Каждая Литургия в Бутырке, возможно, последняя в жизни - И гневаться надо только на грех, ненавидеть грех, но жалеть грешника

 

6 марта 2011 - Прощеное воскресение - «Прости меня, Христа ради» - «Бог простит, и я прощаю»
А все ли можно простить?

 

Формула прощения

 

иерей отец Константин КОБЕЛЕВ, настоятель храма Покрова Божией Матери в Бутырской тюрьме

Митрополит Антоний Сурожский писал, что для того, чтобы простить серьезные вещи - предательство, убийство, - иногда требуется вся жизнь. А Церковь призывает прощать своих обидчиков перед каждым причастием.

 
По мнению иерея Константина КОБЕЛЕВА, настоятеля храма Покрова Божией Матери в Бутырской тюрьме, учиться прощать нужно поэтапно.

 

Каждая Литургия - последняя

 

- Человек может обижаться на близких людей, быть с кем-то в сложных отношениях, иметь недоброжелателей, обидчиков, но у него могут быть и враги - те, кто причинил вред, порой невосполнимый, сознательно. Как простить своего врага? С чего начать?

о.Константин Кобелев - У заключенных очень мало времени на то, чтобы осознать, кто истинный враг, а кто ложный, простить своих обидчиков, отойти от мысли о мести и примириться с Богом. Время Литургии в храме - один-два часа, и неизвестно, когда они в следующий раз попадут на службу и на исповедь. Фактически у нас даже нет богослужебного круга. Мы, конечно, празднуем некоторые праздники, но заключенные не могут жить в кругу церковных праздников, у них нет возможности ходить в храм по своему желанию.

Поэтому здесь все должно быть теперь и сразу: как говорится, и смерть, и воскресение, и Пасха, и все двунадесятые праздники. Каждая Литургия в Бутырке, возможно, последняя в жизни. Даже есть такая традиция: в конце службы, перед прощанием и целованием креста, заключенные целуются со священником как на Пасху. И тюремный священник за очень короткий срок должен потребовать от них «по максимуму»: осознать свой грех, покаяться в нем и отказаться от мести.

Поэтому «формула прощения» у нас проста:
даже не переставая считать кого-то своим врагом,
можно отдать его в руки Божии.
(Поэтому говорим: «Бог простит»)

 
И я так объясняю это заключенным: если мстить будешь ты, тогда Бог не будет ничего делать. Он скажет: «Ты разбираешься с ним сам - ну и разбирайся своими средствами». А много ли может человек? В крайнем случае, он может убить. Но это максимум.

А вот Бог, если Он будет наказывать, сделает это совсем иначе. Господь может, например остановить преступника, чтобы тот больше не повторял своих злодеяний, или привести его житейскими обстоятельствами к тому, чтобы он понял свою вину, и это может быть гораздо большим, чем просто кого-то «ликвидировать». Я говорю заключенным, чтобы они отошли в сторону, предоставили Богу наказывать обидчиков. Кстати, не нужно бояться слова «наказание» - оно происходит от слова «наказ», «сказ». Когда Бог наказывает - это значит, что он человеку как бы хочет дать какую-то информацию, учит, вразумляет. Мы понимаем «наказать» как «покарать», но на самом деле слово «наказать» не содержит в себе такого трагического значения. Наказания мы вполне можем просить у Бога для кого угодно и даже для себя самого. А уж Господь, когда будет разбираться, сделает так, что всем будет хорошо. В конце концов, и обидчику тоже. Отдавать в руки Божии - это, мне кажется, вполне духовное действие - просить вразумления для данного человека от Бога, когда мы видим, что мы сами его не можем вразумить.

 

Попробуй полюби занозу

 

- Но даже помолившись и отдав обидчика Богу, трудно заставить себя забыть о нем и об обиде.

о.Константин Кобелев - Раз уже отдал в руки Божии - чего ты будешь дальше думать о нем? Чем быстрее ты сможешь о нем забыть и отвлечься, тем быстрее, возможно, придет и истинное прощение.

Потому что если какой-то человек для вас стал раздражителем, как заноза: вонзилась в руку и болит, пока ее не вытащишь - не отойдешь в сторону от обидчика, - то попробуй полюби эту занозу - а ведь она доставляет тебе постоянную боль.

  1. Так что первый этап - отдав наказание в руки Божии, отключиться от ситуации и перестать думать об обидчике. И это будет то же самое, что вынуть занозу. Ведь когда вытаскиваешь занозу, уже не думаешь, где она лежит и как поживает.
  2. Второй этап - когда ситуация уже не вызывает гнева, не раздражает, когда ты с ней смирился, то можно поинтересоваться, где же этот мой враг, что там с ним, может, ему помочь как-то. Ведь высшая степень отношения к врагам - делать им добро. Потому что, делая добро обидчику, мы собираем на его голову горящие угли Божьего гнева. Но это опять же хорошо, потому что гнев Божий - это совсем не то что наш гнев. Господь милостив, Господь плохого, вредного для спасения никому не сделает.

Я бы так объяснил прощение: это если мы перестали обижаться на данного человека и делаем ему что-то хорошее. Но тому человеку это может быть очень больно, потому что он может вспомнить: ой, мне он помог, а я его обидел. И вот здесь может действительно утихнуть зло и прийти раскаяние.

А если мы будем делать только злое или просто злиться, он будет ощущать зло и оправдываться. А если он нам делает зло, а мы ему делаем добро, мы у человека уже отнимаем возможность себя оправдать. И каждый раз, не отвечая злом на зло, мы все-таки повышаем вероятность того, что человек может раскаяться.

 
- А если кто-то просит прощения, а у человека все кипит внутри. Как поступить честно?

о.Константин Кобелев - Наша Церковь давно выработала правильные формы - в таких случаях мы говорим: «Бог простит». Не важно, прощаю ли я. Хотя некоторые добавляют «и я прощаю» - но этого можно и не говорить, потому что кто мы такие, чтобы прощать? Мы же не можем действительно человека простить. То есть самое высшее, что возможно человеку на пути к прощению, -когда он действительно искренне желает, чтобы его врага, или обидчика, или недоброжелателя Бог простил.

 
- А как убедиться в том, что ты простил искренне? Как не остаться в самообмане?

о.Константин Кобелев - Честно говоря, я считаю, что мы вообще не можем простить искренне и до конца… Я считаю, что мы плохо умеем прощать. Как говорил святитель Игнатий Брянчанинов, все мы находимся в прелести. Наверно, бывают и исключения: если ты подружился со своим обидчиком, стал ему соработником, не поминаешь старое - в этом случае можно сказать, что обида искренне прощена. Но чаще всего это невозможно. И даже не надо этим делом заниматься и мучиться, страдать этим. Самое лучшее - просто отойти. Насильно мил не будешь, и свою душу тоже нельзя насиловать - заставить кого-то полюбить. Среди православных людей тоже не всегда складывается психологическая совместимость по каким-то вполне объективным причинам, хотя оба хорошие люди. Необязательно дружить с человеком, с которым дружить не получается.

Вообще, как говорили Святые Отцы, к себе нужно относиться, как к ослику. Ослик хорошее животное, где-то выносливее лошади, но порой упрямится и его не переубедишь - только хуже будет. Так и к себе нужно относиться - уговаривать себя в чем-то то поры до времени, но чрезмерное насилие над собой может сыграть и плохую роль. Сказано: возлюби ближнего, как самого себя. Себя тоже нужно любить. Любить себя - это значит заботиться о своем собственном спасении и понимать свои границы. Не все нам доступно.

Поэтому не следует бояться быть ограниченным в каких-то рамках. Здесь, конечно, хорошо советоваться с духовником и делать как он скажет - может быть, вы задумали хорошее дело, но оно вам не по зубам.

Я это рассказываю, потому что кто-нибудь может начать умышленно выискивать своих старых врагов, чтобы с ними подружиться, чтобы проверить, полностью ли я их простил или не полностью? Эдак можно в гордость впасть.

Считайте лучше, что не полностью простили.

 

Гневаясь, не согрешайте

 

- Как прощение сочетается с праведным гневом?

о.Константин Кобелев - Чувство гнева для нас естественно. Гнев дан человеку для того, чтобы с помощью этого чувства бороться с бесовскими искушениями. Гнев - это полное отрицание чего-либо, он дан человеку как щит, направлять его надо против врагов нашего спасения, и в первую очередь против врагов невидимых. Но «гневаясь, не прегрешайте» - говорят Святые Отцы о том, что иногда мы применяем гнев против людей. Мы должны гневаться только на грех, ненавидеть грех, но жалеть грешника, даже если он преступник.

Отец Глеб Каледа говорил, что есть грех, который является преступлением, и есть грех, который не является преступлением, также есть и преступление, которое не является грехом. Понятия греха и преступления полностью не совпадают. Взять хотя бы наших новомучеников: с точки зрения советской власти они были преступниками - а для нас они святые. И наоборот. Женщина совершает аборт: с точки зрения общества все нормально, а с точки зрения Бога это - страшное дело, убийство. Отец Глеб, например, вообще не рассматривал человека как преступника, потому что для тюремного священника все эти люди не преступники, для него они кающиеся грешники, которые находятся на разных стадиях покаяния. И задача священника в том, чтобы помочь человеку найти в себе силы подниматься от ступеньки к ступеньке.

 
- Когда общество требует введения смертной казни, значит ли это, что оно отказывает в прощении преступникам?

о.Константин Кобелев - Лишать человека жизни - это значит лишать его примирения с людьми и с Богом. Как говорил отец Глеб Каледа, «мы расстреливаем не того человека, которого приговаривали»; и в их числе было много людей озлобленных, которые уходили, считая общество виноватым перед ними. Не говоря уже про такие известные случаи, как, например, с маньяком Чикатило. Пока его ловили - расстреляли несколько невиновных людей. Их приговаривали к смертной казни, а Чикатило объявлялся снова. Так было шесть раз. Общаясь с пожизненно заключенными, я вижу, что в основном это люди не умершие духовно. Жизнь, которая им оставлена, - оставлена им не зря. Дико даже подумать, чтобы кого-то из них расстрелять. Пожизненно заключенные и так живут не очень долго - пять-восемь лет. Тяжесть грехов гнетет человека, и его жизнь довольно скоро кончается.

А если такой, действительно виноватый, человек долго живет после вынесения приговора, это о чем-то говорит, это тоже свидетельство того, что его жизнь приобрела новый верный смысл, - как же такого «нового» человека расстреливать? Может быть, он раскаялся и прощен Богом?

В тюрьме жизнь человека, пришедшего к вере, вообще сильно меняется. Я часто вижу, что заключенные, которые проявляют усердие к вере, выходят досрочно на свободу. Господь принимает их труды и прощает их грех. Только, к сожалению, общество простить их уже не в состоянии. Выйдя на свободу, бывшим заключенным бывает трудно найти себе работу, как-то устроиться в жизни - это способствует их озлоблению. А зло порождает зло.

 
- Почему прощать так трудно?

о.Константин Кобелев - Прощать трудно по нашей гордости. А борьбе с гордостью нет предела, это работа на всю жизнь.

Но в первую очередь простить надо самого себя. Нам сказано Богом - люби ближних, как самого себя, а это значит, что себя тоже надо простить. Не судить не только других, но и себя не судить, не пытаться приклеить ярлык: вот я хороший или я плохой. Просто иметь перспективу, понимать, что самое главное - смириться. Не с грехом, а принять себя, осознать, как мы несовершенны.

Представьте подсвечник:
посмотришь на него сбоку - одна свечка выше, другая ниже, а посмотри на него сверху - все, чего ты там достиг в жизни, долго ли ты горел, много ли ты там насветил или мало, - разницы для Бога в этом нет. Горел ты и горел, стремился к Богу - значит, Господь тебя простит и возьмет к Себе.

 
Иногда поднимают такой вопрос: "кто будет спасен?"

Есть такое мнение, что все, кто хотят, - все попадут в рай. Но, конечно, надо не просто сказать «я хочу», это нужно показать своей жизнью.
И всегда, в самых тяжких своих случаях мы должны помнить о Христе, который, безвинный, с Креста молился:

«…Отче! прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23: 34).

Иерей Константин Кобелев

иерей отец Константин КОБЕЛЕВ, настоятель храма Покрова Божией Матери в Бутырской тюрьме - 50-и летие! 

Биография священника отца Константина Кобелева

 

Иерей Константин Кобелев родился 12 апреля в 1957 году в Москве.
Закончил биологический факультет Московского Государственного университета (МГУ), Московскую духовную семинарию.
Настоятель храма Покрова Божией Матери в Бутырской тюрьме.
Член епархиальной комиссии по социальной деятельности в местах лишения свободы города Москвы под председательством епископа Дмитровского Александра.

 
Текст (беседовала с отцом Константином Кобелевым): Екатерина СТЕПАНОВА
Журнал "Нескучный сад" № 2 (61) февраль 2011 год (nsad.ru) > Тема номера: Все ли можно простить > "Формула прощения"

Митрополит Антоний Сурожский писал, что для того, чтобы простить серьезные вещи - предательство, убийство, - иногда требуется вся жизнь. А Церковь призывает прощать своих обидчиков перед каждым причастием.

По мнению иерея Константина КОБЕЛЕВА, настоятеля храма Покрова Божией Матери в Бутырской тюрьме, учиться прощать нужно поэтапно.

- Как ты можешь часто причащаться, если не можешь меня простить?
- Как я могу сказать, что простил, если обида не уходит, а обманывать я не хочу!
 
Этот диалог из жизни обозначает явный конфликт понятий: прощение «тя опечалившим» Церковь считает непременным условием для приступающих к причастию.
 
Но прощение - одна из самых трудных задач духовной жизни, и как к ней приступать, не причащаясь, то есть не опираясь на Божию помощь, совершенно непонятно. Этот конфликт обостряется ежегодно перед Великим постом, накануне Прощеного воскресенья (в этом 2011 году это 6 марта).
 
«Прости меня, Христа ради» - «Бог простит, и я прощаю» - такова «формула прощения» в христианском мире.
 
Что она означает: что в этот день мы обязаны поменять сердце с каменного на плотяное, забыть всю боль, которую мне принесли другие? Или сделать вид, что и боль-то была небольшая и вовсе я не обижен? А если я - не могу? А как тогда идти к Пасхе, когда рано или поздно придется присоединяться к призыву «Простим все Воскресением?».
 
Отец Константин Кобелев, настоятель храма в Бутырской тюрьме, считает, что такую задачу лучше решать поэтапно. И для начала признать, что сразу простить других не получается. Потом, смирившись каждый в свою меру, сосредоточиться на первой части пожелания - «Бог простит», разобраться, что она означает? И если удастся ее исполнить, переходить ко второй - «и я прощаю». Здесь работы на всю жизнь хватит…
Каждая Литургия в Бутырке, возможно, последняя в жизни - И гневаться надо только на грех, ненавидеть грех, но жалеть грешника
Прощеное воскресенье - «Бог простит» - А все ли можно простить?
6 марта 2011 - Прощеное воскресение - «Прости меня, Христа ради» - «Бог простит, и я прощаю»
А 7 марта начинается Великий Пост в 2011 году.
Пасха же будет 24 апреля 2011 года

 

Комментарии


Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение:


Заголовок:
Можете оставить здесь свои координаты, чтобы при необходимости мы могли бы с Вами связаться (они НЕ ПУБЛИКУЮТСЯ и это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО):

E-mail:
  Ваш адрес в соцсети или сайт:

Прошу ОПОВЕЩАТЬ меня на указанный выше e-mail - ТОЛЬКО при ответах в ветке ЭТОГО коммента (снимите галку в квадратике, если это не нужно)
Как известно из истории права, мера жесткости наказания за преступления никогда не влияла на их количество. Может быть, оценив этот факт, как и тот, что количество заключенных в России перевалило за миллион, поставив нашу страну на первое место в этом печальном рейтинге, руководство страны предприняло радикальные меры.

Дума в первом чтении одобрила внесенный президентом законопроект о поправках к Уголовному кодексу. Основное его содержание – исключение из 68 составов нетяжких преступлений нижнего предела наказания. То есть если раньше за некое преступление подсудимый мог получить, скажем, от трех до пяти лет, то теперь суд не связан необходимостью «дать не меньше «трешки»». Оценить грядущие перемены мы попросили священника Константина Кобелева – старшего священника храма при Бутырской тюрьме.

Священник Константин Кобелев:

Данный законопроект мы обсудили с начальником Бутырского СИЗО – полковником Телятниковым Сергеем Вениаминовичем, и пришли к общему мнению о том, что предлагаемые поправки являются нужными и правильными. Однако все зависит, прежде всего, практики их применения. Судам предоставлена значительная свобода в определении меры наказания, и вопрос в том, как они ей будут пользоваться. Поэтому немаловажную роль тут будет играть политика государства, многое будет зависеть и от полицейской системы.

Мы считаем это хорошей инициативой, потому что, находясь здесь, в изоляторе, и я – священник, и он – начальник тюрьмы, видим одну и ту же картину: очень многие сидят здесь напрасно. Это приносит вред как им самим, так и обществу. Люди, попавшие в тюрьмы за такие незначительные преступления, как украденный телефон и тому подобное, могут стать здесь настоящими преступниками.

Мнение начальника СИЗО – за подобные правонарушения должен назначаться штраф, и должна быть выплачена и компенсация пострадавшему. В этом случае преступник, заплатив и государству и потерпевшему, уже прочувствует негативные последствия своих действий, и второй раз на это не пойдет. Держать же его в тюрьме просто неразумно.

Государство его кормит, поит, одевает, содержит штат охраны, и все это за свой счет. Человек причинил ущерб на тысячу рублей, а расходы на его содержания многократно таковой превышают. Мало того, выйдя из тюрьмы, он, может быть, будет совершать еще худшие преступления. В нашей стране процент рецидива очень высок и достигает почти 70%. Получается, что мы людей делаем преступниками.

Серьезные преступления, конечно, должны наказываться, может быть, даже более строго. Разговор шел о том, что в перспективе хорошо было бы пересмотреть некоторые статьи УК, добавить те преступления, которые там пока не указаны.

Так же мы надеемся на то, что данные изменения в уголовном кодексе повлияют на практику избрания досудебной меры пресечения. Хотя в российском законодательстве предусмотрен целый ряд подобных мер: и подписка о невыезде, и поручительство, и ограничение передвижения, на практике применяется преимущественно одна мера – арест.

Если же теперь мелкому преступнику наказание по приговору суда может ограничиться штрафом, то нет смысла сажать его в изолятор. Нахождение в СИЗО очень сильно влияет на психику человека. Конечно, мы радуемся, когда арестованные приходят к нам в храм и исповедоваться и причащаться. Однако при этом мы видим, в каком тяжелом душевном состоянии они находятся. Особенно это касается случаев, когда человек попал либо безвинно, либо по какой-то мелочи.

Поэтому мы считаем, что законопроект об изменениях в УК хороший, вопрос в том, как они будут применяться.

12 марта, 2011 - pravmir.ru/smyagchenie-ugolovnogo-kodeksa-neobxodimo