Кто сектант? - Будем православны, когда изгоним грубый дух мира сего из сердец своих - Владыка Иоанн Сан-Францисский (Шаховской)

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской)

 

Человеческий узкий, гордый, больной разум, не преображенный в Духе Божием, одинаково стремится к разделению и ищет повода к нему, кому бы ни принадлежал этот разум - православному или сектанту...

 

«Сектантство в Православии и Православие в сектантстве»

Архиепископ Иоанн (Шаховской)

Ошибочно думать,
что все православные суть в действительности не сектанты
и что все сектанты суть в действительности не православные.
Не всякий православный по имени - таков по духу,
и не всякий сектант по имени - таков по духу.


 
Ив настоящее время в особенности можно встретить "православного" - настоящего сектанта по духу своему: фанатичного, нелюбовного, рационально узкого, упирающегося в человеческую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией, но пресыщенного горделивой своей правдой, строго судящего человека с вершины этой своей мнимой правды - внешне догматически правой, но лишенной рождения в Духе.

И, наоборот, можно встретить сектанта, явно не понимающего смысл православного служения Богу в Духе и Истине, не признающего то или иное выражение церковной истины, но на самом деле таящего в себе много истинно Божьего, истинно любвеобильного во Христе, истинно братского к людям...

Человеческий узкий, гордый, больной разум, не преображенный в Духе Божием, одинаково стремится к разделению и ищет повода к нему, кому бы ни принадлежал этот разум - православному или сектанту.

Мы, православные, веруем, духовно видим, что имеем полноту человечески выраженной истины. Но это совсем не значит, что мы уже следуем этой полноте истины и что эта полнота наполняет нас. Мы иногда имеем ее только на языке, или думаем, что она у нас в глазу должна заменить бревно духовной лености нашей.

Но все это далеко не так. Истину мы имеем, и полную, но жить в ней не хотим или не умеем, и просто часто не стремимся жить в ней, ибо она очень стеснительна для нашего ветхого человека. А погордиться, повеличаться своей православностью мы не прочь.

Среди иновероисповедных христиан есть множество живущих в истине Православия - духом своим. Есть сектанты, которые горят духом и любовью к Богу и к ближним гораздо более, чем иные православные, и вот этот дух горения любви к Богу и к человеку есть признак истинного жизненного Православия.

Кто его не имеет среди православных, тот не истинно православный, и кто его имеет среди неправославных, тот истинно православный.

По-человечески он заблуждается, по-человечески он не понимает того или другого, не видит тот или иной цвет в природе мира (духовный дальтонизм; не видит, например, смысла икон, общений со святыми, ушедшими из этого мира), но по духу, по внутреннему человеку он - верный и истинный, нелицемерной любовью преданный Живому Богу Воплощенному, Господу Иисусу Христу - до смерти.

Наличие таких подлинно православных христиан замечается как среди православных по умоисповеданию, так и среди римо-католиков, также среди протестантов всех оттенков, к каковым оттенкам принадлежат и русские сектанты, сектаризировавшиеся, т.е. отделившиеся умом и опытом от догматического исповедания Церкви, отчасти из-за непонимания этого исповедания в Духе, отчасти из-за дурных примеров осуществления этого исповедания в жизни...

 
Можно сказать и так: наличие сектантства показывает православность народа, его горение духа, его стремление к идеалу, его жажду не внешней религии, но внутренней, жажду своего сердечного завета с Богом. И это по существу есть Православие.

В наличии сектантства православный, а тем более священник, всегда более виноват, чем сектанты.

Думать так - не является ли думать по-православному, беря на себя вину и ответственность за отделившихся братьев. Иначе не будет Христовой правды - если не взять на себя вину...

Христова правда иная, "безумная" для мира, мудрая лишь - для Бога.

Ни спорами, ни диспутами, ни препирательствами, ни грубыми обличениями нельзя показать ту положительную силу Духа Божьего, который живет в Православии, который есть само Православие, этот Дух можно выявить лишь в безумном по-человечески отречении от своих разумных прав и предоставлении Суда - Духу...

 
Исповедание православного Символа веры есть запечатление Евангелия. Символ должен совершаться в жизни, стать реальностью. У одного человека он совершенно не реален в жизни, хотя этот человек произносит его каждый день на молитве; у другого вера является в жизни любви его ко Господу Иисусу Христу, к Отцу Небесному и Духу Святому, и она отражается на лице его, на словах и всех поступках. Кто же ближе к Царствию Божию? Ответ ясен. Конечно, второй, неправославный по имени, но православный по духу и истине, наученный самим Духом.

Православные по самоисповеданию, по самоутверждению должны понять, что Православие это отнюдь не привилегия и не повод к осуждению других, и не гордость. Православие, наоборот, есть смирение, есть исповедание полноты Истины, как правды, так и любви.

Православие должно побеждать только сиянием своим, как Сам Господь, а отнюдь не пушкой - стальной или словесной, все равно. Православие не сияет в православном обществе, в том, которое гордится своим Православием. Оно сияет в том, кто смирен в своем Православии, кто чистоту веры понимает не разумом только маленьким своим, но духом, всей жизнью.

Красота Православия дана для спасения людей, а православные ее стали обращать для осуждения, для погубления людей. Можно сказать, что нет на земле совершенно православных людей...
Православие - солнечный свет, лежащий на земле. Светит для всех, но не все освещаются им, ибо кто в подвале, кто закрыл свои окна, кто закрыл свои глаза...

Мы радоваться должны, что человек силою Всемогущего Духа, который "дышет, где хочет", чудесно преобразил свою жизнь и приносит Богу плод.
Нам не ясен путь Духа в этом человеке?
Но разве мы поставлены судить о путях Духа, если плоды Духа ясны нашим глазам?
От плодов велено знавать. Плоды же ясно определены у апостола (1 Кор 13, 4-8).

 
Непрощаем грех один только - против Святаго Духа, против любви к Нему.

Любящий неправду, восхваляющий грех, наслаждающийся злобой, повинен в этом грехе, но никак не умственно признающий или умственно непризнающий, то есть видящий душою или невидящий душою - той или иной истины...

Немилосердно мы должны только изгонять грубый дух мира сего из своего сердца.
И тогда наше Православие засияет.

 
Ибо средство немыслимо оправдать целью. Нельзя Православие защищать по-язычески или по-иудейски. Чистота Евангельского Духа - Православие Святое - должна защищаться евангельски, бесстрастно, мудро, с великою любовью к той душе, за которую пролита Богочеловеческая кровь...

Надо открыто признать тот несомненный факт, что среди всех исповеданий веры в истинное Боговоплощение, на земле совершившееся в Господе Иисусе Христе, Альфе и Омеге спасения, среди всех призывающих Его Святое Имя - есть духовно рожденные люди.

И среди православных, и среди римо-католиков, и среди протестантов разных направлений и оттенков...

 
Наше Православие здесь лишь отблеск, лишь отзвук Православия небесного, его вечной истины, вечных совершенств. Догматически оно чисто отражается в учении Православной Церкви, но оно есть дух и жизнь и имеет плодом своим - только жизнь. Православие есть добрый плод, и о дереве надо судить только по плодам, по результатам его цветения. Пусть цвет некрасив, пусть листья колючи и сухи, пусть дерево низкоросло и неказисто, пусть даже поломано... Но если плод сладкий, чистый и питательный - то дерево православно в плодоносности своей.

И, наоборот, пусть пышны цветы и листья, пусть огромно и чудно дерево, но если плод несъедобно горек, ядовит или ничтожен, то ничто не явит истину Православия этого на вид выделяющегося дерева. И жалко будет оно, если само станет выделять себя и превозноситься над другими деревьями...

 

Все повинны. "Нет праведного ни одного" (Рим 3, 10) - это надо понять.
И не осуждать друг друга, но помогать друг другу, учиться правде друг у друга.
Сколько перегородок тогда падет!

 
 
Читайте полностью: Собрание избранных сочинений в двух томах архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского, в миру князя-странника Дмитрия Алексеевича Шаховского). Том 1. Стр. 340-348. Издательство братства во имя святого преподобного благоверного князя Александра Невского, Нижний Новгород, 1999

 
 
Поэт - князь Дмитрий Алексеевич Шаховской писал такие стихи , именуя себя Странником:

 

Я грешен тем, что чуда не хотел
И уходил в поэзию от чуда.
Но только чудом я дышал и пел,
И чудо все стекалось отовсюду.
Сбегало чудо в мир со всех концов,
Со всех страниц, из всех тысячелетий.
Мне открывалось чистое лицо
Любви. И чудо завершалось этим
.

 

Сегодня ночью плакали сирены
О бедной человеческой судьбе.
А мы вернулись, Господи, к Тебе
Из долгого, мучительного плена.
 
И тихо стало нам, и так легко,
По-новому светло и терпеливо;
А где-то в небе высоко
Гремели молнии разрывы.
 
То от миров иных склонилась Мать
К сынам неверья и роптанья,
То к людям приходила благодать
Последнего всемирного призванья.

 

Чем старше мы, тем голос тише,
И часто кто-то нас зовет
Сквозь музыку четверостиший
В какой-то медленный полёт.
 
И сами мы ещё не знаем,
В какую радость мы идём,
Окружены уже, как Раем,
Неудаляющимся днём.

 
 
А вот такой случай (1966 года) рассказывает поэт Евгений Евтушенко:

Дмитрий Кленовский, узнав о моей встрече со Странником (владыкой Иоанном), пытался внушить ему, что я подослан:

«Не является ли Евтушенко неким лазутчиком, который должен выяснить, как к Вам лучше подойти, как легче втереться к Вам в доверие и что можно предпринять, чтобы по-хорошему Вас как-то обезвредить

А вот как изящно ответил Странник (вл. Иоанн Шаховской) Кленовскому:

«Все, с кем мы – всё равно где – встречаемся в мире,
несомненно, подосланы к нам,
в том смысле, что посланы Промыслом.
Я совершенно не вижу, в чем и как Евгений Евтушенко мог бы «повлиять» на меня.
Почему не думать, что и я как-то могу «повлиять» на него?
Я ведь тоже посылаюсь к людям,
или, если хотите, подсылаюсь,
как все пастыри к верующими и неверующими (чтобы помочь им)».
newizv.ru/news/2007-08-10/74275

 
 
Краткая БИОГРАФИЯ владыки Иоанна Сан-Францисского (Шаховского):

Архиепископ Иоанн (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской родился в Москве 23 августа 1902 года.
С 1918 года был добровольцем в белой армии генерала А. И. Деникина,
в 1920 году уехал в Константинополь, затем эмигрировал во Францию.

В 1926 был пострижен в монашество в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон.

В 1927 году был рукоположен во иеромонахи епископом Вениамином (Федченковым) в юрисдикции Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) в сербском городе Белая Церковь.
С 1932 года по 1945 - жил и служил в Германии, в 1946 году переехал в Америку (USA).

Поэт, Странник, Писатель - Монах, Иерей, Владыка - Раб Божий и Проповедник - Русский человек.

Его православие органично: оно пропитывает все его мысли и чувства.
И наряду с этим, русская широта: он всегда хочет понять собеседника,
чувствуется, что он уважает всякого человека и питает ко всем христианские чувства.

 
С 1947 года - епископ в юрисдикции Американской Православной церкви в Америке,
с 1950 года владыка Сан-Францисский и Западно-Американский.
Преставился 30 мая 1989 года в Санта-Барбара (Калифорния, США) .

 
Архиепископа Иоанна Сан-Францисского и Западно-Американского (Шаховского) - юрисдикции Американской Православной церкви, - не следует путать (что, к сожалению, не редко встречается в публикациях), -
 
со святым архиепископом Иоанном Шанхайским (Максимовичем), юрисдикции РПЦЗ, бывшим архиепископом Сан-Францисским и Западно-Американским в 1962 - 1966 годах (до своей праведной кончины). В 1994 году владыка Иоанн (Максимович) был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью Заграницей.

Комментарии


Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение:


Заголовок:
Можете оставить здесь свои координаты, чтобы при необходимости мы могли бы с Вами связаться (они НЕ ПУБЛИКУЮТСЯ и это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО):

E-mail:
  Ваш адрес в соцсети или сайт:

Прошу ОПОВЕЩАТЬ меня на указанный выше e-mail - ТОЛЬКО при ответах в ветке ЭТОГО коммента (снимите галку в квадратике, если это не нужно)

Читайте глубокий анализ «Легенды о великом инквизиторе» Федора Михайловича Достоевского - руки замечательного русского человека, архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского) - тут: Архиепископ Иоанн (Шаховской): ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР ДОСТОЕВСКОГО.

Еще 2 интересных сочинения архиепископа Иоанна (Шаховского) читайте по ссылкам:

«Я - Новый Израиль», - радостно и торжественно говорил Михаил Павлович

Антисемитизм духовно совпадает с раввинистическим подходом к человеку