Пешком на Афон. И кто такие АФРО-монахи, и что такое есть АФРО-монашество…

Святая Гора Афон - Панорама мест близ Русика - обители Святого Пантелеимона до 1886 года

СПРАВКА: Афро-американец (англ. Afro-American, African-American) - житель США негроидной расы, имеющий причастность, быть может слабую, к дикарям Африки. Слово вошло в широкое употребление после того, как в либерально-демократической догме американского общества возобладали и восторжествовали принципы ТОЛЕРАНТНОСТИ (терпимости) и ПОЛИТКОРРЕКТНОСТИ (политической корректности), заставившие благозвучно маскировать темное и поганое название "негры" (англ. Black, Negro) или "эфиопы" (от др.-гр. Αἰθιοπία и Αἰθίοψ, что значит «человек с загорелым (от солнца) лицом») для славной расы чернокожих американцев. Это изобретение оказалось настолько удачным, что очень скоро завоевало весь цивилизованный мир и служит теперь прекрасной парадигмой (образцом, греч. παράδειγμα) для конструирования новых словообразований и терминов в духе демократическо-либеральных общечеловеческих ценностей…

ВОПРОС:
Как пробраться пешком на Афон? Уже долго нет ответа подтверждения из монастыря, а билеты в Салоники уже куплены. Подскажите, как пробраться пешком на Афон?

 

Если монастырь имеется в виду Русик (Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь), то у них там давно установилась власть выходцев из Украины, наведших там самобытные свидомо-хохляцкие порядки с глубокомысленной дипломатией и с неукоснительным соблюдением мелкособственнических интересов самостийно-незалэжного руководства обители. Кстати, игумен Русика (схиархимандрит Иеремия (Алехин)) в этом несчастном свидомитстве не участвует, хороший монах, но реальной власти у него очень мало.

Так что если "старцы", поразмыслив зело, порешили Вас не приглашать, то это серьезно (это не шутки, как говорят на Украине). И если Вы, тем не менее, явитесь пред ними светлым своим ликом, то всё зависит от внешнего впечатления, какое произведете. Если почувствуют дорогие сердцу каждого малоросса возвышенные украинские мотивы в вашей доброй душе, или если покажетесь способным на самоотверженный физический труд во славу Божию, то может и примут, даже и надолго. Разумеется при условии благоговейного смирения и благочестия, торжествующих в Вашей душе. Берут даже и русских, но в монахи ни под каким видом не постригут.

Да может так и лучше, смиреннее, - годами спасаться в простом чине послушника или даже трудника, не ожидая никакого продвижения по монашеской "карьерной лестнице"... А монашеский ритм в Русике хороший, спасительный (как и во всех святогорских монастырях), если серьезно относиться к монашеству и не осуждать никого, включая и афро-монахов (c).

 
Если же Вы затеяли переписку с иной афонской обителью, то тут такой продвинутой укро-дипломатии и афро-монашества быть не может, дух радушного гостеприимства общепринят на Святой Горе. Просто может запамятовали, или другие заботы отвлекли, не переживайте. И если Вы, наконец, доберетесь до этой обители и напомните, что вели с ними безуспешную переписку, а в результате стоите пред ними без димонтириона, то они тут же возрадуются такой Вашей настойчивости и редкому в наше время геройству и конечно примут на небольшой срок, притом чувствуя свою вину. Да и во многих других обителях приютят на 1-2 дня. Если же хорошо помолитесь, то возьмут на денек даже и те монастыри, в коих строго требуют диамонтирион, да ещё и не просроченная чтобы была.

Афон

 
Теперь от высоких предметов спустимся на землю грешную - к преступным методам проникновения на Святую Гору Афон. Греки ведь очень законопослушные люди, и чтобы такими воровскими способами начинать паломничество в Сад Пресвятой Богородицы, - и помыслить не могут! Но так то греки, а от русских можно ожидать самых невероятных поступков и проступков, - да и что с диких варваров взять, хорошо хоть православные, может им Бог и простит варварские замашки и безкультурье - за сизифовы труды, усердие и простые молитвы от души.

Полуостров Афон соединяется с материковой Грецией (а точнее с материнским полуостровом Халкидики) узким перешейком шириной километров в 5. С севера от селения Неа-Рода в сторону Святой Горы тянутся долгие песчаные дикие пляжи (греч. η παραλία - паралиа - морской берег, пляж), малообитаемые, ибо там и шторма случаются, и заметно холоднее, чем с юга - в Уранополисе. Раньше все эти земли принадлежали сербскому монастырю Хиландар, но были проданы за звонкую монету - в ХХ веке, если не ошибаюсь. Этот пустынный берег перегораживает разрушенная заграда (или две) в месте начала теперешней границы монашеской демократии. Тут же и более свежее граничная преграда, но которую легко обойти по морю, замочив ноги выше колен. А выше, на пригорке вдалеке, метрах в 300-500, и перпендикулярно к берегу, скромно приютился домик астиномов-пограничников, оплот законности и правопорядка, надо полагать.

Раза два шел таким путем на Афон и разок обратно, и думал, что домик тот редко посещается стражами порядка. Однако моего приятеля перехватили как-то на этом пути, видимо в бинокль разглядели в нем подозрительную личность, широкоплечую, высокого роста и с короткой бандитской стрижкой. Проверили паспорт, разглядели вблизи его миролюбивый нрав и незлобие, и пропустили шествовать дальше, хоть и не было у него пропуска-диамонитириона.

Μονή ΕσφιγμένουКстати, таким путем нередко пробираются в монастырь Эсфигмен братья наши по Вере зилоты (ревнители православия). Им и к лицу, веет ведь ещё на непокорном антихристовым слугам Эсфигмене черное знамя с надписью: "Православие или смерть!" (Ορθοδοξία ή θάνατος!).

К сведению наших российских зилотов: там гостеприимно принимают всех паломников, но при этом дипломатично спрашивают: "А вы на сколько к нам?" Если человек хочет пожить в монастыре не день-два, а неделю или месяц, то радушие их, думаю, еще возрастает, ведь понятно, что зилотам мало интересно прохлаждаться в прочих теплохладных апостасийных монастырях, когда есть процветающий и благоустроенный оплот безкомпромиссного Православия на Святой Горе. И с совершенным пониманием относятся к отсутствию у поклонника диамонитирии.

Далее от граничной преграды тянется тропа, которая переходит в грунтовую дорогу. Задача - пересечь небольшой отросток, выпирающий на север, и выйти на береговую "трассу", ведущую в Хиландар и Эсфигмен. Но если заблудитесь и по-плутаете по этому пальцу, то ничего страшного, в итоге так-и-так окажетесь на нужном пути. Главное - не пойти круто вверх на юг - есть такая дорога по хребтам вдоль афонской границы, по которой изредка фланируют автокинити (автомобили) астиномов. Отросток этот необитаемый и можно где-нибудь на заливчике отдохнуть и полюбоваться дикой красотой нетронутой береговой природы.

 
Это был "северный путь", есть ещё южный и серединные. А дело было так. Издавна, разумеется, сухопутная дорога на Афон была - зачем путнику-пешеходу связываться с морскими перевозчиками, когда за пару дней легко можно пройти весь Афон от начала до конца. Это и не труд даже. В наше время - дело другое, монахи плавают, живут на корабле спасения в бушующем агрессивно-безбожном мире, и как когда-то возводили неприступные стены от пиратов (как правило жителей мусульманского мира, снаряжавших корабли в поисках призрачного материального счастья, а знатно пограбивши святыни, поубивав "неверных" христиан, возвращавшиеся к мирной счастливо-безоблачной жизни), сейчас защищаться надо от неверующей гвардии тьмы мира поднебесного да и от женского пола, потерявшего стыд. Так что монахи обороняются как могут. Однако пытливые светские европейские умы неоднократно пытались проложить (и прокладывали) сухопутные пути на Святую Гору. Но Божия Матерь бережет чад своих, недобрые дела эти не имели успеха.

Как ведь Промысл Божий действует? Сначала - через природу и людей, и уж только в исключительных случаях через чудеса вышеестественные. Природа наша (т.е. естество) слабо и падко на самопревозношение, на гордость. Потому милостивый Бог скрывает от нас творимые Им чудеса за чредой удивительных стечений обстоятельств и "случайностей". Лучше человеку и не знать промыслительного Божиего бэкграунда, а просто верить Богу и жить по Вере.

Так и с сухопутными дорогами на Афон. Восставали "неопираты", соленые морские волки, перевозящие афонских поклонников по морю, и добивались пресечения уже построенных сухих дорог (конкурентов путям мокрым). Делались ямы и рвы на границе Афона, дороги же хирели и зарастали.

 
"Южный путь" по берегу моря от Уранаполиса ещё более прост, чем северный. Дойдя до развалин монастыря Зигос (это тоже бывшие сербского монастыря земли), вы видите перед собой ограду-сетку и калитку, всегда запертую (кроме моментов впуска и выпуска рабочих виноградников, отданных Русиком в аренду известной в России винодельческой фирме, производящей "афонский кагор" с очень своеобразным вкусом, ну и, конечно, узо и ципору). Справа от калитки, метрах в 5-7, сетка слегка принижена, примята и ее легко можно перешагнуть, да и стезя натоптана, если присмотреться. А еще правее домик астиномов-полицейских, довольно близко. Монахи русского скита Крумицы здесь и пересекают границу, когда им вздумается.

Как-то шел с монахом к этому месту сверху, от Крумицы. И монах говорит (дело было утром): "В это время астиномов тут никогда нет, они все на пристани [тусуются], проверяют отплывающих на пароме пилигримов-паломников". И вот наши человеческие рассуждения! Какая им цена? Выходит астином и монаха-то не трогает, а мои вещи "шмонать" начинает. Не найдя ничего предосудительного (ведь с Афона нельзя ничего-ничегошеньки вывозить, что сделано ранее 20-х годов ХХ века), полицейский намекнул, что туристский фонарик на лоб мне, наверное, уже не нужен? Не хочу ли я ему сделать эвлогию (благословение)? Я милостиво не отказал, просящему - дай, мы же христиане, как иначе...

В другой раз перешагнул ограду и пошел не вверх, а направо. Забрался в слегка руинированное здание и пристроился на балконе 2-го этажа на ночлег. Утром просыпаюсь, протираю глаза, а подо мной на астиномовском огородике уже полицейский бодро трудится по холодку. Ну тут он и поднял взор вверх, интуиция им, однако, по чину положена. И оторопел праведный астином. "Апопу, апопу, апопу, апопу..." - повторял он в замешательстве, то есть "Откуда?", так по-русски. Что дальше было - стерлось в памяти, простите, но ничего интересного, иначе бы не забыл.

Поднимаясь далее по "южному пути" проходим Крумицу с монахами слева и с рабочими в комплексе зданий справа. Их можно немного опасаться. Как-то натолкнувшись на них в винограднике, через некоторое время узнал, что они настучали на меня монахам в Крумице (а может и астиномам), но ничего запоминающегося после этого не случилось.
Еще поднимаясь, выходим на перекресток. Идти надо в сторону вершины Афона, а прямо - мы спустимся на берег с "северным путем". Около этого перекрестка и выход тропы "серединного пути", о котором ниже.

Далее долгий путь, часов на 5, в сторону Афона - по хребту, то вверх, то вниз. Пару раз сложные развилки. Например накатанная дорога идет правее, а более сиротская - левее. Надо идти левее, накатали это рабочие, работающие на метохе (плантации-подворье) монастыря Дионисиат "Моноксилитос". В другой раз (вроде по-ранее) тоже кажется левее надо держаться, - забывать стал без практики, хотя частенько хаживал.

Наконец выходим на перекресток, точнее - упираемся в него. Рядом тут одиноко стоящие ворота, видно было здание когда-то. Пойдем налево - выйдем в Хиландар, направо - на хиландарскую пристань Яваница. Это старая хиландарская дорога. Недалеко есть 2 варианта выхода на прямую тропу на Хиландар (через метров 50-10, если прямо идти; или спуститься слегка и подняться по дороге в Хиландар и вскоре 5л-консервные банки справа от дороги, в отдалении, указуют вначале совсем неявную тропу), но указателей скорее всего нет, трудно найти, не зная, а тропа живописней дороги будет, конечно, и быстрее. Если же пойдем прямо от перекрестка по уже хилой дороге-тропинке, то через часок выйдем на новую хиландарскую дорогу. Отсюда начинается с виду незаметная тропа (а точнее продолжается та тропа, по которой вы и шли, но новопроложенная хиландарская дорога слегка прервала и замаскировала старинную стезю), ведущая вглубь Афона. И источник бьет в этом месте тропы, но не зная, трудно всё это отыскать. По этой дороге курсирует монастырский транспорт, отвозящий поклонников к пристани Яванница и обратно в Хиландар.

Хиландарский монастырь на Афоне

Южный путь можно и по-другому пройти - прямо по берегу моря. Но придется несколько раз замочить ноги, обходя утесы, а раз-другой и по-грудь будет (видимо я попал во время прилива и мне потому было по-грудь, ибо иначе не говорили бы люди, что это легкий путь). Вещи в рюкзаке надо заключить в большой полиэтиленовый мешок, чтобы не промокли.

Как-то возвращался в Россию этим путем со Святой Горы, очень хорошо было: совершенно пустынный берег, тишина, солнце, море, невольные купания и потом недолгие сушки - вот оно! - покой и счастье паломничества. Шел долго - вышел утром (не помню с какого монастыря), пришел в Урануполи только к вечеру - ведь дорога по берегу всегда значительно длиннее, чем по хребтам.

И ещё. Из узкого ущелья с полуразрушенным домиком пошел не по берегу, а стал подниматься по тропинке, которая пошла параллельно берегу на высоте примерно 100м. Очень узкая и почти не приметная, но утоптанная - это греки-рабочие с виноградников Крумицы ходят по ней на море (как это в другой раз понял, будучи в тех местах). Однако никто мне про неё не говорил, так что можно было и дальше по берегу идти - думаю.
Потом опять спустился вниз и вышел вскоре на слегка руинированную келью Пантелеимонова монастыря, рядом с которой и разместили астиномов-пограничников. Дальше понятно, уже писал.

 
Ну и, наконец, самые без-астиномные "серединные пути". Но сложнее топография, по холмам-сопочкам путь. И вариантов тут несколько мне известных, а есть и неизвестные ещё, так думаю.
На мой взгляд самый надежный от заблуждений вариант "серединных путей" - это идти от графии, где выдают диамонитирион в Уранополисе, перпендикулярно к морю - вверх всё и вверх, с перепадами, по извилистой улочке, постепенно сворачивающей в сторону вершины Афона. Проходим часовенку (точнее - маленький храм, параклис по-гречески) в дубовой, кажется, рощице, и далее к Афону.
Тут опасность свернуть на дорогу на север в сторону деревни Неа-Рода. Однако если это все-таки произойдет, то через пару часов вы выйдете к морю и можете испробовать вышеописанный "северный путь". Эта дорога типично сельская, с пасущимися овцами, пейзажи очень красивые, на самом Афоне такого не увидишь, там всё совсем по-другому, нет такой сельской идиллии - другой мир - аскетика и суровый нескончаемый праздник монашеского бытия. И тут еще нет запрета на женщин, можно с семьей прогуляться, а потом пристроив семью где-то тут, в Урануполи скажем, или на долгих мало обитаемых северных песчаных пляжах, самому посетить Афон ненадолго (загодя заказав диамонитирион в Салониках).

Вдоль границы Афона тянется хребет и в самой верхней точке находится смотровая вышка астиномов. Так что, когда идете по срединной дороге, вас временами хорошо видно с нее в бинокль. Однако перехвата "лазутчиков" не производится, если, конечно, вид их - паломнический или монашеский, а не хищнический или неподобающий. Ни разу не слышал, чтобы спускались и встречали, но если сами наткнетесь на их машину близ границы - документы проверят.

По афонским дорогам, тянущимся по хребтам (и долам), случается изредка, проезжают астиномы на джипах. Редко бывает, что останавливаются и проверяют документы (прежде всего паспорт и визу, диамонитирион их не так уж сильно интересует).
Если же паспорта при себе нет, то в некоторых случаях помогает любое другое удостоверение личности, например ксерокс разворота паспорта, где есть фотография. Конечно, если виза просрочена или нет паспорта, то легко могут закрыть на 1-3 месяца в тюрьму, а потом депортировать, с позором, на родину. В этом случае, чтобы этого не произошло, желательно иметь какую-то официальную бумажку (или ксерокс) из афонского монастыря, что, мол, знают вас с хорошей стороны... Но эти все эрзацы (нем. Ersatz) документов работают, если вид у человека не мирской совсем, - монашеский, страннический или послушнический. Обычный же шальной паломник будет арестован, скорее всего, и ответит по всей строгости закона.

Не буду описывать детали и ориентиры на "серединном пути", если Бог поможет, то и так всё выйдет само собой, а кто больше на человеческое рассчитывает - то вот вам легкие северный и южный пути. А астиномы не страшны! Если загранпаспорт в порядке, то риска никакого нет. И если дадут "от ворот поворот" на южном пути, то можно тут же рвануть по северному...

 
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Ходить надо по дорогам и тропам, афонские леса до высоты 700-800 метров плотно оплетены колючим тернием - ежевикой ("вата" по-гречески). Продираться через неё очень трудно и обязательно нужно иметь нож, чтобы хоть как-то продвигаться вперед.
Один пеший паломник-странник наконец-таки добрался до границы Афона и рванул напрямки. С боем проложив приличной длины туннель в терне-вате, решил в сумерках заночевать и продолжить наутро. Утром же обнаружил, что спал на краю пропасти, и легко мог сгинуть вчера, если бы Бог не сохранил.

Да, и чтобы знали все, кто не в теме:

Святая Гора Афон - лучшее место на Земле (после России, конечно)...

 

Данный текст - это часть большого поста: Как попасть на Афон (подробные сведения)

Комментарии


Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение:


Заголовок:
Можете оставить здесь свои координаты, чтобы при необходимости мы могли бы с Вами связаться (они НЕ ПУБЛИКУЮТСЯ и это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО):

E-mail:
  Ваш адрес в соцсети или сайт:

Прошу ОПОВЕЩАТЬ меня на указанный выше e-mail - ТОЛЬКО при ответах в ветке ЭТОГО коммента (снимите галку в квадратике, если это не нужно)

ищу сподвижников в пеший переход

Собираюсь пойти пешком, 28.02-05.03.2015
ищу сподвижников в пеший переход
Алексей

Из личного опыта настоятельно советую ни в коем случае не говорить в Хиландаре, что Вы пришли пешком из Уранополя. Сербы при теперешнем игумене Методии стали во всем подражать и даже "подкладываться" под греков, включая и астиномов. Если будут настоятельно спрашивать, откуда это Вы пришли ВЕЧЕРОМ -- лучше скажите, из Пантелеимона. Это достаточно далеко и снимет все вопросы.

Вопрос-то формальный. Просто в "приходную книгу" афонских монастырей заносят, графа там такая.
Поэтому, раз такие дела сейчас, можно посетить (хоть на час) Эсфигмен или Зограф, а потом уж придти в Хиландар.
Врать тогда не придется, так схитрить лучше, чем грубо грешить...

Помню, какая благодать на меня ниспадала раньше в Хиландаре. А когда был там где-то в 2010 - уныло всё показалось очень, даже пение в храме. У греков же, даже если и "не бьет дух ключом", то торжественность и великолепие службы сохраняются на высоте.

Я вышел из Уранополя утром, а в Хиландар пришел часов эдак в 20. Какой уж тут Есфигмен или тем более Зограф!
Есть такой лукавый принцип: "не согрешишь -- не покаешься" :-)
По поводу сербских монахов могу сказать 2 вещи.
1. Они -- часть своего народа. А Сербия теперь устремилась на Запад. Сдали Косово, сдали Младича..., сдали самих себя.
2. Тыщу лет в Хиландаре игуменьей была Божья Матерь, а потом отменили типик свт.Саввы, из идиоритма сделали киновию, стали выбирать игумена из братии. Вот и результат.

Собираюсь пойти пешком, 29.09-09.10.2015
Владимир

Отличный рассказ. Очень полезный. Единственно, смотря на карту, вижу, что дороги то довольно извилистые и проходят чаще поперек полуострова. Как вот тут разобраться, на каком перекрестке куда свернуть, чтобы не заплутать? И ещё вопрос, какие монастыри обязательно посетить, (кроме подъема на Афон, конечно), если запланировать 2хдневное пребывание с одним ночлегом?