Претерпеть брань, упасть, подняться, стать Человеком - Афонский Стаpец Иосиф Спилиот «Изложение монашеского опыта» Письмо 4/81

 
 

Стаpец Иосиф Исихаст (Спилиот)

Стаpец Иосиф Афонский (Исихаст,Спилиот) Γέροντος Ιωσήφ Ησυχαστού (ό Σπηλαιώτης) «Изложение монашеского опыта» Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам

 

Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам
 
              Ἐπιστολή   4 / 81   (письмо 4 из 81)

 

 

Жизнь человека, дитя мое, — скорбь, ибо она проходит в изгнании.
Не ищи совершенного успокоения. Христос наш поднял Крест, и мы поднимем.
Если вытерпим все скорби, найдем Благодать у Господа.
Геронда Иосиф (Исихаст)

 
 
Афонский Старец Иосиф Исихаст (Спилиот) в первые годы на Святой Горе Афон. Середина XX века

Дитя мое, если будешь внимателен к тому, что я тебе пишу, и будешь понуждать самого себя, обретешь большую пользу. Все это с тобой происходит потому, что не понуждаешь себя к [Иисусовой] молитве. Так вот, понуждай себя, говори непрестанно молитву, совсем не закрывай уста. Таким образом к ней привыкнешь, и затем ее примет ум.

Не переставай следить за помыслами, чтобы не расслабиться и не оскверниться.

Иисусова молитва, постоянное понуждение естества — и увидишь, сколько примешь Благодати.

Παιδί μου, εάν προσέχης ό,τι σου γράφω...
Λοιπόν βιάσου. Λέγε διαρκώς την ευχήν. Μην παύης καθόλου το στόμα. Έτσι θα την συνηθίσης μέσα σου και κατόπιν θα την παραλάβη ο νους.
Μην ξεθαρρεύης στους λογισμούς, διότι μαλθακώνεσαι και μολύνεσαι.
Ευχή, βία φύσεως διηνεκής, και θα ιδής πόσην Χάριν θα λάβης.

 

1°   Жизнь человека - скорбь, ибо она проходит в изгнании. Терпи все и не осуждай

 

Жизнь человека, дитя мое, — скорбь (θλίψις), ибо она проходит в изгнании. Не ищи совершенного успокоения. Христос наш поднял Крест, и мы поднимем. Если вытерпим все скорби, найдем Благодать у Господа. Поэтому Господь оставляет нас искушаться, чтобы испытать ревность и любовь к Нему.

Поэтому нужно терпение (υπομονής). Без терпения человек не становится делателем (πρακτικός), не научается духовному, не достигает меры праведности и совершенства.

Люби Иисуса и говори непрестанно [Иисусову] молитву, и она тебя будет просвещать на Его пути.

Смотри не осуждай (μην κατακρίνης). Ибо от этого попускает Бог и Благодать уходит, и оставляет тебя Господь падать, смиряться, видеть свои собственные ошибки (τα ιδικά).

Η ζωή του ανθρώπου, παιδί μου, είναι θλίψις, διότι είναι στην εξορία. Μη ζητής τελείαν ανάπαυσιν. Ο Χριστός μας σή κωσε τον σταυρόν, και ημείς θα σηκώσωμεν. Όλας τα θλίψεις εάν τας υπομένωμεν, ευρίσκωμεν Χάριν παρά Κυρίου. Δι’ αυτό μας αφήνει ο Κύριος να πειραζώμεθα, δια να δοκιμάζη τον ζήλον και την αγάπην προς αυτόν όπου έχομεν.

Δι’ αυτό χρεία υπομονής. Χωρίς υπομονήν δεν γίνεται ο άνθρωπος πρακτικός, δεν μανθάνει τα πνευματικά, δεν φθάνει εις μέτρα αρετής και τελειώσεως.

Αγάπα τον Ιησούν και λέγε αδιάλειπτα την ευχήν και αυτή σε φωτίζει εις την οδόν του.

Πρόσεχε να μην κατακρίνης. Διότι απ΄ αυτό Παραχωρεί ο Θεός και φεύγει η Χάρις και σε αφήνει ο Κύριος να πέφτης, να ταπεινώνεσαι, να βλέπης τα ιδικά σου σφάλματα.

 

2°   Благодать волнами приходит и уходит - пока не очистишься от страстей

 

То, что ты пишешь, — хорошо. Во-первых, то, что ты чувствуешь, — это Благодать Божия. Когда она приходит, становится человек духовным. И все ему кажется добрым и прекрасным. Тогда он всех любит, имеет умиление, слезы, теплую душу.

Но когда отойдет Благодать, чтобы человек был испытан, тогда все становится плотским и падает душа. Ты, однако, тогда не теряй своего усердия, но возглашай постоянно [Иисусову] молитву — с понуждением, с силой, с большой болью: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя".

Αλλ’ όταν υποχωρή η Χάρις να δοκιμασθή ο άνθρωπος, τότε γίνονται όλα σαρκικά και πέφτει η ψυχή. Συ όμως τότε μη χάνης την προθυμίαν σου, αλλά φώναζε διαρκώς την ευχήν. Με βίαν, με το ζόρι, με πόνον πολύν. «Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με»!

И опять, и многократно то же самое, непрестанно. И как бы глядя мысленно на Христа, говори Ему:

"Благодарю Тебя, Христе мой, за то доброе, что Ты мне дал, и за злое, от которого страдаю. Слава Тебе, слава Тебе, Боже мой"!

Και πάλιν και πολλάκις το αυτό συνεχώς. Και ως ατενίζων νοερώς τον Χριστόν να του λέγης «…Δόξα σοι, δόξα σοι, ο Θεός μου».

И когда вытерпишь, снова придет Благодать (η Χάρις), снова — радость. Однако и снова — искушения (ο πειρασμός) и печаль (η λύπη), смятение и нервы. Но и снова — борьба, победа, благодарение (αγώνας, νίκη, ευχαριστία). И это бывает до тех пор, пока мало-помалу не очистишься от страстей и не станешь духовным. И со временем приходишь в безстрастие.

Και υπομένων, πάλιν θα έρθη η Χάρις, πάλιν η χαρά. Όμως και πάλιν ο πειρασμός και η λύπη, η ταραχή και τα νεύρα. Αλλά και πάλιν αγώνας, νίκη, ευχαριστία. Και αυτό γίνεται μέχρις ότου ολίγον ολίγον καθαρίζεσαι από τα πάθη και γίνεσαι πνευματικός…

 

3°   Ты должен быть обруган, высмеян, испытан. Упасть, подняться, стать Человеком

 

Но подвизайся, не проси, чтобы добро пришло само собой. Монах не делается с легкостью. Монах должен быть обруган, высмеян, испытан; должен упасть, подняться, стать человеком.

Это — не в объятиях матери. Разве это возможно, разве было слыхано когда-нибудь, чтобы кто стал монахом, не отходя от своей матери, которая, только он скажет: "Ох", сразу говорит: "Покушай, а то заболеешь!"

Подвиг (η άσκησις), дитя мое, требует лишений (Η άσκησις, παιδί μου, θέλει στερήσεις). Добра не найдешь в ваннах и в приятной жизни.

Требуется подвиг (αγώνα) и много труда. Нужно, чтобы ты взывал день и ночь ко Христу. Нужно терпение во всех искушениях и скорбях. Нужно давить гнев (θυμόν) и похоть (επιθυμίαν).

Θέλει αγώνα και κόπον πολύν. Θέλει να φωνάζης ημέραν και νύκτα προς τον Χριστόν. Θέλει υπομονήν εις όλους τους πειρασμούς και τας θλίψεις. Θέλει να πνίξης θυμόν και επιθυμίαν.

 

4°   Молитва без внимания и трезвения – это потеря времени, труд без платы

 

Очень устанешь, прежде чем уразумеешь, что молитва без внимания и трезвения (προσευχή χωρίς προσοχήν και νήψιν) — это потеря времени, труд без платы. Нужно, чтобы при всех чувствах внутри и снаружи ты поставил неусыпного сторожа — внимание. Ибо без него ум и силы души расплескиваются через глаза и привычки (συνήθη), как бесполезная вода, текущая по дорогам. Никто никогда не обрел молитвы без внимания и трезвения. Никто никогда не удостоился подняться к вышнему без того, чтобы прежде не пренебречь нижним.

Θα κουρασθής πολύ, εώς να εννοήσης ότι προσευχή χωρίς προσοχήν και νήψιν είναι απώλεια χρόνου, κόπος χωρίς πληρωμήν. Πρέπει εις όλας τας αιςθήσει μέσα έξω να στήσης άγρυπνον φύλακα την προσοχήν, διότι χωρίς αυτής ο νους και της ψυχής αι δυνάμεις διαχέονται στα μάταια και συνήθη, ωσάν το άχρηστο νερό που τρέχει στους δρόμους. Ουδείς ποτέ εύρε προσευχήν χωρίς προσοχήν και νήψιν. Ουδείς ποτέ ηξιώθη να ανεβή προς τα άνω χωρίς πρώτον να καταφρονήση τα κάτω.

 

Часто ты молишься, а ум твой рассеивается там и сям, где ему нравится, к чему по привычке тянется. И нужно большое усилие, чтобы оторвать его оттуда, чтобы он внимал словам молитвы.

Часто в твой помысел, в твое слово, в слух, в твой взгляд коварно прокрадывается враг, а ты этого не знаешь. Впоследствии понимаешь это и видишь необходимость борьбы, чтобы очиститься. Однако не изнемогай, противоборствуя духам лукавства. Благодатию Христовою победишь и обрадуешься настолько, насколько ты был огорчен.

 

5°   Никогда не хвалите друг друга в лицо. Ибо вредит и совершенным похвала

 

К этому будь внимателен, скажи и другим: "Смотрите, не хвалите друг друга в лицо. Ибо вредит и совершенным похвала, не только вам, еще слабым".
Одному святому трижды сказал один гость, что тот хорошо плетет свое рукоделие. И на третий раз святой ему сказал: "С тех пор, как ты вошел сюда, человек, ты выгнал Бога от меня".

Видишь, какую строгость имели святые? Поэтому во всем нужно много внимания.

 

6°   Только брань и оскорбления приносят пользу человеку, рождая смирение

 

Только брань и оскорбления приносят духовную пользу человеку, ибо от них рождается смирение, человек приобретает венцы, терпя, задавливает эгоизм и тщеславие.

Поэтому, когда тебя оскорбляют: гордец, лицемер, нетерпеливый и подобное тому, — это время для терпения. И если заговоришь, проиграл.

Так вот, всегда имей страх Божий. Имей любовь ко всем и смотри, чтобы не огорчил чем-нибудь и не навредил кому, ибо во время молитвы встанет препятствием скорбь твоего брата.

Стань для всех добрым примером в словах и делах, и Божия Благодать всегда будет помогать тебе, будет тебя покрывать.

 

7°   Похвала и слава от мирских людей – все смывают с монаха, оставляя его нагим

 

И смотри, дитя мое, не забудь никогда во всей своей жизни, что монах должен быть примером для мирских, а не соблазном, как, опять же, сам он берет пример с Ангелов. Поэтому он должен быть очень внимательным, чтобы его не похитил сатана.

Понадобилось выйти монаху в мир? Пусть выйдет. Однако он должен быть весь — глаза, весь — свет: должен хорошо видеть, чтобы, принося пользу другим, самому случайно не повредиться.

Чрезвычайно опасно выходить в мир молодым монахам и монахиням, которые еще пребывают во цвете лет: они посреди ловушек ходят. Тем, которые пришли в зрелый возраст и от подвига увяли, — не так страшно. Они не столько повреждаются, сколько могут принести пользу, если у них есть опыт и знания.

Только вообще никакой монах не приобретает себе пользы от мира, кроме похвал и славы, которые все смывают с него, и он остается нагим. И горе было бы ему, если бы не покрывала его Божия Благодать соответственно нужде и цели, ради которых он выходит.

 
 
«Изложение монашеского опыта» стаpца Иосифа Афонского (Исихаста,Спилиота) (1899-1959)
Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам. Письмо 4/81
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, 1998, 320с.
Перевод с новогреческого В.А.Гагатика подготовлен по 5-му греческому изданию 1996 года
 
Оригинал: Γέροντος Ιωσήφ (Ησυχαστού), Επιστολή ιά΄, «Έκφρασις μοναχικής εμπειρίας», έκδ. Ἱερᾶς Μονῆς (Ι. Μ.,Ιερά Μονή) Φιλοθέου 19924, Άγιον Όρος 1981, 465 страниц (Ό Γέρων Ιωσήφ ό Σπηλαιώτης - Ekfrasis Monaxikhs Empeirias - Γέροντος ΙΩΣΗΦ του Αγιορείτου)

Первое греческое издание - 1979
Второе греческое издание - 1981
Третье греческое издание - 1985 (значительно дополненное)
Четвертое греческое издание - 1992
Пятое греческое издание - 1996

 

Претерпеть брань, упасть, подняться, стать Человеком - Стаpец Иосиф Афонский (Исихаст,Спилиот) «Изложение монашеского опыта» Письмо 4/81

Благодать волнами приходит и уходит – пока не очистишься от страстей.
Монах должен быть обруган, высмеян, испытан. Упасть, подняться, стать человеком.
Молитва без внимания и трезвения – это потеря времени, труд без платы.
Никогда не хвалите друг друга в лицо. Ибо вредит и совершенным похвала.
Только брань и оскорбления приносят духовную пользу человеку, рождая смирение.
Похвала и слава от мирских людей – все смывают с монаха, оставляя его нагим.

 

Святая Гора Афон - Монахи и монашество - Рабы Божии - Жить по Христу - С нами Бог!