Высшая справедливость - выше справедливости, и имя ей Любовь - Архиеп.Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) «Похвала справедливости»

Путешествие в Йемен состоялось с 30 апреля по 12 мая 2010 - foto Дмитрия Сапарова

 

Похвала справедливости

Архиепископ Иоанн (Шаховской)

Мы, люди, очень быстро подмечаем всякую несправедливость - в отношении себя. На всех окружающих и даже на Самого Господа Бога некоторые обижаются, если что не так у них в жизни получается, как они бы хотели.

Но несправедливость, которую мы сами, люди, совершаем в мире, - нам менее ясна. Мы даже ее вообще затрудняемся признавать.

 
Справедливость - какое прекрасное слово. Есть что-то божественное в нем. Оно вдохновляет, укоряет и мучает. Свято нас мучает, когда мы боремся за справедливость в отношении других людей, и в тоску ввергает нас, когда мы добиваемся полной справедливости, и часто в сущих пустяках, в отношении себя со стороны других.

Сама справедливость нас все время толкает и понуждает быть выше справедливости и никогда не быть ниже ее. И мы чувствуем в душе своей мир и радость, когда совершаем справедливость, и особенно когда становимся в своих чувствах выше справедливости.

Стать над справедливостью - это значит войти уже в Царство Христовой Любви.

 
Есть в нас, людях, чувства, которые можно назвать щедрыми, богатыми, например - любовь, великодушие, бескорыстие, самоотверженность. Но есть в нас и чувства более скромные, но в повседневной жизни, может быть, еще более для нас нужные - без которых жизнь в мире становится совсем невозможной. К этим скромным и тихим чувствам и относится справедливость.

Она регулирует основы человеческой жизни и личной, и общественно-социальной, и государственной. К понятию этой справедливости следует отнести и простую честность, правдивость, уважение к другому человеку, к его жизни, к его слову, к его свободе. Свобода есть самая главная часть жизни другого человека. Свободу нужно охранять справедливостью.

Справедливость формулируется заповедями, данными Богом человечеству на Синае. Все они говорят о справедливом Законе Божьем, данном человеку. И 10-я, последняя заповедь говорит о том, что несправедливость к другому человеку нельзя допускать даже в своих сокровенных желаниях. Нельзя желать ничего, что может нарушить жизнь и права другого.

Я назвал любовь щедрым, "богатым" чувством. Конечно, это относится не ко всякой любви, а лишь к самоотверженной и справедливой. Например, если родители, усыновившие ребенка, относятся к нему хуже, чем к своему родному, они в этом проявляют несправедливость. Так справедливость контролирует даже любовь.

 
Что говорит Библия о справедливости?

Книга Иова говорит о Иове с похвалой:

"Был человек этот непорочен, справедлив" (Иов, 1, 1).

Псалом 118 говорит о Боге:

"Праведен Ты... и справедливы суды Твои".

Из этого следует, что

если мы не ощущаем Божественной справедливости в отношении себя,
то совесть наша, значит, отстает от времени и от Истины Божьей.

 
Недавно один молодой человек рассказал мне о случившейся с ним неприятности. В связи с ограблением бензоколонки он, случайно находившийся вблизи этого места, был задержан. Пока выяснялись обстоятельства этого дела, он провел некоторое время в заключении. Меня удивила и порадовала реакция этого человека на такое событие, которое было несправедливостью в отношении него.

Он сказал: попав в эту историю, я стал размышлять о случившемся и пришел к заключению, что в этом происшествии была своя нравственная закономерность, и я увидел в нем высшую справедливость. Дело в том, что я совершил однажды неморальный поступок, и он мне сошел с рук. И я должен был претерпеть какое-то страдание сейчас. Это справедливо...

Я удивился такому нравственно-чистому, религиозному проникновению в суть жизни - у этого молодого человека. "Такова истинная вера в Бога", - подумал я (аналогичный пример произошел с святым Ефремом Сириным).

 
Совесть, как чувство глобальной справедливости, врождено человеку (человек - "образ Божий"). У детей и молодых людей совесть бывает иногда более чуткой, чем у людей поживших и как бы придышавшихся к несправедливости этого мира. Идя в своей жизни путем нравственных компромиссов, человек постепенно опустошается душой и перестает чувствовать, когда бывает несправедлив к другому человеку, остро чувствуя, однако, всякую несправедливость других в отношении себя.

Милосердие к бедным псалом 87 называет не милосердием, а справедливостью; и это, конечно, справедливо. "Нищему оказывайте справедливость", - говорит Библия. Если у тебя два куска хлеба или две рубашки, а у человека, который рядом с тобой, нет хлеба и даже одной рубашки, то это даже не любовь, не милосердие, а просто справедливость, если ты отдашь один кусок и одну рубашку нуждающемуся.

Говоря в послании к Ефесянам об уважении детей к родителям, апостол Павел называет уважение к родителям не подвигом и не самопожертвованием, а всего лишь справедливостью. Заповедь, данная Богом человеку: "Чти отца твоего и мать твою, да благо тебе будет и да долголетен будешь на земле" (единственная заповедь с обещанием), указывает на путь справедливости. Неуважение и невнимание к тем людям, которые для нас такое огромное дело сделали, родив нас в мир, были избраны Самим Богом стать нашим отцом и матерью, неуважение к родителям есть глубокая, кричащая несправедливость. Далеко не все это чувствуют. Но когда сами испытают эту же несправедливость в отношении себя со стороны своих детей, лучше понимают свой грех.

Благоразумный разбойник, вися на Голгофе рядом со Спасителем мира, останавливая другого, тоже распятого, но озлобленного разбойника, высказал мысль, показывающую ясность и честность его нравственного сознания и высокую его справедливость. Он так сказал своему, тоже распятому и умиравшему на кресте, товарищу: "...мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он (т. е. Христос) ничего худого не сделал" (Лк. 23, 41). Ясно видно здесь двоякое явление справедливости: это признание человеком своей вины - признание невиновности другого человека. Вот пример честного, неэгоцентрического сознания.

Оно может открыться и в очень грешном человеке. Это иллюстрация к тому, что сказал Федор Михайлович Достоевский о человеке вообще и о русском человеке в своей книге "Записки из Мертвого дома". Достоевский увидел,

что на дне души даже самого закоренелого преступника
таится искра той человечности,
в которой именно и проявляется Божий образ в человеке.
Тут источник всей мировой справедливости.
Свет идет от Бога чрез человека,
протершего зеркальце своей души,
снявшего с совести пыль и отражающего Божий Свет.

 
Великое утешение мы испытываем в мире от явления всякой справедливости, независимо даже от того, имеет или не имеет она отношение лично к нам. Справедливость есть свет сам по себе. И когда мы к ней прикасаемся, мы переживаем чувство полноты жизни и радости. Бог тогда с нами. Это понял разбойник на Голгофском кресте. И оттого он вошел со Христом в Рай.

 
Самое великое торжество справедливости совершится на последнем [Страшном] Суде, когда Бог "отрет всякую слезу" с глаз человека. Все тогда будет названо своим подлинным именем, падет всякое ложное величие, и правда займет свое место. Это будет апофеоз всемирной справедливости и высшей Любви.

 
Увидеть справедливость окружающих нас, испытать и свою справедливость в отношении людей - это большое счастье, так как

высшая справедливость - выше справедливости,
и имя ей Любовь
.

 
 
Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) - «Похвала справедливости»
Из книги «Апокалипсис мелкого греха»

 
Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской)
АПОКАЛИПСИС МЕЛКОГО ГРЕХА «Похвала справедливости»
Санкт-Петербург -1997

 


 

Краткая БИОГРАФИЯ владыки Иоанна Сан-Францисского (Шаховского):

Архиепископ Иоанн (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской родился в Москве 23 августа 1902 года.
С 1918 года был добровольцем в белой армии генерала А. И. Деникина,
в 1920 году уехал в Константинополь, затем эмигрировал во Францию.

В 1926 был пострижен в монашество в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон.

В 1927 году был рукоположен во иеромонахи епископом Вениамином (Федченковым) в юрисдикции Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) в сербском городе Белая Церковь.
С 1932 года по 1945 - жил и служил в Германии, в 1946 году переехал в Америку (USA).

Поэт, Странник, Писатель - Монах, Иерей, Владыка - Раб Божий и Проповедник - Русский человек.

Его православие органично: оно пропитывает все его мысли и чувства.
И наряду с этим, русская широта: он всегда хочет понять собеседника,
чувствуется, что он уважает всякого человека и питает ко всем христианские чувства.

 
С 1947 года - епископ в юрисдикции Американской Православной церкви в Америке,
с 1950 года владыка Сан-Францисский и Западно-Американский.
Преставился 30 мая 1989 года в Санта-Барбара (Калифорния, США) .

 
Архиепископа Иоанна Сан-Францисского и Западно-Американского (Шаховского) - юрисдикции Американской Православной церкви, - не следует путать (что, к сожалению, не редко встречается в публикациях), -
 
со святым архиепископом Иоанном Шанхайским (Максимовичем), юрисдикции РПЦЗ, бывшим архиепископом Сан-Францисским и Западно-Американским в 1962 - 1966 годах (до своей праведной кончины). В 1994 году владыка Иоанн (Максимович) был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью Заграницей.