Протоиерей Александр Шаргунов - Расцерковленнное человечество празднует Новый Год, - и мы должны принять это, - и быть со всеми!

В течение Рождественского поста есть немало церковных праздников, когда по уставу разрешается рыба и вино.
СССР 80 лет назад. Снимки, скорее всего, сделаны одним человеком, источник - барахолка, - пишет huan_carlos

Проявляя христианскую любовь и рассудительность, и в таких случаях для православного человека нормально сесть за праздничный стол со своими близкими и выпить с ними бокал вина. Мы совершаем благодарственный молебен накануне гражданского Нового года, и это правильно. Некоторые ошибочно считают, что православным не надо участвовать в этом событии. «Это нас не касается, – говорят они, – у нас другое время, и Новый год может наступить по «старому стилю» – только 14 января».

Когда-то ведь Новый год в России праздновали 1 сентября, и совпадал он с церковным новолетием. До сих пор мы именно в этот день начинаем богослужебный круг и входим в наши праздники. Однако при Петре I гражданский Новый год был перенесен на 1 января, как в Европе. Вообще говоря, это число совершенно условное и, в конце концов, можно было бы выбрать наугад любой день, начиная отсчет Нового года именно с него.

 
Празднование Нового года – это наше естественное человеческое общение, и мы должны в этом участвовать, как все. Это так же нормально, как если мы называем город именно тем именем, которым он сейчас называется, а не так, как нам хочется.

Кроме того, здесь есть и некий смысл: своего рода пророчество о том, что происходит с нами сегодня.

 
Когда Бог вступил во время, когда Он освятил это время, и все время освятилось Его присутствием. Если бы наше общество жило согласно той тайне, которую принес Христос, тогда имело бы смысл праздновать новолетие по церковному календарю – 14 января.

Но происходит все большее расцерковление человечества, которое живет само по себе, своим измерением. А расцерковление, развиваясь, приводит к расчеловечиванию общества. Но тем не менее в этом обществе мы живем. И разность дат напоминает нам реальность того, где мы находимся...

 
С некоторых пор направленность времени изменилась, стала другой. Смена календаря на Западе, как мы знаем, произошла в XVI веке. И это совпало со временем, когда человеческое общество стало жить не так, как оно жило до этого. Вместо того, чтобы устремляться в вечность, что естественно человеку по самой его природе, люди устремились в загадочное будущее. Они стали жить не теми задачами, которые ставит сегодняшний день, а теми, которые ставит день завтрашний. В конце концов это привело к революциям в Европе, и к той сокрушительной революции, которая произошла в России.

И сегодня люди ради будущего жертвуют настоящим, теряя и будущее, и настоящее, и небесное, и земное; теряя и вечность, и время. И ради будущего сегодня происходят процессы объединения, стирания границ – не только политических и экономических, но и стирание неповторимых национальных и просто человеческих черт, принадлежащих каждому единственному и неповторимому человеку.

Объединение это закончится, как мы знаем, воцарением «человека беззакония», утверждающего как будто бы торжество времени и всех достижений, какие могут быть во времени, но – с полной утратой благодатной вечности.

Ради этой благодатной вечности, живя в обществе по гражданскому календарю, мы должны позаботиться о том, чтобы сохранить в неприкосновенности наше «священное время» – богослужение по «старому стилю». Ради соблюдения наших постов и празднования праздников со святыми всех веков наш церковный календарь должен остаться неизменным. Неподвижным как вечность, которая входит в нашу жизнь через эти события.

Жизнь христианина проходит в двух измерениях – во времени и в вечности. Дай Бог нам и в новом году быть достойными гражданами своего Отечества, земного и небесного. Какие бы испытания ни ждали нас на земле, Господь, если мы верны Ему, готовит снова для каждого из нас небесные утешения в празднике Рождества Христова и далее – в Пасхе Господней и во всех великих праздниках, приглашая нас быть причастниками вечной Его радости. Когда в душе нет праздника, говорят святые отцы, ничем внешним праздника не создашь. Сколь часто люди живут по принципу: как «убить» время; а смысл жизни христианина – как время оживить.

 
В связи с этим задумаемся сегодня о тайне времени. У святых отцов есть одно интересное рассуждение, объясняющее тайну пустоты и скуки человеческой жизни.

Эта тайна заключается в том, что время, в котором живет человечество, лишено связи с вечностью, и дни не имеют благословения Божия. Это происходит с людьми, которые не знают Бога. И с теми, кто участвует в церковных праздниках, но чисто внешне. И даже с теми, кто когда-то прикоснулся к благодатной жизни, но она не заполнила все его существование, не вытеснила тот обман и смерть, которые есть в каждом человеке.

Вначале Адам, который имел все, но считал, что ему чего-то не хватает в полноте, скучал один. Потом Адам и Ева скучали вместе. Затем Адам, Ева, Авель и Каин скучали в семье. А когда людей на земле стало много, скука только увеличилась. Что произошло в результате этой скуки? Вначале было грехопадение человека, затем – падение человечества в Вавилонское столпотворение.

Падение произошло оттого, что человек в отчаянии искал ложного счастья и ложной радости, не зная причины скуки, которая его наполняет, но ясно сознавая, что никакая земная забота, никакой труд, никакой внешний блеск жизни, никакие успехи не могут заполнить пустоту, которая в нем присутствует. И до сих пор человек очень плохо понимает, что он так значителен, что может быть наполненным только Самим Богом и тою жизнью, которую дает ему Господь.

Человек пытается заполнить эту пустоту алкоголем, наркотиками или каким-то другим грехом, даже самым мерзким. И чем больше он ее заполняет, тем страшнее она разверзается, так что человек может дойти даже до состояния безумия.

Один священник рассказывал о человеке, который покончил с собою только потому, что ему стало невыносимо каждый день делать то же самое, что он делал вчера и что ему надлежало делать завтра: снова вставать, снова умываться, снова одеваться. Когда последняя нить, связывающая время с вечностью, прерывается, человек может прийти в состояние беспросветного отчаяния.

Человеку по его природе свойственно всегда участвовать в празднике, чтобы его жизнь была праздничной и радостной. Человек задыхается в трехмерном пространстве, ему невыносима эта «утомительная повторность» земного бытия, о которой говорит Священное Писание. Человеком овладевает такая скука, от которой он сходит с ума. Он должен чем-то заполнить пустоту, которая в нем образуется, ибо он создан для жизни вечной. Что делает человек, на какие подмены решается!

Например, воскресенье. Для христианина – это день, когда Господом была совершена победа над смертью, царствующей во времени. Это наше приобщение к вечности.
А для большинства людей, живущих только во времени, это, как говорят, «выходной» – всего лишь день отдыха от работы, мертвое время. Но природа человека остается неизменной. В памяти этих людей живет какое-то воспоминание о счастье, и они чувствуют себя как бы морально обязанными веселиться и быть счастливыми. Но веселье, которое находит такой человек, может оказаться опасным. Стараясь чем-то восполнить отсутствие радости в своей жизни, он находит ее, например, в вине. Не находя утешения во времени, человек все больше погружается в ложные сладости, и чем больше он в них погружается, тем большую скуку испытывает. Это обретает иногда безумные формы.

 
Почему происходит сегодня по существу спаивание нашего народа и нет никакого этому сопротивления? Потому что без Бога люди не могут ни в чем найти радость жизни и понять смысл скорбей, которые им посылаются. И здесь же объяснение, почему так распространяется всюду грех растления.

В день гражданского Нового года Церковь празднует память святого мученика Вонифатия и мученицы Аглаиды. Этим святым молятся об избавлении от винопития и блудной страсти, потому что сами они долгое время страдали этими пороками. Но Господь открыл им, что есть сокровище жизни и высшая радость для человека, и они сделались способными отдать себя и всю свою жизнь ради Христа, ради жизни вечной. Только это может поставить предел всякому обессмысливанию нашего существования. Но пока не будет у нас устремленности к вечности, мы обречены жить в мертвом времени.

Дай Бог, чтобы мы, осознавая, что приближаемся к смерти,
не цепенели от страха, как люди, не знающие Христа,
а наполнялись радостью от того,
что мы приближаемся ко встрече с нашим Господом.
Чтобы слова «С Новым годом! С новым счастьем!» звучали для нас неложно.

Потому что они означают новизну той вечной нетленной, нестареющей жизни,
которую дает нам Господь во времени
и открывает ее во всей полноте - в вечности.
С Новым годом всех поздравляем, с новым счастьем!

 
Протоиерей Александр Шаргунов "Когда и как нам праздновать Новый Год?"
Sat, 31 Dec 2005, 00:59, "Православие и Мир", pravmir.ru/article_776.html

 


 

Священник Игорь Прекуп
Новый год - станция в жизненном пути, - можно сделать небольшой привал!

 
... Новый год и в самом деле использовался в советскую эпоху, как суррогат Рождества.

Идеологи делали на него ставку аналогичную той, которую сделали иерархи Церкви, учредив праздник Рождества Христова в день языческого праздника бога Митры: отвлечь от прежнего к новому. Хотя аналогия далеко не идеальная, потому что, во-первых, в случае примера из истории Древней Церкви уместней сказать: утвердить в новом, отвлекая от соблазна вернуться к старому, а во-вторых, аналогия чисто внешняя: в древности Отцы пошли навстречу немощным братьям, привлекая от временного к вечному, в новейшей же истории с точностью до наоборот.

Ничего удивительного. Если, по блж. Августину, «диавол – обезьяна Бога», то последователи его – обезьяны святых Божиих. От церковных праздников, возносящих ум к небесам, вдохновляющих взыскать путей Господних, они всеми силами, в том числе и культовыми суррогатами праздников и крестных ходов, героикой взамен агиографии, сбивали народ Божий с пути в Отечество, соблазняя возвратиться «на страну далече».

Только из этого отнюдь не следует, что Новый год – бесовский праздник, лукавый Троянский конь в нашей церковной крепости.

 
В отличие от других чисто «красных» праздников, Новый год праздновался в дореволюционной России людьми, в чьем благочестии сомневаться не приходится. То, что большевики его использовали для создания культа временного (вместо вечного – временное, вместо Царства Небесного – «светлое будущее») – это само собой, однако, не отменяет смысла, носителем которого этот праздник был до того, как его начали эксплуатировать большевики.

Достойно внимания, что в письмах святителя Феофана Затворника нередко встречаются поздравления с Новым годом, сопровождаемые по этому случаю пожеланиями духовного и житейского характера. В одном месте переписки святитель даже утешает собеседницу:

«Скушали вы немного больше обычного, и браните себя. За что тут бранить? В праздники надо давать некую льготу телу. Соучастница в трудах пусть будет соучастницею и в утешениях».

Обратите внимание: святитель этот праздник рассматривает как повод к утешению, не ставя его, разумеется, в один ряд с великими церковными, но все же… Спешу отметить, что автор этих строк, в свою очередь, уже обратил внимание на существенное отличие дореволюционного Нового года от современного: поскольку в те времена вся Россия жила по юлианскому календарю, то праздник этот выпадал после Рождества Христова на Святках, когда поста никакого не было. Но кто же мешает нам обходиться постной пищей, ориентируясь на вышеприведенное высказывание свт. Феофана, и проявлять умеренность во всем прочем?

 
Бесспорно, новогодний праздник – праздник светский, не святой. А он и не претендует. Он земной, мирской, но мы знаем, что мир дольний – икона мира горнего. Новый год – это рубеж, окончания одного этапа нашей жизни и начало нового. А наша жизнь – дар Божий, дар обязывающий. И время этой жизни, по установившимся в нашей культуре нормам, делится на определенные отрезки. Мы живем по ним независимо от того, задумываемся ли мы об этом или нет. Если кто-то живет исключительно по церковному календарю, соотнося свою жизнь только с богослужебными кругами подвижными вкупе с неподвижными – тому честь и хвала, но вряд ли полная изоляция возможна (да и нужна ли?) даже в монастыре.

Свою богослужебную жизнь мы выстраиваем по церковному календарю, а все, в чем соприкасаемся с миром – по светскому. Это и работа наша, и планирование каких бы то ни было дел, мероприятий, это и встречи с родными, друзьями, да мало ли – весь поток нашей жизни (в которой мы проявляем себя либо как чада Божии, либо как посторонние Ему), течет в том самом времени, которое делится на секунды, минуты, часы, сутки, недели, месяцы, годы, века, тысячелетия… И каждая такая временная константа – определенный период пользования даром Божиим.

Мы встаем утром с молитвой и отходим ко сну с молитвой.

Мы подходим к завершению года и благодарим Бога за то, что дал нам его прожить. Со всеми радостями и горем, приобретениями и потерями – это был год нашей жизни, он уходит, и цены ему нет, как нет цены дару Божиему.

 
Мы подходим к началу года грядущего и вступаем на это новое поприще с надеждой и трепетом: каков промысел Божий о нас на этот год? Встретим ли мы следующий новогодний праздник или Господь рассудит о нашей жизни иначе? Кто из наших родных и близких доживет до следующего временного отрезка, а кому надлежит покинуть этот мир вскоре? И смотришь на них, и дорожишь временем, которого у нас у всех не так уж и много… А ведь, живя, мы бываем с ними и невнимательными, и черствыми, и все откладываем на потом извинения, ласку, приветливость, знаки внимания – живем так, словно еще есть время, еще успеем, а человек раз! – и ушел… А мы не успели, а мы упустили возможность…

Мы подходим к рубежу годов и стоим пред Богом как бы с предварительным отчетом. Когда-нибудь нам надлежит оказаться пред ним с отчетом по всей жизни. Как и сейчас, это будет без кучи бумаг с диаграммами, графиками, процентами, без докладов и принятий к сведению. Просто мы, со всеми нашими грехами и добродетелями (если у кого таковые сыщутся), пред Богом.

Неплохо бы каждому человеку в эти стыковочные моменты своей жизни поступить вопреки словам: «а годы летят, наши годы как птицы летят, и некогда нам оглянуться назад».

Тем-то и ценен праздник Нового года, что нам обычно и в самом деле некогда оглядываться назад на уходящие годы, но вот наступает день, когда больше некогда откладывать, надо вынырнуть из водоворота суеты и, прежде чем переступить порог, оглянуться. И, стоя на пороге, поблагодарить Бога за прожитый год, попросить у Него прощения за то, что было в том году против Его заповедей сделано или вынашиваемо в сердце, и попросить благословения на год грядущий.

Не случайно существует чин молебного пения на Новый год, в котором мы обращаемся к Богу с благодарностью о благодеяниях, которые Он обильно излил на Своих рабов.

«О еже не помянути, – просим мы, – безчисленная беззакония и лукавая наша деяния, в мимошедшем лете бывшая. И не воздати нам по делом нашым: но в милости и щедротах помянути нас. Молим Ти ся, милосердый Господи, услыши и помилуй». Мы взываем к Нему о благословении венца «наступаемого лета благостию Своею, и утолити в нас вся вражды, нестроения, и междоусообныя брани, подати же мир, твердую любовь, благочинное же строение и добродетельное житие».

 
Новогодний праздник – это станция в жизненном пути. Можно ее миновать, а можно сделать небольшой привал, привести себя в порядок и тогда двигаться дальше. Все в жизни христианина должно освящаться или целиком, или в виде начатков. И предстоящий отрезок времени тоже можно освятить, начав его если не с Литургии, то хотя бы с молебного пения, и если не в полночь, то хоть в полдень.

 
Священник Игорь Прекуп "Новый год — станция в жизненном пути" (сокращенно)
Православие и Мир > Церковь > Дорога к храму > Праздники
29 декабря, 2010 • pravmir.ru/novyj-god-stanciya-v-zhiznenno

Комментарии


Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение:


Можете оставить здесь свои координаты, чтобы при необходимости мы могли бы с Вами связаться (они НЕ ПУБЛИКУЮТСЯ и это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО):

E-mail:
  Ваш адрес в сети:
Прошу ОПОВЕЩАТЬ меня на указанный выше e-mail - ТОЛЬКО при ответах в ветке ЭТОГО коммента