Тайна пропащей русской души - Житие и чаяния боголюбивого бомжа Коли - рассказ «Так получилось» священника Димитрия Шишкина

Священник Димитрий (Дмитрий) Шишкин - Клирик храма Трёх Святителей в городе Симферополе. Закончил Одесскую Духовную Семинарию. Женат, отец двух дочерей

«Так получилось»

Священник Димитрий Шишкин

 

Я до сих пор молюсь о его здравии, хоть почти наверняка знаю, что он умер. И всё же. Иногда мне кажется, что где-нибудь в церковном дворе я снова увижу его небритую физиономию, и мы будем идти по улице и разговаривать о жизни, а перед расставанием обнимемся крепко… И я буду чувствовать, что для него это очень важно: знать, что в жизни у него ещё есть брат…

Он навсегда останется для меня загадкой. Не только потому, что всякий человек загадка, но потому, что всей своей жизнью на вопрос «каким должен быть человек?» он ответил: «Всё не так просто, как кажется... совсем не так».


Я познакомился с ним лет семь назад. Он попросил денег, я, как водится, что-то дал, мы разговорились… Тогда еще он не производил впечатления «потерянного». Ну, обычный мужик, неудачник, жизнь потрепала… Мало ли таких? Он всё вспоминал, как счастливое, светлейшее что-то, свою жизнь в Куйбышево, с женой, в собственном доме. А там горы вокруг, леса… красота… благословенный край… С женой ходили осенью по горам, поднимались на плато, собирали фундук, кизил… поднявшись, лежали на траве лицом к небу… Это жило в нём как лучшее, как воспоминание о подлинной жизни.

Что там произошло на самом деле – никогда уже не узнаю, но, с его слов, жена пошла как-то на местный базарчик, и там её кто-то оскорбил, вернулась домой в слезах, Коля пошёл и отметелил обидчика. Так он попал в тюрьму на пять лет. А когда освободился, оказалось, что жена продала дом и уехала в неизвестном направлении. И он стал бомжом. Паспорт где-то потерял по пьяной лавочке…

Мы с ним подружились.

Он всё вспоминал, что до тюрьмы работал охранником – с правом ношения оружия, между прочим, что должно было свидетельствовать о степени внушаемой им надёжности… Вполне ответственный человек… Единственное, что меня напрягало в нём, – это то, что он всё время просил денег. И дело не в деньгах даже, а в том, что вот нормальный с виду, в силах ещё мужик – пусть даже без паспорта… но ведь в силах же – постоянно просит деньги. Как-то мне за него было обидно, как будто он именно сам себя не уважает и не видит, кто он на самом деле и каким может быть. Ну да ладно… Тогда я ещё не знал о его слабости и вот – дал ему однажды маленько деньжат, чтобы он решил наконец вопрос с паспортом…

Коля пропал… А когда появился через две недели, то пьяный, что называется, в дрезину сидел под моей дверью в подъезде на ступенях, плакал, жалея себя и прося прощения. И мне было его жалко, честно… по настоящему, без брезгливой снисходительности… по-человечески…

Потом он побрился, постригся, достал где-то новую рубаху и снова появился в нормальном, пристойном и бодром виде… И снова мы общались с ним после службы, шли по улице, разговаривая о вере, о музыке, о природе, мечтая как-нибудь вместе сходить в горы. И он оживал, обещал провести заветными тропами, показать изумительные места…

 
Но ничего не менялось в его жизни. Ни-че-го. Месяцы сливались в годы, а он всё так же оставался бомжом, и вот именно это было непонятно, странно… какая-то необъяснимая пробуксовка: день за днём, месяц за месяцем. Ну да, думал я, трудно, даже очень трудно одинокому, бездомному человеку в жизни, да ещё и без документов. Но ведь не может же быть, чтобы Господь не помог! Нужно только очень сильно захотеть и приложить хоть чуточку усердия и постоянства в добром деле. Наверняка можно выбить себе документы… найти работу, угол… По крайней мере, не голодать и не мёрзнуть зимой по подворотням. Это же мучительно, тяжело, невыносимо сверх всякой меры!..

Я не мог понять, никак не мог понять логику… И до сих пор не понял. Ну неужели легче страдать, мучиться от холода, голода, нищеты, унижения… чем пробиваться, пусть даже сквозь бурелом неудач, но с молитвой, с Божией помощью, к полноценной человеческой жизни?..
Не будем сейчас философствовать об относительности этого понятия – «человеческая жизнь»… о том, что и нищий бродяга может быть человеком, а состоятельный «господин» – скотиной… всё это так, но есть же какие-то среднестатистические рамки «нормальности», пусть даже внешней, в которой легче, если угодно – «удобнее», оставаться человеком… Потому что быть добрым, боголюбивым и честным, да еще и трезвым, в мороз, на улице, без еды и тёплой одежды… Оставаться в таких условиях человеком может только юродивый – в полном и высшем смысле этого слова. Но обычному, «среднему» человеку для сохранения своего человеческого облика – и внешнего, да и нравственного – нужны какие-то элементарные условия. Вот я и не могу понять: неужели легче переносить все ужасы бездомной жизни, чем приложить усилия и добиться жизни нормальной, как бы мы ни относились к этому слову?!

И вот – оказывается, что ответ не очевиден. Понимаете: не очевиден ответ – вот в чём главное моё открытие… И это главная загадка, которую поставил передо мной Коля.

Оказывается, есть люди, для которых невыносимые мучения, и слёзы, и боль, и унижение… улица, грязь и нищета – всё это в конечном итоге предпочтительнее, чем наша «нормальная» жизнь. Понимаете, не вынужденно, а именно в глубине сердца предпочтительнее!

Вот этого я никак не могу понять. И это осталось для меня тайной. Они будут замерзать, им будут ампутировать обмороженные пальцы, они будут плакать и жаловаться на судьбу, пить, наконец… но они не станут трудиться, чтобы хоть что-то изменить в своей судьбе, и не примут – именно сознательно не примут – вашу помощь. Я не деньги, конечно, имею в виду, а сам посыл к нормальной, полноценной, «человеческой» жизни… Они не захотят, не станут ничего менять в своей судьбе, даже если им представится такая возможность. Это, может быть, тема для диссертации, для изучения психологического феномена…

Я даже думаю, если найти кучу денег и вытащить такого человека из трясины, отмыть его, одеть и обуть, дать работу, найти умницу-жену, провести курс реабилитации и чего там угодно ещё, большая часть из них всё равно вернётся к прежнему состоянию и именно из-за того, что… вот не знаю я как это назвать! Как будто программа какая-то заложена в них по саморазрушению – и не обязательно духовному, нравственному, потому что если не многие, то некоторые из них и в Бога веруют, и в храм приходят на службу, и исповедуются и причащаются – но именно в житейском смысле этим людям свойственна какая-то непостижимая энтропия. Внутренняя глубинная потребность в страдании. И я уж и не знаю, как это объяснить!

 
Коля верил в Бога, твёрдо знал основы православной веры и часто задавал серьёзные вопросы о духовной жизни. Вообще он не был простофилей, многое понимал глубоко, правильно, старался сознательно жить по-христиански… и исповедовался он искренне, от души… И ещё меня привлекало в нём то, что он был, что называется, «добрым малым». Понимаете, он не озлобился из-за всех перипетий жизни. То есть он бывал резок в суждениях, гневался иногда, но это всегда был именно порыв, вспышка, но главным фоном было братолюбие и незлобие. Он был добрым человеком… да, хитрым иногда… лукавым по случаю… но всё равно добрым в своей основе, а это, я думаю, очень важно.

Как-то моя жена вышла из храма после вечерней службы и вдруг вспомнила, что дома нет хлеба. Коля, как обычно, околачивался у ворот. «Коляня, дай на хлебушек!» – пошутила жена. Коля выгреб из кармана все, что там было, и протянул жене…

Да, у него случались запои, и запои эти были страшные… когда он появлялся после них, то едва был похож на человека: страшный, опухший, чёрный, грязный, точно вывалялся в помоях… Но всё же запои у Коли случались относительно редко, примерно раз в полгода, а в остальное время…. Почему он в остальное время не предпринимал шагов, чтобы выбраться из своего бедственного положения? Особенно летом я постоянно говорил ему:

«Коля, смотри: сейчас лето, тепло... Давай, шевелись, делай что-то… Документы, я не знаю… Иди в исполком, стучись, объясняй, проси, требуй… ты же человек… не могут, не должны тебя просто так вычеркнуть из жизни, только если ты сам этого не позволишь. Ну, не водить же мне тебя за ручку, как мальчика, в самом деле! Будут документы – ищи работу, сторожем каким-нибудь, чтобы к зиме у тебя был угол, крыша над головой и копейка на пропитание… много ли тебе надо? Ты же охранником работал… ладно, пусть судим был, но я верю, знаю, что Господь обязательно поможет, только ты делай что-то, стучись, проси, ищи…»

 
В конце декабря, когда недели две стояли жестокие морозы, его подобрали на улице и привезли в больницу. Пальцы на ногах пришлось отрезать, и стал Николай инвалидом. Но зато он месяца два прожил в тепле и в относительном уюте. Я приходил к нему иногда, приносил продукты, деньги давал, правда, уже не ему, а санитаркам… Через два месяца он позвонил и сказал: «Я на выходе с вещами, меня выгоняют». Я приехал, меня пригласили к заведующей отделением, и она объяснила, что выгоняют Колю за нарушение больничного режима, за пьянство, за брань в отношении медперсонала…

Заведующая говорила с болью:

«Вы поймите, я его не могу оставить. Вы же видели: у нас таких большая палата, и мы никого не выгоняем просто так на улицу. Но если человек начинает баламутить, я не могу это оставить, ведь вся палата взбаламутится, вы же понимаете, здесь нельзя быть мягкой».

Я согласился… Это был один из самых тяжёлых дней. Забрать Колю к себе я не мог: сам с женой и детьми снимал квартиру, да жена бы и не позволила мне забрать его домой. Я взял такси и стал возить его по промёрзшему, в бурой снежной каше городу от ЛТП до наркологического диспансера. Нигде его не хотели принимать. Я должен был в этот день служить вечернюю, и до службы оставалось совсем немного. Наконец я повёз его на окраину города в Центр учета и социальной защиты бездомных граждан. Поднялся наверх. Врача, санитара нет, за «смотрящего» – постоялец. Стал просить принять Колю, старшой наотрез отказывается, я требую, он отвечает грубо, мы с ним разговариваем на повышенных тонах – всё напрасно. Спускаюсь расстроенный с лестницы и вижу, как Коля на скамеечке хлещет из горла припрятанное пойло. Я не выдержал. Оставил его в фойе этого приёмника и уехал на службу, к которой едва поспел… Тяжело…

 
Много ещё было всего. Потом мы опять «мирились» с Колей… я его исповедовал, причащал в больничном отделении, где его приютили на несколько месяцев и где он заживлял свои культи.

В конце концов у Коли обнаружился рак челюсти… Он изумлялся, шаркающей стариковской походкой приходил в храм, всё так же просил копеечку, но это был уже не мужик, а вдрызг разбитый жизнью инвалид, старик-доходяга, хотя ему едва исполнилось пятьдесят. Я понимал, что он уходит, и у меня была одна мечта: поисповедовать его, причастить перед смертью и похоронить достойно, по-человечески. Я даже записал его данные – данные человека, которого вроде как и нет.

Но Коля так и ушёл из жизни загадкой, оставив меня в недоумении...

 
Была зима, промозглая и сырая, с морозами по ночам и с неизбывной унылой слякотью днём. Я понимал уже, что Коля умирает, и мне хотелось, чтобы хотя бы эти последние его дни прошли в человеческих условиях. Добрые люди договорились с начальником областного онкологического диспансера, Колю согласились принять бесплатно в хоспис. Это была большая удача в его отчаянном положении. Он уже не мог пьянствовать, я дал ему деньги и сказал, глядя прямо в глаза: «Коля, завтра я тебя в восемь часов жду возле больницы. Всё, что тебе нужно, – это прийти, и ты будешь в тепле, в чистоте, под присмотром, сыт и одет. Только приди…»

На следующий день в условленное время я прождал полчаса. Коля не пришёл… И это в то время, как ему почти наверняка приходилось, больному, беспомощному, ночевать неизвестно где в промёрзшем городе.

Через несколько дней я его встретил.

Он уже совсем доходил, но реагировал адекватно. И всё же он не сумел, не смог объяснить, почему он не пришёл, только ответил медленно, едва ворочая языком: «Ну, так получилось…» – и отвёл глаза.

Я понимал только одно: он не пришёл, потому что не захотел. И опять я созвонился с людьми, и опять назначил на следующий день встречу с Колей. Назначил встречу, потому что никак нельзя было его просто взять и привести, а именно нужно было встретиться утром, когда начальник больницы ещё не занят и может отдать необходимые распоряжения.

И снова я прождал полчаса. И снова Коля не пришёл.

Больше я его не видел.

 
Скорее всего, вернее – даже очевидно, что он не пережил эту зиму, и мне грустно думать, что он лежал в каком-нибудь замызганном морге как безымянное тело несколько дней, а потом его в каком-нибудь пакете свалили в казённую яму с табличкой под номером – и всё. Грустно… И навсегда для меня останется тайной, почему он не захотел хотя бы умереть по-человечески.

И, знаете, что я скажу… Я думаю, что ответ на этот вопрос совсем не такое простое дело. Совсем не простое… Не проще, чем объяснение, что такое человеческая душа…

У него был приёмный сын, которого он воспитывал с женой в самые светлые годы своей жизни, там – в Куйбышево. Мальчик оказался чистый, чуткий к вере, он ушёл на Кавказ и поселился в Ново-Афонском монастыре. Коля пасынка своего любил, вспоминал, радовался за него и всё мечтал повидаться… Не довелось.

Но в самом этом стремлении к святости, к чистоте, несмотря на всю беспробудную грязь и ложь повседневной жизни, проглядывала вся Колина «Лазарева» душа. И как знать, может быть, за его страдания невыносимые, за смертную муку, за веру, которую он сохранил до конца, будет ещё этот «никчемный» человек ходатаем за нас, «мудрых и разумных», перед Богом? Как знать…

Священник Димитрий Шишкин

 
PS   Виталий:

  1. О трудах и попечениях суетных благая часть предлагается в Евангелии - в притче о Марфе и Марии.
  2. У отцов святых: Святой Исаак Сирин говорит:
    "Если ты трудишься в какой прекрасной добродетели и не видишь успеха, или плода, - не дивись, ибо Господь дает дарование не за труды, а за смирение".
  3. Священномученик Максим сказал:
    "Даждь телу малое упражнение, а все усилия употреби на внутреннее делание"
  4. И от себя: доверься сердцу и оно разсудит, что тебе полезно. Только услышать его в делах и попечениях мне очень сложно, иногда хочется остановиться, бросить все и прислушаться - для того, чтобы хотя-бы найти его - это сердце. Но как Господь определил и вверил - то и нести надо. Самовольничать неполезно. Тут все от Господа. В рассуждении - ты нужен там где ты есть.
  5. В конце смиряясь, хочу напомнить себе из отечника: Преп. Антоний Великий постился и молился, просил Бога открыть ему, почему одни умирают в молодости, а другие в старости, иные благочестиво живут - бедствуют, а худо живут - благоденствуют. И услышал он голос Божий: "Антоний! Внимай себе, а суды Божии не испытывай, это тебе не полезно".
  6. Великое дело сострадание к ближнему! Тем и утешимся, и угодим Господу.

 
PPS   НАДЕЖДА:
Однажды, проезжая мимо человека, поняла, что он бездомный -вернулась, собрала еды и поехала обратно. Открыла окно машины и протянула ему пакет.
То, что я увидела, меня поразило - голубые сияющие глаза ангела на закопченном дымом лице и упоминание Бога в словах благодарности. Человек искренен в неожиданной ситуации. Насколько же чиста душа этого бездомного, если он от внезапности упомянул о Боге! И только Богу ведомо, кто какой Крест несет. Может жизнь многих из них - это подвиг юродства в наше непростое время. Может это протест обществу за сытую и бездумную жизнь одних и за нищенское существование других.

 
PPPS   Елена:
А я иногда думаю, может эти люди не могут выносить суету эту жуткую... Везде же суета - такая суета! Иной раз некогда человеку опомниться - некогда просто жить...

Хотя, конечно, нищие должны наверно быть тоже - для того, чтобы можно было помогать им, для милостыни... для добра...
Нищие были всегда, во все времена... Видимо, так угодно Отцу Небесному.

 
PPPPS   Александр:
Интересно, а есть какие-нибудь церковные чины, или специальные молебны, чтобы помочь человеку выпутаться из этих диавольских силков?

Сам пил много лет, пока не почувствовал, что уже конец подходит - только с Божией помощью смог остановиться и преодолеть эту страшнейшую зависимость. Стараюсь регулярно ходить в храм, исповедоваться и причащаться, приучил жену и сына.
Вроде всё нормально, работаю, есть возможность подработки, но нет ни сил, ни желания ничего делать. Какая-то душевная пустота и равнодушие вообще к жизни, как-то совсем потерялся, пытаюсь барахтаться, сопротивляться этому, собрать себя в кучку, но никак не выходит.

Очень похоже на Колино состояние, так у меня семья, квартира, работа, есть за что держаться и бороться, а вот что-то не клеится. Такое ощущение,что душевные силы все истрачены, и только Господь меня, грешного, еще зачем-то держит на этом свете. Терплю с упованием на Господа, но сил не прибавляется.
А может быть просто прошел какую-нибудь "точку невозврата"?
А может,нужно что-то еще сделать?
Эх,если б знать...

 
PPPPPS   Виктория:
Домысливать и угадывать что, как и почему легко.
Эти люди, мне кажется, ищут понимания.

Из всего рассказа я увидела раненую душу, которая не могла найти себе места в этом мире.

Допустим он сделал бы документы, нашел бы работу, приютился бы где-нибудь. Вопрос в том - сделало бы это его счастливым?

Во всем должен быть смысл, у каждого поступка - цель.

Теплый "угол" - это хорошо, но возвращаться каждый вечер в пустой дом, сидеть за столом и думать: "а как бы было бы, если бы..."
У человека жизнь перевернулась в один момент: все было и ничего не стало. Конечно, можно сказать, что нужно взять себя в руки, делать что-то - а для чего?

Мне кажется, он считал, что лучшее с ним случилось, ему дороги были эти воспоминания, они грели его душу.
Жить на улице - это жить по другому, не так, как раньше, а вернуться в "нормальные" условия - это создавать иллюзию прежней жизни. Это и было невыносимо.
А так, когда ничего нет, легче.
Возможно, был еще и страх снова что-то иметь.

А пил, я думаю, не для развлечения, это был крик души, когда совсем тоска одолевала или сомнения...

 
PPPPPPS   Анна Федотова:
Я шестой год год занимаюсь бездомными людьми, и тоже задаюсь тем же вопросом, что и автор...
В итоге прихожу к тому, что такие люди - это симптом русского национального самоуничтожения.

Никаким оружием не могли победить русских, но есть одно - наглое, ненаказуемое беззаконие.
Предательство и неправда (вспомним, что один из первых русских сводов законов назывался "Русская правда") на земле выворачивает русскую душу наизнанку, включается механизм русского бунта - "безсмысленного и безпощадного" - прежде всего безпощадного к себе.

Готовность к самопожертвованию превращается в самоуничтожение.

Иногда даже безсознательно люди начинают поступать по принципу - "раз правды нет, то я и жить не буду" ("голосуют смертью").
Это явление очень глубокое, даже безсознательное, архаичное, перебороть его часто действительно невозможно нашими нищими усилиями.
Это такой вот молчаливый русский бунт, самосаботаж.

Батюшка прав - таких людей можно только постараться достойно проводить. Он многое сделал для Коли - наверное, самое главное - подготовил его к Вечности, не дал озлобиться, помогал оставаться с Богом.

 
PPPPPPS   Александр:
Всем, кто с осуждением мыслит о Николае, хочу напомнить что в Евангелии от Матфея сказано:

"Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного".

 
PPPPPPPS   раба Божия Тамара:
Пронзительная статья!
Сейчас, к сожалению, много таких "бомжей"! Мой племянник работает с ними и говорит - они не хотят нормальной жизнь, улица для них - вот нормальная жизнь!
Здесь свобода, нет отвественности, нет ограничений! Думаю, для них - каждая вещь, работа, дом, семья - это ответственность и оковы!
Коля выбрал свободу, тяжелую, но свободу.

Однажды у меня так случилось, что в один день - и работы нет, и жить негде. Всем звоню - никто не отвечает! Я зашла в один подъезд - а там тепло и батареи есть. Присела - погрызла сухарик, и так захотелось вот такой спокойной жизни: ночь прошла и день будет, будет день - будет пища.
Я уж стала дремать - тут мобильник зазвонил - ответил один знакомый: "Извини, был занят, помогу, приходи". Спасибо ему - вовремя! Переночевала - и опять по кругу: работа-дом-работа.

Может и правда, среди бомжующих есть и нынешние юродивые? Как их распознать?

"И как знать, может быть, за его страдания невыносимые, за смертную муку, за веру, которую он сохранил до конца, будет ещё этот «никчемный» человек ходатаем за нас, «мудрых и разумных», перед Богом? Как знать…
Священник Димитрий Шишкин"

Спаси нас Господи!

 
PPPPPPPPS   Любовь:
А как объяснить потребность в страдании, если она у человека с рождения? Вопрос не праздный.

иерей Дмитрий (Шишкин) - Ответ Любови:

Потребность в страданиях - это, конечно, следствие грехопадения, повреждения человеческой природы.
Естественно в высшем смысле человеку стремиться к блаженству, к радости. Но на этом пути неизбежны страдания и скорби.
И одно дело преодолевать страдания, видеть их средством очищения и стяжания Благодати и за это даже любить (как говорил святитель Лука Войно-Ясинецкий: "Я полюбил страдание"), а другое дело "замыкаться" на своих страданиях ради самолюбия и саможаления.
Бывают и явные патологии, но это уже из области психиатрической.

 
16 сентября 2011 года - «Так получилось» - рассказ священника Димитрия Шишкина - pravoslavie.ru/jurnal/48674.htm

Комментарии


Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение:


Заголовок:
Можете оставить здесь свои координаты, чтобы при необходимости мы могли бы с Вами связаться (они НЕ ПУБЛИКУЮТСЯ и это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО):

E-mail:
  Ваш адрес в соцсети или сайт:

Прошу ОПОВЕЩАТЬ меня на указанный выше e-mail - ТОЛЬКО при ответах в ветке ЭТОГО коммента (снимите галку в квадратике, если это не нужно)

Дорогой отец Дмитрий! С праздником! Откликнитесь, прошу - почему-то Вы исчезли из моих друзей, мне важно с вами поговорить Акуловская Т.В.

Добрый день, Татьяна! Сегодня пришло на почту сообщение, что Вы ждёте ответа на комментарий из чего я узнал, что он существует. Посмотрел, а он датирован аж 8 января! Простите, что не ответил сразу, просто я мало где бываю в интернете и из-за этого много чего пропускаю. Почему я "пропал" из списка Ваших друзей - не знаю. Для общения легче всего списаться по почте: gnoris@mail.ru
Поздравляю со всеми прошедшими праздниками!
Всего Вам самого доброго и ещё раз простите за "опоздание" :)