно непривлекательный, с сатанинскими намерениями. Почему для вас американцы именно такие? Я вам приведу массу других примеров: я вам расскажу о лендлизе во время Второй мировой войны, я вам расскажу, как в двадцатые годы они миллионы наших голодающих спасали, я вам расскажу об американской помощи в огромном количестве стран. Я вам расскажу, что американцы вошли в Японию и не разграбили ее, а сделали процветающей демократической страной.

ГЛЕБОВ. Исторически, побеждающая нация приносила на побежденные территории более высокую культуру, более совершенные технологии. Война опытным путем доказывает преимущества прогресса.

СИРОТКИН. Это же Гитлер так говорил. Что война нужна, что она помогает избавиться от неполноценных людей и целых рас.

КАЦУРА. До Гитлера такой же точки зрения придерживалось еще очень много людей. Между прочим, Наполеон Бонапарт тоже любил войну, ценил войну и всю жизнь ею занимался.

ГЛЕБОВ: Я говорю о техническом, о технологическом прогрессе. Никто не станет отрицать, что все великие изобретения делались прежде всего в военных целях. А уже потом находили применение в мирной сфере. Вот сейчас американцы демонстрируют всему миру совершенство и разнообразие своего оружия. Они доступным, чересчур доступным языком говорят, что их рано еще списывать со счетов. Одиннадцатого сентября исламские террористы ясно сказали: мы будем устанавливать новый мировой порядок. А Буш двадцатого марта ответил: чья бы корова мычала.

КАЦУРА. Но мы можем придать вопросу абсолютно новое и современное звучание. Когда наш президент сказал, что мы будем мочить бандитов в сортирах, нация приняла это с восторгом. Думаю, что если сейчас какой-нибудь политический демагог у нас вскричал: Ура! Едем защищать Ирак от американских империалистов! - нашлось бы немало добровольцев и энтузиастов. Уверяю, что на призывные пункты рванулись бы тысячи и тысячи людей.

СИРОТКИН. Перед вами сидит дважды доброволец. В пятьдесят шестом году я записался в добровольцы для защиты Суэцкого канала, к товарищу Насеру. Нас переписали в военкомате, мы даже несколько раз собирались там. Потом в шестьдесят седьмом году, когда Израиль воевал с Сирией, тоже записался в добровольцы. Правда, война на шестой день закончилась, и мы никуда не поехали, но факт остается фактом - воевать и мне хотелось. Конечно, это была война правая - там были наши братья, национально-освободительное движение и т.д.

ОТЕЦ ЯРОСЛАВ ШИПОВ. Я бы хотел вот на что обратить внимание. То, что вы говорите о войнах вообще, с теоретической позиции, вероятно, это все правильно.

Но не кажется ли вам, что за последние 10-15 лет время ускорило свой бег?

Мы, может быть, не всегда успеваем за переменами, которые происходят. И что война против Сербии уже в чем-то отличалась от предыдущих войн. Заметим, что все мировое сообщество поддержало: ООН сыграло роль мирового правительства. Сели все и дружно решили, что нужно наказать одну страну.

Но прошло несколько лет, и уже не нужно разыгрывать эту всеобщую поддержку. Кто-то берется решать вопросы войны и мира в одиночку и все. Не кажется ли вам, что ситуация изменилась принципиально с точки зрения геополитической?

КАЦУРА. Нынешние события это очевидный кризис ООН. Вопрос: это начало развала ООН и ухода в небытие, как в свое врем Лиги наций или мы вправе ожидать, что ООН выйдет из этого кризиса окрепшей? Я считаю, что мировому сообществу нужен второй вариант - укрепления. Чтобы американцы поняли и признали ошибочность своего политического и военного выбора, вернулись бы в лоно Совета Безопасности для серьезных решений.

СИРОТКИН. Война идет очень просто. Рушится доллар. Доллар, который фактически был введен в Ялтинско-Потсдамскую систему. Тогда был создан Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, создана Всемирная торговая организация (ВТО) - все там. 1944 год, июль месяц.
Мы-то все по старинке отдавали предпочтения: взяли в качестве компенсации территорию ГДР, Курильскую гряду, Калининградскую область.
Американцы-то ни метра квадратного не взяли. Но доллар! Доллар сделали мировой валютой и построили на нем свое благосостояние. Потом они отменили золотой паритет и доллар сейчас стоит два тогдашних цента. Два! А мы за него тридцать один рубль платим. Европейцы создали свою валюту. Японцы свою. Китайцы свою. Одни мы сидим на долларовой игле. Рухнет доллар - все у нас обрушится. Все. Полная катастрофа. Но - в городах. Потому что на долларе сидит только десять процентов населения России. Ну пятнадцать. А деревня - где она видела этот доллар? Она как жила поросенком, куренком, огородом, дровами печку топила, так и будет.

КУЛЫСОВ. То есть, Россия непобедима!

СИРОТКИН. Абсолютно.

ГЛЕБЫЧ. Хотим мы того или не хотим, но закон устраивается и поддерживается силой. А мы говорим о необходимости всемирного закона, планетарного порядка.

Настают времена формирования всемирной, всепланетной, единой цивилизации. Ведь сейчас их по меньшей мере две, а то и три - христианская, мусульманская и буддийская. Каждая со своей культурой, менталитетом, психологией, системой приоритетов. Но идет процесс интенсивного перемешивания. Без западной науки и технологии немыслимы ни Юг, ни Восток. Ученые китайцы работают в американских исследовательских центрах. Японцы вообще в Америке как дома - от автомобилестроения до кинематографии, все захватили. Мусульмане-рабочие пашут в Европе, в России, наверное, и в Юго-Восточной Азии. Миграция чудовищная. Но главное, что все живут тесно соприкасаясь, но не смешиваясь. Как говорил Джеймс Бонд, заказывая водку с мартини - смешать, но не взбалтывать! Если эту смесь лишить склеивающего вещества, она может рассыпаться. Правильно говорит Владлен Георгиевич: рухнет доллар, рухнет Россия. А мне кажется, что и все остальное. И прежде всего, сами Штаты. Они не руководят долларом, они сами сидят на всемирной долларовой игле. И борются за свои, конечно же, интересы, но эти интересы невозможно обеспечить без планетарного влияния.

ОТЕЦ ЯРОСЛАВ ШИПОВ. Вот смотрите, как эта война разворачивается. Нам называют сроки, говорят, сколько людей погибнет, сколько будет беженцев, сколько погибнет детей. Нам называют суммы, за которые все разрушенное будет восстановлено. Уже под определенное количество раненых будут строиться госпитали. Все вычисляется.

Вот мы все-таки хоть немножко, но остались русскими людьми.
Мы что-то впитали генетически, что-то взяли из нашей литературы.
И мы принимаем душой фразу Достоевского о том,
что гармония мира не стоит слезы ребенка.

КАЦУРА. Что не мешало нам положить в Афганистане сорок тысяч наших солдат и миллион афганцев. Ведь мы только что, в историческом масштабе, были на месте американцев. Я молчу уж о Чечне, эта война еще не закончилась.

КУЛЫСОВ. Кто-то хочет жить по своему, а нам надо, чтобы они жили по нашему. И мы не стесняемся, когда навязываем свою волю.

КАЦУРА. И вообще, мы с американцами весьма схожи психологически. Спросите себя, кого вы помните из китайских или арабских писателей? Ни одного. А американских? Фолкнер, Стейнбек, Эдгар По, Марк Твен, Хэмингуэй - уж это самое малое. А если поговорить об американской музыке, об американском кино. Мы его лучше знаем, чем российское. Кто согласится из принципа перестать смотреть кино американское и начать смотреть иракское?

Цивилизационно мы с американцами в одной исторической полоске. И если они делают ошибки, мы должны об этом сожалеть и помогать им выйти из затруднительного положения.

Кто знает такой факт: целая американская дивизия была у нас на Дальнем Востоке в первые годы революции. Американцы держали там военные части для того, чтобы, пока в Центральной России шли разборки, не дать японцам оттяпать у нас Дальний Восток. А когда власть окрепла, они оттуда преспокойно ушли.

ГЛЕБОВ. Стоп, стоп, стоп! Представляю, какой сейчас начнется гвалт. Что американцы суют нос не в свои дела, что они интервенты экономические, что они не в меру раскомандовались... Мне кажется - это тема другая, для другого круглого стола. Мы же хотели поговорить о феномене войны вообще. Никто из нас не против того, что война как средство решения международных споров должна быть исключена из практики. Но я лично не понимаю, что должна делать страна, если она подвергается нападению со стороны какого-нибудь "несознательного" государства. Сдаваться, чтобы не было войны? А если сопротивляться, так это и есть война. Поднимать престиж ООН, чтобы мнение международного сообщества было единственным законом? Но кто сказал, что мнение большинства всегда правильно, всегда на благо?

ОТЕЦ ЯРОСЛАВ ШИПОВ. Любовь и дружелюбие. Если сделать эти чувства принципом общения между людьми и странами, войн не будет. "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" - это из Евангелия от Матфея.

КУЛЫСОВ. И я вот тут сделал выписку из Сенеки, когда готовился к нашей встрече: "Велико различие между царем и тираном, хотя тот и другой одинаково укрепляются оружием. Но у одного оружие - чтобы сделать из него оплот мира, у другого - чтобы великим страхом обуздывать великую ненависть".

СИРОТКИН. Ну, раз пошла такая цитатщина, то и я выдам из Данте. "Для устранения междоусобных войн и их причин необходимо, чтобы вся земля и все, чем дано владеть человеческому роду, было единым государством".

КАЦУРА. Готовы ли мы отказаться от государственного суверенитета ради всеобщего мира?

Этим вопросом мы заканчиваем сегодняшний круглый стол.
На него невозможно ответить, но над ним стоит поразмышлять.

 
20.03.2003, ежемесячная общероссийская газета «5 ОХОТ», www.5ohot.ru/news/2003/04/news933.php?ru=